Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи юридической психологии



2015-11-07 8753 Обсуждений (0)
Задачи юридической психологии 5.00 из 5.00 6 оценок




ЧОУ ВПО «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

(Г.КАЗАНЬ)

 

 

Учебная дисциплина – юридическая психология

Контрольная работа

Выполнила:

студентка 6 курса 201z группы

Масляхова Ю.И.

Проверила:

Ханипова Л.Р.

Вопросы:

1.Что составляет предмет юридическая психология? Какие задачи призвана решить юридическая психология?
2. Раскрытое содержания понятия «личность преступника». Чем отличается с психологической точки зрения личность преступника от личности законопослушного гражданина?
3. Охарактеризуйте общие социально-психологические особенности профессиональной деятельности юриста

 

 

Предмет юридической психологии

Современное развитие науки характеризуется, с одной стороны, дифференциацией научных знаний, а с другой стороны - интеграцией, взаимопроникновением одних отраслей в другие. Этот процесс приводит к созданию новых отраслей научного знания, связывающих между собой ранее обособленные друг от друга науки.

С этой точки зрения выделение такой науки, как юридическая психология, которая оказывается связующим звеном между психологической и правовой науками, представляет собой закономерное явление.

Юридическая психология - прикладная наука, включающая в себя как психологию, так и юриспруденцию . Психическая сфера лиц, связанных с судопроизводством и правовой деятельностью, обладает рядом психологических особенностей, характер которых обусловлен выполнением ими множества разнообразных социальных и правовых функций. Специфику психической деятельности лиц, вовлеченных в орбиту правоотношений, и призвана изучать юридическая психология.

Таким образом, предметом юридической психологии является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.

Задачи юридической психологии

Юридическая психология как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные.

Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.

Частные задачи юридической психологии относятся к разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. К ним можно отнести:

1) исследование психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм;

2) психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения;

3) разработка социально-психологических основ профилактики преступлений;

4) исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи);

5) исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;

6) разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.

2. Ли́чность престу́пника — совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений.

Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности имотивация, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы. Проблема личности преступника является одной из центральных для наук, связанных с преступностью, и, прежде всего, для криминологии.

Общественная опасность личности формируется обычно ещё до момента совершения преступления. Этот процесс находит выражение в дисциплинарных и административных правонарушениях, аморальных поступках. Однако в криминологии момент качественного перехода от личности, обладающей социально опасными качествами, к личности преступника связывается с моментом совершения лицом преступления. Одни криминологи говорят, что о существовании личности преступника можно говорить лишь в определённых законом временных границах: от вступления в законную силу обвинительного приговора суда и до отбытия наказания и погашения судимости. Другие указывают, что, в отличие от уголовно-исполнительной системы, криминолог должен рассматривать не только осуждённых, но и фактических преступников, поскольку самые опытные и опасные преступники нередко уходят от уголовной ответственности; не принимать их в рассмотрение — это значит не увидеть существенного пласта криминальной мотивации. В любом случае, современная наука считает, что наличие у человека социально опасных качеств не даёт оснований для «опережающего» обращения с ним как с преступником.

Криминология изучает социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические характеристики личности преступника. Кроме того, ключевым для данной темы и для криминологии в целом является вопрос о том, какую природу имеет преступное поведение человека: биологическую или социальную.

Отдельные характеристики личности преступника (в первую очередь возраст и состояние психики, определяющее вменяемость) одновременно являются признаками субъекта преступления, без установления шл которых лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности. Кроме того, характеристики личности преступника должны оцениваться судом при назначении уголовного наказания. Тем не менее, отмечается, что содержание понятия «личность преступника» значительно шире, оно далеко не исчерпывается признаками, специфичными для уголовного права. Личность преступника является предметом комплексного изучения и рассмотрения специалистами различных отраслей знаний (криминологии, социологии, психологии, психиатрии и т. д.) Прежде всего преступников отличает плохая социальная приспособленность, общая неудовлетворенность своим положением в обществе. У них выражена такая черта, как импульсивность, которая проявляется в сниженном самоконтроле своего поведения, необдуманных поступках, эмоциональной незрелости, инфантилизме.
Нравственно-правовые нормы не оказывают на их поведение существенного влияния. Такие люди обычно или не понимают, чего от них требует общество, или понимают, но не желают эти требования выполнять. Поскольку у таких лиц нарушен или деформирован нормативный контроль, они оценивают социальную ситуацию не с позиций нравственно-правовых требований, а исходя из личных переживаний, обид, желаний. Словом, они характеризуются стойким нарушением социальной адаптации.
Им свойственны также нарушения в сфере общения: неспособность устанавливать контакты с окружающими, неумение встать на точку зрения другого, посмотреть на себя со стороны. Это в свою очередь снижает возможность адекватной ориентации, продуцирует возникновение аффективно насыщенных идей, связанных с представлением о враждебности со стороны окружающих людей и общества в целом. Все вместе взятое формирует такие черты, как погруженность в себя, замкнутость, отгороженность, с одной стороны, и агрессивность, подозрительность - с другой. В результате правильная оценка ситуации еще более затрудняется, поскольку поведением управляют аффективные установки, а поступки окружающих рассматриваются как опасные, угрожающие личности, что приводит к противоправным способам выхода из сложившейся ситуации. Личность преступника отличается от личности законопослушного негативным содержанием ценностно-нормативной системы и устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично именно для преступников. Эта специфика их нравственно-психологического облика является одним из факторов совершения ими преступлений, что отнюдь не является психологизацией причин преступности, поскольку нравственные особенности складываются под влиянием тех социальных отношений, в которые был включен индивид, то есть имеют социальное происхождение. Максимальная солидарность с уголовным законом и практикой его применения выражена у законопослушных граждан и в значительно меньшей степени у преступников, хотя правовая осведомленность у них примерно одинакова, а отчасти (знание статей Уголовного кодекса) имеет и обратную зависимость.


Степень усвоения правовых ценностей и норм в качестве «своих» у преступников значительно ниже, чем у законопослушных граждан. Основным побуждением, удерживающим преступников от дальнейших противоправных действий, является боязнь нежелательных последствий, а не согласие с установленными нормами и правилами их соблюдения, как это характерно для законопослушных граждан.

3. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста

Коренные изменения общественно-экономических отношений в стра­не, формирование правового государства, потребность общества в суще­ственном улучшении деятельности государственно-правовых структур, правоохранительных органов, в повышении качества судопроизводства, прокурорского надзора, исполнения судебных решений, в укреплении в целом судебной власти в стране выдвинули на одно из приоритетных мест задачу научной разработки и практической реализации на совре­менном уровне кадровой политики в системе правоохранительных орга­нов, юридических служб, в том числе их кадрового обеспечения.

Для успешного решения всех этих задач прежде всего необходимо всесторонне исследовать специфику профессиональной деятельности юриста, дать ее точное, научно обоснованное описание, т.е., по существу, создать ее профессиограмму.Следует определить требования, кото­рые предъявляет эта деятельность к психике, личности юриста, к его психофизиологическим качествам, которые должны составить содержаниепсихограммыюриста с определением четких критериев его профессионально-психологической пригодности либо непригодности к работе в правоохранительных органах, в различных государственно-право­вых и других структурах.

Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто работа­ет в органах прокуратуры, принудительного исполнительного производ­ства и т.д., представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Зна­ние этих особенностей необходимо не только для разработки профессиограммы труда юриста, но может быть полезным и для тех, кто стремится получить юридическое образование, овладеть профессией юриста, приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельнос­ти, кто должен быть готовым к преодолению тех трудностей, которые неизбежно встретит в своей работе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб: Питер, 2010. – 608 с.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник. – М.: Проспект, 2008. – 335 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 592 с.

4. Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с.

5. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 639 с.

6. Психология для юристов: Учебник – М.: Омега-Л, 2005. – 552 с.

7. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2000. – 584 с.

8. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М.: Юрлитинформ, 2008. – 352 с.

9. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. – М.: Юрайт, 2011. – 525 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009. – 720 с.

11. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2010. – 592 с.

12. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Проспект, 2009. – 480 с.

13. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник. – М.:, 2007. – 280 с.

14. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 607 с.

15. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 472 с.

16. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов. – М.: Юрайт, 2010. – 480 с.

 



2015-11-07 8753 Обсуждений (0)
Задачи юридической психологии 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Задачи юридической психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8753)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)