Методические указания по подготовке к экзамену
Экзамен является важнейшей формой итогового контроля знаний студентов заочной формы обучения. Для эффективного усвоения курса «Макроэкономика» как особого раздела экономической теории студентам нужно вспомнить сущность основных категорий, изучаемых в курсе экономической теории, причинно-следственные связи экономических явлений. Желательно также освежить в своей памяти знания микроэкономики, так как современная макроэкономика широко использует теоретические основы микроэкономики, изучающей индивидуальные решения фирм и домохозяйств и процесс их взаимодействия на национальных рынках. Необходимый уровень математической подготовки в основном ограничивается знанием основ алгебры, особенно умением оперировать с линейными уравнениями, а также использованием основ дифференциального исчисления. В процессе изучения дисциплины студент работает как под руководством преподавателя (установочные и обзорные лекции, консультации преподавателя по наиболее проблемным, сложным для усвоения вопросам и перед экзаменом), так и самостоятельно. Особенностью заочной формы обучения является то, что главное внимание уделяется самостоятельной форме приобретения знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине. Студент должен самостоятельно подобрать основную литературу из списка рекомендованной, проработать тексты лекций и учебных пособий, провести анализ и обработку статистических данных при выполнении теоретического раздела контрольной работы, разобраться с решением типовых задач и тестов по сборникам задач и практикумам. В результате у студента должно сформироваться целостное представление о макроэкономике как составной части современной экономической теории. Важно определить взаимосвязи отдельных тем курса, овладеть методологией и инструментарием макроэкономических исследований, уметь использовать различные теоретические концепции и модели для изучения реальной экономики и анализа результатов той или иной политики правительства.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Макроэкономика» 1. Предмет и метод макроэкономика. Понятие агрегирования. 2. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. 3. Национальная экономика: её цели и результаты. 4. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП), методы измерения ВВП. 5. Номинальный и реальный валовой внутренний продукт (ВВП). Понятие дефлятора ВВП. 6. Основные макроэкономические показатели. 7. Система национальных счетов (СНС). Основные показатели СНС (показатели дохода и продукта). 8. Номинальные и реальные показатели. Инфлирование и дефлирование. Индексы потребительских цен: Ласпейреса, Пааше. 9. Совокупный спрос и факторы, влияющие на него. 10. Объяснение нисходящего характера кривой совокупного спроса. 11. Совокупное предложение и факторы, воздействующие на него. 12. Особенности кривой совокупного предложения. 13. Макроэкономическое равновесие. Понятие рецессионного и инфляционного разрывов. 14. Основные модели макроэкономического равновесия. 15. Макроэкономическое равновесие в модели IS – LM. 16. Потребление и сбережение. Факторы, влияющие на них. 17. Сущность инвестиций и их виды. Инвестиции и динамика валового внутреннего продукта (ВВП). 18. Спрос на инвестиции и их предложение. Мультипликатор инвестиций. 19. Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости. Эффект акселератора. 20. Сущность, измерение, причины и виды инфляции. 21. Социально-экономические последствия инфляции. 22. Антиинфляционная политика государства: тактические и стратегические мероприятия. 23. Понятие и виды экономических циклов. Теория длинных волн Н. Кондратьева. 24. Фазы экономического цикла. Механизм выхода из кризиса. 25. Понятие, измерение и формы безработицы. 26. Социально-экономические последствия безработицы и методы её преодоления. 27. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса. 28. Сущность, функции, виды денег. Денежные агрегаты. 29. Денежный рынок: спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке. Понятие «ликвидной ловушки». 30. Денежный и банковский (депозитный) мультипликатор. 31. Банковская система: структура и функции в национальной экономике. 32. Центральный банк и его функции. 33. Коммерческие банки и их функции. Создание денег банками. 34. Денежно-кредитная политика ЦБ: ее цели, инструменты и механизм влияния на ВВП. 35. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. 36. Государственный бюджет, его дефицит и профицит. Методы балансирования государственного бюджета. 37. Государственный долг. Виды госдолга и управление им. 38. Налоги и их функции. Кривая Лаффера. 39. Фискальная политика государства, механизм и инструменты ее реализации. 40. Дискреционная фискальная политика и политика встроенных стабилизаторов. 41. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. 42. Мультипликатор автономных расходов. Парадокс бережливости. 43. Сравнительная характеристика кредитно-денежной и фискальной политики. 44. Доходы населения: виды и источники формирования. Номинальный и реальный доходы. 45. Неравенство доходов и его причины. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Децильный, квинтильный коэффициенты. 46. Финансовые отношения и финансовая система, функции финансов. 47. Экономическая политика государства: виды и основные направления. 48. Сущность, источники и факторы экономического роста, его типы и показатели. 49. Модели экономического роста (Солоу, Хикс, Харрод, Домар) 50. Государственное регулирование рыночной экономики: основные направления и методы
Варианты контрольных работ ВАРИАНТ 1 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы А) Теоретические вопросы: 1. Сравнение макроэкономической политики при фиксированном и плавающем обменных курсах. 2. Роль денег в регулировании реального сектора экономики. Тесты: 1. Первичный дефицит госбюджета – это: а) разница между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов; б) разница между текущим дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного дома; в) разница между фактическим дефицитом и структурным дефицитом; г) общий дефицит госбюджета. 2. «Инвестиционная ловушка» предполагает, что: а) кривая IS строится на основе кейнсианской функции потребления; б) график функции инвестиций перпендикулярен горизонтальной оси, и линия IS занимает также перпендикулярное положение к оси абсцисс; в) в экономике сложилась ситуация, при которой спрос на инвестиции совершенно неэластичен по ставке процента вследствие «пессимистической» оценки инвесторами будущей конъюнктуры. г) все верно. Задачи: 1. Имеется экономическая система, функционирование которой определяется следующими зависимостями. Производственная функция имеет вид: Y = 7,2 К1/2 N1/2. Объем применяемого капитала стабилен, инфляционные ожидания отсутствуют. Функция спроса на труд: Nd =90–2, 25 w; функция предложения труда: Ns =20,25 w. Спрос на реальные кассовые остатки выражается функцией: L = 0,5 Y – 10 i; предложение денег: Ms = 618. Инвестиционный спрос предпринимательского сектора выражен функцией: I = 77 – 10 г; а сбережения домохозяйств определяются по формуле: S & – 100 + 0,25 Y. Определить величину реального национального дохода и уровень цен в условиях общего макроэкономического равновесия. 2. Функция потребления домохозяйств имеет вид: C= 50+ 0,6y. Определить: 1) объем сбережений домохозяйств, если ставка подоходного налога 20%, 2) общий доход объема сбережений при увеличении минимальных расходов домохозяйств на 30 ед.
ВАРИАНТ 2 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы Б) Теоретические вопросы: 1. Основные школы макроэкономических исследований: общие и специфические черты. 2. Экономический рост как макроэкономическая категория и его особенности на современном этапе социально-экономического развития. Тесты: 1. Отрицательный наклон кривой IS объясняется: а) равенством инвестиций и сбережений; б) обратной зависимостью величины инвестиций и процентной ставки; в) неэластичностью спроса на инвестиции по ставке процента; г) нет верного ответа. 2. При какой норме сбережений будет достигнут равновесный экономический рост, если экономическая система, функционирующая в соответствии с моделью Е. Домара, характеризуется следующими показателями: производительность труда q=6, капиталовооруженность труда k=12, темп прироста занятого населения 10% в год? а) 0,2; в) 0,1 б) 0,5; г) 0,4 Задачи: 1. Рассмотрим экономику, в которой правительство решает сохранить объем выпуска на прежнем уровне и снизить темпы инфляции на 3%. В распоряжении правительственных органов имеются два инструмента: государственные закупки (G) и денежная масса (M). Эффект воздействия политических инструментов на целевые показатели отражается зависимостью: ΔY= 0,6ΔG + 0,3 ΔM и Δπ = 1,7 ΔG +0,27Δ M, где ΔY; ΔG и ΔM изменяются в процентах от Y. Определить: а) могут ли правительственные органы достичь одновременно двух целей; б) влияние какого инструмента (G или M) оказывает большее воздействие на Y, на π; в) с помощью какого набора политических мер можно будет достичь поставленных целей. 2. Пусть в краткосрочном периоде функционирование большой открытой экономики с плавающим обменным курсом описывается следующими уравнениями: C= 0,5 (Y-T) – функция потребления отечественных благ; I=1000-200r – функция инвестиций; Xn=500-250Edev – функция чистого экспорта товаров и услуг; L=0,5Y-250r – функция спроса на реальные кассовые остатки; KXn=50-25r – функция чистого экспорта капитала. В обращении находится 1000 ден. ед. Чистые налоги: T=120. Государственные закупки G=200. Уровень цен стабилен P=1. Рассчитать: а) объем национального производства в условиях внутреннего и внешнего равновесия; б) чистый экспорт капитала.
ВАРИАНТ 3 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы В) Теоретические вопросы: 1. Сравнительные преимущества фиксированного и плавающего валютных курсов. 2. Анализ инвестиционного поведения фирм в условиях экономического кризиса. Тесты: 1. Макроэкономический анализ ex ante представляет собой: а) определение факторов и механизма их влияния на будущие значения макропараметров; б) описание хода и итогов экономической деятельности участников национального хозяйства в прошедшем времени; в) национальное счетоводство; г) все ответы верны. 2. Для бюджетно-налоговой политики характерно следующее: а) длительные внутренние лаги; б) длительные внешние лаги; в) как внутренние, так и внешние лаги; г) отсутствие и внутренних и внешних лагов. Задачи: 1. Известно, что при национальном доходе 3600 ден. ед. спрос на реальные кассовые остатки составил 900 ден. ед. Спекулятивный спрос на деньги представлен функцией LS = 360 – 6 i. Номинальная процентная ставка равна 15 %. Определить скорость обращения денег. 2. Трудоспособное население страны А составляет 150 млн. человек, по причине отраслевых перестроек оказались временно без работы еще 3 млн. человек, из-за банкротства предприятий потеряли работу еще 4 млн. человек, а вследствие экономического кризиса остались без работы еще 5 млн. человек. Определить: 1) естественную норму безработицы; 2) фактический объем ВНП при коэффициенте Оукена, равном 3, и потенциальном объеме ВНП, равном 500 ден. ед.
ВАРИАНТ 4 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы Г) Теоретические вопросы: 1. Какой вид инфляции является основной причиной роста цен в России? Перечислите причины, обусловливающие устойчивый рост цен в России за последние 10 лет. 2. Проанализируете динамику учетной ставки процента в РФ. Покажите наличие (отсутствие) взаимосвязи динамики учетной ставки с динамикой предложения денег в РФ. Тесты: 1. Какие из перечисленных пропорций складываются при изменении реального ВВП в коротком периоде: 1) между приростом автономных расходов и приростом реального ВВП 2) между темпом прироста труда, капитала, НТП и темпом прироста реального ВВП; 3) между величиной труда, капитала, НТП и реальным ВВП; 4) между величиной автономных расходов и реальным ВВП страны. 2. Какие экономические параметры, регулируемые Центральным банком страны, относятся к инструментам денежно-кредитной политики? Объясните механизм их действия. Задачи: 1. Центральный банк установил норму обязательных резервов на уровне 15%. Норма избыточных резервов составляет 5%. Объем денежной базы 1035 млрд. руб. Количество наличных денег на 50% превышает объем депозитов. Определите: а) объем денежной массы; б) количество наличных денег; в) объем депозитов. 2. Открытая экономика характеризуется следующими данными: функция потребительских расходов – С = 100 + 0,8Yv, функция инвестиций – I = 100 – 20r, реальная ставка процента равна 10%, ставка подоходного налога tу = 20%, государственный бюджет сбалансирован. Допустим, что чистые факторные доходы из-за рубежа отсутствуют, чистый экспорт капитала равен 380, а функция чистого экспорта товаров и услуг имеет вид: NX = 680 + 10e – 0,2Y. Валютный курс фиксирован на уровне 20 рублей за доллар. Рассчитайте сальдо: а) счета текущих операций; б) платежного баланса.
ВАРИАНТ 5 (для студентов, фамилии которых начинаются с букв Д, E) Теоретические вопросы: 1. Сравнительная эффективность воздействия фискальной политики на совокупный спрос (неоклассическая и кейнсианская концепции). 2. Влияние динамики доходов и процентных ставок на потребительское поведение населения. Тесты: 1. Если экспорт превышает импорт, то это соответствует тому, что: а) национальные инвестиции превышают национальные сбережения; б) имеет место избыток госбюджета; в) чистый экспорт отрицателен; г) имеет место дефицит госбюджета; 2. Модель Манделла – Флеминга показывает, что при фиксированном обменном курсе:
а) кредитно-денежная политика не оказывает влияния на совокупный доход; б) кредитно-денежная политика оказывает влияние на совокупный доход; в) фискальная политика не оказывает влияния на совокупный доход; г) фискальная политика оказывает влияние на совокупный доход; д) верно а) и г). Задачи: 1. При производственной функции Y= K1/2 N1/2, предложении труда NS=100, денежной массе в обращении M=100 ден. ед. одна денежная единица совершает 4 оборота в год. Объем первоначально применяемого капитала K0=64. Определить прирост денежной массы, позволяющий стабилизировать уровень цен при повышении объема применяемого капитала на 10 %. 2. Известно, что коэффициент депонирования денег равен 0,5, норма избыточных резервов составляет 0,05. Определить: 1) увеличение количества денег в обращении, если денежная база увеличится на 50 ден. ед.; 2) депозитный мультипликатор. ВАРИАНТ 6 (для студентов, фамилии которых начинаются с букв Ж, З) Теоретические вопросы: 1. Сравнительная характеристика основных концептуальных подходов к нормативной теории макроэкономической политики. 2. Анализ динамики коэффициента депонирования в РФ в периоды спада и подъема деловой активности. Тесты: 1. Определите потенциальный объем производства, если известно, что конъюнктурная безработица составляет 3%, коэффициент Оукена равен 3, а фактический объем производства – 2730 ед. а) 2750 ед.; в) 3000 ед. б) 3500 ед.; г) 4000 ед. 2. В открытой экономической системе к эндогенным параметрам относят: а) значение нормы обязательных резервов; б) уровень ставки рефинансирования; в) уровень инфляции; г) все ответы верны. Задачи: 1. Дано: функция потребления С=0.6 Уv. Спрос на деньги описывается зависимостью L=0,2Y+800-80i. Уровень цен стабилен при P=2, спрос на инвестиции I=130-10r, государственный бюджет сбалансирован при T=G=550. Величина денежной базы Н=500, норма обязательных резервов 30%, избыточных – 10%, коэффициент депонирования cr=0,6. Инфляционные ожидания отсутствуют. Определите изменения равновесного значения национального дохода, процентной ставки и объема инвестиций, если известно, что при прочих равных условиях сумма налогов (Т) увеличилась на 50 единиц по сравнению с первоначальным значением. 2. Экономический субъект принимает решение в соответствии с теорией межвременного потребления Фишера. Первый период, 20 лет, экономический субъект получает 600 ед. в год. При этом 1/3 дохода сберегается. Второй период, 10 лет, субъект потребляет случайный доход в размере 0,3 доли сбережений без роста ставки процента и стоимости сбережений первого периода, возросших на изменение реальной процентной ставки на 20%. Чему будет равно потребление первого и второго периодов?
ВАРИАНТ 7 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы И) Теоретические вопросы: 1. Общие и специфические черты основных моделей экономического роста в рамках кейнсианского направления. 2. Используя статистические данные, теоретические выводы и модели, обоснуйте влияние политики государства на инвестиционные решения предпринимателей. Дайте графическую интерпретацию эффекта вытеснения частных инвестиций. Тесты: 1. Рассчитайте величину кредитов, которую могут выдать коммерческие банки, если известно, что активы Центрального банка равны 1000 ден. ед., коэффициент депонирования – 0,56; норма обязательных резервов – 0,18; норма избыточных резервов составляет 0,06. а) 950; в) 1950; б) 1000; г) 50 . 2. Экспансионистская фискальная политика приводит: а) к увеличению ставки процента; б) вытеснению частных инвестиций; в) росту совокупного спроса; г) все ответы верны. Задачи: 1. Определите предпочтения предпринимателей в осуществлении следующего инвестиционного проекта: первоначальный стартовый капитал – 200 тыс. руб., длительность реализации – 2 года, прибыль первого и второго периода постоянна и равна 120 тыс. руб. Номинальная ставка процента и уровень инфляции постоянны и составляют соответственно 9% и 6% годовых. 2. Инвестиционный спрос предпринимателей: I=120-40r. Сбережения домохозяйств: S=0,2Yv. Спрос на деньги: L=0,5Y+62-20i. Предложение денег: М=42. Государственный бюджет сбалансирован при G=T=40. Инфляционные ожидания отсутствуют, а уровень цен в краткосрочном периоде фиксирован при P=1. Потенциальный объем национального производства равен Y*=80. Определите, как изменятся объем выпуска и уровень цен в краткосрочном и долгосрочном периодах, если денежная масса вырастет на 8 ед.
ВАРИАНТ 8 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы К) Теоретические вопросы: 1. Объясните, как работает «правило эффективной рыночной классификации» при выборе инструментов макроэкономической политики в России. 2. Проведите сравнительный анализ эффективности применения инструментов бюджетно-налоговой политики в России посредством сравнения величины мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора. Какой из рассматриваемых инструментов более эффективный? Почему? Тесты: 1. Какие последствия для рынка благ в коротком периоде будет иметь покупка Центральным банком облигаций на открытом рынке? Свои выводы подтвердите с помощью графической интерпретации AD-AS модели. 2. Какие последствия в рамках IS-LM модели будет иметь рост трансфертных платежей государства: 1) рост ставки процента и увеличение национального дохода; 2) рост ставки процента и уменьшение национального дохода; 3) снижение ставки процента и уменьшение национального дохода; 4) снижение ставки процента и увеличение национального дохода; Задачи: 1. В малой открытой экономике при абсолютной мобильности капитала, фиксированных значениях уровня цен (Р=1) и валютного курса (е=10) сложились следующие функциональные зависимости между основными макроэкономическими показателями: функция потребления имеет вид: C=100+0,5Yv, инвестиционные расходы представлены зависимостью: I=200-20r, реальный спрос на деньги задан функцией: L=0,4Y+200-10r, функция чистого экспорта: NХ=100+10e. Государственный бюджет сбалансирован, ставка налогообложения равна 20%, мировая процентная ставка: r*=5%. Определите: а) объем выпуска, обеспечивающий двойное равновесие в экономике при условии, что приток капитала в экономику осуществляться не будет; б) какой прирост денежной массы может позволить правительству поддерживать фиксированный валютный курс, если правительство снизит ставку налогообложения на 5% при неизменном уровне государственных расходов. 2. Предположим, что кривая Филипса для экономики страны задана соотношением: t=t-1- 0,8 (u – u*). А) Какой величины достигнет коэффициент соотношения потерь и страны; результата в борьбе с инфляцией: а) по ВВП и б) по уровню безработицы, если известно, что каждому проценту конъюнктурной безработицы соответствует сокращение потенциального объема реального ВВП на 2,5%, а уровень безработицы первоначально достигал своего естественного значения? Б) насколько должен быть изменен уровень конъюнктурной безработицы для снижения темпа инфляции на 5 процентных пунктов, если естественная безработица остается на неизменном уровне?
ВАРИАНТ 9 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы Л) Теоретические вопросы: 1. Теоретические основы модели реального делового цикла и возможность применения в современных российских условиях. 2. На примере любой страны рассчитайте основные параметры модели кругооборота доходов и расходов с участием государства. Тесты: 1. Политика, направленная на снижение степени случайных отклонений в целевых показателях, – это: а) бюджетно-налоговая политика; б) фискальная политика; в) стабилизационная политика; г) комбинированная политика. 2. Определите сумму автономных расходов семьи, если известно, что при доходе в 7500 руб. и предельной склонности к потреблению 40% она тратит на потребление 4610 руб. и уплачивает 13% подоходного налога: а) 2000 руб.; в) 2500 руб.; б) 750 руб.; г) 1250 руб.__ Задачи: 1. Поведение макроэкономических субъектов характеризуется следующими данными: С=200+0,4Уv, I=500+400r, G=T, ty =0,33, E=200, Z=210, r=10%. Определите равновесное значение национального дохода. 2. В экономической системе с технологией производства Y=4N предложение труда Ns=100. Рынок благ характеризуется следующими параметрами: S= -80+0,2Yv, I=100-10i, G=60, ty=20%. Спрос на день ги L=0,64Y-10i, предложение денег M=250, уровень цен стабилен при P=2. Необходимо определить: а) на сколько единиц государству надо увеличить расходы, чтобы обеспечить полную занятость; б) мультипликатор государственных расходов.
ВАРИАНТ 10 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы М) Теоретические вопросы: 1. Особенности формирования равновесия на рынке труда: неоклассический и кейнсианский подходы. 2. Влияние государства на кругооборот доходов и расходов: общие закономерности и российская специфика. Тесты: 1. Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если: а) госрасходы направляются на закупку товаров и услуг, а не на оплату чиновников; б) госрасходы сопровождаются увеличением предложения денег; в) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в частном секторе; г) госрасходы финансируются за счет выпуска государственных ценных бумаг; д) все предыдущие ответы не верны. 2. В течение определенного периода времени в стране наблюдался более высокий темп инфляции, чем в странах-партнерах. В результате в экономике страны будет происходить: а) снижение импорта товаров; б) снижение экспорта товаров; в) снижение процентных ставок; г) снижение денежного предложения. Обоснуйте ответ. Задачи: 1. Согласно модели Р. Солоу производственная функция имеет вид Y=0,84K0,5, норма выбытия капитала d=3%, темпы прироста населения n=2%, темп технологического прогресса g=2%. Определить капиталовооруженность и норму сбережения, соответствующие «золотому правилу накопления». 2. Если в смешанной открытой экономике доля потребления в составе произведенного национального дохода равна 70%, удельный вес государственных расходов составляет 18%, доля чистого экспорта равна 7%, а бюджетный дефицит достигает 4% от национального дохода страны. Определить долю частных сбережений в составе национального дохода.
ВАРИАНТ 11 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы Н) Теоретические вопросы: 1. Объясните, почему в период спада может повыситься естественный уровень безработицы. 2. Роль ожиданий при проведении денежно-кредитной политики. Тесты: 1. В неоклассической теории принятия инвестиционных решений при уменьшении предельной производительности капитала: а) функция инвестиций сдвигается вправо; б) функция инвестиций сдвигается влево; в) увеличиваются реальные издержки от сдачи капитала в аренду; г) увеличивается норма выбытия капитала. 2. В модели экономического роста Р. Солоу при отсутствии роста населения и технологического прогресса устойчивый уровень капиталовооруженности возрастет, когда: а) увеличится потребление на одного работника; б) увеличится норма выбытия капитала; в) возрастет норма сбережений; г) увеличится количество инвестиций на одного работника. Задачи: 1. Известно, что производственная функция хозяйственной системы имеет вид Y = 16 N1/2. Функция сбережений: S = – 20 + 0,4 Y. Функция инвестиций: I = 280 – 20 i. Спрос на реальные кассовые остатки характеризуется зависимостью L = 0,64 Y + 120 – 8 i. В обращении находится 288 денежных единиц. Номинальная ставка заработной платы W0 = 4, а функция предложения труда имеет вид: NS = 2W0. Определите: 1) равновесные значения процентной ставки, уровня цен и реального национального дохода; 2) норму конъюнктурной безработицы. 2. Производство на макроуровне характеризуется производственной функцией Y = Kt 3/4 Nt1/4. Темп прироста реального ВВП составил за год 4%, технологический прогресс увеличивался с темпом 1,25% в год, капитал – 2% в год. Определить, с каким темпом происходило увеличение занятого населения.
ВАРИАНТ 12 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы О) Теоретические вопросы: 1. Покажите, какая группа факторов экономического роста является основой положительной динамики темпа прироста ВВП России за последние 10 лет? Свой ответ обоснуйте с помощью данных официальной статистики. 2. Проведите анализ структуры денежной массы страны за период с 2001 г. по 2011 г. Как за этот период изменилась пропорция M0/M2? Как динамика данной пропорции связана со степенью развитости финансового рынка России? Тесты: 1. Какое из перечисленных явлений становится причиной превышения потерь в реальном секторе над потерями в сфере занятости: 1) конъюнктурная безработица; 2) фрикционная безработица; 3) структурная безработица; 4) скрытая безработица. 2. К каким последствиям на рынке труда, функционирующем в соответствии с постулатами неоклассической школы, приведет внедрение новой более совершенной технологии? Покажите происходящие изменения на рынке труда с помощью графика. Задачи: 1. В экономической системе с фиксированной ставкой номинальной заработной платы W0=10 ден. ед. и производственной функцией Y=K1\2N имеющийся запас капитала К0 =100 ед. Функция предложения труда: Ns=6W. Функция потребления: С=10+0,5Yv. Инвестиционный спрос предпринимателей выражается зависимостью: I=400-50r. Значение реальной процентной ставки неизменно: r=3%. Государство осуществляет на рынке товаров и услуг закупки на сумму G=40. Налоги определяются функцией T=tyY, где ty=0,2. Необходимо найти: а) Как изменится равновесная величина национального дохода, инвестиций и занятости, если государство в рамках стимулирующей фискальной политики снизит ставку налога до нуля? б) Какие последствия будет иметь такая мера государственного регулирования, если в основе проводимой политики лежат предпосылки неоклассической теории? в) Причины различия последствий от снижения налогов. Покажите полученные различия с помощью графика общего макроэкономического равновесия. 2. Известно, что при повышении уровня конъюнктурной безработицы на 1 процентный пункт фактический объем реального ВВП отклоняется от его потенциального значения на 2,5%. Каков будет уровень фактического ВВП, если потенциальный объем реального ВВП превышает фактический на 500 ед., а уровень фактической безработицы превышает свой естественный уровень на 5 процентных пунктов? ВАРИАНТ 13 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы П) Теоретические вопросы: 1. Сравните, как взаимосвязаны реальный и денежный секторы экономики в неоклассической и кейнсианской моделях общего макроэкономического равновесия. 2. Проанализируйте основные тенденции изменения структуры совокупного спроса на стадиях экономического спада и подъема. Тесты: 1. Показатель долгового бремени долг/ ВВП увеличивается, если при прочих равных условиях: а) снижается фактический дефицит государственного бюджета; б) снижаются темпы роста объема выпуска; в) возрастает реальная ставка процента; г) возрастает ожидаемый темп инфляции; д) снижается доля структурного бюджетного излишка в ВВП. 2. В модели циклического развития Самуэльсона – Хикса при предельной склонности к потреблению, равной 0,7, и значении акселератора μ =1,5 в результате увеличения автономных инвестиций величина национального дохода: а) монотонно устремляется в бесконечность; б) через затухающие колебания стремится к большему равновесному значению; в) приобретает динамику взрывных колебаний; г) монотонно стремится к большему равновесному значению. Задачи: 1. В смешанной открытой экономике функция потребления домохозяйств имеет вид: С = 500 + 0,8 YV, предприниматели ежегодно инвестируют в производство 200 ед. независимо от уровня процентной ставки, а их предельная склонность к инвестированию по процентной ставке Ii = – 25. Функция чистого экспорта: NX = 150 – 0,1 Y – 20i. В обращении находится 138 ден. ед. Спрос на реальные кассовые остатки определяется зависимостью: L = 0,6 Y – 400 i. Уровень цен Р =1. Величина государственных закупок G = 400. Ставка подоходного налога равняется 25%. Определить величину эффективного спроса. 2. Известно, что ВВП в стране производится 10 идентичными фирмами при фактическом объеме капитала каждой фирмы, равном 450 ден. ед., и производственной функции Y = 2K1/2 N1/2. Численность занятых в экономике: N = 100. Номинальная ставка процента составляет 12% годовых, норма амортизации равна 2%, ожидаемый темп инфляции равен 4% в год. Определить объем чистых инвестиций каждой фирмы в течение второго года инвестирования при величине гибкого акселератора, равной 0,5.
ВАРИАНТ 14 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы Р) Теоретические вопросы: 1. Основные характеристики модели кругооборота доходов и расходов с участием государства. 2. Кейнсианская теория занятости: возможности применения для России. Тесты: 1. Допустим, что общая величина резервов коммерческого банка составляет 318 млн руб. Величина депозитов – 1550 млн руб. Обязательная норма резервирования депозитов – 16%. Активы Центрального банка составляют 2734,4 млн руб. Определите величину избы точных резервов, направляемую на выдачу ссуд: а) 70 млн. руб.; в) 85 млн. руб.; б) 80 млн. руб.; г) 90 млн. руб. 2. К основным постулатам неоклассической модели общего макроэкономического равновесия относят: а) существует только естественная безработица; б) ведущая роль принадлежит рынку труда; в) денежный сектор отделен от реального по принципу «классической дихотомии»; г) все ответы верны. Задачи: 1. Дано: М=45; k=1/v=0,5 Y=2N1/2, I=15-100i, S= -10+240i, w=0, 05. Определите: 1) тип общего макроэкономического равновесия; 2) равновесный уровень цен, равновесное значение процентной ставки; 3) потребление домохозяйств; 4) какие изменения произойдут в экономической системе, если уровень цен вырастет на 10% при неизменной скорости обращения денег? 2. Экономическая система характеризуется следующими зависимостями: ΔY=0,5ΔG+0,25ΔM Δπ=2,5ΔG+0,75ΔM Определите: а) могут ли государственные власти решить задачу оптимизации макроэкономической политики; б) на какую величину необходимо изменить денежную массу и государственные закупки, если перед правительством стоит задача по обеспечению экономического роста на 5 процентов при сохранении текущего уровня цен. ВАРИАНТ 15 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы С) Теоретические вопросы: 1. Сравнить оптимальную дискреционную политику и политику твердого курса. 2. Особенности поведения населения России при формировании оптимального портфеля финансовых активов. Тесты: 1. Если первоначально экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия, то увеличение скорости обращения денег может привести: а) к падению объема выпуска в краткосрочном периоде и снижению уровня цен в долгосрочном; б) падению объема выпуска в краткосрочном периоде и росту уровня цен в долгосрочном; в) росту объема выпуска в краткосрочном периоде и росту уровня цен в долгосрочном; г) росту объема выпуска в долгосрочном периоде и росту уровня цен в краткосрочном. 2. График динамической функции совокупного спроса сдвигается вниз, если: а) увеличивается автономный спрос; б) уменьшаются инфляционные ожидания экономических субъектов; в) снижается темп прироста денежной массы; г) увеличивается объем спроса на инвестиции. Задачи: 1. Предположим, что экономика состоит из 9 идентичных фирм, которые имеют одинаковый запас капитала K=3600 и идентичную технологию, описываемую производственной функцией Y=4K1/2N1/2. При этом предложение труда в экономике постоянно и равно 1600. Каков будет уровень безработицы, если ставка реальной заработной платы установится на уровне w=10? 2. Центральный банк установил норму обязательных резервов на уровне 10%. Коммерческие банки оставляют в виде кассовой наличности 6% от депозитов. Коэффициент депонирования равняется 1,24. С помощью операций на открытом рынке Центральный банк намерен увеличить предложение денег в экономике на 240 ден. ед. На какую сумму он должен купить государственные облигации?
ВАРИАНТ 16 (для студентов, фамилии которых начинаются с буквы Т) Теоретические вопросы: 1. Сравнительная характеристика основных моделей экономических циклов, основанных на теории взаимодействия мультипликатора -акселератора. 2. Индуцированные инвестиции и их динамика в России в период экономического спада.
Тесты: 1. Реальный бюджетный дефицит – это: а) государственный долг, откорректированный на уровень инфляции; б) номинальный бюджетный дефицит минус уровень инфляции; в) номинальный бюджетный дефицит минус государственный долг на начало года, откорректированный на уровень инфляции; г) все ответы не верны. 2. Даны следующие зависимости, характеризующие структуру экономики на макроуровне: функция сбережений S=0,
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1430)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |