Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовые акты Президента России



2016-01-26 385 Обсуждений (0)
Правовые акты Президента России 0.00 из 5.00 0 оценок




Для реализации своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

Указами Президента оформляются решения президента нормативного характера. Решения о назначении и освобождении от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, решения, принимаемые в отношении отдельных граждан, по вопросам обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти. Распоряжениями Президента оформляются решения по оперативным, организационным и некоторым кадровым вопросам. По общему правилу они не должны носить нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер, они занимают подчиненное по отношению к законам место в иерархии нормативных правовых актов.

Вопрос 40: Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

 

Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей возможно в связи:

1) с истечением срока его пребывания в должности (в тот момент, когда принесена присяга вновь избранным Президентом);

2) досрочное прекращение полномочий в случае:

·

· его отставки;

· стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

· отрешения от должности.

Отставка предполагает свободное волеизъявление Президента. Полномочия временно переходят к Председателю Правительства.

Отрешение от должности предполагает принудительные действия, указанные в ст. 93 Конституции РФ. В этих случаях выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства, что является логичным в связи с отсутствием в РФ должности вице-президента. Председатель Правительства становится временно исполняющим обязанности Президента РФ в случаях смерти Президента, длительной болезни, когда она не носит стойкого характера, при досрочном прекращении обязанностей Президента в связи с отставкой или стойкой неспособностью выполнять свои обязанности по состоянию здоровья.

Временно исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах. Так, он не вправе

· распускать Государственную Думу,

· назначать референдум, а также

· вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Эти ограничения вытекают из того, что исполняющий обязанности Президента получает свой мандат не непосредственно от народа.

Конституция РФ предусматривает возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это, однако, форма конституционно-правовой, а не уголовной ответственности. Подобного рода институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является сильной гарантией против злоупотребления властью и нарушения главой государства конституционных порядков.

Начало процедуры отрешения Президента РФ от должности сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:

1. заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления;

2. заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Следовательно, в процедуре отрешения Президента РФ от должности участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Тем самым создаются гарантии против политического волюнтаризма и в процедуру включаются наиболее компетентные для решения данного вопроса органы государственной власти.

Отрешение Президента РФ от должности прекращает исполнение им своих обязанностей.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, законодательно установлены определенные гарантии (государственная охрана, медицинское обслуживание, неприкосновенность, денежное содержание и т. д.).

Вопрос 41: Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ.

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципыих деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

Черты Федерального Собрания РФ:1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

Принципы деятельностиФедерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФв случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

Вопрос 42: Государственная Дума ФС РФ: порядок формирования и компетенция.

Государственная Дума РФ (ГД РФ) состоит из 450 депутатов. В ней представлены одновременно общенациональные и партийно-политические интересы. Этому способствует пропорциональная избирательная система (депутаты избираются по партийным спискам в общефедеральных избирательных округах).

Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок - 4 года, а Совет Федерации установленного срока не имеет.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя и его замов. Государственная Дума также избирает Председателя Государственной Думы и его замов из своего состава. Первые заседания Палат открывают и ведут старшие по возрасту член Совета Федерации или депутат государственной Думы.

Для проверки полномочий депутатов палаты избирается мандатная комиссия. В отличие от Совета Федерации в Государственной Думе создается Совет Государственной Думы, который занимается предварительной подготовкой организационных решений по вопросам деятельности палаты. Обе палаты образуют комитеты и комиссии, которые организуют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов.

В отличие от Совета Федерации в Государственной Думе создаются депутатские объединения: фракции и депутатские группы.

Деятельность палат осуществляется в соответствии с принятыми регламентами (Регламент Государственной Думы Федерального Собрания и регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ). Законы и иные решения парламент принимает на сессии (промежуток времени, в течение которого проходят пленарные заседания, заседания постоянных комитетов и комиссий, парламентские слушания, посещение своих избирательных округов). Важнейшая форма работы палаты – пленарное заседание, на котором принимаются законы и решения. Для пленарного заседания необходим кворум, т.е. определенное число присутствующих на сессии депутатов (более половины списочного состава депутатов, установленного КРФ).

Компетенция Государственной Думы РФ:

1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Рассматривает кандидатуру, представленную Президентом РФ в течение недели со дня внесения представления.

2. Выражение недоверия Правительству РФ. Предложение о выражении недоверия Правительству РФ может вносить группа численностью не менее 1/5 общего числа депутатов. Рассмотрение - в недельный срок после его внесения.

3. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. Назначается на 5-летний срок и не более 2-х сроков подряд.

4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Кандидатуру предлагает Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.

5. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ. Кандидатура предоставляется Президентом РФ.

6. Выдвижение обвинения против Президента РФ. Вносится по инициативе не менее 1/3 от общего числа депутатов.

7. Объявление амнистии. Его осуществляет Государственная Дума путем принятия постановлений об амнистии.

8. Право обращения в Конституционный Суд РФ.

Федеральное Собрание занимается принятием проекта бюджета. Федеральное Собрание решает вопрос об объявлении войны и заключении мира. Федеральное Собрание может влиять на решение внешнеполитических вопросов.

Вопрос 43: Совет Федерации ФС РФ: порядок формирования и компетенция.

Федеральное Собрание является законодательным органом РФ. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т.е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом.

Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента РФ и судебной власти, хотя тесно с ними взаимодействует.

Федеральное собрание состоит из 2-х палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В РФ двухпалатность парламента относительно новое явление, возникшее только в 1990 году. КРФ 1993 г. внесла принципиальные изменения в понимание структуры Федерального парламента. Двухпалатность Федерального Собрания учреждается как фундаментальная основа реального федерализма, призванного расширить права и самостоятельность народа и обеспечить глубокие реформы в политическом и экономическом строе страны. Этому служит различный порядок формирования палат Федерального Собрания, их различная компетенция и различный статус депутатов. Отсюда специальная, неповторимая роль каждой палаты, которые в совокупности обеспечивают выражение разнообразных интересов народа, и в то же время - единство РФ.

В компетенцию Совета федерации входит:

1. Утверждение изменения границ между СРФ - этот вопрос рассматривается по взаимному согласию субъектов РФ, между которыми предполагается изменить границы. Это решение принимается большинством голосов.

2. Утверждение Указов Президента РФ, о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения. Данные указы незамедлительно направляются в Совет Федерации, срок рассмотрения которых не превышает 72 часа. Необходимо большинство голосов.

3. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ. Совет Федерации собирается на заседании для рассмотрения данного вопроса не позднее, чем на 5 день с момента поступления в Совет Федерации обращения Президента РФ. Решение принимается совместно с Президентом, Председателем Правительства, министром обороны и т.д.

4. Назначение выборов Президента РФ. Они назначаются в недельный срок с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ.

5. Отрешение Президента от должности.

6. Назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего арбитражного суда РФ - кандидатуры на эти должности представляет Президент РФ. Совет Федерации рассматривает этот вопрос не позднее 14 дней с момента получения представления.

7. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ. Кандидатуру представляет Президент РФ.

8. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов. Кандидатуры предоставляет комитет Совета Федерации по бюджету, финансам, валютному и кредитному регулированию.

9. Назначение членов Центральной избирательной комиссии РФ - кандидатуры предоставляются законодательными и исполнительными органами государственной власти СРФ. Тайное голосование.

10. Обращение в Конституционный Суд РФ.

Вопрос 44: Основания роспуска Государственной Думы ФС РФ.

Роспуск представительного и законодательного органа является достаточно распространенным в мировой практике способом преодоления кризиса власти в случаях, когда между законодательной и исполнительной властями возникает непреодолимый конфликт.

Конституция предусматривает три основания роспуска Думы.

Первое основание закреплено в ст. 111 Конституции. По данной статье предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится Президентом не позднее двухнедельного, срока после вступления его в должность или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Думой. Последняя обязана рассмотреть представленную Президентом кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает ее новые выборы.

Дума вправе отклонить предложенную Президентом кандидатуру, после чего Президент вносит на рассмотрение Думы ту же самую или новую кандидатуру. Попытка Думы оспорить право Президента на повторное внесение ранее внесенной кандидатуры не получила поддержки Конституционного Суда. В постановлении от 11 декабря 1998 г. Суд указал, что положение ч. 4 ст. 111 Конституции РФ о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства Думой во взаимосвязи с другими положениями данной статьи означает, что Президент при внесении в Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

Второе основание роспуска Думы предусмотрено ч. 3 ст. 117 Конституции и связано с выражением недоверия Правительству РФ. Дума большинством голосов может выразить недоверие Правительству, после чего Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы. В случае если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Думу.

Третье основание роспуска Думы зафиксировано в ч. 4 ст. 117 Конституции. Председатель Правительства РФ может, поставить перед Думой вопрос о доверии Правительству по собственной инициативе. Если Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Думы и назначении новых выборов.

Вопрос 45: Порядок осуществления законодательной инициативы и рассмотрения законопроектов в Государственной Думе ФС РФ.

Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены статьей 104 Конституции Российской Федерации. Согласно статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Статья 104

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

а) проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов (далее - законопроект);

б) законопроектов о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;



2016-01-26 385 Обсуждений (0)
Правовые акты Президента России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовые акты Президента России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (385)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)