Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое обеспечение экономической организации лесопользования и лесного хозяйства



2015-11-07 1163 Обсуждений (0)
Правовое обеспечение экономической организации лесопользования и лесного хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок




В Лесном кодексе РФ (2006г.) к видам использования лесов также отнесено: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Экономическая организация лесного хозяйства, в том числе воспроизводства лесов. С экономической позиции, ресурсы и услуги леса подразделяют на две категории: рыночные ресурсы и «общественные блага». Рыночные ресурсы включают древесину, технические, кормовые ресурсы леса, а также пищевые, лекарственные, водные, когда они используются в промышленных масштабах. Общественные блага в сфере лесного хозяйства включают средообразующие, социальные, защитные, культурные полезности леса. В современной экономической науке природные богатства понимаются уже не как бездонный резервуар «естественных даров» природы, а как ресурс, состояние и возобновление которого является предметом целенаправленных форм хозяйственной деятельности. В экономическом процессе воспроизводства реально участвуют рыночные лесные ресурсы. Увеличивающийся спрос на «нерыночные» лесные ресурсы, в том числе на обеспечение качества окружающей природной среды, может быть обеспечен только за счет бюджетного финансирования ведения лесного хозяйства.
В рыночной экономике механизмом взаимодействия с потребителями, воздействия на внешнюю среду, в том числе и на целевой рынок, является комплекс маркетинга, включающий выявление потребностей, разработку и осуществление стратегий маркетинга. Соответственно необходимо разрабатывать маркетинговые стратегии и формировать товарную, ценовую, сбытовую и коммуникационную политики. Потоки прямой и обратной связей отражают установившиеся экономические отношения и формируют информационное обеспечение процесса лесоуправления. Эволюция концепции маркетинга на современном этапе выражается в необходимости ориентации не только на потребителей, но и на конкуренцию для обеспечения долговременной доходности, что отражено в стратегической концепции маркетинга.
До настоящего времени основным видом рыночных ресурсов остается древесина. Древесина является экологически чистым и легко обрабатываемым материалом. Лесной сектор экономики обеспечивает своей продукцией практически все отрасли народного хозяйства: строительство, машиностроение, горнодобывающую промышленность, сельское хозяйство, торговлю, а также население (мебель, изделия деревообработки, бумажные товары и др.). Основными видами материалов из древесины, используемых в строительстве, являются пиломатериалы, фанера и столярные изделия. Уровень жилищного, культурно-бытового строительства в значительной степени определяет текущий спрос на эти материалы. По прогнозным оценкам ФАО, НИПИЭИлеспрома, изделия из древесины, бумаги и картона имеют стабильный и увеличивающийся спрос. Поэтому темпы развития лесного сектора экономики России находятся в большой зависимости от деловой активности в смежных отраслях промышленности, строительства, а также на потребительском рынке. Прогнозируемое развитие промышленности и строительного сектора в совокупности с ростом реальных доходов населения приведет к увеличению спроса на все виды продукции из древесины на внутреннем рынке России. Значительно увеличивается спрос на рекреационные услуги, лесной туризм, средообразующие функции лесов. Формированием рынка лесопродукции и услуг должны заниматься структуры, имеющие прямой экономический интерес в их предоставлении потенциальным потребителям.
Экспорт лесопродукции в период системного кризиса оказался более устойчивым в сравнении с динамикой внутреннего рынка. Негативной тенденцией явилось увеличение доли экспорта древесины в необработанном круглом виде и снижении продукции глубокой переработки. Одним из факторов, определяющих выход России на экологически "чувствительные" рынки лесопродукции, является требование устойчивого управления лесами в районе заготовки, переработки и транспортировки лесопродукции.
Одним из основных инструментов экономического механизма лесоуправления является формирование единой системы цен на всех этапах заготовки и переработки лесных ресурсов, в том числе и древесных. Лесные ресурсы являются возобновимыми. Затраты на их воспроизводство включают расходы на лесовыращивание, охрану, защиту лесов, управление лесным хозяйством. В рыночной экономике для осуществления простого воспроизводства лесных ресурсов необходимо соизмерять эти затраты с платежами за их пользование. В то же время сумма платы за лесные ресурсы входит в состав расходов, формирующих себестоимость заготовки и переработки древесины и цен на нее. Учитывая, что формирование цены в рыночных условиях происходит в процессе купли-продажи продукции с учетом сложившегося спроса и предложения, уровень цен на продукцию, изготовленную из древесины, оказывает прямое влияние на возможный уровень платежей за древесные лесные ресурсы.
В настоящее время на продукцию лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности действуют свободные (договорные) цены. А платежи за пользование древесными ресурсами устанавливаются директивно в виде минимальных ставок платежей за пользование древесиной, отпускаемой на корню. Ставки арендной платы определяются на основе минимальных (или действующих в субъектах РФ) ставок с повышающим коэффициентом, то есть так же не рыночным методом, по Лесному кодексу РФ (2006г.) на аукционе на получение права аренды лесного участка. Рыночным способом формирования цен являются аукционы. Однако практика их проведения свидетельствует о том, что увеличение лесного дохода далеко не всегда обеспечивает повышение бюджетной эффективности, в частности, если лесопользователями являются малые предприятия, индивидуальные предприниматели, находящиеся на специальных системах налогообложения.
Таким образом, баланс экономических интересов собственника лесного фонда и лесопользователей может быть достигнут при формированиии цены предложения, построенной на затратном методе воспроизводства лесных ресурсов, и цены спроса, определенной на базе рентного подхода. Их согласование позволяет определять цены на лесные ресурсы. Согласно теории факторов производства в создании стоимости товаров, отождествляемой с их потребительской стоимостью (ценностью товара), принимают участие три фактора производства: капитал, земля и труд, которые являются самостоятельными и равноправными источниками стоимости. Первоначально главную роль играл такой фактор производства как земля, в течение XIX века решающее место занял капитал. Функцией производства считается получение продукта или дохода, каждому из факторов производства "вменяется" определенная часть дохода, что определяет, в конечном счете, цену каждого фактора (ресурса). В рыночной экономике факторные доходы (заработная плата, прибыль, земельная рента, лесная рента) выполняют роль стимулов, способствующих наиболее эффективному распределению ресурсов.
Природные ресурсы, вовлекаемые в процесс производства, не могут быть изменены человеком за относительно короткое время, поэтому ценность древесины определяется способом ее употребления, при этом приходится считаться с теми приемами использования леса, которые дают наивысшую доходность хозяйства. Изучение статистики цен на лесные материалы дает "основание для определения ценности леса на корне без чего организация лесного хозяйства не осуществима" . Ресурсы, освоение которых обеспечивает получение положительной лесной ренты, являются экономически доступными, с отрицательной рентой – экономически недоступными. Платежи за пользование лесными ресурсами, построенные на базе лесной ренты, формируют лесной рентный доход, принадлежащий собственнику лесного фонда.
Конкурентоспособность продукции лесного сектора не должна создаваться за счет дешевых сырьевых природных ресурсов и низкого уровня оплаты труда работников этих отраслей, а обеспечиваться внедрением новых экономичных технологий, рациональным использованием природных ресурсов, научно обоснованными системами ведения лесного хозяйства. Ведение хозяйственной деятельности в процессе использования и воспроизводства лесов должно стать правом и обязанностью хозяйствующих субъектов, а не государства.
Учитывая, что воспроизводство лесных ресурсов включает всю систему мероприятий по их заготовке и возобновлению, мы твердо придерживаемся позиции, что лесопользование и лесовыращивание есть две стороны единого процесса воспроизводства лесных ресурсов, и, чтобы процесс не шел однобоко, обе его стороны должны строиться на равно эффективных основаниях. Выращивание леса должно обрести эффективную экономическую организацию, или оно неизбежно будет приходить в упадок.

Практическая часть.



2015-11-07 1163 Обсуждений (0)
Правовое обеспечение экономической организации лесопользования и лесного хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое обеспечение экономической организации лесопользования и лесного хозяйства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)