Схема обработки рисунка в тесте «Дом»
«ДЕРЕВО» Интерпретация по К.Коху исходит из положений К.Юнга (де-рево — символ стоящего человека). Корни —- коллективное, бессознательное. Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви — пассивность или противостояние жизни. Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, пло-ды, пейзаж). Как мы уже отмечали, интерпретация К.Коха была направле-на в основном на выявление патологических признаков и осо-бенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпрета-ции имеется ряд противоречий и использование понятий, кото-рые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации при-знака «округленная крона», «недостаток энергии», «дремота», «клевание носом» и тут же «дар наблюдательности», «сильное воображение», «частый выдумщик» или: «недостаточная концен-трация» — чего? Какая реальность стоит за этим понятием? — остается неизвестным. К тому же толкование признаков содер-жит чрезмерное употребление обыденных определений. Напри-мер: «пустота, напыщенность, высокопарность», «плоский, по-шлый, мелкий, недалекий», «жеманство, притворство, чопорность, вычурность», «фальшивость» и тут же — «дар конструктивности, способности к систематике, техническая одаренность»; или со-четание «самодисциплина, самообладание», «воспитанность» — «напыщенность, чванство», «безучастность, равнодушие». Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консульти-рования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес. В этой связи мы предлагаем вариант интерпретации, описан-ный в современной литературе, который можно, по нашему мне-нию, использовать в повседневной практике психологических кон-сультаций. Земля приподнимается к правому краю листа — задор, энту-зиазм. Земля опускается к правому краю листа — упадок сил, недо-статочность стремлений. Корни.Корни меньше ствола — желание видеть спрятанное, закрытое. Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже пред-ставляющее проблему. Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вы-звать тревогу. Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что держится в секрете. Корни в виде двух линий — способность к различению и рас-судительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком ок-ружении. Симметрия— стремление казаться в согласии с внешним ми-ром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность как возможный источник внутреннего конфликта. Заторможен-ные моральные проблемы. Расположение на листе двойственное — отношение к про-шлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неу-коснительной систематизации с опорой на привычки. Расположение слева направо — увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление на-вязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны коле-бания в поведении. Форма листвы — круглая крона — экзальтированность, эмо-циональность. Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования. Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контак-тов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружаю-щему, не противостоит ему. Листва-сетка, более или менее густая — ббльшая или мень-шая ловкость в избегании проблемных ситуаций. Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое при-нятие окружающего. Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объ-ективности. Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом. Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессивность. Детали листвы, не связанные с целым, — суждения, прини-мающие малозначительные детали за характеристику явления в целом. Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски защиты; норма для 7-летнего ребенка. Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание. Толстые ветви — хорошее различение действительности. Листья-петельки — предпочитает использовать свое обаяние. Зигзаги в листве — осторожностъ и скрытность. Листва-сетка — уход от неприятных ощущений. Листва, похожая на узор, — женственность, приветливость, обаяние. Пальма — стремление к перемене мест. Плакучая ива — недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений. Зачернение, штриховка— напряжение, тревожность. Ствол зачернен — внутренняя тревога, подозрительность, бо-язнь быть покинутым; скрытая агрессивность. Ствол— желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач. Ствол в форме разломанного купола — острое ощущение внеш-него принуждения и невозможность ему противостоять. Разделяющая линия в листве — пассивность, мягкость, подат-ливость. Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи. Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми — мо-жет самоутверждаться и действовать свободно. Листва тонкими линиями — тонкая чувствительность, внуша-емость. Ствол линиями с нажимом — решительность, активность, про-дуктивность. Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задержи-вается на тревожащих фактах. Линии ствола кривые — активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий. «Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупотребле-ний, непредвиденные атаки, скрытая ярость. Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, несоот-ветствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры. Ствол открыт и связан с листвой — хороший интеллект, нор-мальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир. Ствол оторван от земли — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны. Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья; поиск под-держки. Ствол расширяется книзу — поиск надежного положения в своем кругу. Ствол сужается книзу — ощущение безопасности в кругу, ко-торый не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укре-пить свое «Я» против беспокойного мира. Общая высота: нижняя четверть листа — зависимость, недо-статок веры в себя, компенсаторные мечты о власти; нижняя половина листа — менее выраженная зависимость и робость; три четверти листа — хорошее приспособление к среде; лист исполь-зован целиком — хочет быть замеченным, рассчитывать на дру-гих, самоутверждаться. Высота листвы (страница делится на восемь частей): 1/8 — недостаток рефлексии и контроля (норма для 4-летнего ребен-ка); 1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия; 3/8 — хорошие контроль и рефлексия; 1/2 — интерио-ризация, надежды, компенсаторные мечты; 5/8 — интенсивная духовная жизнь; 6/8 — высота листвы находится в прямой зави-симости от интеллектуального развития и духовных интересов; 7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты. Манера изображения.Острая вершина — защищается от опас-ности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный вы-пад; желание действовать на других, атаковать или защищаться; трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполно-ценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища про-тив чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности. Множественность деревьев (несколько деревьев на одном лис-те) — детское поведение, испытуемый не следует данной инст-рукции. Два дерева — могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпре-тации). Добавление к дереву различных объектов — трактуется в за-висимости от конкретных объектов. Пейзаж — означает сентиментальность. Переворачивание листа — независимость, признак интеллек-та, рассудительность. Земля.Земля изображена одной чертой — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка. Земля изображена несколькими различными чертами — дей-ствия в соответствии со своими собственными правилами, по-требность в идеале. Несколько совместных линий, изображаю-щих землю в совокупности, касаются края листа — спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность. «ЧЕЛОВЕК» Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека. Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадек-ватности. Нечеткая голова — застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце — межперсональный кон-фликт. Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его со-циальный авторитет. Шея— орган, символизирующий связь между сферой конт-роля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак. Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллектуаль-ном контроле. Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, стремление их контролировать. Длинная тонкая шея — торможение, регрессия. Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желани-ям, выражение неподавленного импульса. Плечи, их размеры— признак физической силы или потреб-ности во власти. Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью. Плечи узкие — ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторож-ности, защиты. Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недоста-ток жизненности. Плечи широкие — сильные телесные импульсы. Туловище.Туловище угловатое или квадратное — мужествен-ность. Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей. Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, ма-лоценности. Лицо. Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецеп-торы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительно-стью. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Подбородок слишком подчеркнут — потребность доминиро-вать. Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности. Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые галлюци-нации. Встречается у особо чувствительных к критике. Уши маленькие — стремление не принимать никакой крити-ки, заглушить ее. Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий. Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремле-ние избегать визуальных стимулов. Враждебность. Глаза выпучены — грубость, черствость. Глаза маленькие — погруженность в себя. Подведенные глаза — грубость, черствость. Длинные ресницы — кокетливость, склонность оболыцать, со-блазнять, демонстрировать себя. Полные губы на лице мужчины — женственность. Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чув-ства. Рот впалый — пассивная значимость. Нос широкий, вьщающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными сте-реотипами. Ноздри — примитивная агрессия. Зубы четко нарисованы — агрессивность. Лицо неясное, тусклое — боязливость застенчивость. Выражение лица подобострастное — незащищенность. Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, воз-можны чувства деперсонализации и отчужденности. Брови редкие, короткие — презрение, изощренность. Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрело-сти и стремление к ней). Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышле-нием или воображением. Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову, — субъектом управляют враждебные чувства. Конечности. Руки — орудия более совершенного и чуткого при-способления к окружению, главным образом в межперсональ-ных отношениях. Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к дей-ствию. Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность. Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытя-нутые в стороны — субъект иногда ловит себя на действиях, или поступках, которые вышли у него из-под контроля. Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка. Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление аг-рессивных враждебных влечений. Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в физиче-ской силе, ловкости, храбрости как в компенсации. Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стрем-ления. Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях. Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность. Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чув-ством неадекватности. Руки слишком крупные — сильная потребность к лучшей при-способляемости в социальных отношениях с чувством неадек-ватности и склонностью к импульсивному поведению. Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком ин-теллекте. Деформация или акцентирование руки или ноги на левой сто-роне — социально-ролевой конфликт. Руки изображены близко к телу — напряжение. Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость. Сужающиеся руки и ноги — женственность. Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо. Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке. Руки, повернутые в стороны, достающие что-то — зависи-мость, желание любви, привязанности. Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контак-тах, страх перед агрессивными импульсами. Руки сильные — агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигну-того. Рука, как боксерская перчатка — вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверен-ность в себе. Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в дея-тельности и социальных отношениях. Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины. Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдержива-ющая. Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, зам-кнутость. Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции. Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия. Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие. Пальцы длинные — открытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест. Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест. Кулаки далеко от тела — открытый протест. Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) — враждебность. Пальца одномерные, обведены петлей — сознательные уси-лия против агрессивного чувства. Ноги непропорционально длинные — сильная потребность к независимости и стремление к ней. Ноги слишком короткие — чувство физической или психоло-гической неловкости. Рисунок начат со ступней и ног — боязливость. Ступни не изображены — замкнутость, робость. Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (не-подчинение, игнорирование или незащищенность). Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремле-нии к независимости. Ноги отсутствуют — робость, замкнутость. Ноги акцентированы — грубость, черствость. Ступни — признак подвижности (физиологической или пси-хологической) в межперсональных отношениях. Ступни непропорционально длинные — потребность безопас-ности. Потребность демонстрировать мужественность. Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависи-мость. Поза. Лицо изображено так, что виден затылок — тенденция к замкнутости. Голова в профиль, тело в анфас — тревога, вызванная соци-альным окружением и потребностью в общении. Человек, сидящий на краешке стула — сильное желание най-ти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение. Человек, изображенный в беге — желание убежать, скрыться от кого-либо. Человек с видимыми нарушениями пропорций по отноше-нию к правой или левой сторонам — отсутствие личного равно-весия. Человек без определенных частей тела — указывает на отвер-жение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных). Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи. Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляе-мость. Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции. Профиль амбивалентный — определенные части тела изобра-жены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации. Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение. Кукла — уступчивость, переживание доминирования окру-жения. Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощуще-ние внешних контролирующих сил. Фигура из палочек — может означать увиливание и негати-визм. Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам. Клоун, карикатура — свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрез-рение. Фон, окружение.Тучи — боязливая тревога, опасения, де-прессия. Забор для опоры, контур земли — незащищенность. Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязан-ности, заботливой теплоте. Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет со-бой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом каче-ства, например, «мальчик катается на тонком льду». Основу ча-ще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (377)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |