Словообразование существительных
1. Существительные образуются от основ имен существительных, прилагательных и глаголов морфологическим (аффиксальным) способом: а) суффиксальный: барабанщик, градусник, тишина, воспитатель, толчок, кройка и т.д.; б) префиксально-суффиксальный: взморье, наушники, ошейник, безработица, безлюдье и т.д.; в) префиксальный (реже): сверхприбыль, антимир, соавтор, раскрасавица, непокой, и т.д.; г) безаффиксный: перелет, выбор, глушь, и т.д.; д) сложение основ: севооборот, атомоход, мореплаватель и т.д. 2. Существительные образуются на базе соединений слов: Донбасс, профком, агитпункт, МХАТ, и т.д. 3. В существительные переходят другие части речи: рабочий, мороженое, учащиеся, заведующий и т.д.
Правописание существительных Трудные случаи правописания существительных связаны прежде всего с категорией падежа. Имена существительные имеют6 падежей:
1. Именительный – кто? что? 2. Родительный – кого? чего? 3. Дательный – кому? чему? 4. Винительный – кого? (одушевл.) что? (неодушевл.) 5. Творительный – кем? чем? 6. Предложный – о ком? о чем? при ком? при чем? в ком? в чем? где? и т.д.
Чтобы правильно определить падеж существительных нужно: 1) найти слово, к которому относится существительное и поставить от этого слова к существительному вопрос, например: благодарить (за что?) за внимание (вин. п.). 2) знать, к какому типу склонения относится существительное. Гласные -е, -и в падежных окончаниях Существительных в единственном числе
Трудные случаи определения рода имен существительных
Слова, употребляемые в форме мужского рода:ботфорт, зал, занавес, мирт, погон, рельс, фильм, эполет Слова, употребляемые в форме женского рода:бакенбарда, катаракта, расценка, плацкарта Слова, употребляемые в форме среднего рода:контральто, щупальце и т.д. Слова, имеющие параллельные формы мужского и женского рода(предпочтительные варианты выделены): аневризм – аневризма;арабеск – арабеска;вольер –вольера; ставень – ставня; клипс – клипса. Различать по смыслу следующие существительные: заусенец (тех) – заусеница (около ногтя) манжет (тех) – манжета (деталь одежды) подмен (карт) – подмена (дежурного) спазм (мед) – спазма (общелит.) Варианты окончаний –у/-ю и –а/-я Родительного падежа единственного числа мужского рода
Стакан чаю – стакан крепкого чая Ложка меду – чайная ложка меда Метр ситцу – метр дешевого ситца Много народу – история народа Натерпеться страху – не знать страха Сколько визгу – не слышно визга Спору нет – отказаться от спора Варианты окончаний именительного падежа Множественного числа существительных мужского рода
Варианты окончаний родительного падежа множественного числа 1. Женский род:туфля – туфель, вафля –вафель, кочерга – кочерег(реже – кочерг), свадьба – свадеб, цапля – цапель, капля – капель, башня – башен, таможня – таможен, вишня – вишен, черешня – черешен, простыня – простЫнь и т.д. Как правило, существительные женского рода в родительном падеже множественного числа имеют нулевоеокончание. Исключения: свеча – свечей (реже - свеч), оладья –оладий, скатерть – скатертЕй, тётя – тётей и т.д. 2. Мужской род: комментарий – комментариев, санаторий – санаториев, рельс – рельсов, корректив – коррективов и т.д. Как правило, существительные мужского рода в родительном падеже множественного числа имеют окончания –ов и –ев. 3. Средний род: русло – русел (реже – русл), сопло – сопел (реже – сопл), плечо – плеч, яблоко – яблок, блюдце – блюдец, ружье – ружей, полотенце – полотенец, щупальце – щупалец, колено – коленей (колен). Чаще всего существительные среднего рода в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание. Обратите внимание на вариантные формы существительных среднего рода: верховье – верховьев, низовье – низовьев, устье – устьев. 4. Если предмет употребляется парами, то в род. пад. мн. ч., как правило, нулевое окончание: пара туфель, ботинок, сапог, валенок, погон, эполет, чулок, манжет. Окончание –ов имеют следующие существительные: носков, гольфов (гольф – разг.), кедов (кед – разг.), ботфортов, клипсов (клипс – разг.) 5. Существительные мужского рода, обозначающие название овощей и фруктов в род. пад. мн. ч. имеют окончание –ов: апельсинов, мандаринов, лимонов, помидоров, баклажанов и т.д. Формы с нулевым окончанием (помидор, лимон и т.д.) имеют разговорный характер. 6. Существительные, употребляемые только во множественном числе в род. пад. мн. ч. имеют следующие окончания: грабли – грабель, вилы – вил, тиски – тисков, заморозки – заморозков, ножницы – ножниц, щипцы – щипцов, плоскогубцы – плоскогубцев, пассатижи – пассатижей, сани – саней, ясли – яслей, рейтузы – рейтуз, джинсы – джинсов(джинс – разг.), шаровары – шаровар, лохмотья – лохмотьев,шорты –шорт и т.д. 7. Существительные, обозначающие принадлежность к роду войск, в род.пад.мн.ч. чаще всего имеют нулевое окончание: партизаны – партизан, солдаты – солдат, гренадеры – гренадер (гренадеров), гусары – гусар (гусаров), уланы –улан(уланов), гардемарины – гардемарин (гардемаринов) и т.д. В скобках указаны допустимые варианты. 8. Названия мер и единиц измерения в род. пад. мн. ч. имеют следующие окончания: ампер, ватт, вольт, герц, кулонов, ньютонов, джоулей, граммов (грамм – разг.), килограммов (килограмм – разг.), микронов (микрон – разг.), гектаров (гектар – разг.) 9. Существительные с основой на Н и Р, обозначающие названия национальностей, в род. пад. мн. ч. имеют нулевое окончание: армяне – армян, болгары – болгар, грузины – грузин, румыны – румын, осетины – осетин, цыгане – цыган, авары – авар (аваров), туркмены – туркмен (туркменов), уйгуры – уйгур (уйгуров) и т. д.В скобках указаны допустимые варианты. Но: калмыков, казакОв, киргизов, таджиков, монголов, хорватов, якутов и т.д.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1069)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |