Кадастр земельных ресурсов
Земельный кадастр - это систематизированный свод получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и о территориальных зонах, наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Учет земель и ведение кадастра осуществляется Федеральной службой земельного кадастра. Документы, составляющие земельный кадастр по своему статусу, содержанию и форме делятся на 3 группы: 1) основные документы - Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты; 2) вспомогательные - книги учета документов, выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети; 3) производственные - документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, ее субъектов, муниципальных образований. Земельный кадастр следует рассматривать как общую систему сведений о земельных ресурсах и как природную основу общей системы кадастров природных ресурсов. Обязательному государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Назначение земельного кадастра - обеспечение правильной организации рационального использования и охраны земельных ресурсов. Государственное наблюдение, контроль и анализ состояния использования земли является необходимым и определяется ролью земли как природного объекта и природного ресурса. Земли, находящиеся в административных границах, составляют земельный фонд области. Формы государственной статистической отчетности по земельным ресурсам составлены на основе информации, содержащейся в государственном земельном кадастре. Государственный земельный кадастр — это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера (Федеральный закон от 18.06.2001 года № 78 - ФЗ «О государственном земельном кадастре»). В процессе ведения государственного кадастрового учета используется информация о ходе осуществления земельной реформы, материалы инвентаризации земель поселений и других категорий земель. Земельный участок является первичным и основным объектом всех кадастровых действий и процедур. Как объект земельных отношений земельный участок является частью поверхности земли (в том числе и почвенного слоя), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (Земельный кодекс Российской Федерации). Кадастровая информация, содержащаяся в государственном земельном кадастре, приводится в полное состояние объектов на конкретный момент времени. По данным государственного земельного кадастра составляются отчеты о земельном фонде соответствующих административных районов и поселений области. На региональном уровне осуществляется свод данных о земельных ресурсах в границах территории Нижегородской области: наличие земель, распределение их по категориям и угодьям. В своде данных, кроме того, предусмотрено отражение земель по формам собственности: собственность граждан, собственность юридических лиц, собственность Российской Федерации, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальная собственность. Государственный земельный кадастр в решении задач развития земельных отношений выполняет учетную, правовую и фискальную роли. Сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом. Государственный кадастровый учет наличия, качественного состояния земель, распределения их по категориям и по угодьям создается и ведется в целях информационного обеспечения и может использоваться органами государственной власти Нижегородской области и местного самоуправления с целью: · решения вопросов по разработке и реализации планов развития территорий; · государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; · принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земельных ресурсов, а также на охрану их от негативных процессов, возникающих в результате антропогенной и техногенной нагрузки; · осуществления государственной и муниципальной проверки по использованию и охране земельного фонда; · установления обоснованной платы за землю. По данным Государственного земельного кадастра общая площадь земельного фонда Павловского района на 2009 год составила 109,9 тыс. га, при этом в структуре земельного фонда преобладают две категории земель: земли сельскохозяйственного назначения – 51,2% и земли лесного фонда, на долю которых приходится 33,9% . Доля земель водного составляет 2,5%, земель поселений – 9,7%, земель запаса – 1,0%. Низкими показателями в структуре земельного фонда обладают земли промышленности, транспорта, связи, энергетики и другого назначения, на долю которых приходится 0,6%. На долю особо охраняемых земель приходится 0,2%. Отчетная документация кадастра земельных ресурсов Павловского района представлена документом земельного баланса. Фактическое использование земель по категориям наглядно отображено в таблице 2.1.1. Таблица 2.1.1. - Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности Павловского района (2009 г.) (в тыс. га)
Земельным законодательством Российской Федерации государственный учет предусмотрен по категориям земель и угодьям. Категория земель - это узаконенная типология земельных участков для целей налогообложения, территориального регулирования и планирования. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Отнесение земель к определенной категории осуществляется в соответствии с основным целевым назначением земель. Перевод земель из одной категории в другую проводится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель. Категория земель - понятие условное, в состав категории земель, в зависимости от использования, входят те или иные виды земельных угодий. Земельные угодья - это земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим или хозяйственным признакам. Угодье имеет определенное местоположение, внешнюю замкнутую границу. С учетом состояния и использования земельные угодья могут быть трансформированы из одного вида в другой вид угодья. В сельском хозяйстве земля является как орудием труда, так и предметом труда, поэтому классификацию земель по угодьям рассматривают, прежде всего, с позиции их применения в сельскохозяйственном производстве. Распределение земель по угодьям и их доля в общем земельном фонде Павловского района представлено в таблице 2.1.2
Таблица 2.1.2.- Сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям Павловского района (в гектарах)
Продолжение таблицы 2.1.2
В I категории земель («земли сельскохозяйственного назначения») сельскохозяйственные уголья находятся на различных правах: у сельскохозяйственных предприятий, организаций и обществ, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции. Форма хозяйствования менялась, и соотношение видов хозяйствующих субъектов не было постоянным. По сравнению с 2000 годом, больше чем вдвое сократилось количество крестьянских фермерских хозяйств, сократилось число граждан, имеющих личные подсобные хозяйства. Незначительное сокращение коснулось садоводческих объединений. Произошло увеличение числа огороднических объединений и граждан, которым были выделены участки для индивидуального жилищного строительства. Причины происшедших изменений следующие: - ликвидация части сельскохозяйственных предприятий; - изменение форм собственности на предприятия, прекращение прав аренды; - часть граждан оформила участки объединений в частную собственность. Кроме того, в корне изменились методики учета земель, находящихся в собственности граждан и хозяйствующих предприятий. Сведения о наличии земель у хозяйствующих предприятий, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, представлены в таблице 2..1..3. Сведения о наличие земель у граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, представлены в таблице 2.1.4. Таблица 2.1.3. - Сведения о наличии земель у предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельхозпродукции Павловского района (организации) (в гектарах)
Продолжение таблицы 2.1.3 (организации)
Продолжение таблицы 2.1.3 (организации)
Таблица 2.1.4. - Сведения о наличии земель у предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельхозпродукции Павловского района (граждане) (в гектарах)
(0.012 сек.) |