Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С.Л. Рубинштейн о познании относительно человека к бытию



2016-01-26 1066 Обсуждений (0)
С.Л. Рубинштейн о познании относительно человека к бытию 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В отличие от отечественной психологии того времени, которая исследовала личность либо через систему общественных отношений, конкретно реализуемых во взаимодействии между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский), либо с помощью категории деятельности (А.Н. Леонтьев), С.Л. Рубинштейн вышел за пределы конкретных видов материальной и идеальной деятельности, поместив личность в более широкий контекст - в пространство ее жизнедеятельности.

Понятие субъекта и положение о субъектном подходе при исследовании психики были введены С.Л. Рубинштейном в 40-х г. ХХ в. Дальнейшую разработку они получили в работах 50-х г. - "Бытие и сознание" (1957) и "Принципы и пути развития психологии" (1959). Это понятие позволило преодолеть безличную связь сознания и деятельности. "В общей проблеме детерминации поведения человека эта рефлексия или, говоря иными словами, мировоззренческие чувства, выступают как внутренние условия, включенные в общий эффект, определяемый закономерным соотношением внешних и внутренних условий. От такого обобщенного, итогового отношения человека к жизни зависит и поведение субъекта в любой ситуации, в которой он находится, и степень зависимости его от этой ситуации или свободы в ней [4].

Именно личность соотносит свои субъективные желания и объективные требования социальной ситуации, осуществляя регуляцию взаимоотношений между субъектом и объектом. В своей последней, незаконченной работе «Человек и мир» С.Л. Рубинштейн пытается определить место человека в бытии, рассмотреть совокупность отношений человека с миром, природой, другими людьми. Рубинштейн считает, что центральная абстракция, которая вытеснила человека в философии и в психологии – это сознание, познание (центральная проблема философии, например, это проблема бытия и сознания). То есть человек заменился абстракцией. Учение о бытии все больше становилось предметом не философского, а конкретно-научного объяснения и все больше отдалялось от учения о человеке. С.Л. Рубинштейн пытается вернуть человека в бытие, и, как считает К.А. Абульханова-Славская, создает некую целостную концепцию, объединяя онтологию, философскую антропологию и гносеологию [1].

Рубинштейн выдвигает генеральную идею о том, что человек как субъект подчинен всеобщим закономерностям бытия, включается в бытие и сам является особым уровнем развития бытия. Человек, по мнению Рубинштейна, не есть некая «наличность» в бытии, не есть еще один предмет наравне с другими: он вступает с бытием в особые отношения: практические, познавательные и этические. То есть человек – это особый уровень развития бытия с особым способом существования. Наличие у человека сознания и действия – вот отличительные черты существования человека.

Выделим те аспекты концепции С.Л. Рубинштейна, где его идеи очень близки современной экзистенциальной традиции:

1) Понимание Рубинштейном человека как субъекта, который проявляется в отношениях с другими людьми и с миром. Здесь экзистенциальное «существование есть со-бытие» проявляется в концепции С.Л.Рубинштейна в полной мере. Итак, человек (или субъект жизни) для С.Л. Рубинштейна – это высший уровень развития бытия, а также центр реорганизации бытия. Сущность бытия человека – это свобода и человечность отношений к другому человеку. Если учесть то, что для многих ученых советского времени сущностью человека были общественные отношения по классическому определению марксизма, то такое представление Рубинштейна о сущности человека как свободе и человечности было довольно смелым для того исторического времени, когда создавался «Человек и мир» [4].

Человека характеризуют, по мнению Рубинштейна, отношения – но не только познавательные, которые являются производными от реального бытия людей, но и практические, действенные и этические отношения. Как и в экзистенциальной психологии, у Рубинштейна человек раскрывается прежде всего через свое отношение к другому человеку; истинную, специфическую онтологию человека характеризуют этические, моральные отношения, то есть те отношения, где реализуются ценности и смыслы жизни. Гуманное отношение к человеку, моральное отношение, не как к функции полезности или «вещи» – вот суть специфически человеческих отношений по Рубинштейну [4, с.100].

2) Еще одна позиция Рубинштейна, близкая экзистенциальному взгляду, это понимание человека как ответственного бытия. Центральная проблема личной жизни, выделенная Рубинштейном еще в 20-е годы, – это сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Это означает, сможет ли личность стать индивидуально активным человеком, строящим свою собственную жизнь и свое к ней отношение. [1, с.28] Рубинштейн считает, что стать субъектом собственной жизни можно только в силу способности решать свои проблемы и отвечать за свои поступки, за счет ответственности в отношениях с другими людьми.

В своем понимании ответственности Рубинштейн очень близок современной экзистенциальной психологии. По С.Л. Рубинштейну, ответственность - это воплощение истинного, самого глубокого и принципиального отношения к жизни. Это ответственность за осознание последствий всего содеянного, а также ответственность за все упущенное. Ответственность - это способность человека детерминировать события, действия в момент их осуществления вплоть до радикального изменения своей жизни. Ответственность - в свободе своего выбора (человек должен постоянно спрашивать себя: а нельзя ли поступить иначе?).

«Последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, - это вопрос о самосознании, о личности как «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности - ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности».[3, с.635] Абульханова-Славская, развивая эти идеи, говорит о том, что построить свое отношение к жизни человек может в силу своей способности решать жизненные противоречия. Вслед за Рубинштейном она предлагает рассматривать жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни, по ее мнению, должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. [1, с.67]

3) Экзистенциальным является отношение С.Л. Рубинштейна к конечности человеческой жизни, к смерти. Он очень глубоко и личностно говорит о ней: «Факт смерти превращает жизнь человека не только в нечто конечное, но и окончательное. В силу смерти жизнь есть нечто, в чем с известного момента ничего нельзя изменить. Смерть превращает жизнь в нечто внешне завершенное и ставит, таким образом, вопрос о ее внутренней содержательности. Она снимает жизнь как процесс и превращает его в нечто, что на веки вечные должно остаться неизменным. Жизнь человека в силу факта смерти превращается в нечто, чему подводится итог. В смерти этот итог фиксируется. Отсюда и серьезное, ответственное отношение к жизни в силу наличия смерти. Для меня самого моя смерть - это не только конец, но и завершенность, то есть жизнь есть нечто, что должно не только окончиться, но и завершиться, получить в моей жизни своей завершение… Таким образом, наличие смерти превращает жизнь в нечто серьезное, ответственное, в срочное обязательство, в обязательство, срок выполнения которого может истечь в любой момент. Это и есть закономерно серьезное отношение к жизни, которое в известной степени является этической нормой» [4, с.81-82].

В этих взглядах на человека и на его жизненный путь С.Л. Рубинштейн очень близок современной экзистенциальной психологии. Рассмотрим те моменты его концепции, где он спорит с экзистенциализмом.

1) Первым и главным предметом спора Рубинштейна с экзистенциализмом является разное понимание феноменов сущности и существования. Критика экзистенциализма Рубинштейном относится, более всего, к работам Ж.П. Сартра и М. Хайдеггера. Рубинштейн, например, не приемлет нигилистической концепции Сартра. Экзистенциальная психология всегда пыталась преодолеть разрыв между сущностью и существованием, но утверждая при этом примат существования. С.Л. Рубинштейн также говорит о том, что существование и сущность не должны разрываться, но он не согласен с тем, что существование в экзистенциальном подходе абсолютизируется, а сущность противопоставляется человеку: «Экзистенциализм выворачивает эту проблему наизнанку. Абсолютизация существования - превращение его в сущность человека - приводит к неверному пониманию, при котором утверждается примат существования; утверждение свободы снимает детерминацию, связь с прошлым. Человек выступает как исходное: он оказывается не только началом, но и концом, поскольку нет возможности выйти в сферу бытия в целом. Мир, в котором живет человек, - это только шатер, который он сам над собой сооружает. Именно поэтому экзистенциалист М.Хайдеггер, создав онтологию человеческого бытия, не может создать второй том онтологии - онтологии бытия как такового». [4, с.18] То есть Рубинштейн против того утверждения экзистенциальной психологии, что не существует объективной реальности, а только самими людьми конструируемая реальность. С.Л. Рубинштейн считает, что экзистенциалисты превращают бытие в «кажимость», в «мое представление» и утверждает, что бытие реально существует. Критикует Рубинштейн и то положение экзистенциализма, что все в человеке - из будущего, не будучи никак не детерминировано ни прошлым, ни человеческой природой (М. Хайдеггер). Однако современная экзистенциальная психология не отвергает причинно-следственной обусловленности. Она всего лишь против «грубо» понятого детерминизма: «это - причина, а это - следствие». Но ведь и сам Рубинштейн пишет о том, что не все в человеке причинно обусловлено его прошлой жизнью, именно в этом, по его мнению, отличие жизненного пути человека - в способности изменить ход жизни, благодаря совершению тех или иных поступков. Да, жизненный путь Рубинштейн видит только в преемственности и связи прошлого, настоящего и будущего, но человек способен, по его мнению, это будущее изменять, будущее не задано неизменно.

2) Еще один предмет спора С.Л. Рубинштейна с экзистенциальной психологией - в понимании свободы. Проблема свободы решается С.Л. Рубинштейном в рамках диалектики внешнего и внутреннего. Внешние причины всегда действуют через внутренние условия, так сказать, преломляются через внутренние условия: с этих позиций решается проблема свободы и необходимости в общественной жизни человека: внешние условия - это условия общественной жизни, а внутренние - это моральные установки личности. То есть свобода возможна не как свобода от всего, а свобода по отношению к конкретным условиям, к наличному бытию, к ситуации. Диалектика свободы по Рубинштейну состоит в том, что человек может изменять данные ему условия, но вначале эти условия ему даны, он должен отталкиваться от уже данного, «иными словами, материал, из которого человек строит, одновременно и создан им, и дан ему». [4, с.85] Таким образом, свобода - это не только отрицание данного (как ее понимал Ж.П. Сартр), но и утверждение его. Рубинштейн отрицает свободу как «отрицание», как абсолютную свободу, не связанную с жизнью в обществе, государстве и, в целом, человечестве. «Свобода духовная и величие человека возможны только в обществе», пишет Рубинштейн. [4, с.88] Настоящая, аутентичная жизнь для Рубинштейна возможна только в нахождении связей между единичным и общественным. То есть Рубинштейн против экзистенциального понимания человека как одинокого и «вброшенного» в мир существа. Человек, на его взгляд, активное и деятельное существо. Здесь, как мне кажется, представленные позиции не противоположны, а являются, скорее, двумя сторонами одного и того же: да, человек живет в обществе и может жить в обществе очень активно, но перед главными вопросами своей жизни он остается в одиночестве.

Итак, С.Л. Рубинштейн в своих трудах пытается представить целостный подход к наукам о человеке, объединяя философскую антропологию, гносеологию и онтологию. Жизненный путь для Рубинштейна - это не сумма жизненных событий и не последовательность этапов жизни; это целостное, непрерывное явление, которое прежде всего определяется этическими, нравственными отношениями человека к другим людям. Для Рубинштейна личность человека - это его жизненный путь, его деятельность на этом жизненном пути, деятельность, которая способна изменить не только жизнь человека, но и мир вокруг него. Личность как субъект жизни у Рубинштейна - это индивидуально-активный человек, строящий условия жизни и свое отношение к ней; субъектом жизни человек становится, если начинает ответственно подходить к самой жизни и ее выборам; жизненный путь должен, по мнению Рубинштейна, заканчиваться стремлением вверх - к нравственным, этическим ценностям. Концепция Рубинштейна, его понимание бытия и сущности человека во многом противостоит экзистенциализму М.Хайдеггера, но в тех моментах, где он говорит собственно о существовании человека, о его человеческой ситуации, о свободе и необходимости, о человеческой смертности, об ответственности и человечном отношении к другим людям - он становится по-настоящему экзистенциальным философом.

 



2016-01-26 1066 Обсуждений (0)
С.Л. Рубинштейн о познании относительно человека к бытию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: С.Л. Рубинштейн о познании относительно человека к бытию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1066)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)