Оценка различий средних значений показателей агрессивности и социально-психологических особенностей подростков
Таблица 1(продолжение)
Для выявления социально-психологических особенностей подростков с разным уровнем агрессивности нами был проведен корреляционный анализ полученных данных с использованием критерия ранговой корреляции Спирмена. Полученные нами результаты представлены на рис. 3 и 4. Цифрами обозначены следующие показатели:
Рассмотрим результаты, полученные при исследовании неагрессивных подростков, воспитывающихся в детском доме. Использование физической силы против другого лица характерно для
Рис. 3. Взаимосвязи показателей агрессивности с социально-психологическими особенностями в группе неагрессивных подростков
неагрессивных подростков, поглощенных своими идеями, внутренними иллюзиями, ориентированностью на свой внутренний мир (r= 0,785, при p<0,05). Вероятно, отвечая на вопросы теста, они представляли себя сильными и умеющими дать отпор. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная, характерна в этой группе для ребят самостоятельных, независимых, проявляющих напористость и своенравие (r= 0,719, при p<0,05). Готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении связана в этой группе с чувствительностью, впечатлительностью(r= 0,802, при p<0,05), а также с естественностью, непосредственностью, неумением анализировать поведение партнера (r= - 0,778, при p<0,05). Зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия у неагрессивных подростков сочетается с эмоциональной устойчивостью, выдержанностью (r= 0,739, при p<0,05), суровостью, рассудочностью и рациональностью (r= - 0,747, при p<0,05), а также с развитым конкретным воображением (r= - 0,708, при p<0,05). Вербальную агрессию готовы проявлять школьники с эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, находясь под влиянием чувств (r= 0,881, при p<0,01). В целом, высокий уровень агрессивности у, в общем-то, неагрессивных подростков проявляется у школьников с повышенной чувствительностью к угрозе (r= - 0,781, при p<0,05), ранимых и беспокойных (r= 0,722, при p<0,05). Высокий уровень враждебности характерен для ребят, ориентированных на внешнюю реальность (r= - 0,827, при p<0,05). Таким образом, в группе неагрессивных школьников высокий уровень агрессии характерен для ребят чувствительных, эмоциональных и ранимых, вероятно, как ответ на мнимую или действительную угрозу. Иначе выглядят связи особенностей агрессивных детей, воспитывающихся в детском доме, с их проявлениями агрессии. Так, наибольшее количество корреляционных связей было обнаружено нами между социально-психологическими особенностями и проявлениями физической агрессии и подозрительностью (рис. 4).
Рис. 4. Взаимосвязи показателей агрессивности с социально-психологическими особенностями в группе агрессивных подростков У этих подростков физическая агрессия связана с конкретностью и ригидностью мышления, недостаточным уровнем общей вербальной культуры (r= - 0,841, при p<0,05), независимостью, самостоятельностью (r= 0,760, при p<0,05) и низкой дисциплинированностью (r= - 0,876, при p<0,01). Также для этих подростков характерны напряженность, раздражительность и повышенная мотивация (r= 0,781, при p<0,05). Подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред у агрессивных воспитанников детского дома сочетается с развитым абстрактным мышлением, сообразительностью (r= 0,876, при p<0,01), эмоциональной устойчивостью, спокойствием (r= 0,772, при p<0,05) и предприимчивостью и активностью (r= 0,839, при p<0,05). Косвенная агрессия проявляется чаще подростками с низкой дисциплинированностью, зависимыми от настроения (r= - 0,781, при p<0,05), эмоционально неустойчивыми (r= - 0,760, при p<0,05). Обижаются на сверстников чаще всего несовершеннолетние с высоким интеллектом (r= 0,844, при p<0,05). Возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести (чувство вины) характерно для воспитанников эгоцентричных, склонных к ревности (r= 0,818, при p<0,05). Вероятно, это для них возможность обратить внимание на себя. В целом же, большую враждебность проявляют агрессивные подростки с высоким интеллектом (r= 0,873, при p<0,05).
Выводы.
Проведенное нами исследование позволило выделить некоторые особенности воспитанников детского дома с разным уровнем агрессивности. Так, наибольший уровень агрессии проявляют мальчики. Для агрессивных подростков наиболее характерны такие виды агрессии, как физическая, косвенная, вербальная. Они проявляют высокую готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Также нами был обнаружен факт, что наибольшую агрессивность и враждебность по отношению к другим проявляют подростки с высоким уровнем интеллекта. Кроме того, агрессивность связана у агрессивных воспитанников с низкой дисциплинированностью, эмоциональной неустойчивостью и эгоцентричностью. Неагрессивные подростки (а это в основном девочки) агрессию проявляют, как правило, чувствительные, эмоциональные и ранимые ребята, вероятно, как ответ на мнимую или действительную угрозу.
Заключение.
Провозглашенная в Национальной стратегии действий в интересах детей необходимость размещения и воспитания детей-сирот в семье сталкивается с проблемой нежелания потенциальных родителей принимать в семью ребенка – подростка. Одной из причин называется «устоявшийся характер» подростков, проблемы в их поведении, агрессивность. Кроме того, не секрет, что дети-сироты чаще остальных попадают в пенитенциарные учреждения. Одной из причин называется высокий уровень агрессивности подростков, низкий самоконтроль поведения. Все это приводит к необходимости подготовки воспитанника детского дома к проживанию вне стен интернатного учреждения. Представленная работа имеет практическую значимость: - показана необходимость изучения связи уровня агрессивности воспитанников детских домов с их социально-психологическими особенностями в связи с крайне малым количеством подобных исследовательских работ; - полученные результаты дают возможность разработки адекватной коррекционно-развивающей программы для агрессивных подростков.
Литература. 1. Аликина Н.В. Принципы диагностики агрессивного поведения. – М.: 2002. – 140с. 2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512с. 3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М.: 2001. – 512с. 4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Издательство “Питер”, 2000. – 352с. 5. Бодягина И.С. Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома. - [Режим доступа]. - http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/02/07/psikhologicheskie-osobennosti-detey 6. Ениколопов С.Н. Агрессивность как специфическая форма активности. – М.: 2002. – 127с. 7. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376с. 8. Зайцев А.Б. Психологические особенности самосознания подростков – воспитанников детского дома: автореф. дис. ... канд. псх. наук: 19.00.07, Нижний Новгород, 2005. - [Режим доступа]. - http://psibook.com/research/psihologicheskie-osobennosti-samosoznaniya-podrostkov-vospitannikov-detskogo-doma.html 9. Иванченко В.Н., Асмолов А.Г., Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей // Вопросы психологии – М.: 2000, №2. 10. Ионкин П.А. Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома. – [Режим доступа]. - http://ddn24.edu.27.ru/?page=13 11. Клее М. Психология подростка. - М.: Педагогика, 1991. – 176 с. 12. Кобзева О.В. Динамика агрессивности и ее взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах. Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. псх.н. 19.00.13. Москва, 2006. – 22с. – [Режим доступа]. - www.pirao.ru/ru/avtoref/Kobzeva.doc. 13. Колосова С. Истоки детской агрессии // «Школьный психолог». 2000. № 12. 14. Колосова С. Агрессия и агрессивность // «Школьный психолог». 2000. № 25. 15. Крушельницкая О.Б. Подросток в системе референтных отношений. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 208с. 16. Левандовская Е.А. Развитие внутреннего мира подростов-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (на примере Республики Крым): дис. ... канд. псх. наук: 19.00.13, Санкт-Петербург, 2015. – 191с. 17. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика. – [Режим доступа]. -www.koob.ru/mozhginsky/aggressive. 18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М., 1999. 19. Подготовка ребенка к проживанию в принимающей семье. Методические рекомендации по проведению занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Домникова, Т.А. Бузаева, А.В. Кильдячкова, Л.А. Прописнова, М. В. Точилина. – Саратов: Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013. – 80с. 20. Позина М.Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч. ред. И.Ф. Неволин – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – 97с. 21. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М. Знание, 1990. – 80с. 22. Психология детства: учебник / под ред. члена – корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2006. – 350с. 23. Психология подростка: Полное руководство для психологов, педагогов и родителей. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 432с. 24. Психология человеческой агрессивности/Под ред. К.В. Сельченок. – Мн., 2002. – 656с. 25. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 656с. 26. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 2002. – № 3. 27. Ровинская Т.И. Особенности гендерной социализации детей из детского дома. – [Режим доступа]. - http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4479 28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие : В 2-х кн. Кн.1: система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с. 29. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. №1. С. 81 – 87. 30. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 2004. – №5/6. 31. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. – М.: Смысл, 2003. – 300с. 32. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – [Режим доступа]. http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19652.php. 33. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. ... д. псх. наук: 19.00.13, Москва, 2004. 34. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот. Монография. Вестник ТОГИРРО, №4(16) - Тюмень: ТОГИРРО, 2011. – 140с. 35. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 544с. 36. Фрейд А. Связь агрессии и эмоционального развития: норма и патология // Психоаналитические концепции агрессивности: Тексты; В 2 кн. Кн. 2 / Сост. и науч. ред. С.Ф. Сироткин. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004. 345с. – С. 82 – 89. 37. Фрейд А.К проблеме агрессии // Психоаналитические концепции агрессивности: Тексты; В 2 кн. Кн. 2 / Сост. и науч. ред. С.Ф. Сироткин. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004. 345с. – С. 90 – 103. 38. Фромм Э. Типы агрессии // Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2003. – 656с. – С.354 – 427. 39. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 351с. 40. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки. – Минск, 1998. 41. Хухлаева О. На пороге новых возможностей // «Школьный психолог». 2002. №34. 42. ШнейдерЛ.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336с. 43. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М., 1994. 44. Яковлева Т.В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте. – [Режим доступа]. - http://www.bmsi.ru/doc/a0b95f51-d56e-4ed9-b959-ad3610f5bc98.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТИЕТ» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОНФЛИКТОЛОГИИ
Курсовая работа Социально-психологические особенности юнашей и девушек, с разным уровнем агрессивности, воспитывающихся в условияхдетского дома.
Выполнила: Студентка гр. ЗССАБ-370301-52 (к) Калинова А.А Научный руководитель: Гловатских М.М
Дата сдачи Дата защиты Оценка:
Ижевск 2015 г.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1596)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |