Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Модуль 1. Архитектура и градостроительство Древнего мира





Тема: Введение в историю и теорию архитектуры, градостроительства и дизайна [1, 2, 4, 5, 9].Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций, освоение наглядных материалов, овладение понятийным аппаратом, работа со словарями и справочниками, аналитическая обработка текста (аннотирование, реферирование).

1. Архитектура как вид искусства. Приступая к изучению темы студенты должны знать, что архитектура занимает особое место в ряду других искусств. Архитектура, или зодчество (лат. architectura - строительство), - искусство создания сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности человека. В тоже время возведение зданий должно соответствовать духовным потребностям человечества, влиять на его эстетический вкус. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства. По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим) видам искусства. Следует знать, что применительно к архитектуре с древних времен употребляется формула архитектора Марка Витрувия: «Прочность, польза, красота».Необходимо помнить,что в разные периоды истории соотношение между этими тремя компонентами менялось, но при этом ни одно из них не должно отсутствовать в истинном произведении архитектуры. Важно понимать, что архитектура, как никакой другой вид искусства, связана с техническим уровнем общества.

В ходе изучения темы следует знать, что в искусстве архитектуры выделяют три основных вида: архитектура объемных сооружений, в состав которой входят жилые, общественные и промышленные здания; ландшафтная архитектура связана с созданием садово-паркового комплекса; градостроительство, занимающееся планированием новых городов, а также реставрацией и обновлением исторических районов. При изучении темы следует обратить внимание, что художественный образ, который предлагается в архитектурном произведении искусства, обладает своей спецификой. При этом образность, которой обладает такое произведение, является в то же время частью его функциональности. Содержание образов архитектуры может быть утилитарно-практическим, т.е. связанным с применением того или иного объекта в жизни; социально-ориентирующим, фиксирующим определенные формы поведения.



2. Связь дизайна с культурой общества (архитектурой, искусством, наукой, техникой). Студенту необходимо знать, что дизайн-деятельность соприкасается с различными аспектами теории и истории культуры, дизайн своей содержательной частью вписан в культуру, при этом является выразителем определенного миропонимания, с особенностями которого он связан. Изучение вопроса требует понимание того, что культуросозидающая деятельность дизайна нагляднее всего отражает сущность дизайна как вида человеческой деятельности, приводящей к определенным изменениям среды обитания человека и, в частности, ее предметного окружения. В ходе изучения темы следует обратить внимание на то обстоятельство, что, формируя предметную среду в разных сферах жизнедеятельности людей, дизайн одновременно влияет на изменение их ценностных ориентаций, установок, идеалов, что обусловлено активным воздействием вещей и предметной среды на человеческое сознание. Изучение темы требует ответить на вопросы: почему архитектура и дизайн представляют собой своеобразный «мост» между материальной и духовной культурой; каким образом дизайн, будучи включенным в мир искусств, испытывает влияние многих его видов, оказывая и сам, в свою очередь, влияние на другие виды искусств в процессе развития материально-художественной культуры, какова роль дизайна в процессах интеграции, развертывающихся в современной культуре.

Тема: Архитектура и градостроительство древнейших цивилизаций Востока [1, 2, 3, 5, 7, 8].Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций освоение наглядных материалов овладение понятийным аппаратом.

1. Пирамида фараона Джоссера в Саккара, ансамбль в Гизе. Объясните значение заупокойного культа в духовной культуре Древнего Египта. Выясните, как возник заупокойный культ, проследите его развитие. Изучение вопроса требует знания эволюции погребений: овальные; прямоугольные, выложенные кирпичом; мастаба; ступенчатые мастаба; классические пирамиды.

Обратите внимание, на схеме показано (Рис.1.), пирамиды сводятся к следующим типам: Рис.1

А — собственно пирамида (Гизе); D — пирамида с ломаным профилем (Дашур); S — ступенчатая пирамида (Саккара).

Наиболее ранним крупным монументальным памятником древнего Египта принято считать комплекс пирамиды фараона III династии Джосера в Саккара, недалеко от Каира (около 3000 г. до н.э.). Главный строитель – зодчий Имхотеп. Общая площадь комплекса – около 15 га. Выполнение задания предусматривает проведение сравнительного анализа планировки монументальных некрополей вСаккара (Рис. 1) и Гизе (Рис.2).

Рис.2. Некропль в Саккара. Рис.3. Гизе. План Мемфисского некрополя.

Анализируя план ансамбля в Саккара, следует обратить внимание, что знаменитый древний зодчий Имхотеп широко использовал в построении квадрат и его производные, при этом прямоугольная в плане пирамида Джосера служила главным планировочным элементом, с которым соизмерялись второстепенные здания. Следует обратить внимание, что в этом ансамбле еще доминировали метрически повторявшиеся элементы (ритм ограды), далекие от более сложных и совершенных пропорциональных построений ансамблей последующего времени (пирамиды в Гизе). Контрольный вопросы: Укажите, какие особенности характерны для пирамиды Джоссера в Саккара. Назовите египетские и греческие названия трех главных пирамид в Гизе.

2. Сочетание скальной гробницы и пирамиды в архитектуре Среднего царства: усыпальница царя Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. В ходе изучения вопроса следует проанализировать, почему усыпальница Ментухотепа была выдающимся памятником времени XI династии. Приступая к изучению вопроса,следует обратить внимание, что в эпоху Среднего царства ведутся поиски новых архитектурных образов, подтверждением чего стал храм-усыпальница фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри, построенный в XXI в. до н.э. (сочетание пирамиды с обычной для номарха скальной гробницей). Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, расположенный на террасе, перед которой был устроен портик; посередине портика пологий подъем вел на вторую террасу, где находился второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. В центре зала возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида, основанием которой служила естественная скала. Из западной стены зала был выход в открытый двор с портиками, за которым находились крытый колонный зал (гипостиль) и святилище. Часть гипостиля и святилище были вырублены в скале, а гробница фараона –под колонным залом.

Рис. 4. Усыпальница Ментухотепа I

в Дейр-эль-Бахри

Реконструкция Рис.5Храм царицы

Хатшепсут в Дейр -эль -

Бахри. Построен в XVI в.

до н.э.

2. Новое царство: храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (Рис.5); Абу-Симбел. Следует знать, заупокойный храм царицы Хатшепсут, построенный в Дейр-эль-Бахри, близ Фив, зодчим Сенмутом в XV в. до н.э., представляет собой своеобразный комплекс из трех колоссальных террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. Храм Хатшепсут относится к типу полускальных — наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм находится у подножия гор и как бы врастает в толщу скал. В ходе изучения темы следует ответить на вопрос, почему этот комплекс значительно отличается от храмов других египетских владык. Во второй половине Нового царства (XIV – XI вв. до н.э.) был создан ряд заупокойных храмов. Среди них выделяется Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (первая половина XIII в. до н.э.) – задание: аргументируйте данный тезис.

3. Определите важнейшие отличительные особенности архитектуры Древнего Египта.Представьте план-схему композиции храмового ансамбля, формирующегося в период первой половины Нового царства. Приведите примеры таких ансамблей. Обратите внимание на связи с архитектурой монументальной пластики, рельефа. Назовите типы капителей колонн эпохи Древнего Египта. Сделайте вывод о вкладе Древнего Египта в развитие мировой архитектуры.

Контрольное задание:назовитеосновные элементы древнеегипетского храмового комплекса (Рис.6).

Рис.6. Схема древнеегипетского храмового комплекса.

4. Система ремесленного производства и способы обработки материалов в Древнем Египте. Декоративно-прикладное искусство, жилища и предметы интерьера. В процессе знакомства с произведениями декоративно-прикладного искусства следует обратить внимание на знаки царственного величия в костюме фараона, выявить особые знаки отличия в платье царицы, жреца, чиновника; следует изучить разнообразие предметных форм и выявить их особенности: утонченное изящество и ярко выраженную орнаментальность сложного декора с загадочными элементами, сочетание цветов, тончайшая, филигранная техника исполнения, свидетельствующая о высоком профессионализме мастеров Древнего Египта. Следует проанализировать изобразительные элементы декора —знаки-обереги, знаки-символы богов и царей, выстроенные в загадочные узоры-тексты. Это изображения лотоса, с которым связывались представления египтян о плодородии, красоте, бессмертии, воскресении и вечной жизни; жука-скарабея — символа воскресения; священной огнедышащей кобры-защитницы, считавшейся хранительницей царей и богов; глаза- «уадже́т», символизирующего воскресение после смерти; ладьи вечности, связанной с представлением египтян о дневном и ночном плавании солнца-Ра по небесному и подземному миру.

5. Планировочная композиция и ансамбли г.Вавилона (Зиккурат, царский дворец, ворота Иштар и др.). В ходе изучения темы обратите внимание, архитектура народов Двуречья XXIV – VI вв. до н.э. прошла несколько этапов. Народы Шумера и Аккад, Ассирии и Вавилонии создали своеобразные памятники мирового зодчества. Здесь в III тыс. до н.э. был разработан тип храма – главного культового сооружения – Зиккурат. Самый знаменитый из них – ЗиккуратЭтеменанки (Вавилонская башня) (Рис.6.). В ходе изучения темы выявите особенности плана Вавилона, назовите памятники архитектуры нововавилонского царства, укажите их особенности.

Рис.6. Зиккурат Этеменанки. Рис.7. Ворота Иштар.

Реконструкция. Реконструкция.

Рис.8. Вавилон. План города в VI в. до н. э.:

Тема:Архитектура и градостроительство Древней Греции [1, 3, 6, 7, 8, 10 ].Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций освоение наглядных материалов овладение понятийным аппаратом.

1.Крито-Микенская архитектура и ее роль в развитии архитектуры древних городов. В ходе изучения темы следует обратить внимание, что Крито-микенская культура была открыта на рубеже XIX —XX вв. Английский археолог А. Эванс в 1899 г. приступил к раскопкам в городе Кноссе. В результате был обнаружен Кносский дворец с многочисленными подземными сооружениями, напоминающими лабиринт (Рис.9). Укажите особенности архитектуры городов Кносса и Микен.

Рис.9. Кносский дворец. План.

2. Типы древнегреческих храмов (классификация по Витрувию).

Ответьте на вопросы: что такое ордер? Какие типы ордера сложились в искусстве Древней Греции? Дайте характеристику основных архитектурных ордеров. Следует знать, выразительность ордера основана на пропорциональности, строгом математическом расчете и гармоничном соотношении частей, образующих единое целое. Задание: определите основные типы древнегреческих храмов (Рис.10) .

Рис.10. Типы древнегреческих храмов.

Рис.11. Древнегреческий ордер.

В 7 в. до н. э. вырабатываются различные типы храмов. Следует знать, простейшим типом каменного храма был «Храм в Антах», более совершенным типом становится «простиль», а затем – «амфипростиль». Классическим типом греческого храма признан «периптер» – храм, прямоугольной формы в плане, окруженный со всех сторон колоннадой. Дальнейшее усложнение композиции приводит к появлению таких храмов, как «диптер» – храм, окруженный двумя рядами колонн, «псевдопериптер» и «псевдодиптер».

Храм в антах развивает формы мегарона (Рис.12). Свое название храм получил от выступающих вперед стен портика – антов. Он состоял из небольшого помещения – наоса, прямоугольного в плане, открытого на восток, имел двускатную кровлю, покрытою керамической или мраморной черепицей. На его фасаде между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны. Такой тип храма был рассчитан на восприятия с одного фасада; позднее он использовался лишь для небольших сооружений (например, для сокровищниц в Дельфах). Более совершенным типом был простиль, на переднем фасаде которого размещены четыре колонны, то есть простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты.

Рис.12 Храм в антах Рис.13. Амфипрстиль.

В амфипростилеколоннада украшала как передний, так и задний фасад, где располагался вход в сокровищницу. Амфипростиль – этот тип храма применялся нечасто. Наиболее знаменитыйиз такого типа храмов – храм Ники Аптерос на Афинском Акрополе. В Ансамбле Афинского Акрополя двухсторонняя ориентация храма Ники играет важную роль для организации общей композиции. Понятие ввел Витрувий, который определил типологию древнегреческих храмов.

Периптер (окруженный колоннами) – основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики. Периптер – прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой. Внутри периптер обычно состоял из пронаоса и наоса, позади наоса часто устраивалось закрытое помещение – опистодом (храм Деметры в Пестуме, Парфенон). Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н. э. Дальнейшее развитие храмовой архитектуры шло главным образом по линии совершенствования системы конструкций н пропорций периптера. Наиболее сложный тип храмового здания – диптер, который включает два ряда колонн, окружающих святилище – целлу. Диптер – (от греческого dipteros) тип древнегреческого храма, в котором прямоугольное в плане помещение окружено по внешнему периметру двумя рядами колонн (храм Артемиды в Эфесе). Целла храма делится на три помещения: переднее – пронаос, служащее преддверием, центральное, самое обширное – наос или целла (собственно святилище) и опистодом – со входом с заднего фасада.

Рис.14.

В ходе изучения темы составьте глоссарий: мегарон, анты, простиль, амфипростиль, периптер, диптер, наос, целла, пронаос, опистодом.

2. Задание для самостоятельной работы: подготовка презентации. Ранние дорические храмы: Храм Геры в Олимпии (к. VII в. до н.э.), храм Аполлона в Коринфе (VI в. до н.э.), «Базилика» в Пестуме, храм Геры на о. Самос, храм Артемиды в Эфесе. Преодоление архаической условности – храм Посейдона в Пестуме, храм Зевса в Олимпии. Гипподамова планировочная система и ее сущность.

3. Назовите типы архитектурных сооружений Древней Греции, приведите примеры архитектурных памятников. На примере афинского Акрополя покажите мировоззренческое значение древнегреческой архитектуры.

Тема 5. Архитектура и градостроительство Древнего Рима [1, 4, 6, 10].

Древнеримская архитектура делится на два главных периода: республиканский (конец VI – конец I вв. до н.э.) и императорский (конец I в. до н.э. – 476 г. н.э.). Римляне открыли новую эпоху в мировом зодчестве. Общественные сооружения, рассчитанные на огромное количество людей, масштабы строительства – главный символ могущества государства. Приступая к изучению данной темы, изучите основные типы римских сооружений: форумы, амфитеатры, термы, акведуки, мосты, триумфальные арки, дворцы и др. Обратите внимание, своеобразие архитектуры времени Римской республики сказалось в создании нового типа римского особняка, лучшие образцы которых сохранились в Помпее и Геркулануме. Характерным типом общественного здания этого времени (V – I вв. до н.э.) является храм: круглый в плане храм Сибиллы в Тиволи близ Рима, небольшой храм Фортуны Вирилис в Риме и др. Императорский период и особенно время правления Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.), получившее название «Золотой век» Римского государства, оставил огромное количество выдающихся произведений архитектуры: Гардский мост в Нимме; комплекс императорских форумов (форум Траяна и др.); триумфальные арки Тита, Септимия Севера, Константина; амфитеатр Флавиев (Колизей); Пантеон; термы императоров Каркаллы и Диоклетиана. С этим временем связаны имена выдающихся зодчих Витрувия и Аполлодора Дамасского.

Задание для самостоятельной работы: подготовка презентации. Римские форумы, храмы, святилища, театры, амфитеатры, термы: архитектурная характеристика этих сооружений. Акведуки и мосты периода республики. Городские жилые дома и загородные виллы. Обратите внимание, преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный. Обычно он размещался на удлиненном участке, отгороженном от улиц глухими наружными стенами. Переднюю часть дома занимал атриум – замкнутое помещение, по сторонам которого располагались жилые комнаты и подсобные помещения. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставлялась открытая часть для освещения и стока воды в бассейн. За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри. Вся композиция развивалась в глубину по оси с последовательным раскрытием основных пространств.Примером может служить один из больших и сложных по плану домов, именуемый обычно Casa del Fauno.Выявитеособенности декорирования интерьера в Древнем Риме. При изучении данного вопроса следует обратить внимание, что принято различать четыре стиля настенных росписей.

Монументальность архитектуры эпохи империи. Последние десятилетия 1 в. до н. э. и начало 1 в. н. э. – время расцвета римской культуры и искусства. Социальная направленность римского искусства периода империи выражалась в первую очередь в прославлении императора как носителя идеи величия Римского государства. Ведущим искусством по-прежнему остается архитектура. Строительство приобретает грандиозные масштабы. Усиленно сооружаются дороги, водопроводы, мосты. Римские форумы: изучите планировку, выявите, значение форума Августа, сравните форумы Цезаря, Августа и Траяна, выявите их отличия.

Рис.15. План форумов Траяна (сверху), Августа и Цезаря (внизу и слева).

Новый подъем архитектура переживает в период правления династии Флавиев. Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Флавиев, или Колизей (75–82 гг. н. э.).Следует знать, в Колизее нашла свое наиболее совершенное выражение характерная для римского зодчества система объединения в одно органическое целое многоярусной аркады, составляющей своего рода каркасную конструкцию здания, и элементов ордера – полуколонн, примыкающих к арочным столбам и несущих антаблемент, назначение которого – отделять один ярус аркады от другого. Изучите композиционное построение фасада Колизея и выявите тектоническую логику данного архитектурного сооружения, при этом докажите, что Колизей дает замечательный пример органического единства конструкции здания и его архитектурного решения. В эпоху Адриана был построен Пантеон – храм всех богов (около 125 г. н. э.), один из замечательнейших памятников архитектуры. Выявите, почему Пантеон представляет собой новый тип храмовой постройки. Проанализируйте, какими средствами достигается цельность архитектурного образа, совершенство пропорций и мастерство конструктивного решения храма.

Рис.16. План Пантеона

Проанализируйте дальнейшее развитие основных типов римских сооружений. Обратите внимание, в истории искусства Древнего Рима значительное место занимает искусство провинций, расцвет которого относится ко 2—3 вв. н. э. Экспансия римской архитектуры из метрополии в провинции. Возрастание значения римских провинций нашло свое отражение ив архитектуре. В Сирии, Северной Африке, Галлии, Испании появились крупные сооружения и целые архитектурные комплексы, в которых особенности римского зодчества нередко соединялись с местными традициями, проявившимися как в принципах композиции и архитектурных формах, так и в строительной технике. Проанализируйте архитектурные комплексы Баальбека и Пальмиры. Изучите основные памятники искусства этого времени: арка, Септимия Севера, термы Каракаллы, дворец Диоклетиана, базилика Максенция. Арка Константина. Развитие римского искусства в IV–Vвв.: базиликальные храмы, центрические культовые постройки. Обоснуйте значение традиций древнеримского искусства для дальнейшего развития архитектуры.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (994)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)