0. Сущность, содержание, принципы и методы менеджмента. Особенности современного менеджмента.
1. Деятельность менеджера: функции, роли, квалификации и стили руководства.
2. Исследование проблем вступления в руководящую должность.
3. Исследование основных моделей и методов менеджмента (основные научные школы и научные подходы в менеджменте).
4. Эффективность и области применения количественных подходов в менеджменте.
5. Планирование и прогнозирование в управлении.
6. Исследование системы коммуникаций в управлении.
7. Исследование коммуникативных барьеров межличностного общения.
8. Исследование взаимосвязи конфликтов и стилей управления.
9. Исследование эффективности систем мотивации персоналом.
10. Теория и практика мотивации: отечественный и зарубежный опыт.
11. Исследование проблем стимулирования работников на предприятии.
12. Исследование форм и методов принятия управленческих решений.
13. Исследование особенностей и проблем организации труда менеджера.
14. Рационализация использования рабочего времени руководителя.
15. Развитие сильных сторон руководителя в сомоменеджменте.
16. Исследование форм и методов управленческого контроля.
17. Исследование эффективности проблем делегирования
18. Исследование проблем управления изменениями.
19. Исследование и использование различных типологий личности в менеджменте.
20. Взаимосвязь структуры организации со стратегией ее развития.
21. Внешняя среда и цели современной организации, динамика их взаимодействия.
22. Управленческий контроль, его формы и средства реализации.
23. Возникновение и развитие научных подходов к управлению.
24. Выработка и принятие управленческих решений.
25. Классификация организаций и основные признаки их формирования и функционирования.
26. Классификация управленческих стратегий и их выбор.
27. Коммуникационные барьеры в организации и способы их преодоления.
28. Коммуникационные связи в организациях – их роль, место, влияние на эффективность работы в организации.
29. Корпоративная культура в системе современного менеджмента.
30. Методы принятия и эффективность принятия управленческих решений.
31. Модели организационной культуры.
32. Мотивация и ее роль в повышении социальной и творческой активности персонала предприятия.
33. Мотивация труда работников как важнейший фактор эффективного управления в условиях рынка.
34. Организация и планирование личного труда руководителей в современной организации.
35. Особенности менеджмента в американских и западноевропейских фирмах.
36. Особенности организации управления на российских предприятиях.
37. Организация как открытая система управления.
38. Матричная структура управления: ее преимущества и недостатки.
39. Принятие управленческих решений в современной организации.
40. Проблема соответствия миссии и структуры организации.
41. Роль и место менеджера в организации.
42. Совершенствование организации труда и его мотивация на предприятии в условиях рынка.
43. Современная организация и ее окружающая среда.
44. Содержание и стадии принятия управленческих решений.
45. Сравнительный анализ существующих теорий мотивации.
46. Стратегия и тактика управления фирмой.
47. Теории содержания и процесса мотивации.
48. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное ее содержание.
49. Управление: процесс планирования, организация, мотивация и контроль.
50. Управленческая стратегия фирмы: понятие, виды.
51. Тема по выбору студента и по согласованию с преподавателем.
2. Практическийраздел по дисциплине «Менеджмент» включает следующие задания:
1. Определение уровня культура современной организации
2. Решение ситуационных задач
3.Тесты для самопроверки усвоения теоретического материала дисциплины «Менеджмент».
1. Определение уровня культура современной организации, где в качестве объекта исследования выступает организация, где работает студент, а в качестве предмета исследования – уровень организационной культуры организации
АНКЕТА для определения культуры Вашей организации
Вам нужно рассмотреть 15 групп вопросов, каждая из которых содержит четыре альтернативные группировки, и отметить формулировки в каждой группе цифрами от 1 до 4, согласно тому, что меньше всего или больше всего характеризует:
· Вашу организацию;
· Ваши личные предпочтения.
В каждом пункте этих 15 групп поставьте цифру 4 против положения, которое больше всего подходит для Вашей организации, 3,2,1 – по степени убывания. Затем сделайте то же самое согласно тому, насколько эти формулировки отражают Ваши предпочтения.
После заполнения анкеты сложите 15 различных цифр, которые Вы поставили против первой формулировки в каждом из 15 пунктов для колонки «степень соответствия Вашей организации». Запишите общее число ( которое будет между 15 и 60) в таблицу, данную ниже. Затем сделайте то же самое для новой формулировки из колонки «Степень соответствия Вашим предпочтениям». Затем подсчитайте для второй, третьей, четвертой формулировок по очереди.
Ваша организация
Вы сами
| Общее число каждой формулировки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Идентификацию культур и анализ результатов Вашего исследования проведем на аудиторных занятиях по данному курсу.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
| Степень соответствия Вашей организации
| Степень соответствия Вашим предпочтениям
|
1. Хороший начальник:
1.1 Сильный, решительный и твердый, но справедливый, защищает преданных подчиненных, великодушен и снисходителен к ним.
1.2 Объективный и точный, избегает использовать власть в своих интересах, требует от подчиненных только то, что соответствует их должностным инструкциям.
1.3 Ориентирован на равноправие и легко поддается влиянию в вопросах, касающихся выполнения задачи: использует свое положение для получения ресурсов, необходимых для выполнения работы.
1.4 Заботится о личных нуждах окружающих, использует свое положение для обеспечения условий работы, приносящих удовлетворение подчиненным и способствует их росту.
2. Хороший подчиненный:
2.1 угодливый, трудолюбивый и преданный интересам своего начальника.
2.2 Ответственный и надежный, выполняет свои обязанности и избегает действий, удивляющих или беспокоящих начальника.
2.3 Желает внести свой вклад в решение задачи, выдвигает идеи и предложения, тем не менее охотно уступает первенство другим, более компетентным и способным.
2.4 Крайне заинтересован в развитии своего потенциала, открыт к обучению и получению помощи, уважительно относится к нуждам и ценностям окружающих, охотно помогает другим и вносит свой вклад в их развитие.
3.Хороший член организации считает приоритетным:
3.1 личные распоряжения начальника.
3.2 Обязанности, требования, предписанные его ролью, и привычные стандарты личностного поведения.
3.3 Требования, вытекающие из задачи или имеющихся навыков и возможностей, энергии и материальных ресурсов.
3.4 Личные интересы людей, участвующих в работе.
4.Люди, которые преуспевают в организации:
4.1 расчетливы, соперничают друг с другом и обладают сильным стремлением к власти.
4.2 Добросовестны и ответственны, с глубоким чувством преданности организации.
4.3 Компетентны, эффективны и стремятся делать дело в своей профессиональной области,
4.4 Эффективны и компетентны в межличностных отношениях, берут на себя обязательство содействовать росту и развитию других сотрудников.
5.Отношение организации к сотруднику
5.1 такое, будто его время и энергия находятся в распоряжении лиц, стоящих выше по служебной лестнице.
5.2 Временем и усилиями сотрудников организация распоряжается в рамках контракта, оговаривающего права и обязанности обеих сторон.
5.3 Как к партнеру, вкладывающему свои умения и способности в общее дело.
5.4 Как к интересному и ценному человеку с его собственными личностными правами.
6. Сотрудники управляют и на них влияют
6.1 Личным проявлением экономической и политической силы(вознаграждения и наказания).
6.2 Безличным проявлением экономической и политической силы, чтобы навязать стандарты и способы выполнения работ.
6.3 С помощью общения и обсуждения требований, выдвигаемых задачей, что приводит к соответствующим действиям людей, мотивированных личной приверженностью к достижению поставленных целей.
6.4 Внутренний интерес и удовлетворение от предстоящей работы, заботы о нуждах других людей, вовлеченных в эту деятельность.
7.Один сотрудник имеет право контролировать деятельность другого, если:
7.1 у этого сотрудника больше власти и силы в организации.
7.2 Ему предписано руководить другими.
7.3 Если у него больше знаний о выполняемой задаче.
7.4 Если другой понимает, что помощь и руководство первого может способствовать его росту и знаниям.
8.Основанием для постановки задачи являются:
8.1 личные потребности и мнения тех, кто находится у власти.
8.2 Формальное распределение должностных обязанностей и ответственности в системе.
8.3 Требования к ресурсам и мастерству, необходимых для выполнения работы.
8.4 Личные желания и необходимость приобретения знаний отдельными сотрудниками.
9.Работа совершается из-за:
9.1 получения вознаграждения, страха наказания или личной преданности отдельным лицам.
9.2 Соблюдения договорных обязательств, подкрепленных санкциями и личной преданностью организации.
9.3 Удовлетворения от работы и достижений и из-за личной преданности идее.
9.4 Любви к работе ради своей работы и интереса и уважения к запросам и ценностям других сотрудников.
10. Люди работают вместе:
10.1 когда этого требует вышестоящее руководство или когда понимают, что могут использовать друг друга для личной выгоды.
10.2 Когда координация и обмен определяются формальной системой .
10.3 когда их совместный вклад необходим для достижения цели.
10.4 Когда сотрудничество приятно само по себе, стимулирует или бросает вызов.
11. Сотрудничество происходит:
11.1 за личную выгоду и власть.
11.2 За положение с высоким статусом в формальной системе.
11.3 За максимальный вклад в выполнение задачи.
11.4 За внимание к чьим-либо потребностям.
12. Конфликт:
12.1 контролируется вмешательством высшего руководителя и часто им поощряется, чтобы сохранить свою власть.
12.2 Подавляется ссылкой на правила, процедуры и определением ответственности.
12.3 Разрешается с помощью обсуждения качества результатов работы.
12.4 Разрешается с помощью открытого и глубокого обсуждения личных потребностей и ценностей.
13. Решения:
13.1 принимаются лицом, обладающим большей властью.
13.2 Принимаются лицом, которое обязано это делать.
13.3 Принимаются лицами, которые лучше других знакомы с задачей.
13.4 Принимаются непосредственными участниками, на которых больше всего влияет результат решения.
14. Соответствующая система контроля и информационная структура:
14.1 приказ идет сверху вниз по простой пирамиде, так, что любой, находящийся в пирамиде выше, имеет власть над тем, кто ниже. Информация распространяется посредством последовательных распоряжений.
14.2 Директивы распространяются сверху вниз и информация идет наверх в пределах функциональных пирамид, которые соединяются вверху. Власть и ответственность, предписанные каждой роли, ограничиваются властью и ответственностью, предписанной ролям, расположенным ниже в пирамиде. Перекрестный функциональный обмен ограничен.
14.3 Информация о требованиях, предъявляемых к задаче и проблемах идет из центра, решающего задачу, вверх и наружу, причем те, кто лучше всего понимают проблему, определяют необходимые ресурсы и поддержку от остальной части организации.
14.4 Информация и влияние идут от человека к человеку на основе личных связей, в которые свободно вступают для достижения целей работы, знаний, взаимной поддержки, удовольствия и разделения общих ценностей.
15. На окружение реагируют так, словно это:
15.1 джунгли, где Вы против всех, и тот, кто не эксплуатирует других, эксплуатируется сам.
15.2 Упорядоченная и рациональная система, где конкуренция ограничена законом, а конфликты разрешаются путем переговоров.
15.3 Совокупность неопределенных форм и систем, которые нужно переформировать и улучшить путем их организации.
15.4 Комплекс потенциальных опасностей и поддержки. Окружающая среда должна управляться организацией, чтобы получить «пищу» от нее, «удалять ее острые зубы» и использовать для работы и роста членов организации.
|
|
|