Домашняя контрольная работа
По модулю «Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста»
ДПОП Подготовка воспитателя детей дошкольного возраста
Преподаватель Мещерякова Светлана Владимировна
Тема: Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста
Цель домашней контрольной работы –формирование представлений о содержании и методике подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Задание:
1. Заполните таблицу по следующим направлениям работы педагога
2. Подготовьте аннотации на презентации (см. Приложение)
3. По каждому из направлений подберите по 8-10 дидактических игр, речевых упражнений. Описание сделать по следующей схеме: название, цель, оборудование, описание, сдать в электронном варианте
Рекомендации по выполнению
1. При выполнении Задания 1 следует:
- обязательно проработать источники выделенные красным цветом в списке основной литературы,
- в списке литературы оставить только те источники, которые были использованы в работе,
- результаты работы (титульный лист работы, заполненные таблицы, картотеку дидактических игр, аннотации на презентации, список использованной литературы) должны быть направлены в обозначенный срок на адрес электронной почты [email protected]
2. Перечень литературы носит рекомендательный характер (за исключением, выделенных красным цветом) по усмотрению студентов может быть дополнен другими источниками
Срок сдачи: 2 неделя декабря 2015
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
Этапы работы
| Цель
| Программное содержание
| Приёмы
|
Ознакомление с предложением
| Формирование представлений о предложениях как интонационно – смысловой единицы речи.
| -Понимание детьми, что предложение выражает законченную мысль.
-понимание и использование в речи термина предложение.
- вычленение смысловой стороны предложения (о ком, о чём).
|
|
Ознакомление со словесным составом предложения
| Осознание словесного состава предложений последовательности слов в предложении и дискретности речи, членораздельность
| -членение предложений на слова, определение их последовательности.
-составление предложений по заданной инструкции (сост. предложение из двух слов).
|
|
Анализ и синтез предложений
| Овладение практическими навыками анализа и синтеза предложений, словоизменения в предложении.
| -Практиковаться в членении предложений на слова и составление предложений из 2-4 слов.
-закрепление знаний о последовательности слов в предложении.
|
|
Схематическая запись предложений.
| Овладение навыками начального моделирования.
| -схематическая запись предложений с обозначением начала и конца.
-ознакомление с приёмом составления предложений к заданным схемам,
-подбор схемы к заданным предложениям из множества других схем.
|
|
Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные
| Развитие интонационной выразительности речи.
| -овладение способами передачи интонационной выразительности речи при кодировании и декодировании с помощью знаков ?!
|
|
Правила записи предложения буквами
| Овладение способом вариативной фиксации предложений.
| -раздельное написание слов
-употребление заглавной буквы
-обозначение конца предложений
-употребление предлогов союзов.
|
|
Составление и запись коротких рассказов.
| Творческая речевая деятельность.
| -составление и запись рассказов по серии сюжетных картин.
|
|
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОНЯТИЕМ «СЛОВО»
Что дети должны знать
| Что уметь
| Приёмы работы
|
|
|
|
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СЛОГОУДАРНОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА
Что дети должны знать
| Что уметь
| Приёмы работы
|
|
|
|
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ЗВУКОВЫМ СТРОЕНИЕМ СЛОВА
Что дети должны знать
| Что уметь
| Приёмы работы
|
|
|
|
Основная литература
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку: Учебное пособие. - М., 1997.
- Сохин Ф. А. Подготовка к обучению грамоте.// Развитие речи детей дошкольного возраста.- М.,1984.
- Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ авт.-сост. Л. А. Кулешова. Воронеж: Учитель, 2005
- Методические условия обучения детей грамоте: методическое пособие/ Микляева Н. В., Микляева Ю. В.- М.: Айрис-пресс,2007
- Предшкольное обучение грамоте в ДОУ: Методика и конспекты игровых занятий к программе «Радуга»/ Авт.-сост. Н. А. Баева, Н. В, Колмыкова, Т. Л. Солодова.- М.: АРКТИ,2007
Дополнительная литература
- Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ авт.-сост. Л. А. Кулешова. Воронеж: Учитель,2005
- Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ/ авт.-сост. А. В. Аджи. Воронеж: Учитель, 2006
- Тумакова Г.А. Звучащее слово (картины, таблицы, метод. руководства). – М., 1983.
- Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1983
- Методика обучения грамоте/сост. Т. П. Сальникова . М.: Сфера , 2000
- Колесникова Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 леи. М, 2003
- Эльконин Д. Б. Как учить детей читать.М.,Знание,1976.Вып. 4.
- ЛеонтьевА.А.Язык,речь, речевая деятельность.М.,1969.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.М.,1983.
- Методика обучения грамоте/сост. Т. П. Сальникова . М.: Сфера , 2000
- Кудрова Т. И. Использование игровых приемов при обследовании фонематического восприятия , навыков звукового анализа и синтеза у детей./ Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, № 2, 2008
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М.: Владос,1994
- Смирнова Л. Н. Обучение дошкольников чтению. Занятия с детьми 5-7 лет: Пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-синтез, 2005
- Эльконин Д. Б. Как учить детей читать.М.:1976
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение,1988
- Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина: Книга для учителей.- М.: Просвещение,1993
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001
- Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: Методическое пособие и рабочие тетради. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002