Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ АКМЕОЛОГИИ



2016-01-26 862 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ АКМЕОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные понятия фундаментальной акмеологии. Отличительные признаки созидательной деятельности современного специалиста.

3..Профессионализм личности и акмеологические инварианты профессионализма в деятельности профессионального психолога.

 

1.Проблема использования прикладных знаний о психологии

личности в общественной практике

Проблема использования прикладных знаний о психологии личности в общественной практике многогранна по своей структуре. Однако исходным компонентом этой проблемы является диагностика личностных особенностей человека. Только на основе знаний индивидуально-психических, социально-психических особенностей людей возможно научно обоснованное их обучение, развитие, самосовершенствование, психолого-педагогическое сопровождение процесса их подготовки, психокоррекция, оказание им квалифицированной психиатрической, психологической помощи, управление людьми. Многие прикладные аспекты воздействия на людей являются как бы производными от знания их психической сущности. И пожалуй найдется немного таких проблем, плодотворное

решение которых может так многогранно сказаться на человечестве, как решение проблемы изучения людей с использованием современных достижений науки. Прогресс человечества зависит от успехов, которые делает современное человековедение.

На этом пути особую трудность для научного прогресса составляет факт "закрытости" для сознания ученых, практиков всех факторов, детерминирующих поступки, поведение людей. Это связано со сложнейшими формами детерминизма психического. И

по-видимому факторно-кумулятивные причины являются далеко не самыми сложными формами детерминации и самодетерминации развития личности. Но тем не менее уже они не осознаются сознанием на рациональном уровне достаточно отчетливо, во всех своих нюансах и особенностях. И здесь на помощь "невооруженному сознанию" должны прийти инструментальные средства им же самим созданные - современные экспертные системы в психологии, акмеологии. Однако появление подобных систем и благо и опасность.

Опасность заключается в том, что под внешней наукообразностью,за внешне логичными выводами о личности может скрываться недостаточно отработанные статистически, недостаточно надежные и валидные методики, средства психодиагностики. Это страшно для

науки. При этом тут не всегда будет виноват специалист в области программирования, в этом в конечном счете виноват психолог, акмеолог. Велика нравственная ответственность за экспертные системы в области человекознания. Эту ответственность можно

сравнить с ответственностью лиц, выпускающих лекарства. Никто порой не знает как это лекарство производится (да это по-видимому и не надо знать), но сотни, тысячи, а иногда и миллионы людей или рискуют своей жизнью, употребляя их, или же спасают,

продлевают свою жизнь. Психолог, акмеолог должен нести ответственность за применяемые средства психодиагностики, за формулируемые рекомендации. Именно этот фактор в большей степени чем другие подтолкнул на написание данной книги: совместное размышление над современными системами психодиагностики даст неизмеримо более весомый результат, чем кропление над истиной в узком кругу единомышленников.

Не за горами то время, когда в каждой семье на компьютере будут "висеть" тесты, экспертные системы по психодиагностике, и каждый культурный человек будет как бы контролировать свое психическое развитие, находя наиболее оптимальные пути своего

совершенствования. Рациональное распределение людей по профессиям служит не только повышению эффективности труда, профессиональной деятельности, но и гуманным целям - предоставляет человеку за столь короткую жизнь возможность реализовать

наиболее полно свои способности, а следовательно с наибольшей отдачей послужить не только окружающим людям, но и поколениям будущего.

Основные понятия фундаментальной акмеологии. Отличительные признаки созидательной деятельности современного специалиста.

 

Центральная гипотеза, реализованная в многолетних акмеологических исследованиях,осуществленных по схемам фундаментальных наук:

обучая будущих специалистов вершинам продуктивности созидательной деятельности, за которую отвечает национальная система образования, можно обеспечить не только конкурентоспособность ее выпускников в современном мире, но повысить конкурентоспособность страны в мировом сообществе.

Введя понятие «продукта», мы получили возможность создания теории

Предмет фундаментальной акмеологии мы определяем, как поиск законов , закономерных связей и зависимостей между уровнями продуктивной созидательной, само - созидательной, управленческой и защитной деятельности взрослых людей, - коллективной, групповой, индивидуальной, - осуществляемой во всех сферах культуры, науки, техники, образовании, и

факторами, - субъективными, объективными, субъектино-объективными, - содействующими и препятствующими самореализации природных потенциалов и самодвижению субъектов созидания к вершинам продуктивности и профессионализма по признакам конкурентоспособности создаваемых духовных и материальных ценностей или продуктов, обеспечивающих конкурентоспособность страны в современном мире.

Отличительными признаками созидательной деятельности современного специалиста являются:

- достаточный /обеспечивающий саморазвитие/ уровень общеобразовательной, специальной и профессиональной подготовки;

- владение методами исследования профессиональной ситуации и самостоятельного формулирования созидательных задач;

- умение создавать акме - целевые стратегии воплощения образов результатов в реальные продукты;

- самостоятельно оценивать качество реально созданного продукта, в сравнении с искомым;

 

- диагностировать факторы, обусловившие достоинства и недостатки созданного продукта;

-принимать решения о внесении корректив в собственную деятельность в целях повышения меры продуктивности собственной деятельности.

 

Это краткое определение предмета фундаментальной акмеологии, применимое в исследовании всех видов созидательной деятельности, в том числе научно-исследовательской, архитектурной, строительной, инженерно-технической. Их продукты зримы и поддаются оценочным суждениям с разных сторон. Оно является общим и для специалистов образования, занятых созиданием созидателей, средствами:

-информационного, коммуникационного и технологического воздействия на учащихся;

-организации взаимодействия учащихся с объектами их познания и деятельности;

-оценки качества результатов, достигаемых учащимися по объективным показателям.

Специалисты образования, объединенные в НСО, созидают созидателей всей культуры, в том числе наук, искусств, техники, самого образования. От их мастерства зависит:

- качество подготовки профессионалов всех специальностей;

- конкурентоспособность создаваемой их выпускниками продукции;

- производительность труда;

- продуктивность их инновационной деятельности.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ АКМЕОЛОГИИ

 

Природные потенциалы – это задатки, природная одаренность и энергетика, строение органов чувств, природный темперамент, структура крови, строение организма – все то, с чем человек родился, включая гены и наследственные болезни. Природа потенциалов, с которыми человек рождается, неведома ему и окружающим. Потенциалы заявляют о себе в природной потребности проявить себя в конкретных видах деятельности, самоактуализации в них, как способе ее удовлетворения. В психологии проблема исследована А. Маслоу, не касаясь проблем продуктивности.

Самореализация природных потенциалов субъектов созидательной деятельности в продуктах, удовлетворяющих предварительно сформулированным требованиям - интегральный процесс. Он включает отражение, но подчинен созидательной доминанте, связанной с поисками наиболее рациональных путей создания искомого продукта.

Самореализация и самоблокирование природных потенциалов субъектов созидательной деятельности осуществляется под влиянием разных факторов на всех этапах их роста и развития. Важными этапами становления являются: выбор профессии и учебного заведения, развитие готовности к взрослой жизни, получение профессионального образования, поиск себя, «своего пути», самосознание своих сильных и слабых сторон, своей индивидуальности, интеллекта, чувств, воли. Особое значение имеет самостоятельная выработка акме - целевых стратегий воплощения профессиональных замыслов в созидаемых продуктах.

Признаки созидательной деятельности:

- осуществляется в течение сравнительно длительного времени;

- завершается созданием духовного или материального продукта, удовлетворяющего требованиям качества;

- удовлетворяет духовные и материальные потребности людей;

- предполагает предварительное образование, обеспечивающее грамотное решение; бесчисленного ряда стратегических, оперативных и тактических задач, подчиненных созданию искомых, конкурентоспособных продуктов.

Уровни продуктивности субъектов созидательной деятельности обусловлены: - разными природными потенциалами; разной структурой способностей; - скоростью переработки информации; - структурой компетентности; упорством в достижении искомых результатов; - системой ценностных отношений к объекту, процессу, результатам деятельности..

Люди с разной скоростью овладевают приемами исследования профессиональной ситуации, применения знаний на практике, извлечения новых знаний из процесса взаимодействия с объектами и результатами собственной деятельности. Все это в совокупности обеспечивает развитие разных уровней профессиональной компетентности. Последняя может быть более и менее продуктивной, т.е. вести к продуктивному решению предстоящих задач, или нет. Представители вершин продуктивности и профессионализма созидательной деятельности – люди, овладевшие искусством:

- решать сложные, специальные и профессиональные задачи за более короткое время, чем другие;

-формулировать принципиально новые задачи и находить оригинальные решения;

-создавать принципиально новые «продукты», в том числе новые научные теории, музыкальные произведения, технические конструкции;

-сравнивать образы искомых результатов с реальными продуктами;

-диагностировать причины, их обусловившие.

Они задают новую планку уровней продуктивности и профессионализма в тех конкретных видах созидательной деятельности, в которых состоялись. Критерии уровней продуктивности разные для инженеров, техников, врачей, специалистов образования, ученых, представителей разных наук /по вкладу в свою науку или ряду родственных/.

Факторы, содействующие и препятствующие самореализации природных потенциалов в продуктах созидания - это причины, влияющие на тот или другой уровень продуктивности. Мы различаем: - объективные, - субъективные, - субъективно-объективные .

Объективные факторы – реально существующие в условиях природной и социальной среды обитания субъекта созидания и учреждения, в котором он работает. К ним относятся:

- рабочая нагрузка ; возраст; образование; семейное положение;

- задачи, которые он решает; квартирные условия; состояние здоровья;

- заработная плата, образование, базовое и полученное в системе повышения квалификации.

Объективным фактором для исполнителя на производстве, учащегося данного преподавателя, является авторская система деятельности /АСД/ руководителя или преподавателя. Она – «продукт» его созидательной деятельности, который может быть высоко-, средне-, малопродуктивным. Показателями меры продуктивности АСД являются используемые субъектами их созидания технологий. Они могут стимулировать природные потенциалы подопечных, а могут блокировать самореализацию их природных потенциалов.

Субъективные факторы – причины успехов и неудач или меры продуктивности, свойственные самим людям, субъектам созидательной деятельности, их природным и приобретенным в процессе жизни и деятельности новообразованиям, под влиянием воспитания, образования, обучения.

Субъективными факторами являются:

- ценностное отношение субъекта к своей науке, профессии, профессионализму деятельности;

- способности, как специфическая чувствительность субъекта созидательной деятельности к ее объекту, процессу, результатам;

- направленность – устойчивая мотивация на воплощение результатов деятельности в конкурентоспособные продукты;

- ответственность за качество текущих и конечных результатов перед самим собой, обществом, людьми, коллегами, своими учащимися, той новой системой, в которую они придут работать и должны состояться мастерами;

- компетентность – новообразование в личности, субъекте созидательной деятельности, индивидуальности, возникающие в процессе: применения ранее усвоенных знаний на практике; извлечения новых знаний из наблюдений объекта, процесса и результатов собственной деятельности, подчиненной созданию искомого продукта; осознания ценности нового знания, обеспечивающего более быстрое, чем раньше, достижение искомых результатов.

Умелость или мастерство – интегральное новообразование в свойствах индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности, требующее:

- согласования действий ума и рук;

- скорости, по сравнению с другими, изучения реальной ситуации;

- самостоятельного формулирования и решения данного класса специальных и профессиональных задач;

- независимости оценочных суждений, изобретательностью в способах решения задач в конкретных ситуациях;

-антиципации или предвидения возможных последствий от того или иного решения;

- выбора наиболее экономичных и продуктивных решений в воплощении замысла в искомом продукте;

- объективной оценки качества реально созданного продукта по сравнению с искомым, и поиска факторов, его обеспечивших.

Субъективно-объективными являются: преимущественно социально - психологические факторы, содействующие или препятствующие самореализации природных потенциалов субъектов созидательной деятельности /руководителей, преподавателей, учащихся/ на пути к вершинам продуктивности и профессионализма деятельности. Они включают:

-ценностное отношение к учащимся, коллегам, руководству и установление профессионально целесообразных взаимоотношений с учащимися /в общеобразовательной школе и их родителями/, коллегами, как по вертикали, так и по горизонтали;

- завоевание и поддержание профессионального авторитета в группе, на производстве в социальном окружении в течение длительного времени;

- предотвращение и разрешение конфликтов по вертикали и горизонтали.

Процесс любой созидательной деятельности, в том числе образовательной, есть ни что иное, как решение бесчисленного ряда стратегических, оперативных и тактических задач, подчиненных достижению заранее планируемых результатов или созидаемых духовных или материальных продуктов, удовлетворяющих определенным, заранее известным требованиям.

Задача - формулируется в проблемной ситуации, когда требуется;: -сохраняя ряд ограничений перевести объект созидания из одного состояния в другое, качественное новое, если при этом существует: -более, чем одно возможное решение; -если не все они очевидны и требуется найти предпочтительное решение. / Пойа/

Рождение новой науки имеет закономерный характер.

По А.А. Бодалеву: «Ступень зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости, или, как ее еще называют, акме, - это многомерное состояние человека, которое, хотя и охватывает значительный по времени протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся, как гражданин, как специалист-труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель, оно, вместе с тем, никогда не является статичным образованием и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью».

Предмет психологии – психические процессы, состояния и свойства. Под категорию «состояния» А.А. Бодалев подвел и «состояние» «акме». Тем самым он совершенно грамотно вписал акмеологию в систему психологических наук: 19.00.13. – психология развития, акмеология. Грамотно, поскольку психология исследует человека как субъекта деятельности /игры, учения, труда – по С.Л. Рубинштейну; общения, познания, труда – по Б.Г. Ананьеву/.

С.Л. Рубинштейн, а вслед за ним А.В. Брушлинский настаивали на том, что «продукт» - предмет других наук. _

Современные специалисты образования, имеющие дипломы о высшем образовании, преимущественно самостоятельно становятся мастерами своего дела только самые талантливые/, потому что высшая школа не умеет ему обучать. В силу природной одаренности, способностей, талантливости, они овладевают сложнейшим образовательным искусством. Его сущность - средствами учебной и научной информации, за определенное время, в условиях ограничений и предписаний, накладываемых государственными образовательными стандартами /ГОС/ и образовательными учреждениями, развивать у всех или подавляющего большинства выпускников творческую готовность к продуктивному решению предстоящих задач.

Чтобы в соответствии со схемами фундаментальных наук осуществлять поиск частных законов психолого – акмеологической компетентности в проектировании продуктивных АСД, нужно:

-1. - в соответствии с единым критерием качества образования /ЕККО/ подбирать специалистов разных уровней продуктивности;

-2. искать факторы, обеспечившие высокую или высшую продуктивность деятельности;

-3. зависимости между уровнями продуктивности и факторами их обеспечивающими, позволяют выявить закономерные связи и зависимости, обеспечивающими прогноз.

 

3.Профессионализм личности и акмеологические инварианты профессионализма

в деятельности профессионального психолога.

 

Специальность психолога входит в число профессий сферы «человек-человек». И она предполагает, что овладевший ею человек на уровне мотивационно-эмоциональном будет относиться к другому человеку как к высшей ценности. На уровне познавательном он проявит способность капитально ориентироваться в общем, особенном и единичном, характеризующем психику людей, и хорошо знать причины, которые обусловливают тот или иной тип ее развития или появления в ней конкретных изменений. На уровне поведенческо-инструментальком он сумеет с позиций своей профессии найти и осуществить способы успешного решения любой из проблем, характер которых входит в компетенцию психолога.

Естественно, что вероятность достижения именно такого результата после обучения молодых людей на психологических факультетах университетов страны будет выше, если на эти факультеты будут приходить учиться выпускники школ или уже где-то поработавшие абитуриенты, призванием которых является основанная на глубоком знании психологии практическая работа с людьми или стремление проникнуть в еще непознанные тайны психики.

Как же обстоит дело с особенностями мотивов, которые побуждают молодежь идти учиться на психологических факультетах университетов? К этому молодежь подталкивают разные причины. Если их объединить по признаку сходства, то примерно 30 процентов поступающих надеются, что, получив психологическое образование, они смогут избавиться от собственных «комплексов», которые, им кажется, мешают устраивать свое бытие. Еще 33 процента стремящихся учиться на факультете психологии испытывают тяготение к работе в сфере «человек—человек» и считают, что, став психологами, они смогут трудиться в этой сфере как профессионалы. 15—17 процентов из числа поступающих на факультет полагают, что им надо обязательно иметь диплом об окончании ВУЗа и что учиться на психологическом факультете им будет легче, чем на каком-либо другом. 9—11 процентов абитуриентов психологического факультета сдают свои документы в приемную комиссию этого факультета, потерпев перед этим неудачу при поступлении на факультеты другого профиля, включая и технические. Остальные приходят учиться на психологический факультет, потянувшись за товарищем или подругой, под нажимом родителей и т.д.

Можно было бы продолжать и дальше называть причины тяготения молодых людей к психологическому образованию. Но сейчас существенно подчеркнуть другое: как показывает практика многих лет, содержание общеобразовательной и профессиональной подготовки, которую дает факультет, лишь частично удовлетворяет ожидание вчерашних абитуриентов, а теперь студентов, если они сами, обучаясь на факультете, не смогут или не захотят очень творчески вносить свой вклад в собственную профессиональную подготовку буквально с первых дней своего пребывания на факультете.

Не школярское отношение ко всему, что предлагается учебным планом факультета, а именно творческий подход, так сказать, глубоко личностная настройка — совершенно необходимое условие для достижение наибольшего результата от обучения психологической специальности, нарушения которого достаточно, чтобы потерпеть неудачу даже при наличии хороших способностей у самого студента и высококвалифицированных преподавателей, работающих на факультете.

При этом немаловажное значение будет иметь формирующаяся у студента с самого начала учения в университете установка на усвоение дисциплин, входящих во весь учебный план. Так, если он зацикливается лишь на серьезной работе над учебными предметами, включаемыми в круг психологических дисциплин, и будет игнорировать все прочие, он тем самым обречет себя на усеченное понимание психического мира человека, поскольку он не увидит во всей сложности все связи и опосредования, которые соединяют этот мир с социальной и природной средой.

Кроме того, ведь желание учиться именно на психологическом факультете у большинства студентов связано со стремлением узнавать особенности внутреннего мира человека, характеристики его психики, какими они оказываются в реальной, повседневной жизни. В ходе же постижения этих особенностей и этих характеристик на плановых занятиях в так называемые академические часы студенты сплошь и рядом усваивают лишь абстракции, которые, омертвляя живую психику — психику Суворова, Ломоносова, Пушкина, Менделеева, Королева и других — выражают ее в виде схем, формул, смысловое наполнение которых часто зависит не от действительного отражения в них внутреннего мира во всей сложности и во всем богатстве его проявления, а от точки зрения преподавателя, представляющего только один вариант трактовки психики и закономерностей ее функционирования, сложившийся в научной школе, которая этого преподавателя формировала.

И, естественно, привыкая такую психику считать подлинной, так сказать всамделишной, будущий психолог лишь случайно прикасается к действительно настоящей «психологии» человека и к тем закономерностям и механизмам, которые на самом деле «правят в ней бал». И логичным следствием этого является выработка у него неверных стратегии и тактики поведения, которыми он будет руководствоваться в своем общении с разными и всякими людьми.

Поэтому-то молодые люди, стремящиеся стать действительными психологами, со своих первых шагов, вводящих их в «академическую психологию», постоянно должны держать в своих головах цель: постигая премудрости так называемой научной психологии, обязательно соотносить их с работой психики своих близких, сокурсников, вообще каждого, с кем сводит их каждодневно жизнь, и проверять хватает ли для проникновения в индивидуально неповторимое своеобразие внутреннего мира и его внешних проявлений каждого человека, который привлекает к себе внимание, тех схем, тех алгоритмов объяснения, которые давала и дает академическая психология, часто забывающая показать, что «общее», которому она учит, «существует лишь в отдельном и через отдельное». Возникающая во всех этих случаях потребность искать ответы на вопросы: что представляет из себя тот или иной человек? почему он такой? какой должна быть психологически наиболее оптимальной форма обращения с ним в самых разных ситуациях? — будет стимулировать развитие у будущих психологов профессионального интеллекта и способствовать обогащению их техники общения.

С течением времени повторяющиеся попытки на основе внешних проявлений людей в разных ситуациях определять их внутреннюю суть, находить общее, особенное и единичное в людях будут вести к расширению и углублению опыта познания других людей, ценность которого будет тем выше, чем чаще результаты этого познания будут проверяться и корректироваться совместной деятельностью с этими людьми, общением с ними.

Накопление именно такого опыта познания психологии других людей будет одновременно восполнять и другой недостаток, который несет в себе академическая психология, — дробление психики человека на отдельности и потерю при этом целостного отражения внутреннего мира человека, восприятия его как самобытной личности, как субъекта деятельности — труженика-творца.

Конечно, осуществление этой долговременной цели — постоянно наращивать умение целостно схватывать психологическую суть каждого человека и умозаключать о причинах, так или иначе повлиявших на образование этой сути, как важнейшего направления становления профессионала-психолога однако не исключает в процессе превращения в привычку мысленного проникновения в психологию других людей и реализацию более частных, так сказать, парциальных целей.

Собственно, чтобы подняться на уровень осуществления большой цели и понять то главное, которое несет в себе другой человек, надо пройтись по всем составляющим структуру его психики, склад его личности, психическим процессам, состояниям и свойствам, а это в реальной практике познания другого человека не означает ничего другого, как движение через реализацию малых целей к достижению той большой цели, о которой шла речь выше.

Вместе с тем, чтобы эта большая цель в каждом случае в конце концов обязательно была достигнута, надо направленно наживать в себе и развивать способность всматриваться, вслушиваться, вдумываться, вчувствоваться во все то, что являет нам другой человек через свой внешний облик, через свою экспрессию, свою роль, свои действия, через свои поступки, через конкретные результаты своей деятельности.

Формировать в себе такую способность — это труднейшее дело. Для этого надо научиться чувствовать чужое Ты столь же сильно, как собственное Я. А это возможно, если другой человек станет для нас такой же ценностью, какой являемся для самих себя мы сами, и, если любой человек будет вызывать у нас глубокий интерес.

 

Если такой уровень отношения к другому человеку нами не достигнут, наше познание его будет поверхностным, фрагментарным, а общее мнение о нем, как правило, далеким от действительной сути или, в лучшем случае, лишь приблизительно верным. И в итоге все это, вместе взятое, будет означать ничто иное как наш психологический непрофессионализм, потому что оценки «вообще», «приблизительно» психики, личности, индивидуальности конкретного человека в психологии недопустимы.

Но, если быть объективными, не только среди начинающих психологов, но и среди психологов, считающих себя профессионалами, лишь небольшая часть владеет способностью глубоко и точно понимать главные особенности внутреннего мира другого человека, успешно оценивать его как личность, как субъекта деятельности и совсем близко к реальности схватывать его индивидуальное своеобразие. Статистика свидетельствует, что в психологии дистанцию от приблизительного постижения другого человека до действительного проникновения в его сущность преодолевают лишь немногие, а конкретно лишь те, кто становятся мастерами в своей профессии.

По большому счету без «доводки» установки на приблизительное проникновение в психический мир другого человека до установки на его объективно точное оценивание, сопровождаемой соответственно развитой способностью, весь предшествующий труд имеет очень небольшую ценность, потому что в серьезной психологии «почти да» все равно что «совсем нет», ведь предмет-то познания в ней не бездушная деревяшка, а человек. Для развития такой способности постигать сущность внутреннего мира другого человека, понимать, что он несет в себе как личность, как субъект деятельности и в чем своеобразие его индивидуальности, чтобы затем успешно прогнозировать его поведение в самых разных ситуациях и находить в психологическом отношении оптимальные способы обращения с ним, кроме само собой разумеющейся наблюдательности, большое значение имеет воображение, отмечаемое у лица, выступающего в качестве специалиста-психолога. Но это должно быть не любое воображение, а специализированное, профессионально направленное.

По внешним проявлениям человека, по особенностям его мимики и пантомимики, положению тела в пространстве, модуляциям и тону голоса, по его моторике в целом, количественно-качественным характеристикам выполняемой им деятельности и другим признакам представлять его состояние в данной ситуации, его отношение к происходящему, к тем, кто около него находится, к тому в чем он участвует, его желания в данный момент и прочее — это все примеры деятельности воображения, направленной на познание другого человека.

Перечень того, на что должно быть направлено воображение молодого человека, жаждущего стать психологом, при оценивании другого человека, можно продолжать и дальше. Кстати, мы взяли самые простые примеры его работы. Но, наверное, понятно, что наибольшую роль в рассматриваемом виде воображения играют память и мышление. Ведь ясно, что воображение психолога не может быть творчеством «из ничего». Его создания всегда предполагают опору на опыт, его, так сказать, преображение. Чтобы адекватно, профессионально полезно воображать в типичных для специалиста психолога ситуациях, у него должен быть накоплен, глубоко осмыслен и хорошо упорядочен большой запас впечатлений о форме бытия и сущности связей психического отражения, отношения, понимаемого тоже как психическое явление, и, конечно, поведения или, если употребить терминологию С.Л. Рубинштейна, образован и строго систематизирован очень солидный фонд психологических фактов, которые характеризуют на уровне закономерностей «преломление внешнего через внутреннее» и, наоборот, «отображение внутреннего во внешнем».

Очевидно, понятно, что запас впечатлений, оформившихся в строгие знания, или фонд сложившихся в памяти психологических фактов, используемых в качестве своего рода диагностических мерок или эталонов при расшифровывании психологической сути других, у разных специалистов-психологов неодинаков. И здесь четко срабатывает правило: чтобы хорошо, отчетливо помнить, надо прежде всего хорошо, отчетливо видеть, слушать, может быть, во многих случаях осязать и обонять. Многие специалисты-человековеды отмечают: смотреть легко, а видеть трудно, точно так же и слышать, если нормален слуховой анализатор, нетрудно, а вот услышать нужное для последующего более глубокого проникновения в другого человека — всегда намного труднее. Умению видеть психологически важное, слышать существеннее для психологической характеристики и т.д. — этому надо обязательно учиться, поскольку это такое умение, которое вместе с другими образует профессионализм психолога.

Интегрируясь, становясь устойчивыми качествами, указанные умения трансформируются в такое свойство в структуре профессиональных качеств психолога, которое входит в арсенал его диагностических техник, которыми он начинает пользоваться непроизвольно, на подсознательном уровне.

Прочитав все выше сказанное, читатель вправе задать вопрос: почему, когда речь шла о развитии способности в познании особенностей внутреннего мира другого человека, рассматривались умения, от которых зависит оценка его как личности, как субъекта деятельности, трактовка его индивидуальности, фактически имелись в виду только восприятие, память, воображение и нигде специально не была выделена роль в этом сложнейшем процессе мышления?

Мышление, как известно, это психический процесс, для которого наиболее характерным признаком является установление связей и отношений между какими-то объектами. Если иметь в виду наш случай — психологическую расшифровку внутреннего мира другого человека и таких его параметров как цели, которые оказываются для этого человека главными, потребности и интересы, которые стимулируют его поступки и деяния, потолок его интеллекта, масштаб его волевых усилий, эмоциональную заряженность и прочее, то мы умозаключаем о них, наблюдая этого человека и все его проявления в тех видах деятельности, в которых он участвует, в его взаимоотношениях с людьми и разными общностями. Здесь опять будет уместно выражение С.Л. Рубинштейна — по внешнему мы судим о внутреннем. И особенно значимым для нас оказываются поступки и дела человека в экстремальных ситуациях. Они особенно хорошо высвечивают достоинства и недостатки его внутреннего мира и чего он, говоря образно, стоит как личность и как субъект деятельности.

Мышление, опираясь на познанное в других людях, аккумулирующее это познанное в обобщениях, в понятиях о них, постоянно у психолога работает, когда он прогнозирует, как проявит себя тот или иной конкретный человек в новой для него деятельности, как поведет себя при резком изменении материальных условий жизни, как он справится с ситуацией, когда ему придется руководить не только собой, но и другими людьми, не дрогнет ли, когда окажется в обстановке физической опасности, устоит или сломается, когда его бросят люди, на поддержку которых он надеялся, или будут, например, обесценены идеалы, в которые он верил и т.д.

Естественно, поскольку «общее существует лишь в отдельном и через отдельное», виды задач, решаемых психологом, будут меняться в зависимости от того, какая область психологии является его компетенцией — инженерная? педагогическая? дифференциальная? социальная? или какая другая?

Академик А. Микулин как-то сказал: «Только думающие глаза способны видеть». Отталкиваясь от этого очень верного высказывания, сейчас, наверное, самое время сказать, что и восприятие, и память, и воображение у начинающего психолога или у психолога-специалиста, формирующих свое суждение о конкретном человеке, обязательно должны постоянно базироваться на активнейшей работе их мышления.

Разбирая далее предпосылки, которые способствуют формированию у молодого психолога качеств профессионала, нельзя никак упускать из вида значения сосредоточенности и распределения внимания. В общей психологии уже давно выяснено, что продуктивность работы в очень большой степени зависит от того, насколько человек способен на ней сосредоточиться. И специалист-психолог, решающий для себя задачу, что представляет собой конкретный человек как личность, как субъект познания, труда и общения и в чем заключается его индивидуальное своеобразие, должен уметь, отвлекаясь от всего другого, действительно сосредоточиться только на решении этой задачи.

По-настоящему понять другого человека, разобраться в проблемах, которые его мучают, не ошибиться в особенностях его притязаний, ответить правильно, в чем его сила и какие у него слабости — это всегда творчество. А «творчество, — писал К.С.Станиславский, — есть прежде всего полная сосредоточенность всей душевной и физической природы. Она захватывает не только зрение и слух, но и все пять чувств человека. Она захватывает, кроме того, и тело, и мыс



2016-01-26 862 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ АКМЕОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ АКМЕОЛОГИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (862)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)