Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления русской философии ХХв



2016-01-26 569 Обсуждений (0)
Основные направления русской философии ХХв 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

- сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

- специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);

- целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

- большая роль проблем морали и нравственности,

- конкретность;

- широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской философии составляли:

- проблема человека;

- космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

- проблемы морали и нравственности;

- проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

- проблема власти;

- проблема государства;

- проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);

- проблема идеального общества;

- проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

- период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси,

- философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);

- философия XVIII в.;

- философия XIX в.;

- русская и советская философия XX в.

 

2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

Основными темами ранней русской философии были:

- моральные и нравственные ценности;

- объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

- государство;

- право;

- природа.

Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

- Иларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);

- Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

- Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания);

- Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

 

3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси)как в истории, так и в философии приходится на XIII – XVII вв.

Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:

- сохранение русской духовности;

- христианство;

- борьба за освобождение;

- устройство государства;

- познание.

Среди видных философов данного периода:

- Сергий Радонежский (XIV в. – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

- Философий (XVI в.) – также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Константинополь – Москва;

- Максимилиана Грек (1475 – 1556) – отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;

- Андрей Курбский (1528 – 1583) – был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

- Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» – сторонников сохранения прежних церковных устоев);

- Аввакум и Никон – также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум – за сохранение старых обрядов;

- Юрий Крижанич (XVII в.) – выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

 

4. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:

- философию эпохи петровских реформ;

- материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

Основной направленностью их философии была социально-политическая:

- вопросы устройства монархии;

- императорской власти, ее божественности и нерушимости;

- прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);

- войны и мира.

Также философы данного направления занимались и иными вопросами – познания, нравственных ценностей и др.

Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.

Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) – материальных монад.

Отношение М В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 – 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

 

5. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:

- декабристское;

- монархическое;

- западническое и славянофильское;

- революционно-демократическое;

- атеистическое;

- теологическое;

- философию космизма.

Более подробно данные направления рассматриваются в вопросе 38.

 

6. Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом:

- философией марксизма-ленинизма;

- философией космизма;

- естественно-научной философией;

- философией «русского зарубежья».

Более подробно русская философия XX в. рассматривается в вопросе 39.



2016-01-26 569 Обсуждений (0)
Основные направления русской философии ХХв 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления русской философии ХХв

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)