Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Иррационализм философии А Шопенгауэра, его отношение к философии Гегеля



2016-01-26 518 Обсуждений (0)
Иррационализм философии А Шопенгауэра, его отношение к философии Гегеля 0.00 из 5.00 0 оценок




Все существующее для познания, т,е. весь этот мир, является только объектом по отношению к субъекту.

А Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр (1788 — 1860) — немецкий философ. Один из первых, кто пытался синтезировать западную и восточную философии. Его учение представляет собой философский пессимизм, причина которого в понимании трагичности существования человека, которая кроется в характере мировой воли. Наиболее важные работы: «Мир как воля и представление», «О воле в природе», «О свободе человеческой воли».

Лекции И. Г. Фихте, прослушанные А. Шопенгауэром в 1811 году, а также неудачное соперничество с лекционными курсами Гегеля навсегда оттолкнули философа от поприща "академического" философа, выработали в нем стойкую неприязнь к современности и ее проблемам. Отныне уединенная жизнь мыслителя становится жизненным стилем Шопенгауэра.

В методическом и методологическом плане Шопенгауэр стремился создать философскую систему, обнимающую всеобщность бытия и мышления. Однако он с неприязнью относился к системосозидающим корифеям немецкой классики - Фихте, Шеллингу и Гегелю именно за их стремление представить мир во всей полноте; он называл их прославленными софистами послекантовского периода, которых следует изгнать из царства философов за шарлатанство.

Судьба его учения складывалась не просто. Его не признавали при жизни, а в нашей стране в советское время его имя упоминалось лишь в негативном смысле, сопровождаемое упреками в субъективизме, пессимизме, иррационализме, волюнтаризме, реакционности, враждебности к революционным преобразованиям мира и прочих смертных грехах. Этот одинокий угрюмый человек, считавший оптимизм "гнусным воззрением", неотступно думавший о человеческом счастье и изучавший восточную философию, создал собственное учение, в котором человек и природа едины, и обогатил человечество рядом замечательных догадок, далеко опередивших его время.

В конце 90-х годов XVIII века учение о науке представляло собой уже не теорию абсолюта, а теорию абсолютного знания - единственного пути к познанию абсолюта. Абсолютное знание при этом представало как следствие абсолюта, но не как действие Бога: Фихте противостоял здесь искушению поставить бессмертное Я на то место, которое в рациональной теологии занимал Бог философов. К 1800 году его интерес к абсолютному знанию переместился к абсолютному бытию; в 1810 году это абсолютное бытие он назвал бытием Бога. Гегель продолжил и усилил дрейф Фихте в сторону объективного идеализма. Для него абсолютное знание есть полное самораскрытие Бога. Шопенгауэр всю жизнь яростно этому противился.

Шоппенгауэр принадлежал к такому направлению критики Гегелевской философии как неклассическая идеалистическая философия. Двумя основными направлениями неклассической идеалистической философии XIX в. являлись иррационализм (А.Шоппенгауэр) и "философия жизни"(Ф.Ницше)

В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.

В своей книге "Мир как воля и представление" философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

В свою очередь, представления (а не объективная действительность и не познающий субъект) делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона:

• закон бытия — для пространства и времени;

• закон причинности — для материального мира;

• закон логического основания — для познания;

• закон мотивации для действий человека.

Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

• непосредственного познания;

• отвлеченного (рефлективного) познания;

• интуиции.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

Воля:

• лежит в основе сознания;

• является всеобщей сущностью вещей.

При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой ("вещью в себе").

Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

• окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;

• сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;

• мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;

• точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений;

• воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли;

• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные"насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма, "философии жизни") и позитивизма.

 

Заключение

В первой главе были кратко рассмотрены положения учений нескольких великих философов, идеалистов и материалистов. Как огонь и вода, как черное и белое разнятся их взгляды на основной вопрос философии — что первично, мышление или материя? Но как и все противоположности в мире эти две позиции существовали и существуют, как в воззрениях философов древности, так и в трудах современных мыслителей. И, по высказанному английским философом Д.Локком праву на свободу, любой человек имеет право придерживаться той или другой точки зрения и отстаивать ее, не нарушая при этом свободу мировоззрения другого человека.

 

Список литературы

1. Андреева И.С, Гулыга А.В. Шопенгауэр. - М.: Мол. гвардия, 2003. - 367с: ил. - (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 846).

2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М., "Мысль", 1974.-452 с.-(Филос. Наследие.Т.63).-С.5-50. (Ситковский Е.П.)

4. История философии: Учеб. пособие для вузов.Под ред. В.М. Мапелъман - М.: 'Издательство ПРИОР', 1997. - 464 с.

5. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 384 с.

6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

7. Якушев А.В. «Философия. Конспект лекций»

8. http://www.dagphilos.narod.ru/stradzu1.htm

9. http://scibook.net/obschaya-filosofiya/zobyektivnyiy-idealizm-platona.html

10. http://studopedia.org/2-41894.html

11. http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-filosofiya-ot-mifologii-i-religii/

12. http://www.esperanto.mv.ru/wiki/

 

 

II часть



2016-01-26 518 Обсуждений (0)
Иррационализм философии А Шопенгауэра, его отношение к философии Гегеля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Иррационализм философии А Шопенгауэра, его отношение к философии Гегеля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (518)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)