Основные направления русской философии ХХв
1. Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Характерными чертами русской философии являются: - сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; - специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой); - целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; - большая роль проблем морали и нравственности, - конкретность; - широкое распространение в массах, понятность простому народу. Основы предмета русской философии составляли: - проблема человека; - космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); - проблемы морали и нравственности; - проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); - проблема власти; - проблема государства; - проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии); - проблема идеального общества; - проблема будущего. Можно выделить следующие основные этапы русской философии: - период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси, - философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России); - философия XVIII в.; - философия XIX в.; - русская и советская философия XX в.
2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Основными темами ранней русской философии были: - моральные и нравственные ценности; - объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; - государство; - право; - природа. Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются: - Иларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси); - Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы); - Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания); - Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси)как в истории, так и в философии приходится на XIII – XVII вв. Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись: - сохранение русской духовности; - христианство; - борьба за освобождение; - устройство государства; - познание. Среди видных философов данного периода: - Сергий Радонежский (XIV в. – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига; - Философий (XVI в.) – также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Константинополь – Москва; - Максимилиана Грек (1475 – 1556) – отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость; - Андрей Курбский (1528 – 1583) – был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным; - Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» – сторонников сохранения прежних церковных устоев); - Аввакум и Никон – также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум – за сохранение старых обрядов; - Юрий Крижанич (XVII в.) – выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.
4. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии: - философию эпохи петровских реформ; - материалистическую философию середины и второй половины XVIII в. К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира. Основной направленностью их философии была социально-политическая: - вопросы устройства монархии; - императорской власти, ее божественности и нерушимости; - прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); - войны и мира. Также философы данного направления занимались и иными вопросами – познания, нравственных ценностей и др. Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) – материальных монад. Отношение М В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности. На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 – 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
5. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений: - декабристское; - монархическое; - западническое и славянофильское; - революционно-демократическое; - атеистическое; - теологическое; - философию космизма. Более подробно данные направления рассматриваются в вопросе 38.
6. Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом: - философией марксизма-ленинизма; - философией космизма; - естественно-научной философией; - философией «русского зарубежья». Более подробно русская философия XX в. рассматривается в вопросе 39.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |