Монополистическая конкуренция и ее основные черты. Дифференциация продукта. Неценовая конкуренция
Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает схожую, но не идентичную продукцию.Основными признакамимонополистической конкуренции являются: 1) относительно небольшая доля рынка, приходящаяся на одну фирму, а следовательно, ограниченный контроль над ценой;2) сравнительно большое число фирм; отсюда тайный сговор с целью ограничения объема выпуска и искусственного повышения (понижения) цены и практически невозможен;3) фирмы самостоятельны в выборе производственных решений и не учитывают возможную реакцию со стороны конкурентов;4)дифференциация продукта 5) экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но и на неценовых факторах; 6) относительно легкое вступление в отрасль. Дифференциация продуктаозначает что в любой момент времени потребителю будет предложен широкий ряд типов, стилей, марок и качества любого данного продукта. Разнообразие и оттенки потребительских предпочтений удовлетворяются производителями более полно. Неценовая конкуренция принимает формы дифференциации и совершенствования продукта, стимулирования сбыта и применения стратегии специализации. Любой конкурентный монополист согласен продавать больше, чем он продает, но чтобы при этом не снижать цену - именно поэтому осуществляется агрессивная реклама.
Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде. Безубыточность фирмы.
Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности
Основные признаки олигополии. Основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: кооперативное и некооперативное. Модель, основанная на кооперативном поведении фирм (модель картеля, тайного сговора). Ценовые войны. Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое количество продавцов однородного или дифференцированного продукта, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Признаки: ограниченное количество крупных взаимозависимых продавцов и множество мелких покупателей в отрасли., наличие возможности регулировать вход в отрасль и устанавливать барьеры для вступления новых фирм в отрасль, преимущественное использование ценовой конкуренции. Кооперативное – участники зависят друг от друга и вступают в явный или неявный сговор. Некооперативный- не зависят друг от друга и вступают в стратегическую игру. Картель – сговор о разделе рынка и поддержании цен на продукцию или ресурсы для ее производства с целью максимизации прибыли и завоеванию лидерства по объему продаж. Сговор - явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов продаж или с целью ограничения соперничества между собой. Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.
Модели, основанные на некооперативном поведении фирм: с последовательным принятием решений (модель лидерства по объему выпуска Штакельберга, лидерства по ценам Эджуорта)
Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии с одновременным принятием решений (модели с одновременным установлением объема выпуска(по Курно), с одновременным установлением цен (по Бертрану).
Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.
Рыночная власть. Показатели монопольной власти. Антимонопольное регулирование в развитых странах и особенности его в Республике Беларусь Рын.власть – способность экономического субъекта воздействовать на цену и объем продаж в собственных интересах. Показатели: коффициэнт Лернера (отношение разности цены продукции и предельных издержек ее производства к цене продукции и показывает монопольной власти фирмы); коэфициент концентрации(рассчитывается как процентное отношение объема продаж определенного числа крупныхфирм к общему объему продаж и показывает степень ее концентрации); индекс Херфиндаля-Хиршмана (сумма квадратов рыночных долей всех фирм отрасли и показывает степень ее концентрации). Антимонопольное регулирование – целенаправленная деятельность гос.органов управления по ослаблению рыночной власти, ее ограничению, предотвращению ее приобретения и злоупотребления ею экономическими субъектами, которая реализуется через систему соответствующих экономических, административных и законодательных мер. Основой антимон.рег. является антим.законодательство – совокупность законов и правовых норм, устанавливающих права и обязанности и ответственность экономических субъектов. Основное направление определяется антим.политикой – ограничение монополизации рынка, контроль слияния и поглощения, ценовой дискриминации, защита прав потребителя, защита и поддержка малого и среднего бизнеса.
Рынки ресурсов. Особенности спроса на ресурсы, его эластичность. Предельный продукт и предельная доходность ресурса. Предельные издержки ресурса. Кривые спроса фирмы на ресурс. Неценовые факторы спроса на ресурсы. Цены на ресурсы в рыночной экономике формируются под влиянием спроса и предложения. Главная особенность спроса на ресурсысостоит в том, что он имеет производный характер, т.е. зависит от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (966)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |