Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Постнеклассическая наука



2016-01-26 970 Обсуждений (0)
Постнеклассическая наука 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах.

Переход к постнеклассической науке обусловлен тенденциями к интеграции психологического знания – пониманием его сетевой природы, стремлением к взаимосогласованности психологических теорий. Т.е. любая психологическая теория должна учитывать содержание других психологических теорий (развитие же информационных технологий значительно упрощает эту задачу).

Картина мира. В постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность. Проявлением этой целостности является то, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него, он лишь часть, познающего целого. И, как следствие такого подхода, мы наблюдаем сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, причем имеет место и обратный процесс.

Идеал научности. Постнеклассическая психология – это такое состояние знания, в котором различные научные теории составляют взаимосогласованную сеть. Преобладающей становится идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

 

На первый план начинают выдвигаться междисциплинарные исследования и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности.

Возник общенаучный метаязык, междисциплинарный дискурс, сделавшие неактуальными для психологии выбор единого и неизменного методологического ориентира.

Принципиальные отличия постнеклассической рациональности от неклассической.

1. Вдохновителем неклассической психологии выступила теоретическая физика, на становление постнеклассической психологии – культурология.

2. Неклассическая психология развивалась в философском контексте определенной методологии, постнеклассическая наука допускает выбор философии и, соответственно методологии и зависимости от задач исследования и личных предпочтений исследователя.

3. Постнеклассическая наука предполагает открытость знания новому опыту, междисциплинарный дискурс, толерантность по отношению к другим точкам зрения.

4. В постнек­лассической науке произошел полный отказ от тради­ционных детерминистических представлений о миро­устройстве, что особенно заметно по общенаучно-ме­тодологическим концепциям последней четверти XX в. Изменились представления о соотношении между хаотичностью и законосообразностью (яркий пример — концепция И. Пригожина).

5. Неклассическая психология проверяла истину практикой. Для постнеклассической психологии истинность обретается в согласованности теории и практики как синхронных линий развития.

6. Постнеклассическая психология характеризуется ростом междисциплинарных исследований, т.к. ее объекты – это саморазвивающиеся многомерные системы и требуют практической реализации принципа дополнительности.

Довольно заметно изменились представления о научности. Тенденции, отмеченные П. Фейерабендом еще в 60-х гг., стали широко распространенны­ми. Принцип «допустимо все» реализуется в по­строении теоретического знания, подчеркивается преемствен­ность идей.

В постнеклассической науке прео­долено негативистическое отношение к научным до­стижениям прошлого. Практическая психология ассимилирует достижения духовных практик, создан­ных в разное время и в разных точках земного шара. Эта тенденция в развитии практической психологии начинается с К. Г. Юнга и Р. Ассаджиоли, который впервые построил свою психотерапию, используя практику восточной медитации. В современной пси­хологии в новых антологиях по гуманистической и трансперсональной психоло­гии мы встречаем имена Я. Беме, Э. Сведенборга, М. Экхарта, отцов церкви, исихастов православной традиции.

Философские основания. В их число все чаще включают философские идеи, высказанные мысли­телями прошлого. Для отечественной постнекласси­ческой науки характерно то, что ученые активно осваивают философские идеи, высказанные писа­телями, поэтами, художниками, т. е. людьми, кото­рые не были профессиональными философами.

В этих изменениях философских основ науки имеется одна опасность, а именно широкое проник­новение философии постмодернизма в психологию с характерной для постмодернизма подменой истин­ных ценностей ложными. В. П. Зинченко пря­мо указывает на эту опасность в связи с современной ситуацией в образовании. Рефлексия исходных фило­софских принципов, которые закладываются в основу той или иной теории, необходима не только как средство создания логически выстроенной, осмысленной философско-методологической основы науки, но и для преодоления отмеченной негативной тенденции.

Таким образом, мы видим, что в психологии, как и в науке вообще, происходят изменения, соответствую­щие переходам от одной исторической стадии развития к другой. Естественно, что на современной стадии раз­вития психологии в ней можно найти явления, соответ­ствующие не только постнеклассической, но и преды­дущим стадиям развития науки. Конечно, в развитии науки в принципе невозможен единовременный пере­ход от одной стадии к другой и характеристика трех ста­дий является абстракцией, теоретическим обобщени­ем. Тем не менее можно убедиться, что психология как наука развивается в соответствии с теми же закономер­ностями, что и современная наука в целом.



2016-01-26 970 Обсуждений (0)
Постнеклассическая наука 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Постнеклассическая наука

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (970)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)