Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка различий средних значений показателей агрессивности и социально-психологических особенностей подростков




Показатели Средние значения U-критерий Уровень значимости
неагрессивные агрессивные
Физическая агрессия 6,125 0,046
Косвенная агрессия 2,875 5,71 0,012
Раздражительность 6,125 7,71 8,5 0,019
Негативизм 2,75 3,43 21,5 0,422
Обида 4,29 0,41
Подозрительность 4,375 4,14 0,903
Вербальная агрессия 6,625 9,86 0,019
Чувство вины 4,875 2,71 13,5 0,088
Индекс агрессивности 21,75 31,29 0,001
Индекс враждебности 9,375 8,43 0,412
Доброта - отчужденность 5,875 5,43 22,5 0,516
Высокий интеллект – низкий интеллект 3,71 0,724
Сила «Я» - слабость «Я» 7,57 23,5 0,586
Доминантность - конформность 0,907
Беспечность - озабоченность 6,125 4,86 15,5 0,143
Сила «Сверх-Я» - слабость «Сверх-Я» 5,875 5,857 0,81

Таблица 1(продолжение)

Смелость - робость 8,375 7,29 0,35
Нежность - жестокость 6,29 16,5 0,176
Подозрительность - доверчивость 6,5 6,71 25,5 0,77
Мечтательность - практичность 5,75 0,554
Расчетливость - наивность 6,5 21,5 0,442
Гипотимия - самоуверенность 4,75 5,14 0,907
Гибкость - ригидность 5,75 4,57 0,287
Самостоятельность – зависимость от группы 5,5 4,57 0,151
Высокий самоконтроль – низкий самоконтроль 5,625 5,71 0,548
Напряженность - расслабленность 5,25 4,71 21,5 0,444

 

Для выявления социально-психологических особенностей подростков с разным уровнем агрессивности нами был проведен корреляционный анализ полученных данных с использованием критерия ранговой корреляции Спирмена. Полученные нами результаты представлены на рис. 3 и 4.

Цифрами обозначены следующие показатели:

1 - Доброта - отчужденность 2 - Высокий интеллект – низкий интеллект
3 - Сила «Я» - слабость «Я» 4 - Доминантность - конформность
5 - Беспечность - озабоченность 6 - Сила «Сверх-Я» - слабость «Сверх-Я»
7 - Смелость - робость 8 - Нежность - жестокость
9 - Подозрительность - доверчивость 10 - Мечтательность - практичность
11 - Расчетливость - наивность 12 - Гипотимия - самоуверенность
13 - Гибкость - ригидность 14 - Самостоятельность – зависимость от группы
15 - Высокий самоконтроль – низкий самоконтроль 16 - Напряженность - расслабленность
17 - Физическая агрессия 18 - Косвенная агрессия
19 - Раздражительность 20 - Негативизм
21 - Обида 22 - Подозрительность
23 - Вербальная агрессия 24 - Чувство вины
25 - Индекс агрессивности 26 - Индекс враждебности

 



Рассмотрим результаты, полученные при исследовании неагрессивных подростков, воспитывающихся в детском доме.

Использование физической силы против другого лица характерно для


Рис. 3. Взаимосвязи показателей агрессивности с социально-психологическими особенностями в группе неагрессивных подростков

 

неагрессивных подростков, поглощенных своими идеями, внутренними иллюзиями, ориентированностью на свой внутренний мир (r= 0,785, при p<0,05). Вероятно, отвечая на вопросы теста, они представляли себя сильными и умеющими дать отпор. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная, характерна в этой группе для ребят самостоятельных, независимых, проявляющих напористость и своенравие (r= 0,719, при p<0,05).

Готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении связана в этой группе с чувствительностью, впечатлительностью(r= 0,802, при p<0,05), а также с естественностью, непосредственностью, неумением анализировать поведение партнера (r= - 0,778, при p<0,05).

Зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия у неагрессивных подростков сочетается с эмоциональной устойчивостью, выдержанностью (r= 0,739, при p<0,05), суровостью, рассудочностью и рациональностью (r= - 0,747, при p<0,05), а также с развитым конкретным воображением (r= - 0,708, при p<0,05).

Вербальную агрессию готовы проявлять школьники с эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, находясь под влиянием чувств (r= 0,881, при p<0,01).

В целом, высокий уровень агрессивности у, в общем-то, неагрессивных подростков проявляется у школьников с повышенной чувствительностью к угрозе (r= - 0,781, при p<0,05), ранимых и беспокойных (r= 0,722, при p<0,05). Высокий уровень враждебности характерен для ребят, ориентированных на внешнюю реальность (r= - 0,827, при p<0,05).

Таким образом, в группе неагрессивных школьников высокий уровень агрессии характерен для ребят чувствительных, эмоциональных и ранимых, вероятно, как ответ на мнимую или действительную угрозу.

Иначе выглядят связи особенностей агрессивных детей, воспитывающихся в детском доме, с их проявлениями агрессии.

Так, наибольшее количество корреляционных связей было обнаружено нами между социально-психологическими особенностями и проявлениями физической агрессии и подозрительностью (рис. 4).

 

 


Рис. 4. Взаимосвязи показателей агрессивности с социально-психологическими особенностями в группе агрессивных подростков

У этих подростков физическая агрессия связана с конкретностью и ригидностью мышления, недостаточным уровнем общей вербальной культуры (r= - 0,841, при p<0,05), независимостью, самостоятельностью (r= 0,760, при p<0,05) и низкой дисциплинированностью (r= - 0,876, при p<0,01). Также для этих подростков характерны напряженность, раздражительность и повышенная мотивация (r= 0,781, при p<0,05).

Подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред у агрессивных воспитанников детского дома сочетается с развитым абстрактным мышлением, сообразительностью (r= 0,876, при p<0,01), эмоциональной устойчивостью, спокойствием (r= 0,772, при p<0,05) и предприимчивостью и активностью (r= 0,839, при p<0,05).

Косвенная агрессия проявляется чаще подростками с низкой дисциплинированностью, зависимыми от настроения (r= - 0,781, при p<0,05), эмоционально неустойчивыми (r= - 0,760, при p<0,05). Обижаются на сверстников чаще всего несовершеннолетние с высоким интеллектом (r= 0,844, при p<0,05). Возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести (чувство вины) характерно для воспитанников эгоцентричных, склонных к ревности (r= 0,818, при p<0,05). Вероятно, это для них возможность обратить внимание на себя.

В целом же, большую враждебность проявляют агрессивные подростки с высоким интеллектом (r= 0,873, при p<0,05).

 

Выводы.

 

Проведенное нами исследование позволило выделить некоторые особенности воспитанников детского дома с разным уровнем агрессивности.

Так, наибольший уровень агрессии проявляют мальчики. Для агрессивных подростков наиболее характерны такие виды агрессии, как физическая, косвенная, вербальная. Они проявляют высокую готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Также нами был обнаружен факт, что наибольшую агрессивность и враждебность по отношению к другим проявляют подростки с высоким уровнем интеллекта.

Кроме того, агрессивность связана у агрессивных воспитанников с низкой дисциплинированностью, эмоциональной неустойчивостью и эгоцентричностью.

Неагрессивные подростки (а это в основном девочки) агрессию проявляют, как правило, чувствительные, эмоциональные и ранимые ребята, вероятно, как ответ на мнимую или действительную угрозу.

 

 

Заключение.

 

Провозглашенная в Национальной стратегии действий в интересах детей необходимость размещения и воспитания детей-сирот в семье сталкивается с проблемой нежелания потенциальных родителей принимать в семью ребенка – подростка. Одной из причин называется «устоявшийся характер» подростков, проблемы в их поведении, агрессивность.

Кроме того, не секрет, что дети-сироты чаще остальных попадают в пенитенциарные учреждения. Одной из причин называется высокий уровень агрессивности подростков, низкий самоконтроль поведения.

Все это приводит к необходимости подготовки воспитанника детского дома к проживанию вне стен интернатного учреждения. Представленная работа имеет практическую значимость:

- показана необходимость изучения связи уровня агрессивности воспитанников детских домов с их социально-психологическими особенностями в связи с крайне малым количеством подобных исследовательских работ;

- полученные результаты дают возможность разработки адекватной коррекционно-развивающей программы для агрессивных подростков.

 

Литература.

1. Аликина Н.В. Принципы диагностики агрессивного поведения. – М.: 2002. – 140с.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512с.

3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М.: 2001. – 512с.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Издательство “Питер”, 2000. – 352с.

5. Бодягина И.С. Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома. - [Режим доступа]. - http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/02/07/psikhologicheskie-osobennosti-detey

6. Ениколопов С.Н. Агрессивность как специфическая форма активности. – М.: 2002. – 127с.

7. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376с.

8. Зайцев А.Б. Психологические особенности самосознания подростков – воспитанников детского дома: автореф. дис. ... канд. псх. наук: 19.00.07, Нижний Новгород, 2005. - [Режим доступа]. - http://psibook.com/research/psihologicheskie-osobennosti-samosoznaniya-podrostkov-vospitannikov-detskogo-doma.html

9. Иванченко В.Н., Асмолов А.Г., Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей // Вопросы психологии – М.: 2000, №2.

10. Ионкин П.А. Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома. – [Режим доступа]. - http://ddn24.edu.27.ru/?page=13

11. Клее М. Психология подростка. - М.: Педагогика, 1991. – 176 с.

12. Кобзева О.В. Динамика агрессивности и ее взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах. Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. псх.н. 19.00.13. Москва, 2006. – 22с. – [Режим доступа]. - www.pirao.ru/ru/avtoref/Kobzeva.doc.

13. Колосова С. Истоки детской агрессии // «Школьный психолог». 2000. № 12.

14. Колосова С. Агрессия и агрессивность // «Школьный психолог». 2000. № 25.

15. Крушельницкая О.Б. Подросток в системе референтных отношений. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 208с.

16. Левандовская Е.А. Развитие внутреннего мира подростов-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (на примере Республики Крым): дис. ... канд. псх. наук: 19.00.13, Санкт-Петербург, 2015. – 191с.

17. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика. – [Режим доступа]. -www.koob.ru/mozhginsky/aggressive.

18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М., 1999.

19. Подготовка ребенка к проживанию в принимающей семье. Методические рекомендации по проведению занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Домникова, Т.А. Бузаева, А.В. Кильдячкова, Л.А. Прописнова, М. В. Точилина. – Саратов: Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013. – 80с.

20. Позина М.Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч. ред. И.Ф. Неволин – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – 97с.

21. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М. Знание, 1990. – 80с.

22. Психология детства: учебник / под ред. члена – корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2006. – 350с.

23. Психология подростка: Полное руководство для психологов, педагогов и родителей. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 432с.

24. Психология человеческой агрессивности/Под ред. К.В. Сельченок. – Мн., 2002. – 656с.

25. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 656с.

26. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 2002. – № 3.

27. Ровинская Т.И. Особенности гендерной социализации детей из детского дома. – [Режим доступа]. - http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4479

28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие : В 2-х кн. Кн.1: система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.

29. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. №1. С. 81 – 87.

30. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 2004. – №5/6.

31. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. – М.: Смысл, 2003. – 300с.

32. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – [Режим доступа]. http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19652.php.

33. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. ... д. псх. наук: 19.00.13, Москва, 2004.

34. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот. Монография. Вестник ТОГИРРО, №4(16) - Тюмень: ТОГИРРО, 2011. – 140с.

35. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 544с.

36. Фрейд А. Связь агрессии и эмоционального развития: норма и патология // Психоаналитические концепции агрессивности: Тексты; В 2 кн. Кн. 2 / Сост. и науч. ред. С.Ф. Сироткин. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004. 345с. – С. 82 – 89.

37. Фрейд А.К проблеме агрессии // Психоаналитические концепции агрессивности: Тексты; В 2 кн. Кн. 2 / Сост. и науч. ред. С.Ф. Сироткин. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004. 345с. – С. 90 – 103.

38. Фромм Э. Типы агрессии // Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2003. – 656с. – С.354 – 427.

39. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 351с.

40. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки. – Минск, 1998.

41. Хухлаева О. На пороге новых возможностей // «Школьный психолог». 2002. №34.

42. ШнейдерЛ.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336с.

43. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М., 1994.

44. Яковлева Т.В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте. – [Режим доступа]. - http://www.bmsi.ru/doc/a0b95f51-d56e-4ed9-b959-ad3610f5bc98.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТИЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОНФЛИКТОЛОГИИ

 

Курсовая работа

Социально-психологические особенности юнашей и девушек, с разным уровнем агрессивности, воспитывающихся в условияхдетского дома.

 

Выполнила:

Студентка гр. ЗССАБ-370301-52 (к)

Калинова А.А

Научный руководитель:

Гловатских М.М

 

 

Дата сдачи

Дата защиты

Оценка:

 

Ижевск 2015 г.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)