Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛИСТ 1Б. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ



2015-11-07 2146 Обсуждений (0)
ЛИСТ 1Б. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 4.67 из 5.00 3 оценки




Целевое назначение листа: изучить построение чертежного шрифта по ГОСТ 2.304—81; приобрести навыки построения букв и цифр в соответствии со стандартом; освоить выполнение надписей.

Методические указания к выполнению листа. Все надписи на чертежах и других технических документах всех отраслей промышленности и строительства должны выполняться чертежным шрифтом. Размер шрифта h определяет высоту (в мм) прописных букв, которая измеряется перпендикулярно основанию строки (рис. 7). Высота строчных букв с (без отростков к) определяется из отношения их высоты к размеру шрифта (например, с=7/10). По отношению к высоте прописных букв определяются и все прочие параметры шрифта: g — ширина буквы, d — толщина линии шрифта (<i=l/10), a — расстояние между буквами, Ъ — минимальный шаг строк (высота вспомогательной сетки), е — минимальное расстояние между словами.

ГОСТ 2.304—81 устанавливает два типа шрифта: тип А и тип Б, с наклоном и без наклона. В настоящем пособии подробно рассмотрен шрифт типа Б с наклоном 75° и параметрами, приведенными в табл. 3. Этот шрифт и рекомендуется для выполнения надписей на чертежах. Шрифт размером 1,8 применяют только в исключительных случаях.


 

 

Рис. 7. Вспомогательная сетка и параметры шрифта по ГОСТ 2.304—81

При изучении шрифта рекомендуется буквы сгруппировать по конструктивным элементам. Сначала следует освоить написание букв только с прямолинейными эле­ментами (Г, П, Ш и т. п.), затем с прямолинейными элементами и закругле­ниями (Ч, С, Э и т. п.), далее буквы, включающие элемент О (Ю, У, а, р и т. п.), и т. д. При анализе конструкции букв и цифр необходимо проследить и ширину их. На­пример, по ширине своей прописные буквы, включая отростки, распределяются так:

 

 
 

 


5/10 (ширина букв составляет 5 клеток по горизонтали)— Г, Е, 3, С; 6/10 (6 кле­ток) — Б, В, И, Й, К, Л, Н, О, П, Р; Т, У, Ц, Ч, Ь, Э, Я;

 

7/10 (7 клеток) — Д, М, X, Ы, Ю; 8/10 (8 клеток) — Ж, Ф, Ш, Ъ; 9/10 (9 клеток) — Щ.

Внимательно проследите по рис. 8 положение перекладин для букв А, Н и др., а также наклонных линий и отростков.

 

Таблица 3. Шрифт типа Б (d= h/10)

 

 

 

Параметры шрифта Обоз- Относитель-   Размеры, мм мм
  наче- ный размер      
  ние        
Размер шрифта — h (10/10)/! 1,8 2,5 3,5 5,0 7,0 10,0 14,0 20,0
Высота прописных                      
букв                      
Высота строчных букв Расстояние между буквами Минимальный шаг   с (7/10).* 1,3 1,8 22,5 3,5 5,0 7,0 10,0 14,0
а1 (2/10)Л 0,35 0,5 0,7 1,0 1,4 2,0 2,8 4,0
b (17/10)Л 3,1 4,3 6,0 8,5 12,0 17,0 24,0 34,0
строк (высота                      
вспомогательной                      
сетки)                      
Минимальное рас- е2 (6/10)Л 1,1 1,5 2,1 3,0 4,2 6,0 8,4 12,0
стояние между                      
словами                      
Толщина линий d (1/10)Л d 0,18 1,25 0,35 0,5 0,7 1,0 1,4 2,0
шрифта                      

 

Примечания: 1. Расстояние а между двумя буквами, соседние линии которых не параллельны между собой (например, ГА, AT), может быть уменьшено наполовину, т. е. на толщину d линии шрифта
2. Минимальным расстоянием между словами е, разделенными знаками препинания, является расстояние между знаком препинания и следующим за ним словом.

 

Построение шрифта по вспомогательной сетке показано на рис. 8. Предельные отклонения размеров букв и цифр ±0,5 мм. На рис. 9 приведены построение и наименование знаков.

Рис. 8. Шрифт типа Б с наклоном: применять при необходимости отличить от буквы «3»; **римские цифры допускается ограничивать горизонтальными линиями

 
 



25

 


Рис, 9. Знаки:

I асимптотически равен; 2 — приблизительно равен; 3 — меньше; 4 — больше; 5 — плюс; (6 _ минус; 7 — плюс-минус; 8,9 — умножение; 10 — деление; 11 — процент; 12 — градус; 13 — минута; 14 — секунда; 15 — квадрат; 16 — дуга; 11 — диаметр; 18— равенство; 19— ради­кал; 20— интеграл; 21— бесконечность; 22— квадратные скобки; 23— круглые скобки; 24 — меньше или равно; 25— больше или равно

При изучении шрифта рекомендуется буквы сгруппировать по конструктивным элементам. Сначала следует освоить написание букв только с прямолинейными эле­ментами (Г, П, Ш и т. п.), затем с прямолинейными элементами и закругле­ниями (Ч, С, Э и т. п.), далее буквы, включающие элемент О (Ю, У, а, р и т. п.), и т. д. При анализе конструкции букв и цифр необходимо проследить и ширину их. На­пример, по ширине своей прописные буквы, включая отростки, распределяются так:

5/10 (ширина букв составляет 5 клеток по горизонтали)— Г, Е, 3, С; 6/10 (6 кле­ток) — Б, В, И, Й, К, Л, Н, О, П, Р; Т, У, Ц, Ч, Ь, Э, Я; 7/10 (7 клеток) — Д, М, X, Ы, Ю; 8/10 (8 клеток) — Ж, Ф, Ш, Ъ; 9/10 (9 клеток) — Щ.

Внимательно проследите по рис. 8 положение перекладин для букв А, Н и др., а также наклонных линий и отростков.

Упражнения

1. Определите ширину строчных букв и цифр по рис. 8 и сделайте соответствующие записи в рабочей тетради.

2. Начертите вспомогательную сетку для шрифта 10 и выполните буквы, цифры и знаки, приведенные на рис. 8 и 9.

3. Напишите слова «техникум», «специальность» размером шрифта 7.

4. Напишите числа 1989, 247 размером шрифта 3,5.

5. Напишите все слова, которые включает титульный лист, указанными ниже размерами шрифта.

6. Ответьте на вопросы для самопроверки. Какие типы шрифтов устанавливает ГОСТ 2.304—81? Что называют размером шрифта?

 

Какова разница между строчным и прописным шрифтом? Каково соотношение ширины буквы, толщины линии шрифта и высоты его? Как выполняется вспомогательная сетка?

Порядок выполнения листа.На листе формата А4 выполнить рамку. Титульный лист включает (рис. 10): - наименование техникума; наименование документа; фамилия преподавателя; данные об учащемся и его подпись; год выполнения работы (без указания слова «год»),

Данная форма титульного листа отвечает ГОСТ 2.105—79. Пример оформления титульного листа приведен на рис. 11. Надписи выполняются шрифтом размера 5,и 7. Используя материалы п. 5 упражнения к данному листу, выполнить разметку листа и расположить на нем необходимый объем строк симметрично относительно рамок форма­та. Перенос частей слов на титульном листе недопустим. Выполнить, надписи в тонких линиях. Проверить лист, удалить лишние линии и обвести все надписи.

 
 
Министерство образования Украины Донецкий горный техникум им. Е.Т. Абакумова Специальность: Технология подземной разработки полезных ископаемых РАБОТЫ ГРАФИЧЕСКИЕ ПО ЧЕРЧЕНИЮ Чертежи РГ 09 ПЧ 00 02 000 Принял Чертил: Студент гр.1ПР-06 Борисова Ю.И... ..Иванов В.В. 2006

 



Рис. 10. Форма титульного листа

 

 

Рис.11Пример оформления листа 1Б

 

 

ЛИСТ 2. КОНТУР ДЕТАЛИ

Целевое назначение листа: изучить правила деления окружности на равные части, методы построения сопряжений и лекальных кривых, основные правила нанесения раз­меров на чертежах по ГОСТ 2.307—68; приобрести навыки в выполнении геометри­ческих построений, продолжить закрепление навыков работы с чертежными инструмен­тами и оформления чертежа.

 
 


Методические указания к выполнению лис­та. Задачу деления окружности на равные части (рис. 12) решают с помощью циркуля и угольников, или способом хорд. Длину хорды, которую откладывают на заданной окружности, определяют умножением ее на коэффициент к. Значения этого коэффициента для числа деле­ний до 10 приведены на с. 13.

Построение сопряжений сводится к трем моментам: определению центра сопряжения нахождению точек сопряжения; построению Ду­ги сопряжения заданного радиуса. Для построе­ния сопряжения должен быть известен один из элементов: радиус или точка сопряжения, два других элемента чаще всего встречается первый слу­чай: задан радиус сопряжения. На рис. 13 приве­дены примеры построения сопряжений.


 

 



 

Рис. 13. Построение сопряжений: а — положение точки сопряжения дуги и прямой; б — сопряжение двух прямых; в — внешнее и внутреннее «касание двух дуг; г—сопряжение дуги и прямой; д — внутреннее сопряжение двух дуг; е — внешнее сопряжение двух дуг; ж — смешанное сопряжение двух дуг

 

 

В технике широкое применение имеют лекальные кривые. Наиболее часто встре­чаются эллипсы, циклоиды, эвольвенты, синусоиды. Эти кривые проводят, обычно с помощью лекал, отсюда и название — лекальные. До обводки кривой по лекалу следует соединить полученные соответствующим построением точки тонкой плавной линией от руки, {после чего подобрать участки лекала, отвечающие кривизне кривой, соединяя при этом не менее трех точек одновременно. Пример см. на рис. 14

Эллипс — замкнутая и плоская кривая, для, которой сумма расстояний от любой ее точки до двух фокусов есть величина постоянная (рис. 15, ав). Отрезок АВ называют его боль­шой осью, CD—малой. Если из точки D или С про-; вести дугу радиусом АВ/2, то на большой оси будут получены фокусы к\ и ко. Для построения, эллипса проводят две концентрические окруж­ности диаметрами, равными его осям. Эти: окружности делят на 12 равных частей. Через точки деления большой окружности проводят вертикальные линии, через точки малой — горизонтальные линии. Пересечения этих вспо­могательных прямых определяют точки эллипса. Построение и обводка точек кривой хорошо видны на рисунке.


 

Рис. 14. Работа с лекалом


 

Рис. 15. Построение и обводка эллипса по лекалу

 

 

Рис. 16. Построение синусоиды

 

Для построения синусоиды (рис. 16) окружность заданного радиуса R делят на! равные части и на продолжении осевой линии от точки а откладывают отрезок АВ, равный длине дуги окружности l=2nR. Затем отрезок АВ делят на 12 равных частей, как и окружность. Из точек 1, 2, 3, ..., лежащих на окружности, проводят параллельно прямой АВ лучи.; до их пересечения с перпендикулярами, восставленными (или опущенными) из соответствующих точек прямой АВ. Точки их пересечения а1, а2 а3,…, , принадлежат синусоиде.; Их соединяют и обводят по лекалу.

Величина изображенного изделия и его элементов на чертежах определяется размерами, общее число которых должно быть минимальным, но достаточным для изготовления и контроля его. Линейные размеры указывают в миллиметрах без обозначения единиц; в других же единицах — размерное число сопровождается обозначением этой единицы (или указывают эти единицы в технических требованиях). Угловые единицы указывают на чертеже в градусах (°), минутах (') и секундах (")• Правила нанесения размеров установлены ГОСТ 2.307—68*. Размеры на чертежах указывают размерными линия­ми. Размерные линии ограничивают стрелками, которые острием касаются выносных линий, линий контура, осевых линий. Выносная линия выступает за стрелку на 1...2 мм. Размерную линию проводят параллельно отрезку, размер которого указывают: по возмож­ности, вне контура изображения. Расстояние от размерной линии до контура и между параллельными размерными линиями должно быть 10 мм. Размерные линии не должны быть продолжением линий контура, осевых, центровых и выносных линий. Все пере­численные линии не могут быть использованы в качестве размерных. Размерные линии не должны пересекаться с выносными, поэтому меньшие размеры наносят ближе к линиям контура, а большие — дальше. Форму стрелки и ее размеры выдерживают на чертеже оди­наковыми. Каждый размер указывается только один раз. Размерные числа наносят над размерной линией возможно ближе к ее середине.

 

Для обозначения диаметра перед размерным числом наносят знак Ô, для обозначе­ния радиуса — R, размеров квадратных элементов— П. Размерную линию при указании 'величины углов проводят в виде дуги с центром в вершине угла.

 

В заштрихованной зоне размер наносить не рекомендуется. Размерные числа в этом случае указывают на горизонтальных линиях-полках. Не допускается разрывать линию контура для нанесения размерного числа, другие линии — разрешается. Правила указания "размеров на чертежах обширны, их следует изучить по ГОСТ 2.307—68* и применять Сознательно, не копируя примеров конкретного задания и образцов выполнения листов.

Отдельные извлечения из ГОСТ 2.307—68 приведены на рис. 17. Их следует изучить и законспектировать в рабочей тетради.

Размеры на чертеже должны строго соответствовать значениям ГОСТ 6636—69. В этом стандарте в диапазоне от 0,001 до 20 000 мм установлены четыре основных ряда чисел: Ra5, RalO, Ra20, Ra40. Номинальные размеры диаметров, уступов, расстояний между центрами отверстий и другие размеры назначают только по этому стандарту. В табл. 4 приведен ряд чисел до 10. Числа свыше 10 в каждом десятичном интервале (10... 100, 100... 1000 и т. д.) получают умножением предпочтительных чисел, содержащихся в интервале 1...10 мм. Числа менее 1 мм получают соответственно умножением чисел указанного в табл. 4 интервала на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д.


Таблица 4. Нормальные линейные размеры в интервале 1...10 мм

 

  Ряды     Ряды  
Ra 5 Ra10 Ra20 Ra40 Ra 5 Ra10 Ra20 Ra40
1,0 1,0 1,0 1,0   3,2 3,2 3,2
      1,05       3,4
    1,1 1,1     3,6 3,6
      1,15       3,8.
  1,2 1,2 1,2 4,0 4,0 4,0 4,0
      1,3       4,2
    1,4 1,4     4,5 4,5
      1,5       4,8
1,6 1,6 1,6 1,6   5,0 5,0 5,0
      1,7       5,3
    1,8 1,8     5,6 5,6
      1,9       6,0
  2,0 2,0 2,0 6,3 6,3 6,3 6,3
      2,1       6,7
    2,2 2,2     7,1 7,1
      2,4       7,5
2,5 2,5 2,5 2,5   8,0 8,0 8,0
      2,6       8,5
    2,8 2,8     9,0 9,0
      3,0       9,5


и

 

 

Рис. 17. Правила нанесения размеров по ГОСТ 2.307—68:

а — форма и размеры стрелки; б — при параллельных размерных линиях размерные числа располагают в шахматном порядке; в — при недостатке места для стрелки линии возле нее прерывают; г — расположение размерных чисел при различных наклонах размерных линий; д — нанесение угловых размеров; е — указание размеров повторяющихся элементов; ж — нанесение размеров радиусов; з — нанесение размера дуги; и — нанесение размеров при недостатке места

 

 
 

 


Упражнения.

1. Окружность радиусом 30 мм разделите на 3, 6, 12 частей с помощью циркуля.

2. Окружность радиусом 40 мм разделите на 4, 8, 16 частей.

3. Окружность радиусом 50 мм разделите на 5 и 7 частей.

4. Выполните сопряжения: двух прямых радиусом r = 15 мм, расположенных под углом 45° и 120°; двух окружностей Ri = 15 мм, R2=l6 мм, расстояние между центрами 40 мм, радиус внутреннего сопряжения r =50 мм; двух окружностей R1 = 30 мм, R2=35 мм, центры которых отстоят друг от друга на расстоянии 74 мм, радиус внешнего сопряже­ния г=20 мм.


5. Постройте эллипс с размерами осей АВ=100 мм, BC =80 мм.

6. Постройте синусоиду для окружности радиусом R = 30 мм.

7. На чертежах упражнений по п. 1...5 проставьте размеры.

8. Ответьте на вопросы для самопроверки.

Что называется масштабом? Каковы стандартные масштабы и номер соответствую­щего ГОСТа? На каком расстоянии следует проводить размерные линии от линий контура и между параллельными размерными линиями? Как располагается выносная линия по отношению к размерной? Как располагают размерные числа? Как наносят размерное число на заштрихованном поле? Как располагают размерные числа, находящиеся одно под другим? Какие знаки сопровождают размер диаметра и радиуса? Как разделить окруж­ность на 3, 4, 5, 6 равных частей геометрическим способом? Как разделить окруж­ность на любое число частей? В каких случаях применяется сопряжение? Как выпол­нить сопряжение, в какой последовательности? Что представляют собой лекальные кривые? Как образуются эллипс, синусоида?

9. Округлите числа, полученные измерением, пользуясь табл. 4: до значений ряда Ra5—2,3; 16,8; 112; до значений ряда Ral0—7,1; 98; 120; до значений ряда Ra 40—51; 185; 382.

Порядок выполнения листа. Чертеж выполняется на листе формата А4. Задание |выбрать по рис. 18. Построения следует начинать с проведения осей симметрии фигуры. Все геометрические построения осуществляются тонкими четкими линиями и сохраняются на чертеже. После построения контура технической детали провести выносные и размерные линии, указать размерные числа. Затем заполнить основную надпись. Все цифры долж­ны быть написаны с разметкой и сеткой.

 

 
 



 

Рис. 18. Варианты заданий к листу 2

 

 

 
 


 

Рис. 18. Продолжение

 

Перед обводкой тщательно проверить чертеж, убрать лишние линии мягкой резин­кой. Обвести чертеж и подписать. См. пример на рис. 19.

Рис. 19. Пример оформления листа 2

ЛИСТ 3. КОМПЛЕКСНЫЙ ЧЕРТЕЖ ПРИЗМЫ И КОНУСА(ИЛИ ПИРАМИДЫ И ЦИЛИНДРА)

Целевое назначениелиста: изучить проецирование геометрических тел в прямоуголь­ных и аксонометрических проекциях, построение разверток этих тел; освоить приемы проецирования точки, отрезка, прямой и плоской (Фигуры, геометрических тел на три плоскости проекций.

Методическиеуказания квыполнению листа. Построение третьей проекции геометри­ческого тела по двум данным, а также его наглядного изображения базируется на знании основ начертательной геометрии. Трудность этого раздела состоит в том, что по изображению тел, имеющих три измерения, на плоскости, имеющей два измерения, надо научиться представлять пространственную форму этих тел и овладеть соответствующими методами выполнения таких изображений.

По ГОСТ 2.305—68 изображения предметов должны выполняться по методу прямо­угольного проецирования: При проецировании предмета на три взаимно перпендикуляр­ные плоскости проекций, (рис. 20) фронтальную — П2, горизонтальную — П1 и профиль­ную — Пз (фронтальная проекция его получается с помощью параллельных проецирую­щих лучей, проходящих через определенные точки предмета и направленных пер­пендикулярно плоскости П2, горизонтальная проекция — с помощью лучей, перпендику­лярных плоскости П1, а профильная проекция — с помощью лучей, перпендикулярных плос­кости П3.).

 

 

 

Предмет при этом располагается между глазом наблюдателя и соответствующей плоскостью проекций. Чертеж получается в результате совмещения трех плоскостей проекций в одну. Проецирование какой-либо точки (например, А), принадлежащей предмету, осуществляется с помощью линий связи, перпендикулярных соответствующим осям, вокруг которых вращались плоскости проекций при их совмещении в одну плоскость,

Упражнения.

1.Постройте комплексный чертеж (три проекции) отрезка прямой АВ по координа­там его концов, заданных в миллиметрах.

 

X Y Z
А В А В А В
40 50 4 7 9 29 9 29

2. Постройте комплексный чертеж треугольника ABC (плоскость) по координатам, заданным в миллиметрах.

 

  У Z
А В с А В С А В С
44 30 10 60 10. 10 16 0 16 15 10 35 10 60

3. По рис. 21, ориентируясь на наглядное изображение вершин призмы и пирамиды (1, 2, 3, 4, 5, 6), подберите их проекции, обозначенные на комплексных чертежах буквами в последовательности: фронтальная, горизонтальная, профильная. Ответ представьте в виде кода из трех букв для каждой из вершин.

 

 

Рис. 21. Упражнение 3 к листу 3

 

4. По рис. 22, ориентируясь на наглядное изображение граней призмы и пирамиды (1...6), подберите их проекции в той же последовательности, что и в предыдущем примере, и представьте ответ в виде кода из трех букв для каждой из граней.

 


 

 

Рис. 22. Упражнение- 4 к листу 3

 

5. В группе геометрических тел найдите последовательно проекции каждого тела: фронтальную, горизонтальную, профильную и представьте ответ в виде кода в последова­тельности: 1—призма, 2— пирамида, 3— куб, 4— цилиндр, 5— конус, 6— шар (рис. 23).

 

 

 

Рис.23. Упражнение 5 к листу 3

 

6. Постройте правильный квадрат в трех плоскостях изометрической проекции со стороной b=30 мм. 7. Постройте окружность Ô 50 мм в изометрии (в трех плоскостях — П1; П2; П3).

8. Ответьте на вопросы для самопроверки.

В чем заключается метод проецирования? Какова разница между центральным и прямо­угольным проецированием? Какие проекции называют прямоугольными? Как располагают плоскости проекций в пространстве при прямоугольном проецировании? Как располагают плоскости проекции на плоскости при прямоугольном проецировании? Как обозначают плоскости проекций? Какое положение занимает точка в пространстве, если ее вертикальная проекция лежит на оси проекций X. Когда проекция прямой обращается в точку?
Когда длина проекции отрезка прямой равна длине отрезка? Какое тело называется много­гранником? Перечислите элементы многогранника. Как образуется тело вращения? Назовите его элементы.



2015-11-07 2146 Обсуждений (0)
ЛИСТ 1Б. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: ЛИСТ 1Б. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)