Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВТОРИЧНОЙ СИМПТОМАТИКИ ПРИ СЕНСОРНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЯХ



2016-01-26 1478 Обсуждений (0)
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВТОРИЧНОЙ СИМПТОМАТИКИ ПРИ СЕНСОРНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЯХ 0.00 из 5.00 0 оценок




ДИСЦИПЛИНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Лекция на тему:

Общие и частные закономерности аномального развития

ПЛАН:

1. Взаимосвязь первичных и вторичных отклонений

2. Особенности проявления общих закономерностей в ходе аномального развития

3. Возникновение вторичной симптоматики при сенсорных и интеллектуальных нарушениях

4. Замедление темпа приема, переработки и хранения информации

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лубовский В.И., Сорокин В.М., Шипицына Л.М. Специальная психология. – СПб.: Речь, 2010. – 253 с.

2. Основы специальной психологии [Текст]: учебное пособие / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева; под ред. Л. В. Кузнецовой. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 480 с.

3. Семаго М.М., Чиркова О.Ю., Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося поведения. Книга 2 : Недостаточное развитие. – М.: Генезис, 2011. – 288 с.

4. Специальная психология [Текст] : учебное пособие / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 5-е изд., стереотип. -М. : Академия, 2007. - 461 с.

5. Специальная психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / Г. И. Колесникова [и др.]. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 218 с.

6. Специальная психология: Учебное пособие для вузов / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева; под ред. В. И. Лубовского. - М.: Академия, 2009. - 464 с.

7. Ульенкова, У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] : учебное пособие / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. - 3-е изд.,стер. -М. : Академия, 2007. - 176 с.

8. Усанова, О. Н. Специальная психология [Текст]: учебное пособие / О. Н. Усанова. - СПб. : ПИТЕР, 2008. - 400 с.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРВИЧНЫХ И ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

В отечественной психологии интерес к закономерностям психического развития при различных типах недостаточности возник уже давно. Первым, кто пытался целенаправленно рассмотреть вопрос о наличии закономерностей психического развития, проявляющихся при разных типах нарушений, и выделить некоторые из них, был Л. С. Выготский. Рассматривая такие недостатки, как глухота, слепота, умственная отсталость, он отметил, что причины, их вызывающие (в основном это различные заболевания, травмы, иногда – наследственность), ведут к возникновению основного нарушения в сфере психической деятельности, которое определяется как первичное нарушение. Так, первичным нарушением при слепоте является выключение или резко выраженная недостаточность зрительного восприятия, при глухоте – грубые нарушения или полное выключение слухового восприятия, при умственной отсталости – нарушения аналитико-синтетической деятельности мозга (т.е. прежде всего недостатки мышления).

Первичное нарушение, если оно возникает в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического разви­тия ребенка, что проявляется в формировании вторичных и последующего порядка нарушений в сфере психической деятельности. Все они обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера (т.е. от типа первичного недостатка), степени его выраженности и времени возникновения.

Так, при глухоте первичным нарушением является выключе­ние или грубая недостаточность слухового восприятия.

Вторич­ный дефект – нарушение речевого развития, так как словесная речь при отсутствии у ребенка слуха самостоятельно (как это про­исходит у слышащего ребенка) не развивается. Нарушение рече­вого развития в свою очередь отрицательно сказывается на разви­тии мыслительной деятельности, недостатки в формировании которой выступают уже как дефекты третьего порядка, ведущие в итоге к трудностям общения. При частичном нарушении слуха – у слабослышащих детей – первичный дефект выражен слабее, а нарушения в развитии речи имеют качественно иной характер, потому что речь может формироваться на основе сниженного слуха, хотя при этом характеризуется целым рядом недостатков: дефектами произношения и грамматического строя, ограниченностью сло­варя, замедленным формированием понятий и их неточностью и т.д. Эти недостатки также приводят к нарушениям в формировании мыслительной деятельности и другим дефектам.

При потере слуха в возрасте, когда словесная речь уже в основ­ном сформирована, например, после 6 лет, вторичные недостатки и дефекты оказываются еще менее выраженными.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ В ХОДЕ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка с недостаточностью того или иного типа было выделено Л.С.Выготским в начале 1930-х гг. как общая законо­мерность аномального развития. Тогда же он указал еще на одну закономерность, проявляющуюся в затруднениях взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим миром всех детей, имеющих недостатки развития. Рассматривая проблему общности и своеобразия в нарушениях развития, К. И. Шиф формулирует эту закономерность следующим образом: «Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом последствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом». Там же отмечается, что у детей с недостатками развития всех категорий наблюдаются нарушения речевого общения, хотя проявляются они в разной мере и форме.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВТОРИЧНОЙ СИМПТОМАТИКИ ПРИ СЕНСОРНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЯХ

Уже в раннем детстве, с самых первых дней жизни ребенка с повреждением сенсорных органов или центральной нервной системы проявляется действие общих и специфических закономер­ностей нарушенного развития.

Прежде всего это обнаруживается в сниженной активности и реактивности ребенка, начиная с периодов новорожденности и младенчества.

В эти периоды основным фактором развития ребенка является ею взаимодействие с матерью. Это взаимодействие осуществляется не только во время кормления, пеленания, купания ребенка. Мать с первых дней жизни ребенка постоянно взаимодействует с ними без прямой практической надобности: наклоняется над ним, улыбается ему, разговаривает с ним (отдавая себе отчет в том, что новорожденный не может не только ответить, но и понять ее обращения), гладит его, привлекает его внимание погремушкой, берет на руки. Все эти действия оказывают воздействие на органы чувств ребенка: зрение, слух, кожную чувствительность – и явля­ются необходимыми стимулами их развития и тем самым психического развития ребенка в целом. Ребенок, в свою очередь, на воздействия матери на 2-м месяце жизни начинает отвечать своей реакцией, которую психологи, физиологи и врачи называют комплексом оживления. Эта реакция состоит в том, что ребенок улыбается, шевелит ручками, а затем и тянет ручки в направлений лица матери, поднимает ножки, изгибает тельце. Такая реакций младенца вызывает положительную эмоциональную реакцию матери, радует ее и стимулирует продолжить «общение» с ребенком, чаще и дольше быть с ним. Чем больше времени проводит мать с ребенком, чем активнее она взаимодействует с ним, тем лучше для его развития. Совсем по-иному складывается взаимо­действие матери с ребенком, имеющим недостаточность каких-либо функций. Когда мать такого ребенка берет его на руки, у него не возникает комплекса оживления. В лучшем случае он peaгирует не сразу, с большим отставанием во времени. Такая пассивность, отсутствие реакций на мать и на других близких или, по крайней мере, замедление и ослабление такой реакции свой­ственны детям с недостатками развития на протяжении всего периода младенчества и раннего детства.

Естественно, отсутствие реакции ребенка не стимулирует мать к тому, чтобы чаще обращаться к нему, заниматься с ним. Как правило, это приводит к тому, что активность матери сокращается и нередко ограничивается лишь действиями, направленными на удовлетворение биологических потребностей малыша. На­пример, перепеленав ребенка, мать укладывает его и занимается другими делами. Таким образом, она взаимодействует с ребенком все меньше, хотя, напротив, для того чтобы вызвать у него ответную реакцию, необходима более длительная и более частая его стимуляция. Такая ситуация значительно задерживает психо­физическое и психическое развитие ребенка в ранние периоды его жизни.

Взаимодействие ребенка с недостатками сенсорных функций и повреждениями центральной нервной системы с матерью в ранние периоды жизни как фактор его развития стало предметом пристального изучения психологов США в 1980-х гг. В России та­кие исследования начались лишь недавно.

Отсутствие постоянного взаимодействия со взрослыми является основной причиной отставания в развитии детей-сирот в домах ребенка. Предполагается, что персонал домов ребенка (няни, се­стры) должен осуществлять развивающее взаимодействие с детьми, но условия таковы, что на одну няню приходится в лучшем случае 8-10 младенцев, и соответственно время взаимодействия со взрослыми уменьшается в 8-10 раз по сравнению с домашней ситуацией. Разумеется, и эмоциональная связь с родной матерью гораздо сильнее, что также имеет важное значение. В результате отставание в развитии возникает с самого раннего возраста даже у тех детей, у которых нет ни повреждений центральной нервной системы, ни дефектов органов чувств. Если же такие дефекты имеются, то отставание будет особенно значительным. Такие дети нуждаются в эффективной коррекции недостатков их развития в школьном возрасте. Этой необходимости можно было бы избе­жать, если бы специальная развивающая коррекционная работа начиналась уже на первом году жизни ребенка.

Как показали исследования, проводившиеся на протяжении ряда лет в дефектологии под руководством Е. П. Кузьмичевой, ранняя коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими значительные сенсорные недостатки, может приблизить их раз­витие к нормальному. В этих исследованиях участвовали несколько матерей, имевших глухих детей.

Известно, что словесная речь у ребенка, глухого от рождения, не развивается без специальной педагогической работы. И весь процесс его речевого развития идет совершенно иначе, чем разви­тие речи у слышащего. Предпосылкой развития звуковой речи у не слышащего ребенка является появление гуления – неоднократ­ного воспроизведения звуковых рядов типа ба-ба-ба, гу-гу-гу и т.п. (почему это явление и называется гулением). Это спонтанно воз­никающее звукопроизводство переходит затем в лепет, когда ребе­нок начинает произносить некие подобия слов. Слушая произноси­мые им звукосочетания, ребенок корригирует их произнесение, начиная постепенно копировать те слова, которые он наиболее чисто слышит от взрослых. Так, обычно к концу первого года жизни и появляются первые слова: чаще всего это «мама» или «папа».

Совсем иная картина наблюдается у глухих. Они не слышат производимых ими звуков и тем самым лишаются стимуляции к развитию лепета – гуление угасает, не переходя в лепет.

В тех случаях, когда ребенок с потерей слуха получает уже на первом году жизни индивидуальный слуховой аппарат и тем са­мым у него в той или иной мере восстанавливаются возможности слышать звуки, в том числе и производимые им самим, развитие ребенка значительно приближается к нормальному. Если, используя слуховой аппарат ребенка, систематически заниматься с ним, разговаривать, как обычно родители разговаривают с маленьким ре­бенком, то развитие речи у него происходит примерно в те же сроки, что и у нормально слышащего. Появление первых слов и первых фраз примерно совпадает по времени, чаще всего появляются первыми те же слова, что и у слышащего ребенка. Остается одно существенное отличие: качество произношения звуков речи у ребенка с потерей слуха остается худшим, чем у слышащего ребенка, так как даже частичная недостаточность слухового анализатора создает трудности контроля за собственной речью, ухуд­шает обратную связь, снижение качества которой неизбежно ведет к недостаткам произношения.

Однако недостатки произношения не являются фатальным препятствием для развития словесной речи – овладения словарем играмматическим строем — и при условии систематических коррекционных занятий могут постепенно преодолеваться.

Нарушения развития речи являются наиболее ярким примером специфических особенностей раннего развития детей с недостатками слуха.

Специфически идет и раннее развитие ребенка с глубокими нарушениями зрения. Как известно из общей психологии, зрения поставляет человеку 80 % всей получаемой им информации. Лишение такого мощного источника информации ведет к глубокой перестройке всего психического развития. Основными источниками информации становятся слух и осязание. С самого начала развития по-иному, чем у зрячего, формируется образ мира.

Специфические особенности наблюдаются и при других недостатках.

Так, при умственной отсталости, когда вследствие поражения коры головного мозга непосредственно страдает переработка информации, или, иначе говоря, аналитико-синтетическая деятельность, у детей значительно отстает формирование и предметной деятельности, и речи, и понятий, и элементарных мыслительных операций.

При недостатках опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе, последствиях полиомиелита и других заболеваниях ограничение двигательных возможностей ребенка ведет к тому, что он не может брать игрушки и другие предметы плохо координирует движения руки и глаза. Это, в свою очередь, приводит к нарушению формирования пространственных представлений, недостаткам восприятия предметов, хотя зрение как таковое и не нарушено.

Значительная специфика характерна и для такого важного психического явления, как сензитивные периоды развития. Так на­зываются те периоды в жизни ребенка, когда та или иная психи­ческая функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и наиболее интенсивно развивается под их влиянием. Сензитивные периоды разных функций различны как по времени начала их проявления, так и по длительности. Такие периоды есть как в развитии отдельных психических функций (например, зрения или двигательной функции), так и в формировании сложных систем (например, словесной речи, чтения и т.д.).

Обычно полагают, что сензитивные периоды в развитии психофизиологических функций и психических процессов у детей с недостатками физического и умственного развития и у нормаль­но развивающихся совпадают по их отнесенности к возрасту ре­бенка. Однако это не так: как начало проявления, так и длительность сензитивных периодов определяются не возрастом, а физиологической зрелостью нервных структур, составляющих анатомо-психологический субстрат соответствующих функций. Хорошо известно, что и среди нормально развивающихся детей отмечается и некоторый разброс показателей времени созревания нервных структур. Такая неравномерность значительно больше выражена среди детей с различными недостатками развития.

При этом сроки созревания разных структур задержаны в раз­ной мере, что связано с разными формами и разной степенью выраженности органических повреждений, вызывающих то или иное нарушение развития.

В результате такой неравномерности значительно изменяются но сравнению с тем, что наблюдается у нормально развивающихся детей, не только сроки созревания отдельных функций, но и порядок соотношения их, созревания во времени. Это имеет особенно важное значение для формирования сложных, высших психи­ческих функций, поскольку в структуру каждой из высших пси­хических функций входит несколько более простых функциональ­ных систем. При этом при формировании высших психических функций эти более простые составляющие включаются в слож­ные функции в определенной последовательности. Так, напри­мер, при формировании речи сначала у ребенка развивается вза­имодействие слухового и двигательного анализаторов, несколько мощнее в эту чрезвычайно сложную функциональную систему включается зрительный анализатор. Это происходит примерно на пятом году жизни, и это время считается началом сензитивного периода для обучения чтению. Надо отметить, что участие зрительного анализатора в формировании функции чтения и письма постепенно совершенствуется и усложняется на протяжении некольких лет.



2016-01-26 1478 Обсуждений (0)
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВТОРИЧНОЙ СИМПТОМАТИКИ ПРИ СЕНСОРНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЯХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВТОРИЧНОЙ СИМПТОМАТИКИ ПРИ СЕНСОРНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЯХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1478)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)