Средства обучения иностранному языку в средней школе на современном этапе
Данная методическая категории отвечает на вопрос «С помощью чего обучать иностранному языку?». В методике преподавания иностранных языков выделяются два типа средств обучения : - основное средство обучения – это естественная языковая среда - различные вспомогательные средства, которые предназначены для создания иллюзии приобщения учащихся к естественной языковой среде. Под средством обучения понимается все то материальное (техническое и нетехническое), что оказывает помощь в организации и проведении учебно-воспитательного процесса по иностранным языкам. В настоящее время учителю не приходится жаловаться на то, что ему негде взять необходимые для эффективной работы средства обучения. Сегодня проблема в том, чтобы из огромного количества предлагаемых средств обучения выбрать те, которые помогут оптимизировать процесс обучения, принесут максимальную пользу. Учитель должен знать как номенклатуру, имеющихся средств, так и их дидактическое назначение. Эффективное использование каждого из существующих средств обучения возможно лишь в том случае, когда учитель знает что, где и когдацелесообразно использовать в учебно-воспитательном процессе и какие результаты можно получить, а также при необходимости может сам составить учебные и контрольные материалы, адекватные условиям обучениям. Классификация средств обучения проводится по разным параметрам: - (1) по роли, которая отводится средствам обучения в учебно-воспитательном процессе: основные и вспомогательные.Иногда в методической литературе неразумно к основным относят только учебник и книгу для учителя, а все остальное к вспомогательным средствам. Такое деление недостаточно верно ориентирует учителя на использование учебно-методического комплекса или комплекта (УМК). Оно как бы оправдывает использование только учебника и книги для учителя, а все остальные компоненты становятся как бы факультативными (хочу - использую, хочу - нет). Проводя деление на основные и вспомогательные средства обучения, к основным следует относить все компоненты УМК, а к вспомогательным – те средства, которые можно использовать при работе в конкретных условиях, но они не входят в УМК. Сама идея УМК заключается в том, чтобы максимально активизировать все сферы (интеллектуальные, эмоциональные) личности учащегося, «задействовать» все каналы поступления информации и модернизировать обучение за счет внедрения технических средств обучения. Эта идея и была реализована в комплексе обязательных компонентов УМК. Исключение даже одного компонента комплекса ведет к нарушению системы и снижению эффективности обучения. Учебно-методический комплект (комплекс) для определенного класса общеобразовательной средней школы составляется в соответствии с Программой по соответствующему иностранному языку и имеет своей целью обеспечить выполнение задач соответствующего года обучения иностранному языку. Он является логическим продолжением предшествующего года обучения, что должно проявляться в следующем: - преемственности в реализации целей и основных задач обучения иностранному языку в средней школе; - сохранении принципиальных положений, определяющих основные подходы к обучению иностранному языку (коммуникативная направленность всего процесса обучения, взаимосвязанное обучение всем видам иноязычной речевой деятельности); - ориентации на дальнейшее развитие личности ученика и его коммуникативных способностей с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося. УМК для пятого класса общеобразовательной средней школы включает следующие компоненты - учебник, который содержит десять параграфов, первый из которых предназначен для повторения материала предыдущего класса. В каждом параграфе выделяются разделы: Устная речь. Чтение. Аудирование. Грамматика. Письмо. Задания, предлагаемые в учебнике, направлены на подготовку учащихся к грамматическому оформлению высказываний в связи с различными ситуациями. Самостоятельному высказыванию с использованием новых структур предшествует серия упражнений, обеспечивающих понимание этих структур при аудировании и чтении. В конце учебника помещен англо-русский словарь. - звуковое пособие (комплект аудиокассет) содержит записи следующих материалов 1. Лексические упражнения с заданием «Прослушайте и повторите» (они соответствуют упражнениям учебника, тренирующим лексику каждого параграфа). 2. Тексты стихотворений учебника с заданиями на прослушивание. 3. Тексты диалогов. 4. Отрывки текстов для чтения. 5. Тексты для обучения аудированию. - рабочая тетрадь (для каждой четверти своя) содержит упражнения для дополнительной тренировки лексико- грамматического материала. - книга для чтения обеспечивает дополнительную практику учащихся в чтении и устной речи на основе прочитанного. Она содержит рассказы, тематически соотнесенные с соответствующими параграфами учебника. Общность тематики создает условия для повторяемости лексического материала. - книга для учителя предлагает распределение материала (ориентировочный вариант для тематического планирования), тексты для аудирования, а также методические рекомендации для организации учебного процесса. К дополнительным средствам обучения можно отнести различные учебные пособия, как профессионально изданные, так и составленные самим учителем. Это могут быть: - другие УМК, которые используются лишь частично, - специальные учебные пособия для развития конкретных видов речевой деятельности, - книги для чтения, - разнообразные видео- и аудиоматериалы, - сборники языковых и речевых игр для различных этапов обучения, - компьютерные программы, - таблицы и схемы, карточки и картинки, - музыка и песни, рифмовки и стихи. Идеального курса для всех возможных условий обучения не существует, но существует огромное количество учебных пособий, среди которых учитель-профессионал может найти нужные ему материалы, а в случае необходимости и составить свои собственные. Следующая классификация средств обучения делит средства обучения (2) по адресату: для учителя и для учащихся. такое деление не всегда можно провести четко. Только учителю предназначены программа, книга для учителя, методическая литература. Только для ученика – школьный словарь, рабочая тетрадь. Остальными средствами пользуются вместе и на уроке, и во внеурочное время. Различают средства обучения и по - (3) каналу поступления информации: слуховые (звукозапись), зрительные (картинки, предметная наглядность, слайды, диафильмы), зрительно-слуховые (кинофрагменты, видеофильмы). На начальном этапе предпочтительна статическая наглядность (психологические особенности детей); - по (4) использованию техники: технические и традиционные. К техническим относят все средства обучения, которые требуют использования специальной аппаратуры. Очевидно, что в настоящее время на уроке иностранного языка трудно обойтись без технических средств обучения. Чтобы успешно решать задачи обучения школьников и реально готовить их к практическому использованию иностранного языка для общения, необходимо не просто использовать ТСО на уроке, но и научить учащихся работать с ними самостоятельно.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3477)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |