Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовые противоречия между религиозным воспитанием и светским характером образования




Преподавание основ религиозных культур в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учёта разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

В законодательстве Российской Федерации используются понятия «религиозное образование» и «обучение религии». Термины «религиозное образование» и «обучение религии» введены в ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона устанавливает: «Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими», «по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».

При этом обучение религии, как следует из указанного Федерального закона, является одной из форм религиозного образования, т.е. понятие «религиозное образование» шире по объему понятия «обучение религии», хотя иногда эти понятия ошибочно используются как синонимы.

Ответственность за результаты и соблюдение прав ребенка при этом возлагается на государство в лице государственных органов власти и местного самоуправления, органов и учреждений образования и на субъекты исполнения, т.е. на администрацию самих учебных заведений.



Светский характер в содержании образования означает следующее:

• обучение по предметам основного образования осуществляется по государственным стандартам и не имеет целью принудительное приобщение обучаемых к какому-либо религиозному вероучению;

• соблюдается принцип добровольности получения образовательных услуг, связанных с религиозным образованием, т.е. учащиеся обучаются исключительно на основе собственного осознанного, информированного и добровольного волеизъявления и с добровольного и осознанного согласия их родителей (законных представителей);

• религиозное образование не подменяет собой общегражданское общее или профессиональное образование и не препятствует его реализации;

• осуществляемое в государственных или муниципальных образовательных учреждениях религиоведческое образование не сопровождается проведением богослужений, религиозных обрядов или церемоний, запрещается размещение в зданиях государственных и муниципальных учебных заведений религиозной символики, предметов культа, организация мероприятий религиозного и миссионерского характера;

• образовательный стандарт по учебному предмету религиозного образования должен быть составлен как инвариантный макет (за исключением блоков, содержание которых определено Министерством образования и науки Российской Федерации), используя который представители различных религий могут составить стандарт, отвечающий их потребностям, но реализуемый на основе принципа добровольности получения образовательных услуг, связанных с религиозным образованием.

Четкое соблюдение принципа светского характера содержания образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не означает невозможность сотрудничества между различными системами образования, межконфессионального диалога и взаимного обогащения педагогическим опытом. Подобное сотрудничество (в разработке курсов программ, учебников и учебных пособий по истории религий, религиоведения и т.д.) не вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации.

Светский характер образования предполагает необходимость широкого ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре, современной жизни мира, отдельных стран и народов. Такие знания будут способствовать повышению уровня культуры, широте кругозора, полноте усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе мировоззренческой, религиозной, национальной терпимости. В государственном образовательном стандарте эти функции выполняет курс «Религиоведение» («Основы религиоведения»), «История мировых религий» и широкий комплекс религиоведческих дисциплин, рассматривающих религию в историческом, культурологическом, философском планах.

 

 

ГЛАВА 2. Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Подготовка, реализация, итоги и трудности процесса реализации. Анализ современного состояния процесса реализации курса в России и Республике Коми.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (839)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)