Власть и социальные нормы догосударственного общества
Предмет, функции и методология теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Предмет науки- это то, что данная наука изучает Предметом ТГП выступают общие закономерности становления, развития и функционирования гос правовых явл, а так же выработка общих понятий и категорий для всех юр наук Выделяется от 3 до 7 общественных отношений, регулирующих этой наукой. 1)Общие закономерности возникновения, становления и развития Г. и П. 2)Взаимосвязь Г. и П. 3)Характерные признаки, сущность, содержание Г. и П. 4)Место и роль Г. и П. в общественной жизни, политической системе общества. 5)Законность и конституционность. Правосознание и правовая культура. 6)Законодательный процесс. 7)Правомерное поведение, право нарушения и юрид-ая ответственность. 8)Прогностическая функция. Функции ТГП.С какой целью изучается наука. Выделяется от 3 до 7 функций. 1)Гносиологическая(теория познания. Присуща всем наукам. Раскрывает сущностные гос правовые явл и процессы, опред тенденции их дальнейшего развития.) 2)Онтологическая (наука о бытии. Отвечает на вопросы "Что такое ТГП", "Почему и в каком виде они возникли","В каком виде существуют сейчас","будут ли в будущем и в каком виде") 3)Эвристическая(искусство нахождения истины. ТГП открывает новые закономерности в развитии гос.-прав. явлений) 4)Методологическая (Вырабатывает методы познания, которыми пользуются все отраслевые юр.дисциплины) 5)Идеологическая (Несет систему ценностей, общепринятую в обществе) 6)Воспитательная (проявляется в трех формах: обучающее значение; способствует повышению уровня правовой культуры; дает ориентацию в сфере гос.-прав. жизни) 7)Практически-организационная(возможность преобразовать действительность) 8)Проностическая (дает прогнозы относительно развития гос.-прав. явлений) Методология-система приемов,способов и принципов,изучение общих закономерностей становления,развития и функционирования гос.-прав. явлений. Метод-система средств,приемов и способов,применяемых для получения знаний,объективно отражающих действительность. Все методы науного познания делятся на 2-3 большие группы: -общефилософские; -общенаучные; - частно-научные. Среди частно-научных выделяют 2 собственно-юрид. метода: - формально-правовой; - сравнительно-правовой. Форм.-прав.-сущность гос.-прав. явлений.Изучают внутреннее строение,признаки и свойства. Срвн.-прав. метод-сравнение различных правовых систем,различных государств или их отдельных институтов для выявления в них сходств и различий. Все методы базируются на принципах научного познания. Принципы научного познания: -принцип всесторонности исследования; -принцип комплексности исследования; -историзм. Рабор 3-х групп методов: 1)Общефилософские:совокупность мировоззренческих философских взглядов,которые на протяжении исторического развития применяются к изучению гос.-прав. явлений. 2)Общенаучные:которые присущи всем наукам,или большинству в орпеделенной области знаний. Методы: -исторический; -логический; -системный; -функциональный. 3)Частнонаучные.Не собственно-юридические: -метод конкретно социологических исследований; -метод социально-правового эксперимента; -статистический метод; -метод моделирования; -математический метод; -кибернетический метод; -синергетически метод. Власть и социальные нормы догосударственного общества. Для теории государства и права определенную методологическую ценность имеет выделение двух главных периодов в развитии первобытного общества, а следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства: • присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство); • производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство). Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму – патриархальный (патриархат). Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями – исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (690)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |