Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СТЕПЕНЬ НАРУШЕНИЯ МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ (В ЧАСТНОСТИ, МЕЖПОЛУШАРНЫХ) И ИЕРАРХИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИЙ



2016-01-26 423 Обсуждений (0)
СТЕПЕНЬ НАРУШЕНИЯ МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ (В ЧАСТНОСТИ, МЕЖПОЛУШАРНЫХ) И ИЕРАРХИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Отставание в развитии никогда не носит равномерного харак­тера: при общем повреждении нервной системы в первую очередь чаще страдают те функции, которые находятся в это время в сен­зитивном периоде и, следовательно, обладают наибольшей не­устойчивостью и ранимостью, затем функции, связанные с по­врежденной. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки явления регресса и более вероятны явления распада. По­этому профиль психического развития аномального ребенка часто будет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.

Дефекты зрения и слуха возникают вследствие повреждения JVIII недоразвития периферических звеньев соответствующего ана­лизатора. При этом центральные отделы анализатора, корковые структуры, во многих случаях остаются сохранными, а изменение их функционирования может иметь вторичный характер, обус­ловленный депривацией (неупотреблением).

При двигательной па­тологии также могут диагностироваться локальные повреждения эфферентного (исполнительного) звена анализатора, при сохранном состоянии других отделов головного мозга.

При рассмотрении природы речевой патологии принято счи­тать, что во многих случаях оказываются затронутыми лишь специфические речевые корковые зоны, а в целом деятельность моз­говых структур, обеспечивающих неречевые психические функ­ции, остается сохранной.

В то же время при психологическом изучении нарушений пси­хических функций у детей с разными формами локальной и сис­темной патологии неизменно обнаруживаются сходные с нормой общие закономерности развития, проявляющиеся в возрастной пе­риодизации развития психических функций. Эта периодизация, с одной стороны, обусловлена сроками биологического созревания областей коры и подкорковых образований головного мозга, их кор­ково-подкорковых связей, с другой - характером и интенсивнос­тью воздействий окружающей среды, обусловливающих степень и характер возникающих недостатков развития психических функций.

У детей с проблемами в развитии имеются физические или психические недостатки (дефекты) которые приводят к отклонениям в общем развитии.

В настоящее время в специальной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В. Лебединский, В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, О.Н. Усанова).

В.В. Лебединский рассматривает проблемы психического дизонтогенеза.

Характер дизонтогенеза зависит от следующих психологических параметров дефекта:

- особенностей функциональной локализации нарушения и определяет его. Выделяют 2 вида дефекта: частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общей (нарушение регуляторных корковых и подкорковых систем);

Общий дефект, вызванный нарушением работы регуляторных систем (корковых и подкорковых), или частный дефект, обусловленный недостаточностью отдельных функций. Нарушения регуляторных систем в той или иной степени влияют на все аспекты психического развития, частные нарушения нередко компенсируются сохранностью регуляторных или других частных систем.

- времени поражения.Этот параметр определяет характер нарушенияпсихического развития. Чем раньше произошло поражение, тем больше вероятности психического недоразвития; чем позднее возникло нарушение, тем более возможны явления повреждения с распадом психических функций.

В ходе психического развития каждая функция проходит через сензитивный период развития, который отличается не только ее наиболее интенсивным развитием, но и наибольшей уязвимостью по отношению к воздействиям. Неустойчивость психических функций может привести к явлениям регресса, т.е. к возврату функции на более ранний возрастной уровень, или к явлениям распада, т.е. грубой дезорганизации.

По мнению В.В. Лебединского, нарушение в развитии никогда не имеет равномерного характера: в первую очередь страдают те психические функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде, затем функции, связанные с поврежденными. Поэтому у ребенка с каким-либо нарушением психического развития одни функции будут относительно сохранными, другие – поврежденными, третьи – в разной степени задержанными.

- взаимоотношения между 1 и вторичным дефектом. Первичные вытекают из биологического характера дефекта (нарушение слуха, зрения, органические поражения мозга). Вторичные нарушения возникают, опосредовано в процессе аномального развития.

Вторичное нарушение является основным объектом психолого-педагогической коррекции аномального развития. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей. Пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка с нарушенными психическим развитием автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, в этом случае потребуется более сложные специальные усилия по преодолению нарушения. В процессе психического развития изменяются иерархические отношения между привычными и вторичными нарушениями. На начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект. На последующих этапах вторично возникшие нарушения психического развития играют ведущую роль, препятствуя социальной адаптации ребенка.

-Нарушение межфункциональных взаимодействий.

В нормальном психическом развитии ребенка выделяют такие типы взаимодействия психических функций, как временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи. Временная независимость функций характерна для ранних этапов онтогенеза, например относительная независимость развития мышления и речи до двух летнего возраста. С помощью ассоциативных связей разрозненные разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно- временной близости (например, образ дома, времени года). Такая организация оказывает на малую дифференцированость психическихпроцессов. Самый сложный – иеррархический тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью, которые позволяют в случае необходимости произвести компенсаторную перестройку психической функции.

Каждая из психических функций имеет свой цикл развития, в котором чередуется периоды более быстрого (например, в сензитивном периоде) и более медленного ее формирования. В то же время перестройка и усложнение функций происходят в определенной последовательности с опережающим развитием одних по отношению к другим.

При нарушениях психического развития появляются нарушения межфункциональных взаимодействий, возникновения диспропорций в психическом развитии. Например, при глухоте отмечается несоразмерность наглядно-образного и словесно-логического мышления, письменной и устной речи.

Перечисленные параметры по-разному выступают при различных вариантах нарушений развития познавательной, моторной и эмоциональной сфер.



2016-01-26 423 Обсуждений (0)
СТЕПЕНЬ НАРУШЕНИЯ МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ (В ЧАСТНОСТИ, МЕЖПОЛУШАРНЫХ) И ИЕРАРХИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СТЕПЕНЬ НАРУШЕНИЯ МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ (В ЧАСТНОСТИ, МЕЖПОЛУШАРНЫХ) И ИЕРАРХИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)