Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Риски отечественных товаропроизводителей при вступлении в ВТО на примере сельского хозяйства





 

В современных условиях глобализации и интеграции в мировую экономику особое место отводят не только стремлению к значительному усилению конкурентных позиций в отдельных видах производств, но также становится важным фактором международных, в том числе экономических, отношений способность национальной экономики к динамическому и устойчивому развитию, стремительному повышению благосостояния и культуры населения [3, с. 33].

Однако на сегодняшний момент между потенциалом экономики РФ и ее местом в современных международных экономических отношениях существует некое противоречие. Географическое положение РФ способствует интенсивному использованию площади сельскохозяйственных угодий в процессе производства продуктов питания. Но по итоговым результатам Всемирного экономического форума, который прошел в Давосе, анализа рейтинга конкурентоспособности первых 50–60 стран мира РФ принадлежат последние места. Появляется необходимость решения вопроса экономической эффективности производства сельского хозяйства, конкурентоспособности в определенной последовательности: конкурентоспособности товара, предприятия, затем отрасли и страны в целом.

Таким образом, вопрос перерождается в проблему конкурентоспособности продукции аграрного сектора экономики. Поэтому неотъемлемая и наиболее важная часть внешнеэкономической деятельности России заключалась в ее присоединении к ВТО, поскольку интеграция экономики в мировые хозяйственные связи не имеет смысла без присоединения к ВТО [2, с. 60].

В результате вступления в ВТО товаропроизводители в области сельского хозяйства не только не утратили своих позиций, но и существенно улучшили конкурентные преимущества на внутреннем и внешнем рынках. Однако вступление в данную организацию вызывает множество споров и дискуссий о возможном влиянии на экономику РФ. Вследствие чего появляются некоторые опасения у ряда экспертов по поводу будущего российского АПК, который, по их мнению, не готов к достаточно высокой конкуренции со странами ВТО. Поэтому в целях предупреждения негативных последствий, своевременной их нейтрализации, а также снижения тяжести их воздействия существует необходимость изучения не только положительных, но и отрицательных сторон вступления в ВТО. Продовольственный рынок России от вступления страны в ВТО может оказаться как в проигрышной, так и выигрышной ситуации, в зависимости от степени эффективности проводимой государством политики поддержки развития АПК и готовности страны и регионов к внешнеэкономической либерализации.



Аналитик ИК «Финам» Александр Осин утверждает, что плюсы не так очевидны. В результате вступления России в ВТО формируется крайне неоднозначная ситуация. Данный процесс в большинстве своем носит политический, нежели экономический характер. Возможно, это является созданием базы на долгосрочный период [5].

Если говорить о преимуществах от присоединения России к ВТО, то они зависят в первую очередь, от того, насколько окажется эффективной аграрная политика государства по поддержке экспортно-ориентированных отраслей АПК и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Успешный выход на мировые рынки появится у тех участников рынка и отраслей АПК, которые смогут грамотно воспользоваться рыночной информацией и при этом проявят деловую активность и настойчивость в продвижении отечественного продовольствия на мировые рынки. Более того, у России появится возможность принимать участие в обсуждениях и корректировках правил ВТО наравне с другими участниками, входящих в данную организацию.

Особенности территориального устройства оказывают существенное влияние на развитие конкурентных преимуществ страны. На сегодняшний день в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии происходит постоянное увеличение численности населения, вызывающее рост спроса на сельскохозяйственную продукцию и способствующее формированию экспортного потенциала страны. При этом прерогативой является проведение эффективной государственной внешнеэкономической политики.

Кроме того, в России в сфере банковских услуг на сегодняшний день так и не построена конкурентная среда. Так в настоящее время остается высокой кредитная ставка российских коммерческих банков, доходящая до 20% годовых, а это почти в два раза выше по сравнению со ставками зарубежных кредитных учреждений. В результате чего в условиях конкуренции отдаются преимущества иностранным кредитным учреждениям. Таким образом, при-влечение зарубежных банков даст возможность снизить процентную ставку за счет развития конкурентной среды в этой сфере. В результате чего существует необходимость контроля и регулирования данного процесса, ведь именно он и связан с проникновением иностранного продовольствия на отечественный рынок.

Вследствие присоединения России к ВТО наиболее значимым положительным результатом для АПК может стать преодоление дискриминации, а также равноправное участие страны в международном разделении труда. В долгосрочной перспективе членство в ВТО может способствовать повышению конкурентоспособности отечественного сельскохозяйственного продовольствия на мировом рынке и интеграции отраслей АПК в мировое хозяйство.

Ограниченные возможности современной системы государственной поддержки АПК РФ требуют совершенствования механизма взаимодействия органов государственной власти, предпринимательских структур, а также научных учреждений, цель которых заключается в исследованиях ситуаций на мировом рынке и оперативном вмешательстве в происходящие процессы [12].

Говоря о негативных последствиях, которые могут являться следствием вступления России в ВТО и либерализации экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, можно сказать о том, что все они сосредоточены вокруг двух проблем. Первая главным образом зависит от уровня государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а на вторую оказывает влияние уровень эффективности государственного регулирования продовольственного рынка страны.

Совершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу, разрабатывать и реализовывать государственные программы, которые направлены, на поддержку развития АПК, и инфраструктуры продовольственного рынка, а также повышать уровень качества жизни населения, и, разумеется ,проводить эффективную таможенную и налоговую политику необходимо вследствие того, что вышеуказанные действия являются основой предупреждения негативных последствий от вступления в ВТО.

В Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений, так как в нем не учитываются в полной мере интересы товаропроизводителей и возможности скрытых методов регулирования, необходимых для защиты внутреннего рынка [1].

Одним из наиболее значимых условий экономического развития регионов и повышения конкурентоспособности АПК в условиях присоединения к ВТО является сотрудничество федерального центра и регионов в процессе разработки и реализации экономической политики государства в области совершенствования законодательства. Преследуемой целью при этом является достижение высокого уровня активности субъектов Российской Федерации, их экономической ответственности и самостоятельности.

Одной из наиболее важных задач, стоящих перед государством является развитие конкурентоспособности страны, основанной на эффективной государственной политике.

Использование мер государственной поддержки, которые направлены на защиту внутреннего рынка и содействие отечественному сельскохозяйственному производству, означает применение результативной агропродовольственной политики, нацеленной на защиту отечественных товаропроизводителей, эффект которой должен привести к росту качества и конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Наиболее острая проблема России заключается в повышении уровня жизни населения и регулировании доходов. Так на сегодняшний день уровень доходов большинства населения остается крайне низким, поэтому государственная политика должна быть направлена на повышение уровня доходов всех категорий населения, развитие социальной активности, а также поддержку предпринимательской деятельности коммерческих структур [10].

Одним из факторов, сдерживающих конкурентоспособность отечественного продовольствия на мировом рынке, является достаточно низкий уровень развития инфраструктуры продовольственного рынка, вследствие чего нужна защита и поддержка развития отечественной оптовой торговли продовольственными товарами, при этом в большинстве стран-членов ВТО данную сферу деятельности регулирует национальное законодательство, но не правила ВТО.

Так как правила ВТО ограничивают меры прямой государственной поддержки АПК, возникает острая необходимость развития инфраструктуры продовольственного рынка, что несет в себе огромное значение в целях снижения издержек.

Следует также отметить, что потеря инфраструктуры продовольственного рынка, особенно оптовой торговли продовольствием, означает потерю рынков сбыта, а ее восстановление повлечет трату значительных средств и времени.

Кроме того, для обеспечения продовольственной безопасности большинство стран-членов ВТО исключили услуги оптовой торговли из перечня услуг, которые регулируются правилами ВТО. В этих странах оптовая торгов-ля регулируется национальным законодательством, что позволяет им создавать условия сбыта продукции собственных товаропроизводителей.

Серьезным препятствием на пути повышения конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках продолжает оставаться проблема диспаритета цен на промышленные и сельскохозяйственные товары.

Иными словами, вступление в ВТО – факт, предполагающий определенные ограничения в области политики регулирования и субсидирования отечественного сельского хозяйства. Во-первых, Россия берет на себя обязательства по сокращению и ограничению общего объема поддержки так называемого «янтарного ящика», то есть мер субсидирования, ценовой поддержки и других программ, оказывающих прямое воздействие на рост производства.

Учитывая состояние сельскохозяйственного производства, до сих пор не преодолевшего кризисное состояние, можно сделать вывод о том, что перед Россией встает необходимость использования других инструментов поддержки отдельных отраслей.

Во-вторых, в ходе нового раунда переговоров предстоит дальнейшее сокращение внутренней поддержки сельского хозяйства. Этот означает более сильные ограничения в возможностях ценовой поддержки и субсидирования отечественного сельхозтоваропроизводителя.

В-третьих, понадобится перестройка сельскохозяйственной политики освоения новых способов поддержки, пока не ограничиваемых ВТО (меры «зеленого ящика»). Это необходимо будет сделать, если появится политическая воля руководства государства и правительства к тому, чтобы увеличить финансирование аграрного сектора и развития сельской местности.

Согласно прогнозам самые большие проблемы ждут сельхозпроизводителей.

Поддержка АПК являлась одним из главных проблемных вопросов во время переговоров при вступлении в ВТО. Однако, в результате согласия на снижение пошлины на импортную продукцию сельского хозяйства, появилась проблема необходимости увеличения господдержки сельского хозяйства.

В противном случае вся система продовольственной безопасности и социальная стабильность нашей страны будет повержена.

За период с 2006 по 2011 гг. на поддержку сельского хозяйства в России было потрачено 563, 6 млрд. руб. (примерно по 93,9 млрд. руб. в год.), при этом государством были активно использованы тарифные меры, создавая, таким образом, всевозможные барьеры зарубежному продовольствию [11].

Однако в целях повышения конкурентоспособности российской продукции по отношению к импортной, государству ежегодно, вплоть до 2020 года, необходимо тратить на поддержку сельхозтоваропроизводителей от 95,9 до 112 млрд. руб., в противном случае следует согласиться с фактом заполнения страны импортным продовольствием.

Как уже было сказано выше, из-за вступления в ВТО Россия должна будет снизить пошлины на импорт живых свиней. В итоге, цена на живых свиней на внутреннем рынке резко снизится. Предприятия, работающие в настоящее время на грани рентабельности, станут убыточными, а высокоэффективные снизят рентабельность вдвое.

Снижение пошлины на сопутствующую продукцию может стать следствием потери получения дохода от первичной переработки свиней, которая за-висит от вероятности реализации, как мяса, так и субпродуктов. Данному сек-тору в целях оказании помощи на должном уровне до 2020 г. необходимо со-хранение инвестиционной привлекательности свиноводства, и тем самым оказать некоторое предупреждение угрозы продовольственной безопасности страны, в результате чего появится возможность экспортировать собственную продукцию.

Существует вероятность падения цены на говядину вследствие отмены ценового критерия в 330 тыс. руб. за ту данного вида мяса, поступающего из стран Южной и Северной Америки сверх квоты. Что способствует возникновению канала для неконтролируемого ввоза мяса зарубежных стран, а это ста-нет причиной потерь отрасли в 16 млрд. руб. в год и росту сроков окупаемости проектов (11–15 лет).

Взаимосвязь рынков различных видов мяса особенно видна при изменении цены, так, к примеру, в результате падения цены на свинину или говядину приведет к снижению цены на мясо птицы, в целях сохранения спроса на свою продукцию. Снижение цены в среднем на 6 руб. за 1 кг будет стоить производителям 21,8 млрд. руб. в год.

Кроме того, следует отметить, что за последние 6 лет производство мяса птицы выросло более чем в 2 раза. Таким образом, уже в этом году рост объема производства и поставки отечественной и импортной птицы на рынок будет рост объема потребления внутри страны, в среднем на 1,5 тыс. т. При этом излишек из года в год будет увеличиваться. Для решения данной проблемы стоит задача создания возможностей для экспорта отечественной продукции.

Отечественные производители свекловичного сахара имели защиту от импортного сахара – сырца путем применения плавающей пошлины, которая варьировалась в зависимости от цены на мировых рынках. По заключенным договорам с ВТО, вводится плоская шкала, то есть импортная пошлина на сахар-сырец будет неизменной (4,4 тыс. руб. за 1 т.), что может вызвать снижение тарифной защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей на 25%. Более того, устанавливается снижение пошлин на сахаросодержащие сиропы, что способствует ужесточению конкуренции российскому сырью. В итоге общие потери отрасли могут составить до 26 млрд. руб. в год (величина ежегодного субсидирования затрат, необходимого на посевы сахарной свеклы).

Вследствие высоких затрат на содержание коровы и выращивание молодняка молочное производство в РФ до сих пор сохраняет отрицательную рентабельность.

Возможность наступления кризисной ситуации на рынке сухого молока может проявиться при росте импорта на 61 %, при этом отечественное производство сократиться вдвое и половина мощностей не будет задействована, что приведет к сокращению переработки сырого молока более, чем на 2 млн. т. В итоге произойдет разорение (в течение 4 лет) до 200 региональных заводов. Снижение объемов закупок молока, приведет к сокращению рабочих мест в животноводстве, что может вызвать возрастание социальной напряженности на селе. В целях сохранения поголовья скота, потребуется ежегодная помощь в размере до 29 млрд. руб. В этом случае удастся сдержать рост импортных поставок, при этом объемы отечественного производства не сократятся.

Говоря о масложировой продукции, можно сказать о том, что снижение импортных пошлин на жиры и маргарин приведет к потерям российскими производителями за три года 13,9 млрд. руб.

Сокращение экспортных пошлин на семена подсолнечника приведет к росту объемов их вывоза, вследствие этого снизиться производство подсолнечного масла внутри страны. Сокращение объемов производства и закрытие масложировых предприятий повлечет за собой рост безработицы и социальной напряженности. Таким образом, в течение нескольких лет потребуются субсидии на производство продуктов глубокой переработки растительного масла.

Сами сельхозпроизводители предлагают ряд мер по поддержанию АПК страны: компенсировать за счет государства до 100% затрат предприятий АПК на строительство, ремонт и модернизацию капитальных объектов, приобретение сельхозтехники, животных и земель под посевы по кредитным договорам, заключенным с 1 января 2006 года; продлить до 2020 года нулевую ставку на-лога на прибыль для сельхозпроизводителей (это предложение поддерживает и Минсельхоз); списать за счет государства ранее не списанную задолженность по кредитам; списать за счет государства пени и штрафы по просроченным договорам лизинга; возместить затраты на приобретение материальных ресурсов на проведение сезонных полевых работ, а также затраты на газ, электричество и воду.

Подводя итоги можно сказать, что весь комплекс мер, предлагаемых РСПП, обойдется государству более чем в 350 млрд. руб. до 2018 года, что соответствует разрешенному ВТО уровню господдержки.

Таким образом, чтобы компенсировать потери от вступления в ВТО в ближайшие 7 лет, Правительству для сельхозпроизводителей необходимо найти около 1 трлн. руб.

Можно порекомендовать Экспертному управлению Президента России, Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, заинтересованным министерствам и ведомствам рассмотреть следующие предложения, нацеленные на оптимальный переход российского АПК к условиям членства в ВТО [9]:

1) Предусмотреть в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (далее – Госпрограмма) объем финансирования, который будет достаточен для адаптации сельского хозяйства и других отраслей АПК к условиям присоединения в ВТО.

2) Включить в Госпрограмму следующие дополнительные мероприятия:

- совершенствование земельного законодательства по созданию системы устойчивого землепользования в условиях вступления к ВТО;

- создание системы устойчивого землепользования;

- повышение эффективности используемых и вовлечение неиспользуемых земель сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственный оборот.

3) Необходимо гармонизировать фитосанитарное законодательство Российской Федерации с Международной конвенцией по карантину и защите растений, международными и региональными фитосанитарными стандартами.

4) Наладить эффективную систему проведения анализа фитосанитарного риска, соответствующую международным и региональным стандартам.

5) Активизировать участие российских экспертов в деятельности Международной конвенции по карантину и защите растений, а также Европейской и Средиземноморской организации по карантину и защите растений, в области разработки новых международных и региональных фитосанитарных стандартов.

6) Учитывая, что Россия на сегодняшний день стала единственной страной из числа крупнейших производителей зерна, которая фактически от-казалась от государственного контроля качества и безопасности зерна, необходимо активизировать работу по разработке и принятию новой редакции закона «О зерне и продуктах его переработки», с учетом отечественного опыта и законодательства США и Канады.

7) Разработка комплекса мер по адаптации наиболее чувствительных отраслей АПК, прежде всего, производителей мяса и мясопродуктов (как на уровне сельхозпроизводителя, так и на уровне переработчика), к новым условиям торговли - необходимая составляющая государственных преобразований в условиях вступления в ВТО. При этом России следует увеличить поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства, стимулировать использование комбикормов и белково-витаминных добавок, осуществлять постоянный мониторинг ситуации с производством и торговлей в наиболее чувствительных отраслях и оперативно применять меры поддержки и защиты, предусмотренные правилами ВТО.

8) Разработать программу повышения конкурентоспособности российского продовольствия на внешних рынках, соответствующую нормам и правилам ВТО с участием всех заинтересованных сторон, включая отраслевые союзы, предусматривая при этом создание соответствующего раздела в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 г.

9) Особое внимание следует уделить активизации сотрудничества с со-ответствующими международными организациями по обучению и переквалификации российских специалистов и отечественных бизнес – структур к работе в новых условиях адаптации к правилам ВТО.

В заключение можно отметить, что вступление в ВТО – перспективный шаг, несущий в себе новые тенденции, направления и формы развития экономики, соответствующие современной мировой экономике; ступень, связанная, прежде всего, с глобализацией и дающая возможность достигнуть высоких позиций в рейтинге конкурентоспособности стран, а это в свою очередь и определяет экономическую безопасность страны, ее уровень развитости и экономический потенциал. Однако в условиях присоединения к ВТО могут наступить отрицательные последствия, но это зависит от того, насколько правильной будет проводимая государством политика. То есть политика государства – главный фактор, влекущий наступление отрицательных или положительных эффектов в условиях вступления в ВТО.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (751)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)