Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русская религиозно-идеалистическая философия первой половины XXв. В.Розанов, Н.Бердяев, Л.Шестов, П.Флоренский, С.Булгаков, С.Франк, Е.Трубецкой и др



2016-01-26 795 Обсуждений (0)
Русская религиозно-идеалистическая философия первой половины XXв. В.Розанов, Н.Бердяев, Л.Шестов, П.Флоренский, С.Булгаков, С.Франк, Е.Трубецкой и др 0.00 из 5.00 0 оценок




Русский философский Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической философии начала 20в, базировался на двух основных идейных источниках: на предшествующем развитии мировой философии и культуры, с одной стороны, и с другой – на длительном процессе развития отечественной философии. В.В. Розанов был в высшей степени оригинальным философом, обладавшим большим литературным талантом. Для него главнейшая тема – религия, любовь и Родина. Розанов был глубоко верующим человеком. Он верил в Бога на уровне интуиции, подсознания. В понимании сущности человека он отстаивал представления о единстве божественного и природного начал духа и плоти человека. Н.А. Бердяев был самой яркой личностью в русской философии 20 века. Бердяев был прежде всего философом-моралистом. Своеобразие бердяевского подхода состоит в том, что нравственное возвышение людей не может быть делом одиночек, а достигается только путем преодоления изолированности людей друг от друга. По его мнению, человек является абсолютным центром всего бытия. Идее личности, считает он, должно принадлежать центральное место в новом религиозном сознании. Л. Шестов своим творчеством он наиболее ярко выразил основное содержание Ренессанса – стремление утвердить религиозную философию, основанную на вере и развенчать философию рационализма. Главный вывод Шестова: истинная философия вытекает из того, что есть Бог.
Сущностью всеединства у П.Флоренского является любовь, создающая и скрепляющая единство. В процессе движения решающая роль принадлежит религии.
С.А. Булгаков: мир представляет собой такое творение, основой которого является особое, идеальное, божественное начало, именуемое Святой Софией. Поэтому мир в целом заслуживает к себе не негативного, а позитивного отношения. Основной мотив философии С.Франка – стремление примирить рациональную мысль и религиозную веру. По мнению Франка, всякая вещь и всякое существо в мире есть нечто большее и иное, чем все, что мы когда-либо сможем о нем узнать. Начатое Соловьевым исследование судеб России было активно продолжено его единомышленниками Е. Трубецким, В. Ивановым и др. Суть выдвинутой ими «русской идеи» сводилась к обоснованию глубокого всеединства России и Запада и к критике славянофильских установок на особое мессианское призвание русского народа как народа избранного.36. Предмет социальной философии и ее методологическая роль в познании общественных явления.Социум – это общество. Социальное познание – изучение общества и человечества. Науки, которые в качестве объекта называются социальными, а отрасль философии, изучающей общество, называется социально философией. Предмет:
1.Человек как социальный субъект.
2. Деятельность человека.
3. Отдельные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
4. Законы существования и развития общества.
Основная задача науки об обществе, а именно – социальной философии – заключается в том:
– чтобы понять лучшую для данной эпохи систему общественного устройства;
– чтобы побудить управляемых и правящих понять ее;
– чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к совершенствованию;
– чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних пределов своего совершенства, и построить из нее новую с помощью материалов, которые собрали ученые-специалисты в каждой отдельной области.
– чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних пределов своего совершенства, и построить из нее новую с помощью материалов, которые собрали ученые-специалисты в каждой отдельной области.37. Онтологическая, гносеологическая и ценностная стороны социального познания.3 стороны социального познания: 1. Онтологическая (сущее): выявление объективных законов общественного бытия. Общественное бытие – это жизнь человека в обществе. Люди – это субъекты, следует вопрос, а могут ли быть объективные законы в обществе, где действуют субъекты?. Исходя из положения о материалистическом характере общества философия предполагает, что как и в остальном материальном мире в социуме действуют объективные законы и факторы. Такими являются законы и факторы экономики. Их нельзя отменить потому что в них заинтересован человек как материальное существо. Без них невозможно удовлетворение его физиологических материальных потребностей. Если не будет экономики человечество вымрет либо деградирует. С позиции идеализации объективными в обществе могут быть законы установленные сверхъестественным разумом (Богом).
2. Гносеологическая (знание): заключается в том, что бы получить в процессе познания социальную истину, которую в последствии можно использовать на практике, если в обществе действуют объективные закономерности, то через изучение социальных фактов эти закономерности можно познать. Ответ на этот вопрос зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, от того, признает ли он объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, и в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию.
3. Аксиологическая (ценностная): дать максимально объективную оценку общественным явлениям. В обществе все события значимы, но значимость различна. Одни способствуют развитию прогресса. Критерий прогресса позволяет определить ценность социальных фактов. Кроме того у каждого исследователя ест своя система ценностей с помощью которой он и изучает общество. Один и тот же факт может получит разные и даже противоположные оценки. Синтез этих оценок позволит рассмотреть социальные явления со всех сторон, а значит максимально приблизится к объективной истине.38. Многообразие современных подходов в исследовании общества. Позитивизм и постпозитивизм.Существует большое многообразие современных подходов в исследовании общества
1 Позитивизм (О.Конт)
2. Органическая теория общества (Г.Спенсер)
3. Структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон)
Позитивизм: основатель - Огюст Конт, французский философ.Отличие позитивизма (новой науки об обществе) от прежней социальной (спекулятивной) философии основано на позитивном знании (т.е. на конкретном, построенном на опыте, практически эффективном знании).
Позитивизм базируется на трех основных предпосылках:
1. Социальные явления качественно не отличаются от природных;
2. Методы познания естественных наук применимы и в исследовании общества;
3. Задача социального познания – выработка эмпирически обоснованных теоретических положений как основы для прогнозирования тенденций развития общества.
Развитие общества носит закономерный характер, в его основе лежит прогресс человеческого разума. «Закон трех стадий» О.Конта:
Суть: развитие общества (его стадии) обеспечивается сменой типов мировоззрения, связанных с определенным способом познания мира:
1 стадия: Теологическая (религиозная). Явления в мире объясняются сверхъестественным, божественным воздействием (а это – просто фикции, не имеющие доказательств).
2 стадия: Метафизическая. Возникла с развитием наук, промышленности - на базе метафизического мировоззрения. 3 стадия. Позитивное состояние общества на базе позитивизма (позитивного метода). Для этого необходим отказ от попыток получения абсолютного знания (через материализм или идеализм). Органическая теория общества. Автор - Герберт Спенсер , английский философ
Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять исходя из строения и функций этого организма.
Структурный функционализм. Основатели – американские социологи: Толкотт Парсонс и Роберт Мертон
Развивали идеи Конта и Спенсера о гармонии и равновесии в обществе.
Главное в обществе - стабильность социальной системы, ее нормальное функционирование, структурное соответствие составных частей.
Начиная с 60-х гг. XX в. наиболее значимыми для логико-методологических исследований становятся концепции постпозитивизма, или, как его иногда называют, «четвертого позитивизма». Продолжая поиски позитивизма в области повышения научности, строгости философии, его представители, наиболее известными из которых являются К. Поппер , Т. Кун , И. Лакатос , П. Фейерабенд , уточняют теорию развития знания. В противоположность логическому позитивизму, принимавшему в качестве критерия научности принцип верификации (опытной проверки), К. Поппер выдвигает принцип фальсифицируемости.39. Психологическое направление в социальной философии Л.Уорд, Г.Тард, В.Парето.Начало было положено трудами Лестера Уорда, Габриэля Тарда, Вильфреда Парето.
Л. Уорд – америк. мыслитель, положительно воспринявший учения Конта и Спенсера. Однако считал, что решающее влияние на развитие общества оказывают не социальныее, и не биологические, а психические факторы. В своих трудах «Психические факторы цивилизации», «Динамическая социология» и др. Он пытался раскрыть психические механизмы развития общества. Важнейшими из которых выступают желания людей. Уорд выделяет первичные желания, связанные с потребностями людей в пищи, одежде, жилье и т.д. На их основе он считал, что формируются более сложные желания людей, в том числе желания в творческой деятельности, гражданские свободы, а также моральные, эстетические и религиозные желания. Желания людей порождают их волю, которую он называет «динамическим двигателем общества».
Наряду с Уордом развивалось и такое направление, которое исследовало проблему психического подражания и его роль в функционировании общества. Ведущим представителем является Тард. Свое учение он развил в трудах «Законы подражания», «Социальная логика», «Социальные законы», «Общественное мнение и толпа» и др.
Тард исходил из того, что в основе социальнойй деятельности людей лежит их психический настрой на подражание. Он пояснял, что подражание играет в обществе такую же роль, как и наследственность в живых организмах. Подражание выступает как важнейшая сторона социального наследования, т.е. преемственности в развитии общества. Тард указывал на 3 основных закона подражания:
1. Закон повторения, т.е. усвоение и воспроизведение людьми тех или иных новшеств.
2. Закон оппозиции (сопротивление), выражает борьбу самих новшеств или нового и старого в обществе.
3. Закон приспособления, адаптация людей к появившимся новшествам и к изменившимся условиям жизни.
Теория человеческих действий В.Парето. Человеческие действия, -- писал он, -- имеют закономерный характер и потому мы можем делать их предметом научного исследования Парето В. Закономерный характер деятельности людей определяет закономерный характер развития общества, всех его сфер. Задачи науки -- выявить законы их функционирования и развития, чтобы учитывать их на практике с возможно большей пользой для общества, социальных групп и индивидов. Она должна дать нам возможность предвидеть эконом. результаты при какой угодно форме общественного устройства. Оригинальной частью социальной философии Парето является созданная им теория элит. По мнению Парето, социальная неоднородность общества и социальное неравенство обусловлены психическим неравенством людей, что выражается, прежде всего, в неравенстве их способностей.40. Материалистическое понимание истории и его современная оценка.Исторический материализм (Маркс, Энгельс). В основе своей имеет материалистическое понимание истории. Оно заключается в том, что общество, как высшая форма движения материи, развивается по законам диалектики и процесс этого развития можно представить как смену общественно-экономической формации (ОЭФ).
Каждая ОЭФ имеет базис – производственные отношения и надстройку – все другие общественные отношения. Общество развивается от низшей формации в высшей по пути прогресса. Движущие силы развития является борьба противоположностей – антагонистических классов. В результате борьбы одна из противоположностей гибнет, а на ее месте появляется новая, а в обществе происходит скачок или социальная революция. Каждая следующая формация – это отрицание предыдущей, она уничтожает ее, но в тоже время основывается на ней, как на фундаменте. Прогресс вечен и неодолим.
Основатели - К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895)
1. В обществе действуют объективные законы его развития, люди действуют в соответствии с ними и не в силах отменить их.
2. Развитие общества есть естественно-исторический процесс, обусловленный изменением способа производства материальных благ.
3. Фундаментом общественного бытия является производство материальных благ. 4. Действия людей также обусловлены, в первую очередь, материальными факторами общественной жизни.
Данная теория (исторический материализм) Маркса критикуется за схематичность, а также за последующие попытки использования ее как практического руководства к революционному (насильственному) переустройству общества (Россия, Китай и др.)41. Неокантианство и проблема ценностей в социальной философии.Одним из влиятельных направлений философской мысли конца 19 – начало 20 века было неокантианство. Оно основывалось на философии И. Канта и развивала ее в новых исторических условиях. В области социальной философии последователи Канта видели в том, чтобы проанализировать сущность и специфику наук об обществе. Эта задача с наибольшей полнотой была реализована в произведениях нем. мыслителей В. Виндельбанда Г. Риккерта.
Суть социальнойй философии неокантианцы видели в том, чтобы исследовать методы познания и истолкования исторических событий. По их мнению, методы наук об обществе и его культуре существенно отличаются от методов наук о природе. Науки о природе отыскивают общие законы развития природных явлений. Наличие же законов развития общества они отрицают. По их мнению, науки об обществе должны освещать отдельные исторические факторы, их характерные особенности.По мнению Виндельбанда и Риккерта ценности носят надысторический характер, и образуют в своей совокупности идеальный мир, независимый от людей. Из этого мира исходят соответствующие идеи и прежде всего идея должествования (должен). Она указывает на абсолютное значение выше названных ценностей, неограниченных временем. По мере их осознания люди вырабатывают соответствующие нормам ценностные установки и требования (моральные, религиозные и т.д), которыми они руководствуются в их жизни, деятельности и поведении. Как подчеркивал Риккерт, люди верят в объективный смысл нравственных и других ценностей. Ибо его словами «без идеала над собой человек в духовном смысле слова не может правильно жить».42. Социально-философская проблематика фрейдизма и неофрейдизма.Фрейдизм: Зигмунд Фрейд, австрийский врач-психиатр
Учение о бессознательном (психоанализ)
Изучал проблемы поведения человека, культуры и развитие общества.
Его учение можно отнести к социобиологии.
При этом: игнорируется роль социальных факторов в функционировании и развитии общества, в поведении людей. Каждый индивид сам по себе и движущие силы его поведения – в его биологических инстинктах и потребностях.
Сексуально-биологическая энергия человека (либидо) есть основа развития человеческой культуры, оказывает влияние на все виды деятельности людей, развивает их творческое начало. Наряду с половым инстинктом Фрейд выделяет также инстинкты жизни и смерти, разрушения, агрессии.
Бессознательные биологические инстинкты, в первую очередь половые, играют решающую роль в поведении человека и в человеческой деятельности. В конечном счете, борьба инстинктов жизни и смерти (Эроса и Танатоса) определяет ход развития человека, общества и культуры.
Неофрейдизм. Альфред Адлер , ученик Фрейда.
У человека - бессознательное стремление к власти. Отсюда – соответствующее поведение в семье, в межличностных отношениях и отношениях в социальных группах.
Карл Юнг , ученик Фрейда –учение о коллективном бессознательном. Это есть совокупность находящихся в глубине психики неосознанных коллективных мотивов и представлений в виде неких образов, символов, знаков, которые определяют социальное поведение людей.
Коллективное бессознательное наследуется, передается поколениям, а не развивается индивидуально.
Эрих Фромм, Карен Хорни – представители психокультурного фрейдизма
Признавая роль бессознательного, усматривали меньшую долю влияния на человека биологических, в том числе сексуальных, факторов, указывали на большую роль социальных факторов, в том числе общественных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. 43. Общество как целостная саморазвивающаяся система, ее основные элементы.Общество представляет собой особую сложноорганизованная систему, которая имеет значительно более сложную структуру и организацию, чем остальная природа.
Общество как система обладает особыми свойствами, которых нет у ее отдельных частей. Свойства общества как системы:
1) Самоорганизация – способность самоорганизовываться;
2) Саморазвитие – способность к самостоятельному развитию;
3) Самодостаточность – автономность существования и развития.
Социальнаяя философия рассматривает общество как целостное и динамично развивающуюся социальную систему.
Всякая система представляет взаимосвязь тех или иных элементов.
Элементами общества являютсяся:
1. ЛЮДИ - личности и различные соц-е группы2. Все они находятся друг с другом в разного рода отношениях: экономич-х, политич-х, духовных и стремятся реализовать свои интересы.
С другой стороны элементами обществава являются:
1) различные экономич-е предприятия и учреждения;
2) государственные и правовые институты (органы милиции, полиции, арбитражные суды, правительство, дума и т.д.);
3) учреждения науки, образования, здравоохранения;
4) институты духовной культуры.
Их деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей (отдельных личностей и соц-х групп) и реализации их интересов.
3. Важнейшими элементами функционирования являютсяся общественные отношения (экономич-е, политич-е, правовые, религиозные и др.), в рамках которого осуществляется деятельность людей и социальных институтов.
Все элементы взаимодействуют друг с другом, образуя ту или иную соц-ю систему.44. Объективная и субъективная стороны общественной жизни.Объективная сторона - та, которая существует независимо от сознания и воли людей.
К ней относятся:
- условия природной среды;
- потребности людей (в пище, тепле, жилище, продолжении рода и т.д.);
- сложившееся в обществе состояние материального производства, социальной структуры, политической системы общества.
Объективная сторона жизни и развития общества – та, которая существует вне и независимо от сознания людей. Это прежде всего:
природные условия;
потребности людей в пищи, одежде, продолжении рода, жилище и т.д.;
состояние производства, соц-я структура (взаимосвязь классов, наций и др. соц-х групп),
а также политический строй в условиях, которых вынуждено начинать каждое новое поколение людей.
Субъективная сторона жизни и развития общества – сознание его людей, их способности вносить изменения в объективный мир и преобразовывать его.
Объективная и субъективная стороны жизни и развития общества диалектически взаимодействуют между собой. Объективная сторона – определяющая. Однако не умоляет роли и субъективной стороны.
Субъективная сторона – это сознание, воля и целенаправленная деятельность людей (т.е. основные признаки людей, отличающие их от животных).45. Деятельность как основа социального. Основные идеи общественной деятельности, их взаимосвязь.Деятельность людей – есть специфическая форма их социальнойй активности. Вообще активность присуща всей природе, в том числе человеку как высшему звену эволюции природы. Социальная активность проявляется в предметно – практической деятельности людей.
Речь идет о производственной деятельности людей, в которой человек как социальное существо и как сила природы противостоит всем явлениям природы. В процессе производственной деятельности веществу природы придаются формы и свойства, делающие его способным удовлетворять различные потребности людей.
Деятельность человека всегда носит общественный характер. Изолированной деятельности не бывает, это значит, что деятельность людей всегда опосредуется общественными отношениями между ними.
Основные виды общественной деятельности:
Экономическая, политическая, правовая, эстетическая, научная, религиозная и др.
Все они находятся в тесном взаимодействии друг с другом, что влияет на содержание каждого из них.
Деятельность людей всегда целесообразна, т.е. образуется с определенными целями и направлена на их достижение. Она носит преобразующий характер, т. к. направлена на преобразование действительности (природы и общества) в соответствии с потребностями и интересами людей. Она направлена на:
создание предметов материальной и духовной культуры;
совершенствование общественных отношений;
обеспечение функционирования социальных институтов;
создание определенной духовной атмосферы в семье, производственном коллективе, обществе.
Целесообразный и преобразующий характер человеческой деятельности, ее решающее значение в развитие общества и самих людей характеризует ее как основу социального и как специфический способ существования человека и общества.46. Общественные отношения как структура общества, их основные виды и взаимодействие.Общественные отношения – многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. Общественные отношения - важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Содержание и уровень этих отношений весьма различны: как каждый индивид вступает в отношения, так и группы вступают в отношения между собой, и, тем самым, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Общественные отношения можно классифицировать в соответствии со сферой их реализации:1)на уровне социальных общностей различают: классовые, национальные, групповые, семейные общественные отношения;
2)на уровне занятия той или иной деятельностью групп: производственные, учебные, театральные; 3)на уровне взаимодействия между людьми в группе: межличностные и внутриличностные отношения.
Все вышеназванные виды представляют в совокупности систему общественных отноешний. Специфика их заключается в том, что здесь не просто "встречаются" индивид с индивидом и "относятся" друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере, например, политической жизни, - политических партий).
Понятие общественных отношений и деятельности тоже открывают свой путь к выяснению структуры общества. Взяв за основу виды общественных отношений и соответствующие им виды деятельности, мы можем выделить относительно самостоятельные сферы общества как его структурные подразделения, например, экономическая, политическая, правовая, духовная и т.д. Каждая из названных сфер тоже имеет свою структуру, в ней есть соответствующие отношения, свой вид организованной деятельности, социальные группы или индивиды как агенты деятельности и стороны отношений, совокупность взаимосвязей47. Учение об общественно-экономических формациях и цивилизациях как проявления системного подхода к изучению общества.Автор - К. Маркс
Общественно-экономическая формация - тип общества на определенном этапе его развития с особым способом производства материальных благ.
Каждая ОЭФ есть:
1. Качественно особый тип общества;
2. Определенная ступень общественного прогресса.
Переход общества от одной ОЭФ к другой закономерен и неизбежен и осуществляется из-за смены способа производства на более совершенный путем социальной революции в результате борьбы между ведущими классами общества.
Выделим 5 типов ОЭФ (по уровню их зрелости):
1) первобытно-общинная;
2) рабовладельческая;
3) феодальная;
4) капиталистическая;
5) коммунистическая (1-я фаза - социализм: 2-я фаза – коммунизм как высший, совершенный уровень развития общества и личности, основанный на отмене частной собственности).
Учение об ОЭФ - как тенденция и неизбежный переход от одного типа общества к другому, более совершенному за счет смены исключительно способа производства и в результате борьбы классов не подтверждается на практике и оспаривается другими учеными. Сейчас большинством философов признано, что теория ОЭФ - западноевропейский феномен, в современных условиях не способный объяснить многие реалии и потому не выполняющий эвристической функции. Однако, К.Маркс не претендовал на то, чтобы его теорию сделали глобальной, которой подчиняется все развитие общества на всей планете.48. Экономическая сфера жизни общества, ее взаимодействие с другими сферами. Роль способа производства в общественной жизни.Экономическая сфера - одна из важнейших сфер жизни общества. Экономическая сфера – социальное пространство, на котором осуществляется экономическая жизнь общества, взаимодействие сфер экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Экономическая сфера включает в себя: производство, распределение, обмен, потребление материальных благ. Экономическая сфера диалектически взаимосвязана с другими сторонами жизни общества (политической, духовной, социальной), активно влияет на них.
Способ производства материальных благ – исторически определенный способ добывания материальных благ.
По мнению К.Маркса, он оказывает наибольшее влияние на развитие общественной жизни в целом, составляет основу и главное содержание экономической жизни общества.
Способ производства имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения.
1) Производительные силы это:
а) Люди с их знаниями, умением, навыками к труду (работники);
б) Средства производства, состоящие из:
- предметы труда (орудия труда);
- средства труда (здания и сооружения, с помощью которых осуществляется производство, сырье, материалы, транспорт, коммуникации, технология производства).
2) Производственные отношения - отношения между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Они включают в себя:
1. Отношения собственности на средства производства (главные).
Собственники являются хозяевами производства, определяют его, нанимают персонал и т.д.
2. Отношения обмена деятельностью между людьми различных профессий на базе сложившегося разделения труда.
3. Отношения распределения созданных в обществе материальных благ.
Полученные блага распределяются между участниками производства, исходя из собственности на средства производства, а также из условий оплаты труда. По Марксу, производственные отношения соответствуют характеру и уровню развития производительных сил.49. Социальная сфера жизни общества, ее содержание и значение в жизни людей.Социальная сфера – есть сфера взаимоотношений социальных групп (классы, социальные слои, национальные общности) по поводу социальных условий их жизни и деятельности, касающихся: условий труда, быта, образования, здравоохранения, социального обеспечения, уровня и качества жизни людей:
- здоровые условия производственной деятельности,
- необходимый уровень жизни всех слоев населения,
- решение проблем здравоохранения, народного образования, социального
обеспечения,
- соблюдение социальной справедливости (в труде и в распределении
материальных благ)
- разрешение противоречий, возникающих из социального расслоения
общества),
Таким образом, социальная сфера связана с удовлетворением особых социальных потребностей, направленных на воспроизводство и развитие жизненных сил человека.
Степень удовлетворения социальных потребностей определяет:
1. Уровень жизни человека – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей;
2. Качество жизни человека (семьи, социальной группы и т.д.) – обобщающие показатель достигнутого уровня эффективности функционирования социальной сферы. 50. Политическая сфера жизни общества, ее специфика и взаимосвязь с другими сферами.Политическая сфера жизни общества есть пространство политической деятельности различных социальных групп (классов, национальных общностей, политических партий, движений, общественных организаций).
Политика – деятельность социальных групп, направленная на осуществление своих политических интересов, выражающихся:
а) во влиянии на власть или в обладании политической властью,
б) а также в реализации своих политических прав и свобод.
Расширение политических прав и свобод для определенных социальных групп создает более широкие возможности для реализации их собственных политических и, как следствие, экономических, духовных и других интересов данной группы.
Легитимность политической власти означает, что она признается и принимается населением.
Политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства.
Политическую сферу невозможно ограничить лишь государственным управлением, поскольку часто негосударственные структуры имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния, как, например, СМИ.
Влияние политической сферы на все стороны человеческой жизнедеятельности неоспоримо. Поэтому в зависимости от той сферы общественных отношений, которые являются объектом политического воздействия, в структуре политики выделяют экономическую политику, социальную политику, политику в собственно политической сфере, культурную политику.
Специфика ПС общественной жизни в том и состоит, что она, отражая особенности всех иных сфер, обеспечивает на политическом уровне достижение того компромисса между ними, без которого общество не сможет не только развиваться, но и существовать.51. Правовая сфера жизни общества. Понятие правового государства. Неотчуждаемые права и свобода личности.Правовая сфера жизни общества – есть сфера правовых отношений между людьми, а также между личностью и государством, регулируемых действующим правом.
Право – система обязательных социальных норм и правил поведения людей, запрещающих или разрешающих им определенные действия.
В праве используются два принципа:
1. Запретительный
2. РазрешительныйРазрешительный принцип в значительно большей степени обеспечивает свободу личности. Однако важно своевременно законодательно запрещать то, что приносит вред интересам групп людей и общества (игровой бизнес).
Основная социальная роль и назначение права:
1. Регулирование отношений между людьми;
2. Поддержание в обществе формального юридического равенства (равенства всех перед законом);
3. Обеспечение гражданских свобод и социальной справедливости.
Неотчуждаемые права: на жизнь, на личную свободу, на собственность.
Другие основные права и свободы: свобода деятельности, слова, печати, перемещения, вероисповедания и др.
Правовое государство - то, в котором обеспечивается верховенство закона, и в первую очередь - соблюдение основных прав и свобод человека.
Признаки правового государства:
а) верховенство закона
б) соблюдение основных прав и свобод личности
г) разделение властей.
При этом и сама государственная власть действует на основе строгого соблюдения и подчинения правовым нормам.
Построение правового государства – важнейшая задача современного общества, в том числе и в России.52. Духовная сфера жизни общества, ее взаимосвязь с другими сферами.Духовная сфера жизни общества – сфера отношений людей по поводу духовных ценностей.
Духовные ценности – предметы культуры и искусства (литература, живопись, музыка), а также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., то есть все то, что составляет духовное содержание общественной жизни.
Духовная сфера общества складывается исторически. Она воплощает в себе национальные, географические и другие особенности развития общества.
Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
-религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
-мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
-искусство — художественное освоение мира;
-наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
-право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
-образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны.
Например, место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.53. Основные элементы духовной жизни общества.Основные элементы духовной жизни:
1) Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Духовная деятельность составляет основу духовной жизни общества
2) Духовные ценности – те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей.
3) Духовные потребности – внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.
4)Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. 54. Обыденное и теоретическое сознание.Центральным моментом духовной жизни общества, ее ядром выступает общественное сознание людей. Оно представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей, теорий, отражающих различные стороны жизни общества.
Современная социальная философия выделяет в структуре общественного сознания такие элементы, как:
1.обыденное и теоретическое сознание;
2.общественная психология и идеология;
3.формы общественного сознания.
Обыденное и теоретическое сознание – это по сути 2 уровня общественного сознания – низший и высший. Они различаются между собой глубиной осмысления общественных явлений и процессов, уровнем их понимания.
Обыденное сознание присуще всем людям, оно формируется в процессе их каждодневной практической деятельности на основе их повседневного опыта. Чем ниже уровень образованности людей, тем в большей степени они рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обыденного сознания. Обыденное сознание людей позволяет с достаточной достоверностью на уровне «здравого смысла» судить о многих явлениях и событиях общественной жизни (экономики, политики, морали, искусстве и т.д.) и принимать на этом уровне в целом правильное решение, подкрепленные опытом. Теоретическое сознание есть осмысление явлений общественной жизни путем обнаружения их сущности и законы их развития. Теоретическое сознание выступает как система логически связанных между собой положений, следовательно, как определенная научная концепция, касающаяся того или иного явления общественной жизни. Субъекты теоретического сознания - ученые, специалисты, теоретики в разных областях знаний, т.е. люди которые могут научно судить об общественных явлениях.
Обыденное и теоретическое сознание взаимодействует друг с другом. Результатом является развитие того или другого. В частности, обогащается содержание обыденного сознания, в которое включается все больше научных сведений и суждений о развитии общес


2016-01-26 795 Обсуждений (0)
Русская религиозно-идеалистическая философия первой половины XXв. В.Розанов, Н.Бердяев, Л.Шестов, П.Флоренский, С.Булгаков, С.Франк, Е.Трубецкой и др 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русская религиозно-идеалистическая философия первой половины XXв. В.Розанов, Н.Бердяев, Л.Шестов, П.Флоренский, С.Булгаков, С.Франк, Е.Трубецкой и др

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (795)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)