Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития научной психологии



2016-01-26 529 Обсуждений (0)
История развития научной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Психология как наука сложилась не сразу. Можно выделить 4 основные этапа в процессе ее становления.

1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа. Представления о душе были как идеалистическими, так и материалистическими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит – частицей природы, атомом огня, то есть материальной. Далее в результате борьбы этих двух направлений идеализм стал основой религии, а материализм был запрещен (вплоть до XVII в.). В этот период душа стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как особая сущность. Двойственность души - дуализм (лат. dialia - двойственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650).

2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался.

Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704).

В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии.

Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу.

3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными и др. предметом психологии становится поведение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция. В это время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, а другими факторами. Так появляются основные психологические концепции:

- гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Вертгеймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия);

- психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (предмет изучения - бессознательное);

- когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы);

- генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(предмет - развитие мышления).

Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексологии» - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Герасимович Ананьев (1829-1905).

4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базировалась на философской теории отражения (предмет изучения - психика) - Павел Петрович Блонский (1884-1941), Константин Николаевич Корнилов (1879-1957).

Одним из наиболее важных направлений, сформировавшимся в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем – психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность).

На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет – особенности личности).

В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направление - трансперсональная психология (Станислав Гроф), изучающая предельные возможности психики человека.

 

Интроспекция - самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния самого субъекта.

Дуализм - идеалистическое философское учение, рассматривающее духовное и материальное как равнозначные начала. В наиболее развитой форме это учение представлено у французского ученого Рене Декарта.

Бихевиоризм - механистическое направление в психологии, возникшее в США в начале XX века. По мнению представителей этой школы, предметом изучения психологии может быть только поведение человека, под которым понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Роль сознания отрицалась. Основоположники - Д. Уотсон, Э. Торндайк.

Гештальтпсихология - одна из школ современной зарубежной психологии, использующая для объяснения сложных психических явлений принцип их целостности («гештальты»). Гештальт (нем. Gestalt) - целостная форма, образ, структура.

Психоанализ - направление в психологии, возникшее в начале XX в., согласно которому основная роль в поведении человека принадлежит бессознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основоположник - австрийский психиатр З. Фрейд.

Неофрейдизм - одно из направлений психологии, представители которого так или иначе опираются на идеи психоанализа З. Фрейда.

Когнитивная (лат. cognitio - знание) психология - психология знания, изучает познавательные процессы. Поведение объясняется знанием схем действия.

Генетическая психология - психологическое направление, изучающее развитие мышления. Поведение объясняется развитостью мышления, которое развивается с детства стадийно (Ж. Пиаже).

Гуманистическая психология - направление, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.

Теория отражения - основа научной психологии, рассматривающая психические явления как одну из форм отражения действительности. Психическое отражение, регулируя поведение субъекта, обеспечивает его взаимосвязь со средой. Психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) субъективно отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности живого организма.

Трансперсональная психология (лат. trans - через, persona – личность («Я» - выход за пределы личности, себя) - одно из направлений современной психологии. Она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены, описывает предельные возможности психики человека (космическое состояние), переживания человека, которые могут привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовного перерождения. Это переживание момента рождения и смерти. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение и т.д. Лидерами современной трансперсональной (надличностной) психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт и другие.

 

Отрасли психологической науки:

Основной базисной отраслью психологии является общая психология.

Психология общая - изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Общая психология развивается на основе достижений всех отраслей и в то же время обогащает и направляет их общей теорией. В основе ее лежит психология человека.

Психофизиология - область междисциплинарных исследований на стыке нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом.

Психофизика - область исследования, рассматривающая вопросы, касающиеся связи психических и физических процессов и явлений.

Психология клиническая (греч. klinike - врачевание, уход за лежачим больным) - область психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Клиническая психология включает: патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию, психологию здоровья, психотерапию.

Патопсихология - отрасль психологии, изучающая отклонения в развитии психики при различных заболеваниях.

Нейропсихология - отрасль психологической науки, направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Психология труда - наука, изучающая психологические закономерности формирования трудовой деятельности и отношения человека к труду. Психология труда решает задачи совершенствования производственных отношений, повышения качества труда, улучшение условий жизни, устранение аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующего культуре труда.

Психология педагогическая - отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания.

Психология инженерная - отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе деятельности; разрабатывает требования к конструкции машин и приборов с учетом человеческого фактора.

Психология юридическая - отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере отношений регулируемых правом.

Психология авиционная - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов.

Предмет авиационной психологии - психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Ее объект – деятельность (содержание, условия, организация) индивида и коллектива. Субъект авиационной психологии - летный и инженерно-технический состав, авиационные диспетчеры.

Психология космическая (греч. kosmos- строй, порядок, Вселенная) - отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда космонавта и зависимость этой деятельности от разных факторов.

Психология военная - прикладная отрасль психологии, которая изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека, обусловленные его включенностью в воинскую деятельность (учебно-боевую, боевую).

Психология спорта - изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.

Психология компьютеризации - отрасль психологии, изучающая порождение, функционирование и структуру психики в процессе деятельности индивидов и групп, связанной с созданием и использованием компьютеров, включая их математическое и программное обеспечение.

Психология науки - отрасль, изучающая психологические факторы научной деятельности с целью повышения эффективности этой деятельности.

Психология искусства - отрасль психологии, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом (включает сценическое искусство и др.).

Психология развития - отрасль психологии, изучающая изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Психология возрастная - отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов. Возрастная психология включает: психологию детского, подросткового, юношеского возрастов, психологию зрелого возраста, геронтологию.

Геронтология - психология старости, изучает психологию пожилых людей и процессы старения.

Психогенетика - область исследований, изучающая наследственный характер некоторых психических и поведенческих явлений, их зависимость от генотипа. Генотип - совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей.

Зоопсихология - отрасль психологии, изучающая сравнительное развитие психики животных и человека.

Психология дифференциальная - изучает индивидуально-психологические различия между людьми.

Этология (греч. ethos - суть, характер, logos - наука, учение) – межотраслевая наука, объединяющая зоологию, биологию и сравнительную психологию, занимающаяся тщательным наблюдением за поведением животных в их естественной среде и разработкой теоретических характеристик этого поведения.

Психология сравнительная - отрасль психологии, изучающая закономерности происхождения и развития психики животных и становление человеческого сознания.

Психология социальная - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Психология личности - целостная система знаний, охватывающая сферу изучения проявлений личности и раскрывающая связь психологии личности с другими областями человекознания.

Психология политическая - отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и пр. Проявляется политическая психология в политическом сознании наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуется в конкретных политических действиях.

Психология экологическая - область психологии, изучающая взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной).

Психология экономическая - отрасль психологии, предметом которой является отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека. Это психология хозяйствующего субъекта (один человек, семья, организация, государство или нация). Проблемы экологической психологии касаются прежде всего рынка, бизнеса, отношений «общество - гражданин».

Психология управления - отрасль психологии, в которой изучаются психологические аспекты управления человеком различными объектами: организациями, людьми, экономическими и техническими системами.

Психология прикладная - общий термин для обозначения всех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях (образование, промышленность, общественные явления, спорт и пр.).

Психология практическая - область психологии, решающая на научной основе задачи, возникающие в реальной жизни и деятельности людей и коллективов.

Психодиагностика (греч. psyche - душа, diagnostikos – способный распознавать) - область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика связана с количественной оценкой и точным качественным анализом психологических свойств и состояний человека при помощи научно проверенных методов, дающих достоверную информацию о них. Это одна, традиционная, точка зрения на предмет психодиагностики. Другая, развиваемая А.Ф. Ануфриевым, состоит в том, что практическая психодиагностика - это наука о постановке психологического диагноза, включающая ряд компонентов (см. Ануфриев А.Ф.). Как вид деятельности практического психолога психодиагностика включает диагноз, прогноз, коррекцию и профилактику.

Психотерапия - процесс лечебного воздействия врача (психолога) психологическими методами на психику отдельного больного или группы больных. По В.Н. Мясищеву основная задача психотерапии заключается в изменении личности больного на основе осознания причин и характера развития болезни и перестройки отношения больного к патогенным (порождающим заболевание) факторам заболевания.

Психология консультативная - отрасль психологии, изучающая деятельность психолога-консультанта.

Психологическое консультирование - оказание помощи в определении, уточнении и решении проблем клиента. Консультирование изначально ориентировано на психически здоровых людей, способных зять на себя ответственность за свои поступки.

Психокоррекция - восстановление психических функций, а также устранение или компенсация психических аномалий развития с помощью восстановительного обучения.

Парапсихология (психотроника) (греч. para - возле, около) – обозначение гипотез и представлений, относящихся к психическим явлениям, объяснение которых не имеет строгого научного обоснования и к которым относят прежде всего так называемый экстрасенсорные восприятия, то есть прием информации человеком, не связанный с функционированием известных науке органов чувств (телепатия, ясновидение и пр.).

Акмеология (греч. axis - острие, вершина, пик, оптимум, совершенство) - наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, проблемы высших форм самореализации личности.

 


Психика и организм

 

Предметом отечественной психологической науки считается психика. Хотя определения этого понятия учеными даются по-разному, одно из устоявшихся рассматривает психику через категорию отражения. Это определение указывает на три основные характеристики психики.

Во-первых, психика - это свойство только живой материи, но не всякой, а высокоорганизованной (мозга).

Во-вторых, живая материя, получая информацию об окружающем мире, способна создавать его психический образ (субъективный и нематериальный), который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой регуляции внутренней среды организма и формирования поведения. Эта информация дает возможность живым организмам относительно длительно существовать в постоянно изменяющейся среде обитания.

Таким образом, основными функциями психики являются:

 

Рис. 1.3.1. Функции психики.

 

Психика:

1) свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение;

2) высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем (по М.Г. Ярошевскому). На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Благодаря этим факторам возникает внутренний план жизнедеятельности - сознание, а индивид становится личностью;

3) система неотторжимых от живого существа процессов и состояний взаимоперехода объективных и субъективных атрибутов его бытия (по А.В. Петровскому).

 

Рис. 1.3.2.Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.

Психика - результат сложной деятельности мозга. Следовательно, материальное первично, а психическое вторично. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Взаимодействие разных частей организма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой. Психика носит рефлекторный характер. По утверждению И.М. Сеченова, все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. Основным механизмом психики является рефлекторное «кольцо» (И.П. Павлов - рефлекторная дуга, П.К. Анохин - кольцо).

 

Рис. 1.3.3. Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности.

 

Исследование П.К. Анохина показало, что рефлекторное кольцо является универсальным механизмом саморегулирования всего поведения животных и человека. Он ввел также понятие «акцептор действия» -модель результата предстоящего действия. Это позволяет отражать воздействующий на организм мир с опережением того, что лишь будет в нем совершаться в последующем.

Главный орган психики мозг имеет сложную функциональную организацию (Алексей Романович Лурия (1902-1977).Он включает три основных блока: 1) энергетический (верхний отдел мозгового ствола), 2) приема, переработки и хранения информации (задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные, височные отделы коры), 3) программирования, регуляции и контроля деятельности (лобные отделы коры). При поражении:

1-го блока - нарушается внимание, появляется сонливость, нарушается работа;

2-го блока - потеря чувствительности (кожной и глубокой), теряется четкость движений и др.;

3-го блока - дефекты поведения, изменения в сфере движений.

Для регуляции психической деятельности важное значение имеет открытый Николаем Александровичем Бернштейном (1896-1966)принцип сенсорной коррекции, на основе которого происходит регулирование движений. Он состоит в том, что регулирование происходит на основе данных сравнения поступающей в мозг информации и от проприоцепторов и программы движения.

Рефлекс (лат. reflexus) - ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней и внутренней среды на соответствующие рецепторы.

Рефлекс безусловный -врожденное, инстинктивное реагирование на стимул.

Рефлекс условный- временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей.

Рецепторы (лат. receptor - принимающий) - специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающие их в нервные сигналы.

Афферентный (лат. afferents - приносящий) путь -пути, передающие нервные возбуждения от периферических нервных окончаний к центральным нейронам коры головного мозга.

Эфферентный нервный путь -нервный путь, проводящий нервные импульсы из центральной нервной системы к исполнительному органу.

Эффектор -исполнительная часть рефлекторного кольца (мышца, железа) в отличие от воспринимающей - рецептора.

Акцептор (лат. acceptor - проникающий) действия- нейродинамическая модель результата предстоящего действия, представленная в центральной нервной системе. Включает основные характеристики действия и участвует в его регуляции. Термин введен П.К. Анохиным.

 

 




2016-01-26 529 Обсуждений (0)
История развития научной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития научной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (529)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)