Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания по подготовке к экзамену




Экзамен является важнейшей формой итогового контроля знаний студентов заочной формы обучения. Для эффективного усвоения курса «Макроэкономика» как особого раздела экономической теории студентам нужно вспомнить сущность основных категорий, изучаемых в курсе экономической теории, причинно-следственные связи экономических явлений.

Желательно также освежить в своей памяти знания микроэкономики, так как современная макроэкономика широко использует теоретические основы микроэкономики, изучающей индивидуальные решения фирм и домохозяйств и процесс их взаимодействия на национальных рынках. Необходимый уровень математической подготовки в основном ограничивается знанием основ алгебры, особенно умением оперировать с линейными уравнениями, а также использованием основ дифференциального исчисления.

В процессе изучения дисциплины студент работает как под руководством преподавателя (установочные и обзорные лекции, консультации преподавателя по наиболее проблемным, сложным для усвоения вопросам и перед экзаменом), так и самостоятельно. Особенностью заочной формы обучения является то, что главное внимание уделяется самостоятельной форме приобретения знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине.

Студент должен самостоятельно подобрать основную литературу из списка рекомендованной, проработать тексты лекций и учебных пособий, провести анализ и обработку статистических данных при выполнении теоретического раздела контрольной работы, разобраться с решением типовых задач и тестов по сборникам задач и практикумам.

В результате у студента должно сформироваться целостное представление о макроэкономике как составной части современной экономической теории. Важно определить взаимосвязи отдельных тем курса, овладеть методологией и инструментарием макроэкономических исследований, уметь использовать различные теоретические концепции и модели для изучения реальной экономики и анализа результатов той или иной политики правительства.



 

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Макроэкономика»

1. Предмет и метод макроэкономика. Понятие агрегирования.

2. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.

3. Национальная экономика: её цели и результаты.

4. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП), методы измерения ВВП.

5. Номинальный и реальный валовой внутренний продукт (ВВП). Понятие дефлятора ВВП.

6. Основные макроэкономические показатели.

7. Система национальных счетов (СНС). Основные показатели СНС (показатели дохода и продукта).

8. Номинальные и реальные показатели. Инфлирование и дефлирование. Индексы потребительских цен: Ласпейреса, Пааше.

9. Совокупный спрос и факторы, влияющие на него.

10. Объяснение нисходящего характера кривой совокупного спроса.

11. Совокупное предложение и факторы, воздействующие на него.

12. Особенности кривой совокупного предложения.

13. Макроэкономическое равновесие. Понятие рецессионного и инфляционного разрывов.

14. Основные модели макроэкономического равновесия.

15. Макроэкономическое равновесие в модели IS – LM.

16. Потребление и сбережение. Факторы, влияющие на них.

17. Сущность инвестиций и их виды. Инвестиции и динамика валового внутреннего продукта (ВВП).

18. Спрос на инвестиции и их предложение. Мультипликатор инвестиций.

19. Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости. Эффект акселератора.

20. Сущность, измерение, причины и виды инфляции.

21. Социально-экономические последствия инфляции.

22. Антиинфляционная политика государства: тактические и стратегические мероприятия.

23. Понятие и виды экономических циклов. Теория длинных волн Н. Кондратьева.

24. Фазы экономического цикла. Механизм выхода из кризиса.

25. Понятие, измерение и формы безработицы.

26. Социально-экономические последствия безработицы и методы её преодоления.

27. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса.

28. Сущность, функции, виды денег. Денежные агрегаты.

29. Денежный рынок: спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке. Понятие «ликвидной ловушки».

30. Денежный и банковский (депозитный) мультипликатор.

31. Банковская система: структура и функции в национальной экономике.

32. Центральный банк и его функции.

33. Коммерческие банки и их функции. Создание денег банками.

34. Денежно-кредитная политика ЦБ: ее цели, инструменты и механизм влияния на ВВП.

35. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.

36. Государственный бюджет, его дефицит и профицит. Методы балансирования государственного бюджета.

37. Государственный долг. Виды госдолга и управление им.

38. Налоги и их функции. Кривая Лаффера.

39. Фискальная политика государства, механизм и инструменты ее реализации.

40. Дискреционная фискальная политика и политика встроенных стабилизаторов.

41. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.

42. Мультипликатор автономных расходов. Парадокс бережливости.

43. Сравнительная характеристика кредитно-денежной и фискальной политики.

44. Доходы населения: виды и источники формирования. Номинальный и реальный доходы.

45. Неравенство доходов и его причины. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Децильный, квинтильный коэффициенты.

46. Финансовые отношения и финансовая система, функции финансов.

47. Экономическая политика государства: виды и основные направления.

48. Сущность, источники и факторы экономического роста, его типы и показатели.

49. Модели экономического роста (Солоу, Хикс, Харрод, Домар)

50. Государственное регулирование рыночной экономики: основные направления и методы

 

Варианты контрольных работ

ВАРИАНТ 1 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы А)

Теоретические вопросы:

1. Сравнение макроэкономической политики при фиксированном и плавающем обменных курсах.

2. Роль денег в регулировании реального сектора экономики.

Тесты:

1. Первичный дефицит госбюджета – это:

а) разница между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов;

б) разница между текущим дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного дома;

в) разница между фактическим дефицитом и структурным дефицитом;

г) общий дефицит госбюджета.

2. «Инвестиционная ловушка» предполагает, что:

а) кривая IS строится на основе кейнсианской функции потребления;

б) график функции инвестиций перпендикулярен горизонтальной оси, и линия IS занимает также перпендикулярное положение к оси абсцисс;

в) в экономике сложилась ситуация, при которой спрос на инвестиции совершенно неэластичен по ставке процента вследствие «пессимистической» оценки инвесторами будущей конъюнктуры.

г) все верно.

Задачи:

1. Имеется экономическая система, функционирование которой определяется следующими зависимостями. Производственная функция имеет вид: Y = 7,2 К1/2 N1/2. Объем применяемого капитала стабилен, инфляционные ожидания отсутствуют. Функция спроса на труд: Nd =90–2, 25 w; функция предложения труда: Ns =20,25 w. Спрос на реальные кассовые остатки выражается функцией: L = 0,5 Y – 10 i; предложение денег: Ms = 618. Инвестиционный спрос предпринимательского сектора выражен функцией: I = 77 – 10 г; а сбережения домохозяйств определяются по формуле: S & – 100 + 0,25 Y. Определить величину реального национального дохода и уровень цен в условиях общего макроэкономического равновесия.

2. Функция потребления домохозяйств имеет вид: C= 50+ 0,6y. Определить: 1) объем сбережений домохозяйств, если ставка подоходного налога 20%, 2) общий доход объема сбережений при увеличении минимальных расходов домохозяйств на 30 ед.

 

ВАРИАНТ 2 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы Б)

Теоретические вопросы:

1. Основные школы макроэкономических исследований: общие и специфические черты.

2. Экономический рост как макроэкономическая категория и его особенности на современном этапе социально-экономического развития.

Тесты:

1. Отрицательный наклон кривой IS объясняется:

а) равенством инвестиций и сбережений;

б) обратной зависимостью величины инвестиций и процентной ставки;

в) неэластичностью спроса на инвестиции по ставке процента;

г) нет верного ответа.

2. При какой норме сбережений будет достигнут равновесный экономический рост, если экономическая система, функционирующая в соответствии с моделью Е. Домара, характеризуется следующими показателями: производительность труда q=6, капиталовооруженность труда k=12, темп прироста занятого населения 10% в год?

а) 0,2; в) 0,1

б) 0,5; г) 0,4

Задачи:

1. Рассмотрим экономику, в которой правительство решает сохранить объем выпуска на прежнем уровне и снизить темпы инфляции на 3%. В распоряжении правительственных органов имеются два инструмента: государственные закупки (G) и денежная масса (M). Эффект воздействия политических инструментов на целевые показатели отражается зависимостью: ΔY= 0,6ΔG + 0,3 ΔM и Δπ = 1,7 ΔG +0,27Δ M, где ΔY; ΔG и ΔM изменяются в процентах от Y.

Определить:

а) могут ли правительственные органы достичь одновременно двух целей;

б) влияние какого инструмента (G или M) оказывает большее воздействие на Y, на π;

в) с помощью какого набора политических мер можно будет достичь поставленных целей.

2. Пусть в краткосрочном периоде функционирование большой открытой экономики с плавающим обменным курсом описывается следующими уравнениями: C= 0,5 (Y-T) – функция потребления отечественных благ; I=1000-200r – функция инвестиций; Xn=500-250Edev – функция чистого экспорта товаров и услуг; L=0,5Y-250r – функция спроса на реальные кассовые остатки; KXn=50-25r – функция чистого экспорта капитала. В обращении находится 1000 ден. ед. Чистые налоги: T=120. Государственные закупки G=200. Уровень цен стабилен P=1. Рассчитать: а) объем национального производства в условиях внутреннего и внешнего равновесия; б) чистый экспорт капитала.

 

ВАРИАНТ 3 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы В)

Теоретические вопросы:

1. Сравнительные преимущества фиксированного и плавающего валютных курсов.

2. Анализ инвестиционного поведения фирм в условиях экономического кризиса.

Тесты:

1. Макроэкономический анализ ex ante представляет собой:

а) определение факторов и механизма их влияния на будущие значения макропараметров;

б) описание хода и итогов экономической деятельности участников национального хозяйства в прошедшем времени;

в) национальное счетоводство;

г) все ответы верны.

2. Для бюджетно-налоговой политики характерно следующее:

а) длительные внутренние лаги;

б) длительные внешние лаги;

в) как внутренние, так и внешние лаги;

г) отсутствие и внутренних и внешних лагов.

Задачи:

1. Известно, что при национальном доходе 3600 ден. ед. спрос на реальные кассовые остатки составил 900 ден. ед. Спекулятивный спрос на деньги представлен функцией LS = 360 – 6 i. Номинальная процентная ставка равна 15 %. Определить скорость обращения денег.

2. Трудоспособное население страны А составляет 150 млн. человек, по причине отраслевых перестроек оказались временно без работы еще 3 млн. человек, из-за банкротства предприятий потеряли работу еще 4 млн. человек, а вследствие экономического кризиса остались без работы еще 5 млн. человек. Определить: 1) естественную норму безработицы; 2) фактический объем ВНП при коэффициенте Оукена, равном 3, и потенциальном объеме ВНП, равном 500 ден. ед.

 

ВАРИАНТ 4 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы Г)

Теоретические вопросы:

1. Какой вид инфляции является основной причиной роста цен в России? Перечислите причины, обусловливающие устойчивый рост цен в России за последние 10 лет.

2. Проанализируете динамику учетной ставки процента в РФ. Покажите наличие (отсутствие) взаимосвязи динамики учетной ставки с динамикой предложения денег в РФ.

Тесты:

1. Какие из перечисленных пропорций складываются при изменении реального ВВП в коротком периоде:

1) между приростом автономных расходов и приростом реального ВВП

2) между темпом прироста труда, капитала, НТП и темпом прироста реального ВВП;

3) между величиной труда, капитала, НТП и реальным ВВП;

4) между величиной автономных расходов и реальным ВВП страны.

2. Какие экономические параметры, регулируемые Центральным банком страны, относятся к инструментам денежно-кредитной политики? Объясните механизм их действия.

Задачи:

1. Центральный банк установил норму обязательных резервов на уровне 15%. Норма избыточных резервов составляет 5%. Объем денежной базы 1035 млрд. руб. Количество наличных денег на 50% превышает объем депозитов.

Определите:

а) объем денежной массы;

б) количество наличных денег;

в) объем депозитов.

2. Открытая экономика характеризуется следующими данными: функция потребительских расходов – С = 100 + 0,8Yv, функция инвестиций – I = 100 – 20r, реальная ставка процента равна 10%, ставка подоходного налога tу = 20%, государственный бюджет сбалансирован. Допустим, что чистые факторные доходы из-за рубежа отсутствуют, чистый экспорт капитала равен 380, а функция чистого экспорта товаров и услуг имеет вид: NX = 680 + 10e – 0,2Y. Валютный курс фиксирован на уровне 20 рублей за доллар.

Рассчитайте сальдо:

а) счета текущих операций;

б) платежного баланса.

 

ВАРИАНТ 5 (для студентов, фамилии которых начинаются с букв Д, E)

Теоретические вопросы:

1. Сравнительная эффективность воздействия фискальной политики на совокупный спрос (неоклассическая и кейнсианская концепции).

2. Влияние динамики доходов и процентных ставок на потребительское поведение населения.

Тесты:

1. Если экспорт превышает импорт, то это соответствует тому, что:

а) национальные инвестиции превышают национальные сбережения;

б) имеет место избыток госбюджета;

в) чистый экспорт отрицателен;

г) имеет место дефицит госбюджета;

2. Модель Манделла – Флеминга показывает, что при фиксированном обменном курсе:

 

а) кредитно-денежная политика не оказывает влияния на совокупный доход;

б) кредитно-денежная политика оказывает влияние на совокупный доход;

в) фискальная политика не оказывает влияния на совокупный доход;

г) фискальная политика оказывает влияние на совокупный доход;

д) верно а) и г).

Задачи:

1. При производственной функции Y= K1/2 N1/2, предложении труда NS=100, денежной массе в обращении M=100 ден. ед. одна денежная единица совершает 4 оборота в год. Объем первоначально применяемого капитала K0=64. Определить прирост денежной массы, позволяющий стабилизировать уровень цен при повышении объема применяемого капитала на 10 %.

2. Известно, что коэффициент депонирования денег равен 0,5, норма избыточных резервов составляет 0,05. Определить: 1) увеличение количества денег в обращении, если денежная база увеличится на 50 ден. ед.; 2) депозитный мультипликатор.

ВАРИАНТ 6 (для студентов, фамилии которых начинаются с букв Ж, З)

Теоретические вопросы:

1. Сравнительная характеристика основных концептуальных подходов к нормативной теории макроэкономической политики.

2. Анализ динамики коэффициента депонирования в РФ в периоды спада и подъема деловой активности.

Тесты:

1. Определите потенциальный объем производства, если известно, что конъюнктурная безработица составляет 3%, коэффициент Оукена равен 3, а фактический объем производства – 2730 ед.

а) 2750 ед.; в) 3000 ед.

б) 3500 ед.; г) 4000 ед.

2. В открытой экономической системе к эндогенным параметрам относят:

а) значение нормы обязательных резервов;

б) уровень ставки рефинансирования;

в) уровень инфляции;

г) все ответы верны.

Задачи:

1. Дано: функция потребления С=0.6 Уv. Спрос на деньги описывается зависимостью L=0,2Y+800-80i. Уровень цен стабилен при P=2, спрос на инвестиции I=130-10r, государственный бюджет сбалансирован при T=G=550. Величина денежной базы Н=500, норма обязательных резервов 30%, избыточных – 10%, коэффициент депонирования cr=0,6. Инфляционные ожидания отсутствуют. Определите изменения равновесного значения национального дохода, процентной ставки и объема инвестиций, если известно, что при прочих равных условиях сумма налогов (Т) увеличилась на 50 единиц по сравнению с первоначальным значением.

2. Экономический субъект принимает решение в соответствии с теорией межвременного потребления Фишера. Первый период, 20 лет, экономический субъект получает 600 ед. в год. При этом 1/3 дохода сберегается. Второй период, 10 лет, субъект потребляет случайный доход в размере 0,3 доли сбережений без роста ставки процента и стоимости сбережений первого периода, возросших на изменение реальной процентной ставки на 20%. Чему будет равно потребление первого и второго периодов?

 

ВАРИАНТ 7 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы И)

Теоретические вопросы:

1. Общие и специфические черты основных моделей экономического роста в рамках кейнсианского направления.

2. Используя статистические данные, теоретические выводы и модели, обоснуйте влияние политики государства на инвестиционные решения предпринимателей. Дайте графическую интерпретацию эффекта вытеснения частных инвестиций.

Тесты:

1. Рассчитайте величину кредитов, которую могут выдать коммерческие банки, если известно, что активы Центрального банка равны 1000 ден. ед., коэффициент депонирования – 0,56; норма обязательных резервов – 0,18; норма избыточных резервов составляет 0,06.

а) 950; в) 1950;

б) 1000; г) 50 .

2. Экспансионистская фискальная политика приводит:

а) к увеличению ставки процента;

б) вытеснению частных инвестиций;

в) росту совокупного спроса;

г) все ответы верны.

Задачи:

1. Определите предпочтения предпринимателей в осуществлении следующего инвестиционного проекта: первоначальный стартовый капитал – 200 тыс. руб., длительность реализации – 2 года, прибыль первого и второго периода постоянна и равна 120 тыс. руб. Номинальная ставка процента и уровень инфляции постоянны и составляют соответственно 9% и 6% годовых.

2. Инвестиционный спрос предпринимателей: I=120-40r. Сбережения домохозяйств: S=0,2Yv. Спрос на деньги: L=0,5Y+62-20i. Предложение денег: М=42. Государственный бюджет сбалансирован при G=T=40. Инфляционные ожидания отсутствуют, а уровень цен в краткосрочном периоде фиксирован при P=1. Потенциальный объем национального производства равен Y*=80. Определите, как изменятся объем выпуска и уровень цен в краткосрочном и долгосрочном периодах, если денежная масса вырастет на 8 ед.

 

ВАРИАНТ 8 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы К)

Теоретические вопросы:

1. Объясните, как работает «правило эффективной рыночной классификации» при выборе инструментов макроэкономической политики в России.

2. Проведите сравнительный анализ эффективности применения инструментов бюджетно-налоговой политики в России посредством сравнения величины мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора. Какой из рассматриваемых инструментов более эффективный? Почему?

Тесты:

1. Какие последствия для рынка благ в коротком периоде будет иметь покупка Центральным банком облигаций на открытом рынке? Свои выводы подтвердите с помощью графической интерпретации AD-AS модели.

2. Какие последствия в рамках IS-LM модели будет иметь рост трансфертных платежей государства:

1) рост ставки процента и увеличение национального дохода;

2) рост ставки процента и уменьшение национального дохода;

3) снижение ставки процента и уменьшение национального дохода;

4) снижение ставки процента и увеличение национального дохода;

Задачи:

1. В малой открытой экономике при абсолютной мобильности капитала, фиксированных значениях уровня цен (Р=1) и валютного курса (е=10) сложились следующие функциональные зависимости между основными макроэкономическими показателями: функция потребления имеет вид: C=100+0,5Yv, инвестиционные расходы представлены зависимостью: I=200-20r, реальный спрос на деньги задан функцией: L=0,4Y+200-10r, функция чистого экспорта: NХ=100+10e. Государственный бюджет сбалансирован, ставка налогообложения равна 20%, мировая процентная ставка: r*=5%.

Определите:

а) объем выпуска, обеспечивающий двойное равновесие в экономике при условии, что приток капитала в экономику осуществляться не будет;

б) какой прирост денежной массы может позволить правительству поддерживать фиксированный валютный курс, если правительство снизит ставку налогообложения на 5% при неизменном уровне государственных расходов.

2. Предположим, что кривая Филипса для экономики страны задана соотношением: t=t-1- 0,8 (u – u*).

А) Какой величины достигнет коэффициент соотношения потерь и страны; результата в борьбе с инфляцией: а) по ВВП и б) по уровню безработицы, если известно, что каждому проценту конъюнктурной безработицы соответствует сокращение потенциального объема реального ВВП на 2,5%, а уровень безработицы первоначально достигал своего естественного значения?

Б) насколько должен быть изменен уровень конъюнктурной безработицы для снижения темпа инфляции на 5 процентных пунктов, если естественная безработица остается на неизменном уровне?

 

ВАРИАНТ 9 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы Л)

Теоретические вопросы:

1. Теоретические основы модели реального делового цикла и возможность применения в современных российских условиях.

2. На примере любой страны рассчитайте основные параметры модели кругооборота доходов и расходов с участием государства.

Тесты:

1. Политика, направленная на снижение степени случайных отклонений в целевых показателях, – это:

а) бюджетно-налоговая политика;

б) фискальная политика;

в) стабилизационная политика;

г) комбинированная политика.

2. Определите сумму автономных расходов семьи, если известно, что при доходе в 7500 руб. и предельной склонности к потреблению 40% она тратит на потребление 4610 руб. и уплачивает 13% подоходного налога:

а) 2000 руб.; в) 2500 руб.;

б) 750 руб.; г) 1250 руб.__

Задачи:

1. Поведение макроэкономических субъектов характеризуется следующими данными: С=200+0,4Уv, I=500+400r, G=T, ty =0,33, E=200, Z=210, r=10%. Определите равновесное значение национального дохода.

2. В экономической системе с технологией производства Y=4N предложение труда Ns=100. Рынок благ характеризуется следующими параметрами: S= -80+0,2Yv, I=100-10i, G=60, ty=20%. Спрос на день ги L=0,64Y-10i, предложение денег M=250, уровень цен стабилен при P=2. Необходимо определить: а) на сколько единиц государству надо увеличить расходы, чтобы обеспечить полную занятость; б) мультипликатор государственных расходов.

 

ВАРИАНТ 10 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы М)

Теоретические вопросы:

1. Особенности формирования равновесия на рынке труда: неоклассический и кейнсианский подходы.

2. Влияние государства на кругооборот доходов и расходов: общие закономерности и российская специфика.

Тесты:

1. Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если:

а) госрасходы направляются на закупку товаров и услуг, а не на оплату чиновников;

б) госрасходы сопровождаются увеличением предложения денег;

в) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в частном секторе;

г) госрасходы финансируются за счет выпуска государственных ценных бумаг;

д) все предыдущие ответы не верны.

2. В течение определенного периода времени в стране наблюдался более высокий темп инфляции, чем в странах-партнерах. В результате в экономике страны будет происходить:

а) снижение импорта товаров;

б) снижение экспорта товаров;

в) снижение процентных ставок;

г) снижение денежного предложения.

Обоснуйте ответ.

Задачи:

1. Согласно модели Р. Солоу производственная функция имеет вид Y=0,84K0,5, норма выбытия капитала d=3%, темпы прироста населения n=2%, темп технологического прогресса g=2%. Определить капиталовооруженность и норму сбережения, соответствующие «золотому правилу накопления».

2. Если в смешанной открытой экономике доля потребления в составе произведенного национального дохода равна 70%, удельный вес государственных расходов составляет 18%, доля чистого экспорта равна 7%, а бюджетный дефицит достигает 4% от национального дохода страны. Определить долю частных сбережений в составе национального дохода.

 

ВАРИАНТ 11 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы Н)

Теоретические вопросы:

1. Объясните, почему в период спада может повыситься естественный уровень безработицы.

2. Роль ожиданий при проведении денежно-кредитной политики.

Тесты:

1. В неоклассической теории принятия инвестиционных решений при уменьшении предельной производительности капитала:

а) функция инвестиций сдвигается вправо;

б) функция инвестиций сдвигается влево;

в) увеличиваются реальные издержки от сдачи капитала в аренду;

г) увеличивается норма выбытия капитала.

2. В модели экономического роста Р. Солоу при отсутствии роста населения и технологического прогресса устойчивый уровень капиталовооруженности возрастет, когда:

а) увеличится потребление на одного работника;

б) увеличится норма выбытия капитала;

в) возрастет норма сбережений;

г) увеличится количество инвестиций на одного работника.

Задачи:

1. Известно, что производственная функция хозяйственной системы имеет вид Y = 16 N1/2. Функция сбережений: S = – 20 + 0,4 Y. Функция инвестиций: I = 280 – 20 i. Спрос на реальные кассовые остатки характеризуется зависимостью L = 0,64 Y + 120 – 8 i. В обращении находится 288 денежных единиц. Номинальная ставка заработной платы W0 = 4, а функция предложения труда имеет вид: NS = 2W0.

Определите:

1) равновесные значения процентной ставки, уровня цен и реального национального дохода;

2) норму конъюнктурной безработицы.

2. Производство на макроуровне характеризуется производственной функцией Y = Kt 3/4 Nt1/4. Темп прироста реального ВВП составил за год 4%, технологический прогресс увеличивался с темпом 1,25% в год, капитал – 2% в год. Определить, с каким темпом происходило увеличение занятого населения.

 

ВАРИАНТ 12 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы О)

Теоретические вопросы:

1. Покажите, какая группа факторов экономического роста является основой положительной динамики темпа прироста ВВП России за последние 10 лет? Свой ответ обоснуйте с помощью данных официальной статистики.

2. Проведите анализ структуры денежной массы страны за период с 2001 г. по 2011 г. Как за этот период изменилась пропорция M0/M2? Как динамика данной пропорции связана со степенью развитости финансового рынка России?

Тесты:

1. Какое из перечисленных явлений становится причиной превышения потерь в реальном секторе над потерями в сфере занятости:

1) конъюнктурная безработица;

2) фрикционная безработица;

3) структурная безработица;

4) скрытая безработица.

2. К каким последствиям на рынке труда, функционирующем в соответствии с постулатами неоклассической школы, приведет внедрение новой более совершенной технологии? Покажите происходящие изменения на рынке труда с помощью графика.

Задачи:

1. В экономической системе с фиксированной ставкой номинальной заработной платы W0=10 ден. ед. и производственной функцией Y=K1\2N имеющийся запас капитала К0 =100 ед. Функция предложения труда: Ns=6W. Функция потребления: С=10+0,5Yv. Инвестиционный спрос предпринимателей выражается зависимостью: I=400-50r. Значение реальной процентной ставки неизменно: r=3%. Государство осуществляет на рынке товаров и услуг закупки на сумму G=40. Налоги определяются функцией T=tyY, где ty=0,2.

Необходимо найти:

а) Как изменится равновесная величина национального дохода, инвестиций и занятости, если государство в рамках стимулирующей фискальной политики снизит ставку налога до нуля?

б) Какие последствия будет иметь такая мера государственного регулирования, если в основе проводимой политики лежат предпосылки неоклассической теории?

в) Причины различия последствий от снижения налогов. Покажите полученные различия с помощью графика общего макроэкономического равновесия.

2. Известно, что при повышении уровня конъюнктурной безработицы на 1 процентный пункт фактический объем реального ВВП отклоняется от его потенциального значения на 2,5%.

Каков будет уровень фактического ВВП, если потенциальный объем реального ВВП превышает фактический на 500 ед., а уровень фактической безработицы превышает свой естественный уровень на 5 процентных пунктов?

ВАРИАНТ 13 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы П)

Теоретические вопросы:

1. Сравните, как взаимосвязаны реальный и денежный секторы экономики в неоклассической и кейнсианской моделях общего макроэкономического равновесия.

2. Проанализируйте основные тенденции изменения структуры совокупного спроса на стадиях экономического спада и подъема.

Тесты:

1. Показатель долгового бремени долг/ ВВП увеличивается, если при прочих равных условиях:

а) снижается фактический дефицит государственного бюджета;

б) снижаются темпы роста объема выпуска;

в) возрастает реальная ставка процента;

г) возрастает ожидаемый темп инфляции;

д) снижается доля структурного бюджетного излишка в ВВП.

2. В модели циклического развития Самуэльсона – Хикса при предельной склонности к потреблению, равной 0,7, и значении акселератора μ =1,5 в результате увеличения автономных инвестиций величина национального дохода:

а) монотонно устремляется в бесконечность;

б) через затухающие колебания стремится к большему равновесному значению;

в) приобретает динамику взрывных колебаний;

г) монотонно стремится к большему равновесному значению.

Задачи:

1. В смешанной открытой экономике функция потребления домохозяйств имеет вид: С = 500 + 0,8 YV, предприниматели ежегодно инвестируют в производство 200 ед. независимо от уровня процентной ставки, а их предельная склонность к инвестированию по процентной ставке Ii = – 25. Функция чистого экспорта: NX = 150 – 0,1 Y – 20i. В обращении находится 138 ден. ед. Спрос на реальные кассовые остатки определяется зависимостью: L = 0,6 Y – 400 i. Уровень цен Р =1. Величина государственных закупок G = 400. Ставка подоходного налога равняется 25%. Определить величину эффективного спроса.

2. Известно, что ВВП в стране производится 10 идентичными фирмами при фактическом объеме капитала каждой фирмы, равном 450 ден. ед., и производственной функции Y = 2K1/2 N1/2. Численность занятых в экономике: N = 100. Номинальная ставка процента составляет 12% годовых, норма амортизации равна 2%, ожидаемый темп инфляции равен 4% в год. Определить объем чистых инвестиций каждой фирмы в течение второго года инвестирования при величине гибкого акселератора, равной 0,5.

 

ВАРИАНТ 14 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы Р)

Теоретические вопросы:

1. Основные характеристики модели кругооборота доходов и расходов с участием государства.

2. Кейнсианская теория занятости: возможности применения для России.

Тесты:

1. Допустим, что общая величина резервов коммерческого банка составляет 318 млн руб. Величина депозитов – 1550 млн руб. Обязательная норма резервирования депозитов – 16%. Активы Центрального банка составляют 2734,4 млн руб. Определите величину избы точных резервов, направляемую на выдачу ссуд:

а) 70 млн. руб.; в) 85 млн. руб.;

б) 80 млн. руб.; г) 90 млн. руб.

2. К основным постулатам неоклассической модели общего макроэкономического равновесия относят:

а) существует только естественная безработица;

б) ведущая роль принадлежит рынку труда;

в) денежный сектор отделен от реального по принципу «классической дихотомии»;

г) все ответы верны.

Задачи:

1. Дано: М=45; k=1/v=0,5 Y=2N1/2, I=15-100i, S= -10+240i, w=0, 05.

Определите:

1) тип общего макроэкономического равновесия;

2) равновесный уровень цен, равновесное значение процентной ставки;

3) потребление домохозяйств;

4) какие изменения произойдут в экономической системе, если уровень цен вырастет на 10% при неизменной скорости обращения денег?

2. Экономическая система характеризуется следующими зависимостями:

ΔY=0,5ΔG+0,25ΔM

Δπ=2,5ΔG+0,75ΔM

Определите:

а) могут ли государственные власти решить задачу оптимизации макроэкономической политики;

б) на какую величину необходимо изменить денежную массу и государственные закупки, если перед правительством стоит задача по обеспечению экономического роста на 5 процентов при сохранении текущего уровня цен.

ВАРИАНТ 15 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы С)

Теоретические вопросы:

1. Сравнить оптимальную дискреционную политику и политику твердого курса.

2. Особенности поведения населения России при формировании оптимального портфеля финансовых активов.

Тесты:

1. Если первоначально экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия, то увеличение скорости обращения денег может привести:

а) к падению объема выпуска в краткосрочном периоде и снижению уровня цен в долгосрочном;

б) падению объема выпуска в краткосрочном периоде и росту уровня цен в долгосрочном;

в) росту объема выпуска в краткосрочном периоде и росту уровня цен в долгосрочном;

г) росту объема выпуска в долгосрочном периоде и росту уровня цен в краткосрочном.

2. График динамической функции совокупного спроса сдвигается вниз, если:

а) увеличивается автономный спрос;

б) уменьшаются инфляционные ожидания экономических субъектов;

в) снижается темп прироста денежной массы;

г) увеличивается объем спроса на инвестиции.

Задачи:

1. Предположим, что экономика состоит из 9 идентичных фирм, которые имеют одинаковый запас капитала K=3600 и идентичную технологию, описываемую производственной функцией Y=4K1/2N1/2. При этом предложение труда в экономике постоянно и равно 1600. Каков будет уровень безработицы, если ставка реальной заработной платы установится на уровне w=10?

2. Центральный банк установил норму обязательных резервов на уровне 10%. Коммерческие банки оставляют в виде кассовой наличности 6% от депозитов. Коэффициент депонирования равняется 1,24. С помощью операций на открытом рынке Центральный банк намерен увеличить предложение денег в экономике на 240 ден. ед. На какую сумму он должен купить государственные облигации?

 

ВАРИАНТ 16 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы Т)

Теоретические вопросы:

1. Сравнительная характеристика основных моделей экономических циклов, основанных на теории взаимодействия мультипликатора -акселератора.

2. Индуцированные инвестиции и их динамика в России в период экономического спада.

 

Тесты:

1. Реальный бюджетный дефицит – это:

а) государственный долг, откорректированный на уровень инфляции;

б) номинальный бюджетный дефицит минус уровень инфляции;

в) номинальный бюджетный дефицит минус государственный долг на начало года, откорректированный на уровень инфляции;

г) все ответы не верны.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1074)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.07 сек.)