Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наука в эпоху средневековья. Становление опытной науки и создание гелиоцентрической системы



2016-01-26 1060 Обсуждений (0)
Наука в эпоху средневековья. Становление опытной науки и создание гелиоцентрической системы 0.00 из 5.00 0 оценок




В 5 веке нашей эры Римская Империя распадается, на смену рабовладельчеству приходит феодализм. Философия становится служанкой религии, а религия выходит на первый план.

В эпоху средневековья сознание не было ориентировано на выявление объективных законов природы. Любые проблемы толковались с помощью толкования текстов священного писания. По писанию природа создана Богом для блага человека, в писании заключен догмат о сотворении мира из ничего.

Для средневековья характерен телеологизм – учение, согласно которому все развивается по промыслу божьему и во исполнение божественных целей.

Т. к. человек – это господин мира , значит он имеет право переделывать мир так как ему необходимо. Именно христианское мировоззрение позволило уйти от созерцательного отношения к природе, характерного для Античности, и прийти к экспериментальной науке Нового Времени.

Античные боги были как бы сторонними наблюдателями природных процессов и не запрещали людям составлять мнение о них, с богами можно было и поспорить. А в середине века теоцентризм стал главным решающим аргументом в споре, т.е. любой спор решался апелляцией к авторитету священного писания. Поэтому научные результаты следовало включать в религиозную картину мира, критика любой части целостной системы мира рассматривалась как нападение на весь порядок общества и религиозное устройство мира. Т. к. Бог пронизывал все, то все считали , что все в мире наполнено высшим смыслом. Из этого и возникло известное изречение: «В начале было слово, и слово было у Бога и слово было Бог». Здесь слово является орудием творения, т.е. оно обладает безусловной реальностью. Переданное человеку слово стало универсальным орудием постижения творения, поэтому процесс познания вещи заключается в исследовании понятия его выражающего. Это определяло сугубо книжный характер познавательной деятельности.

Для средневекового мышления характерен символизм, который тесно связан с идеей иерархизма. Согласно символизму «все вещи являются символами чего-то большего, но не в одинаковой мере». Символы подразделяются на высшие и низшие, а принадлежность к ним определялась приближенностью или отдаленностью от Бога. И природа в этой иерархии занимала далеко не самое почтенное место. Изменялось отношение и к естествознанию, а именно: естествознанию отводилось второе место после познания Бога и души. Этому не помог даже универсализм.

Уже к 6-7 векам церковь завоевала монополию на интеллектуальное образование. Ситуацию не изменило и появление университетов:

· 1208 г – университет в Кембридже

· 1222 г – неапольский университет и т.д.

Одновременно с университетами в 1183 г была создана инквизиция, которая просуществовала до 18 века.

Основой образования являлась теология, а содержания других 7 свободных искусств (арифметика, геометрия, музыка, астрология, грамматика, риторика, диалектика) было урезано до прямого служения церкви.

Вся деятельность человека протекала в русле религиозных представлений.

Всё что противоречило религии запрещалось специальными декретами. Так «Римский собор» в 1131 г. Наложил запрет на изучение юридической и медицинской литературы.

Но в недрах средневековья развивалась астрология, алхимия ятрахимия (изучение химических веществ с целью использования их при лечении), магия, которые содержали зародыш будущей экспериментальной науки.

В развитии средневековой философии выделяют 2 периода:

§ Патристика

§ Схоластика

В 12м веке появились работы Аристотеля и наука столкнулась с теологией. Наука пришла в противоречие с теологией. Решением противоречия между наукой и теологией стала концепция действенной истины:

Догматы веры не противоразумны, а сверхразумны и составляют область высших истин, не подлежащих обсуждению. Такой компромисс оказался спасительным и для религии и для науки.

Но от античности сохранилось уважение к логике и схоласты обсуждали философскую проблему - проблему универсалий, т.е. как сосуществуют единое и целое, существует ли общее понятие реально, предшествуя вещам или они только названия – имена вешей. В это же время был сформулирован методологический принцип «бритва Окама», гласивший, что «не надо умножать сущностей без надобностей» т.е. не вводить новых понятий не исчерпав существующих возможностей.

Огромное эвристическое значение имел метод «воображаемых допущений». Его использование позволяло «чисто теоретически» обсуждать вопросы.

Растворение бога в природе (особенно в пантеизме) приводило к атеизму с одной стороны, а с другой стороны к амонации (оправданию) природы, которая по своему статусу не только становилась однопорядковой (равной) Богу, но и приобретало явное превосходство.

Деизм фактически утверждал возможность естественных объективных законов природы, он дифференцировал творения на сверхнатуральные и натуральные природные процессы и получалось, что как сотворил Бог природу должна изучать теология, а развитие природы должна изучать метафизика.

Западная и Восточная средневековая наука :

 

Пока европейская христианская наука переживала период упадка вплоть до 13 века н.э. на Востоке наблюдается процесс науки. Арабы захватили обширные территории на которых был создан Арабский Халифат – могущественное государство, в котором строились обсерватории, библиотеки при дворцах и мечетях. Идет развитие торговли, в результате чего происходит передача и накопление знаний (торговцы за товаром ездят в разные страны).

Со второй половины 8 века научное лидерство переместилось из Европы на Восток (г. Багдад). Труды известных философов и ученых с греческого переводят на арабский («Альмагест», труды Аристотеля, Архимеда и т.д.).

Греческое влияние отразилось стиле сочинения арабский авторов, который характеризуют:

- систематичность изложения

- полнота изложения

- стройность формулировок и доказательств

-

Исключительно для восточной традиции, к перечисленным, добавились характерные:

- обилие примеров и задач чисто практического содержания.

Основное место в системе науки получила география. Арабский халифат простирался от Гибралтар до Китая.

В 827 г. Они провели градусное измерение земли для получения ее точных размеров.

В астрономии уточнили данные о движении небесных тел. Улугбек построил в Самарканде самую большую обсерваторию.

Общеизвестные заслуги арабов в математике:

· Десятичная система исчисления (Аль-Харизме);

· Арабские математики вели исследования в области алгебры, геометрии,

· тригонометрии.

Из разделов механики наибольшее достижение получила статика. Интенсивная торговля нуждалась в системе мер и весов. Широко использовалось понятие удельного веса. Развивалась динамика, кинематика, оптика. Аль-Газен сформулировал закон отражения, преломления света и смешения цветов, изготовил линзы.

Особых успехов арабы достигли в химии:

· Ртуть;

· Сера;

· Серная и азотная кислота и их соли;

· Мази, элексиры, сиропы, благовония.

Достижения в оласти медицины: наблюдение и описание болезней с большой точностью.

 

 



2016-01-26 1060 Обсуждений (0)
Наука в эпоху средневековья. Становление опытной науки и создание гелиоцентрической системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наука в эпоху средневековья. Становление опытной науки и создание гелиоцентрической системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1060)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)