Сущность рынка и его виды
Предмет макроэкономики. Макроэкономика входит в систему экономических наук; составная часть экономической теории. Специфика: 1. Макроэкономика изучает закономерности функционирования народного хозяйства в целом. 2. Макроэкономика изучает общенациональное состояние экономических отношений в производстве, распределении … 3. Макроэкономика систематизирует знания, которые касаются экономики в целом. Макроэкономические модели – инструмент макроэкономики. Макроэк. модель не абсолютная, не исчерпывающая, т.е. не дает единственного ответа и решения (дает целый ряд решений). Макроэкономика отличается от микроэкономики: Микроэкономика связанна с деятельностью отдельных субъектов, изучает механизм принятие решений, на уровне отдельных экономических субъектов. Макроэкономика – все в совокупности. Макроэкономическая теория и макроэкономика. Эти понятия и тождественны, и – нет. Они не тождественны, когда макроэкономика, как хозяйство в целом, а тождественны, когда макроэкономика, как наука. Различают нормативную и позитивную части макроэкономической теории в рамках анализа. Нормативная теория изучает идеальное (желаемое) состояние объекта. Позитивная теория изучает реально протекающее состояние экономических процессов (корректирует желаемое состояние). Экономическая политика, а высший уровень – макроэкономическая политика – целенаправленная деятельность государства, направленная на создание благоприятных условий для принятия экономическими субъектами грамотных решений. · Денежно-кредитная (монетарная) политика гос-ва. · Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. · Политика в области занятости и безработицы. · Инвестиционная политика и т.д. Имеют место всевозможные потери и неразумные решения (не рациональные). Понятие национальной экономики. Мировое хозяйство – система национальных экономик, связанных технологическими, экономическими, социальными отношениями. Национальная экономика – экономика, охватывающая деятельность национальных фирм, предприятий и организаций, но в независимости от их местонахождения на территории данной страны или за ее пределами (нерезиденты). Национальная экономика должна приобрести статус открытой, чтобы национальная экономика вошла в систему мирового хозяйства. · Закрытая национальная экономика (авторктичная) · Открытая национальная экономика. В случае закрытия экономики страна отказывается от участия в мировом обмене. Открытая национальная экономика обуславливается экспортом/импортом товаром. 3. а) Формирование нац. экономики обусловлено: · Природно-климатические условия · Международное разделение труда (учитываются международные условия труда). · Обострение глобальных проблем. б) Формы международно-экономических отношений: 1) Международная торговля товарами и услугами. 2) Движение капитала между странами. 3) Обмен в области науки и техники. 4) Международная миграция рабочей силы. 5) Международные валютные и финансово кредитные отношения. В) Современная экономическая структура международных экономических отношений. Основные виды корпораций: 1) Картель: участники устанавливают цену, долю производства продукции и определяют рынки сбыта. 2) Синдикат – союз корпораций различных стран (единая сбытовая организация на мировом рынке) 3) Трест: объединяет собственно владельцев и владельцы получают прибыль, как пайщики. 4) Концерн: объединяет разные отрасли хозяйства различных стран, организуется единый финансовый центр. Корпорации различаются по источникам формирования ресурсов: 1) ТНК – транснациональная. 2) МНК – межнациональная. Создается ряд межнациональных регулирований. Самая простая форма интеграции – зона свободной торговли. Более сложная форма – единый таможенный союз (единая внешняя политика по отношению к третьим странам). Еще сложнее – общий рынок (свободное перемещение между странами капитала и рабочей силы). Самая сложная – экономический и валютный продукт (валютно-финансовые политика, общеэкономическая политика). Конец лекции 2. Сущность рынка и его виды. Наиболее эффективное хозяйство – рыночное. Рынок – тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Характерные черты: · Взаимное соглашение сторон · Наличие конкуренции и свободный выбор экономических партнеров · Свободная купля продажа Важны как прямые связи так и обратные, т.к. нет чистых продавцов и чистых покупателей. Типы рынков: 1) Неразвитый рынок 2) Классический (свободный) рынок 3) Регулируемый рынок (цивилизованный) 4) Деформированный рынок Характерные черты по каждому из них: 1) Бартерный обмен 2) * Неограниченное число участников свободная конкуренция · Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности · Абсолютная информированность о рынке · Цены уст-ся стихийно, на основе св. конкуренции · Ни один участник не может оказывать влияние на рынок другого участника неэкономическими мерами · Отсутствует государственное регулирование 3) Результат цивилизации общества, когда государство стремится смягчить негативные последствия рынка. Оптимально в таких условиях, что государство вмешивается в экономику. 4) Если государство чрезмерно вмешивается в экономику, то рынок – деформирован, несбалансирован спрос и предложение, чрезмерный рост цен, безработица, теневая экономика, бюджетный дефицит, инфляция. Структура рынка. 1) Рынки разделяются по территориальному признаку (региональный рынок …) 2) Отраслевое разделение (рынок сахара …) 3) По принадлежности к экономическим ресурсам (естественные ресурсы, рабочей силы …) 4) Рынок средств производства (труда, машин …) 5) Рынок денег, валюты, ценных бумаг, инноваций. Лекция 2.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (771)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |