Эмпирическое исследование воспитания ЗОЖ у старших дошкольников
2.1 Диагностика воспитания ЗОЖ у старших дошкольников Для того чтобы разработать программу занятий, было проведена анкета на то, как ребенок соблюдает режим дня, на отношение к окружающим людям, на отношение к здоровью, знание своего тела, знание и отношение к здоровому образу жизни. В исследовании приняли участие дети ДОУ г. Великий Устюг, в количестве 28 человек старшего дошкольного возраста. По результатам анкеты, было выявлено, что только 4 человека имеют высокий уровень воспитания ЗОЖ. 3 ребенка имеют низкий уровень, а остальные – средний. Отношение к своему здоровью было на низком и среднем уровнях. Было выявлено, что только 25 % детей соблюдают режим дня. Это свидетельствует о низком показателе воспитания ЗОЖ. Так же на вопрос «ты делаешь зарядку по утрам» только 28,6 % детей ответили утвердительно, что так же свидетельствует о низком показателе. Не все дети посещают кружки и секции, а лишь 53,6 %. Мало кто умеет кататься на лыжах, коньках. Но знания о здоровом образе жизни у детей сложились на среднем и высоком уровне. На вопрос «знаешь ли ты, какая еда полезная, а какая вредная?» 68 % ответили, что знают и привели примеры. А так же на вопрос «знаешь ли ты, что такое вредные привычки?» 67,9 % ответили положительно на вопрос и так же привели примеры. На вопрос «как ты думаешь, нужно соблюдать здоровый образ жизни?» 92,9 % ответили да, это свидетельствует о высоком показателе. Всего 32 % детей могут назвать более 5 частей тела. Когда детей спросили «когда у тебя что – то болит, ты говоришь папе или маме?» оказалось, что не все дети могут поделиться со своими родителями проблемами (64,3 %). Это говорит о несплоченности семьи, ребенок не доверяет своим родителям. Так же не все ответили да, на вопрос помогаешь ли ты маме заниматься домашними делами. 28,6 % детей ответили отрицательно. После проведения составленной программы, было проведено повторное анкетирование, из которой следовало следующее: Режим дня соблюдают также 25 % детей. Но зарядку по утрам стали делать все дети. Так же не все дети посещают кружки и секции, так же 53,6 %. Знания о здоровом образе жизни увеличились. После проведения программы, можно сказать с уверенностью, что все дети знают какая еда полезная и какая вредная, все могут привести примеры примеры. Все дети знают вредные привычки, приводят с легкостью примеры. Все дети считают, что здоровый образ жизни нужно соблюдать. После проведения мероприятий, дети могут назвать более пяти частей тела, хотя до этого приводили примеры 3 – 4, некоторые 2 части тела. На вопрос «Когда у тебя что – то болит ты говоришь папе или маме», так же не все дети ответили положительно, показатель остался тем же. На вопрос «ты помогаешь маме заниматься домашними делами» – 71,4 % ответили положительно. После проведения программы, результаты увеличились, с уверенностью можно сказать, что она оказала положительное влияние на детей. Все эти данные отображены на рисунке 1
Рисунок 1 – Уровень знаний ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста до и после проведения коррекционной программы. 2.2. Методические рекомендации по проведению занятий. Программа состоит из 10 занятий. Занятия проводятся по два раза в неделю. Задачи: - сформировать знания о здоровом образе жизни у старших дошкольников; - показать необходимость выполнения упражнений увеличивающих объем легких; - подвести детей к пониманию роли органов чувств в жизни людей; - научить детей осознанно относиться к своему здоровью; - воспитывать у детей потребность в ЗОЖ; - формировать представление о режиме дня и его значении в жизни человека; - развитие спортивных и двигательных навыков у детей. Тема «чудо – нос» Мероприятие состоит из двух частей. Задачи: - познакомить с ролью воздуха и органов дыхания в жизни человека; - показать необходимость выполнения упражнений увеличивающих объем легких; - показать отличие застоявшегося комнатного воздуха от свежего в хорошо проветриваемом помещении; - учить различать запахи, узнавать знакомые, наслаждаться ароматом. - воспитывать привычку к опрятности; Содержание занятия: 1. Организационный момент 2. Строение носа. 3. Как мы дышим. I. Тема: «чудо – нос» (продолжение первого занятия) Содержание занятия: 1. Воздух для человека. 2. Физминутка. 3. Обоняние. 4. Правила ухода за носом. 5. Организация окончания занятия. II. Тема: «органы чувств» Задачи: - раскрыть значение органов чувств; - подвести детей к пониманию роли органов чувств в жизни людей; - закрепить знания детей о строении глаза и уха человека; - продолжать знакомить детей с условиями охраны органов чувств; - развивать зрительное внимание и память. – мероприятие проводится в виде игры «Путешествие по своему организму» III. Тема: «город здоровья» Мероприятие состоит из трех частей. Проводится в виде игры – путешествия. Задачи: - научить детей осознанно относиться к своему здоровью; - развивать интеллектуальные способности, способность к умозаключению, память, речь; - воспитывать у детей потребность в ЗОЖ. Содержание занятия: Город здоровья Вопрос от Витаминки. IV. Тема: «город здоровья» (часть вторая) Содержание мероприятия: Вопрос от Здоровенка Вопрос от Обережки. V. Тема: «город здоровья» (третья часть мероприятия.) Содержание мероприятия: Вопрос от Спортика. Прощание с городом Здоровья. 1. Награждение всех детей памятными призами. VI. Тема: «режим дня» Мероприятие состоит из двух частей. Задачи: - формировать представление о режиме дня и его значении в жизни человека; - учить устанавливать взаимосвязь между временем суток и деятельностью людей (обращая особое внимание на проведение в определенное время гигиенических и закаливающих процедур, зарядки, сна) объяснив, какое влияние они оказывают на здоровье и настроение людей; - закрепить знания о частях суток; - продолжать учить правильно выполнять дыхательные упражнения, обращая внимание на длительность выдоха; - расширять знания о назначении и оборудовании комнат внутри дома, пополняя словарный запас (прихожая); - закрепить название цветов; - закреплять технику самомассажа кистей рук; - воспитывать положительное отношение к соблюдению режима дня. Содержание мероприятия: 1. Организационный момент. 2. Режим дня. 3. Самомассаж рук. 4. Физминутка. 5. Развитие функционального дыхания. VII. тема: «режим дня» (продолжение) Содержание мероприятия: 1. Развитие мышления. 2. Чтение стихов. 3. Гигиенические навыки. VIII. Тема: «веселые старты» Задачи: - развитие физических качеств и развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой; - развитие волевых качеств, стремление выполнить задание быстро и точно; - воспитание «здорового духа соперничества»; - воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки. Содержание мероприятия: - Представление команд-участниц (название, девиз); - Разминка; - 1 задание. «Ловкие ребята» (бег в обруче); - 2 задание. «Прокати мяч»; - 3 задание. «Донеси – не урони»; - 4 задание. «Перенеси кубики»; - 5 задание. «Кузнечики»; - 6 задание. «Сбей кеглю»; - 7 задание. «Хоккей»; - Игра «Кто лишний»; - Заключительное слово. IX. Тема: Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» Задачи: - пропаганда и формирование здорового образа жизни семей детского сада; - воспитание физической культуры и нравственной сплоченности семьи; - развитие спортивных и двигательных навыков у детей. Содержание мероприятия: - Приветствие команд. - Эстафета «Весёлое такси». - Эстафета «Прыгуны». - Конкурс для пап «Силачи». - Конкурс для мам «Гимнастки». - Конкурс для детей «Самый ловкий». - Конкурс «Угадай вид спорта». - Конкурс «Перетягивание каната». - Эстафета «Спортивная семья». - Объявление результатов, награждение.
Заключение, выводы В результате теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы. 1. Здоровый образ жизни – это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены. 2. Именно в старшем дошкольном возрасте детям интересно узнавать много нового. Поэтому их нужно с детства приучать к здоровому образу жизни, научить соблюдать режим дня, делать зарядку, ухаживать за собой. Рассказывать им о вредных и полезных привычках. 3. Методы воспитания ЗОЖ тесно переплетаются с методами педагогического воспитания. Все методы воспитания (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации, соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании, игра, сказка) можно применить к воспитанию ЗОЖ у старших дошкольников. 4. После проведения анкетирования было выявлено, что большинство детей имеют средний уровень воспитания ЗОЖ. Поэтому была разработана программа, для формирования знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. 5. Результатом проведения коррекционной программы стало формирование у старших дошкольников знаний о ЗОЖ.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1650)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |