Тема: Платежи за негативное воздействие на окружающую среду (за загрязнение ОС, размещение отходов, др. виды вредного воздействия)
1. Сущность и содержание платы за загрязнение окружающей среды 2. Порядок расчета платежей за загрязнение окружающей среды. 1. Сущность и содержание платы за загрязнение окружающей среды
Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования и является одним из экономических методов управления в сфере природопользования. Платежи за негативное воздействие выполняют следующие функции: - являются важнейшим средством компенсации ущерба, наносимого окружающей природной среде, здоровью населения и материальным ценностям в результате выбросов (сбросов) вредных веществ и размещения отходов; - служат основным источником формирования специализированных фондов охраны природы, средства которых используются для финансирования природоохранных мероприятий, оздоровления окружающей природной среды и повышения уровня экологической безопасности производства и потребления; - стимулируют соблюдение экологических нормативов и стандартов, а также реализацию природоохранных инвестиций, благодаря их применению в комплексе с доводимыми до предприятий экологическими нормативами и существование санкций за сверхнормативное загрязнение природной среды. Т.о., плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экологического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов. Не является налогом!!! Плата за загрязнение окружающей среды впервые была введена как эксперимент в 29 регионах теперь уже бывшего СССР в 1990 году. Окончательно установлена в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» и согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 года №13 введена повсеместно. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся [1]: - выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; - сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; - загрязнение недр, почв; - размещение отходов производства и потребления; - загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воз действий; - иные виды негативного воздействия на окружающую среду. В России взимается плата за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду (загрязнения): - выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения; - сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; - размещение отходов. Плательщиками являются юридические и физические лица, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории страны. От платы за загрязнение окружающей природной среды (или частичному понижению платы) могут освобождаться природопользователи, осуществляющие деятельность в социальной и культурных сферах, а также природопользователи, финансируемые из республиканского бюджета РФ. В настоящее время это положение на территории Псковской области отменено, т.е. если в организации есть хотя бы один работник, организация уже должна платить за размещение отходов. Порядок определения и взимания платы и ее предельные размерыза загрязнение ОПС, размещение отходов и другие виды вредного воздействия определен следующими нормативно-методическими документами: · Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 [2]. · Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г. [3]. · Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» [4]. В настоящее время имеются базовые нормативы платы на единицу массы (руб/тонна) по 214 наиболее распространенным веществам, загрязняющим воздух, и 198 ингредиентам, сбрасываемым в водные объекты.
Действующие в настоящее время базовые нормативы платы содержатся в Постановлении Правительства РФ [4] , в котором содержатся два вида базовых нормативов платы по каждому веществу и отходам каждого класса опасности (рис.): · нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых установленных нормативов (Ст Нi); · нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов ВСВ,ВСС (Ст лимi);. В связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются только за объемы размещения в пределах установленных лимитов. Установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды: · платежи в пределах допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах лимитов - за счет себестоимости продукции (работ, услуг); · платежи за превышение допустимых нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов - за счет прибыли остающейся в распоряжении природопользователей. В случае отсутствия прибыли или убыточности природопользователя плата за сверхнормативное загрязнение производится за счет всех имеющихся средств, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание, т.е. речь идет о ликвидации предприятия. В целях стимулирования природоохранной деятельности в счет платежей за загрязнение окружающей среды могут быть зачтены затраты предприятия на проведение в отчетном периоде природоохранных мероприятий [перечень определен в приложении 2 документа 3]. Основаниями отнесения мероприятий к природоохранным являются: - повышение экологичности выпускаемой продукции; - сокращение объема потребления природных ресурсов (свежей воды, атмосферного воздуха, земельных, минеральных и лесных ресурсов); - сокращение объемов: выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов; - снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ. Предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий (проектно-технической документации), которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Не подлежат зачету текущие затраты на [3] : - газопылеулавливающие установки и устройства, являющиеся элементами технологической схемы и служащие для получения планируемой продукции из минерального сырья; - средне-кислотные и другие цехи, служащие для получения планируемой продукции из отходящих газов заводов цветной и черной металлургии, химии и нефтехимии, энергетики и других отраслей; - газоотходы (воздуховоды), дымососы (вентиляторы, системы вентиляции и кондиционирования), служащие для установления нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах; - санитарно-защитные зоны, сооружения для дожига газа на свечах, озеленение и т.д., являющиеся составными элементами технологических схем, промсанитарии, благоустройства и т.д. Плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов производится поквартально. Плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации в установленные им сроки. В Псковской области с 2010 года - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Псковской области (http://prirodnadzor.pskov.ru/ ) Все платежи за загрязнение окружающей среды перечисляются в отделение Федерального казначейства, далее распределяются по уровням бюджетов согласно БК РФ (20% - ФБ, по 40% - региональный и местный бюджеты). Поступившие в бюджет платежи за загрязнение окружающей среды могут расходоваться только целевым назначением на средозащитные цели. Предприятия, не внесшие оплату за негативное воздействие в установленные сроки, могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1097)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |