Проведение и анализ опытной работы по воспитанию отзывчивости старших дошкольников в театрализованных играх
На втором этапе опытно-практической работы в качестве игрового репертуара были использованы следующие художественные произведения: «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Красная шапочка», «Теремок» и др. Перед разыгрыванием театрализованных игр был организован предварительной этап педагогической работы, направленный на активизацию отзывчивости, воспитание ценностного отношения к другому человеку, внимания и сострадания. За основу были взяты методические разработки упражнений А.И. Бурениной, этюдов Э.Г Чуриловой. Данные упражнения и этюды были направлены на обучение дошкольников умению распознавать разные эмоциональные состояния и подготовку к проведению театрализованных игр. На 1 этапе детям было прочитано стихотворение Е.Благиной «Посидим в тишине». Далее была проведена беседа по вопросам: «Почему девочка не стала играть? Почему она не заводила юлу? А как вы себя ведете, когда мама или папа отдыхают? Чем вы занимаетесь в это время?» далее предложено детям послушать тишину. Оказалось, что слушание тишины для детей может быть очень интересным занятием. Рома сказал после слушания, что оказывается не так тихо, что много звуков вокруг, что слышно как шумит ветер за окном. На следующем этапе детям было предложено послушать аудиозапись с различными видами шумов и дано задание - оправдать шум. На вопрос, где находится Буратино, Ева предположила, что на море. В задании придумать и рассказать, почему плачет щенок, Ева решила, что щенок плачет, он потерялся, что он ищет маму. В задании - какая погода на улице, Камила предположила, что идет грибной дождь, светит солнышко, и хочется босиком побегать по травке. В целом все дети активно работали. Также в качестве одного из игровых упражнений детям были даны картинки, после чего их попросили ответить на вопрос: «что чувствует человек, изображенный на картинке?» «Как бы ты мог этого человека утешить или ободрить в зависимости от изображенного состояния?». Дети отвечали, что человеку грустно, он плачет, кого – то зовет и так далее, однако в процессе подбора слов утешения или одобрения слова не были разнообразными, в основном подражали тем, кто уже высказал свое мнение. Однако следует отметить, что все ответы были ситуативно правильны. Совместно с воспитателем группы, предложили детям разыгрывание отрывков из сказок «Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева», но перед этим попросили ответить на вопросы: Как вы относитесь к детям, которые получили главную роль?», «Как бы вы общались с детьми после распределения ролей?», «Будете вы участвовать в сценке?». На следующем этапе были организованы театрализованные игры. Детям была предложена театрализованная игра по известной сказке «Заюшкина избушка». На наш взгляд, сюжет и текст сказки «Заюшкина избушка» педагогически целесообразен для организации на его основе театрализованной игры, так как ситуация действия в этой сказке построена на принципе градации, то есть постепенного усиления, увеличения эмоционального сочувствия, сопереживания герою сказки – Зайцу, Петушку, который выручает его, и включает в этот процесс спасения, сочувствия других героев – Cобаку, Волка, Медведя. Организация игры осуществлялась в следующем порядке: 1. Чтение сказки детям воспитателем. 2. Уточнение восприятия и понимания сказки детьми. Уточняющие вопросы по содержанию, сюжету, персонажам. 3. Целенаправленная беседа с детьми по вопросам для выявления эмоционального отклика у детей: 1. Вам жалко зайчика? 2. А что бы вы сделали, если бы зайчик обратился за помощью к вам? 4. Распределение ролей. 5. Разыгрывание сказки. 6. Беседа с детьми по итогам разыгрывания. Выявление их эмоционального отношения. Дети с интересом слушали сказку. В ходе выявления их эмоционального отклика было установлено следующее. Отвечая на вопрос: «Вам жалко зайчика?» дети дали положительный ответ. Подобные ответы дети давали уверенно и убедительно, в них прослеживалось положительное отношение, которое пока не проявлено, но которое они предполагают проявить в ходде театрализованной игры. Во второй части беседы детям предлагалось описать, как бы они помогли Зайчику. В ответах детей на этот вопрос дети проявили разнообразие отношений и оценок. - Матвей предложил научить Зайчика хорошо драться, тогда бы никто не занял его избушку. -Ева очень жалела Зайчика и хотела позвать волшебника, чтобы он превратил Лису в другого Зайчика и они бы жили вместе. - Рома предложил построить Лисе лубяную избушку и сказал, что Заяц – «слабак». - Камила сказала, что она не отходила бы от Зайчика ни на минуту, и тогда бы Лиса не отняла у него избушку. Хотя большинство детей понимали предлагаемые обстоятельства сказки и выражали сочувственное отношение, часть детей испытывала трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации помощи другому. Манера ответов детей на второй вопрос была непосредственная и откровенная. Эмоциональное отношение было выражено явно. Только исходя из собственного социального опыта и сформированного ценностного отношения к другому дети выражали свое отношение. По мере формулирования ответов дети раскрывали нравственный смысл ситуации помощи другому, обнаруживали собственные переживания, побуждения к действию. Безусловно, способы помощи, которые предлагались детьми, были проще и легче, как и все способы оказания помощи в каких – то жизненных ситуациях, с которыми вероятно, сталкиваются дети в жизни. В ходе разыгрывания художественного произведения Матвей, играющий роль зайца, был скован, стеснителен, не проявлял никаких эмоций, лиса (Камила) все время его подталкивала и тормошила. У Даниила была роль медведя, он сыграл ее очень эмоционально и ярко. Максим, игравший петуха, очень ярко выражал сочувствие к зайцу, выгоняя лису громко кричал, махал «косой» и топал ногами. В следующей театрализованной игре детям предлагалось разыграть сценку из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Были заданы вопросы: 1.Жалко ли вам ласточку? Как вы относитесь к мыши, которая приютила «Дюймовочку». Сказка «Дюймовочка» очень нравится детям, поэтому эмоциональные отношения были явно выражены. - Ева сказала, что она взяла бы ласточку домой и сама ее отогрела и накормила. - Матвей сказал про мышь: Она добрая и деловая, она приютила «Дюймовочку», а то бы она умерла от холода. -Камила сказала, что я боюсь неживых птиц, я ее быстро бы накрыла листиком и убежала. Разыгрывая сценку из сказки «Дюймовочка», дети очень серьезно отнеслись к своим ролям. Сценка показывалась в группе. Ева играла роль «Дюймовочки», взяла в руки «ласточку», положила на колени, гладила ее и приговаривала: «не умирай, не умирай». Ева очень ярко выражала сочувствие, сострадание. Камила играла мышь, эмоциональное отношение к роли выражалось ярко, говорила она громко, хорошо использовала мимику и жесты. Матвей, игравший крота был очень убедителен, с закрытыми глазами ходил ощупывая, и говорил «иди ко мне Дюймовочка, я тебя не обижу». Также детям было предложено поставить этюд по сказке В. Гауфа «Карлик Нос». Детям были заданы следующие вопросы: 1. Вам жалко мальчика, которого колдунья превратила в карлика? 2. Стали бы вы дружить с мальчиком, который выглядит как герой сказки «Карлик Нос». Дети с большим интересом прослушали отрывок из сказки. В ходе выявления их эмоционального отклика было установлено следующее. Отвечая на вопрос: «Вам жалко мальчика, которого колдунья превратила в карлика?», дети дали утвердительный ответ. Однако эти проявления отзывчивости у некоторых детей формальные, без глубокого понимания и соотнесения с реальной действительностью. Такой ответ необходимо расценивать как начальный этап вхождения ребенка в ситуацию другого, как самый общий эскиз понимания и отклика на положение другого. Во второй части беседы детям предлагалось ответить: «стали бы они дружить с мальчиком, который выглядит как герой сказки Карлик Нос» - Даниил сказал, что я буду дружить с таким мальчиком, мне его жалко. - Ева долго думала и сказала, что буду жалеть, меня же все жалеют, когда я падаю или когда меня кто – нибудь обижает. - Камила заявила, что никогда дружить не буду с таким. - Ангелина сказала, что обязательно буду дружить, ведь он скоро станет красивым. Хотя большинство детей понимали предлагаемые обстоятельства сказки сочувственное отношение, часть детей испытывала трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации помощи другому. Маму мальчика играла Ангелина, очень ярко выражала свои эмоции не стесняясь детей громко причитала и обзывала колдунью. Камила играла колдунью и ее это очень радовало, она подбегала к детям, и говорила: «Заколдую, всех заколдую, я не злая». Матвей, он играл карлика, не замечал изменения в своей внешности, все время чувствовал себя защитником и не отходил от Евы. Ева была принцессой, но ярких эмоций не выражала, больше молчала. После прочтения детям художественного произведения «Петушок и бобовое зернышко» были заданы вопросы: 1. Вам жалко петушка? 2.А что бы вы сделали, если петушок обратился за помощью к вам? -Даниил предложил, что можно было постучать Петушку по спинке, так поступает мама, когда помогает ему. - Ангелина в этой ситуации сказала, что позвонила бы доктору, который лечит животных – ветеринару. - Маша сказала, что дала бы Петушку попить водички. - Ева сказала, что она не отходила бы от Петушка ни на минуту, а вдруг с ним еще что – нибудь случится. Большинство детей понимали предлагаемые обстоятельства сказки и выражали сочувственное отношение, некоторые дети испытывали трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации. Манера ответов детей на вопросы была непосредственная и откровенная. Роль коровы вызвалась играть Ева, объяснила это так: «Я буду кормить всех детей», исполняя свою роль веля себя как «маленькая мама» и с чувством повторяла: «Возьми петушок маслица, смажь горлышко». Матвей играл петушка: ситуация, когда он лежал на ковре, подавившись зернышком, давалась ему трудно, он еле сдерживал смех. Однако другие дети, игравшие роли: курочки, хозяйки, кузнеца постоянно подбегали к нему гладили по головке, по перышкам и утешали его. В следующей театрализованной игре детям предлагалось разыграть сценку из сказки «Красная шапочка». Были заданы вопросы: 1.Жалко ли вам бабушку? Как вы относитесь к волку, который съел девочку и бабушку?». - Ева сказала, что да ей было жалко бабушку и красную шапочку. - Даниил сказал, что к волку он относится плохо и если бы он был волком, то никого бы не съел. - Камила сказала, что если бы она была бы бабушкой или красной шапочкой, то была бы внимательней и не попалась бы волку. Разыгрывая сценку из сказки «Красная шапочка», дети очень серьезно отнеслись к своим ролям. Сценка показывалась в группе. Ева играла роль «Красной шапочки». Матвей играл волка, у него получилось передать все эмоции и поведение волка. Камила играла роль бабушки. А остальные дети были дровосеками. В следующей театрализованной игре детям предлагалось разыграть сказку «Теремок». Дети с большим интересом прослушали отрывок из сказки. В ходе выявления их эмоционального отклика было установлено следующее. Отвечая на вопрос: «Правильно ли сделали звери, что пустили медведя?», дети дали утвердительный ответ. Однако эти проявления отзывчивости у некоторых детей формальные, без глубокого понимания и соотнесения с реальной действительностью. Такой ответ необходимо расценивать как начальный этап вхождения ребенка в ситуацию другого, как самый общий эскиз понимания и отклика на положение другого. Во второй части беседы детям предлагалось ответить: «А вы бы пустили медведя?» - Ева сказала, что да. - Матвей долго думал и сказал, что он бы сначала построил новый дом побольше, чтобы медведь поместился. Большинство детей понимали предлагаемые обстоятельства сказки проявляли отзывчивость к персонажам, часть детей испытывала трудности при решении вопроса о собственном поступке в сложной ситуации помощи другому. Мышку играла Ева, которая очень ярко выражала свои эмоции (отзывчивость, сочувствие) не стесняясь детей. Матвей играл зайчика. Камила играла лягушку - у нее очень хорошо получалось передать эмоции и интонацию этого персонажа. Ангелина, выполняя роль лисички, очень эмоционально вжилась в образ. В заключении дети совместно с воспитателем группы, Оксаной Александровной, показали сказку «Заюшкина избушка» детям второй младшей группы. В запланированный день, проведя необходимые подготовительные работы, во второй половине дня был устроен досуг для младшей группы. «Артисты» очень волновались. В музыкальном зале были расставлены стулья, подготовлены декорации. Зрительный показ театрализованной игры по сказке «Заюшкина избушка» для младшей группы состоялся. Также с помощью воспитателя группы было организовано сотрудничество с родителями по вопросам воспитания отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Оксана Александровна провела с родителями семинар по обмену опытом о методах и формах воспитания отзывчивости у старших дошкольников. Как одна из эффективных форм была рассмотрена театрализованная игра. Родителям также было предложено уделять внимание чтение книг, рассматриванию иллюстраций, фотографий играющих детей, рассказы детям о том, как родители играли в детстве. Проблемные ситуации в ходе игры, беседы с детьми о поступках героев, совместные театрализованные игры помогают детям разнообразить сюжеты, осознать свои поступки, расширить общение с близкими. После проведенной работы по воспитанию отзывчивости у старших дошкольников детям было повторно предложено определить эмоциональное состояние человека по карточкам, при этом особое внимание обращалось на проявление сочувствия и сопереживания детей к состоянию, символически изображенному на карточке, которое проявлялось в высказываниях дошкольников. Детям было предложено повторно рассмотреть карточки, задавались вопросы: 1. Что изображает этот человек? 2. Как он себя чувствует? 3. Как вы об этом догадались? Дети с большим вниманием рассматривали картинки и правильно понимали задание. Результаты проявления отзывчивости показали следующее. Эмоциональное состояние грусти опять вызвало у детей наибольший отклик. Ответы детей прозвучали так: 1. Этот человечек просто умоляет, чтобы его не обижали, и поэтому тихо льет слезы. (Ева) 2. Я всегда очень волнуюсь, если рядом кто-то плачет, этого человека наверно обидели и ему нужно помочь. (Ангелина) 4. Этот человек о чем – то мечтает, он сложил ручки так будто что – то просит. (Камила) 5. Этот человек грустный, как Пьеро, я иногда тоже люблю погрустить. У меня губы сразу опускаются вниз. (Максим) 6. Этот человек не может понять, что произошло, поэтому так развел руки. (Рома) 10. Когда человеку плохо, он грустный. (Матвей) В проведенной далее беседе проговорили с детьми о том, что все они заметили, что если человеку плохо, это очень заметно по выражению его лица, по его жестам. В ходе наблюдения в группе и на прогулке, дети чаще стали проявлять отношение соучастия, отзывчивости через оценку «плохо» или «хорошо себя чувствует». В группе Максим построил железную дорогу из конструктора, а Даниил ее сломал, Максим стал плакать, дети подошли к Даниилу и стали говорить ему, что Максиму плохо и обязательно надо извиниться, что нужно помогать друг другу (обычно дети жаловались воспитателю), остальные дети предложили Максиму свою помощь, и они все вмести построили новую дорогу. Таблица 2
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2981)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |