Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Институт банкротства и его роль в антикризисном управлении



2016-01-26 576 Обсуждений (0)
Институт банкротства и его роль в антикризисном управлении 0.00 из 5.00 0 оценок




Институт банкротства является неотъемлемым атри­бутом рыночной экономики и выполняет следующие ос­новные функции:

– служит инструментом реструк­туризации, обеспечивающим выход из рынков неконкурентоспособных предприятий;

– является инструментом страхования рисков пред­принимательской деятельности, который обеспечивает защиту кредиторов от неплатежей должников;

– является инструментом перераспределения собственности в странах с рыночной экономикой [16, c.93].

Становление института банкротства в современной Беларуси началось с принятия еще до распада Советско­го Союза Закона Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. № 826-ХП «Об экономической несостоятельности и бан­кротстве» — первого такого закона в республиках СССР, который носил скорее декларативный и концептуальный характер, не содержал детально регламентированных процедур банкротства и состоял из 46 статей. Тот закон имел три редакции и ут­ратил свою силу в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-3 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» [19].

При создании действующего Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» использо­вался опыт ведущих государств с рыночной экономикой. Закон о банкротстве стал основой для дальнейшего развития в Беларуси законодательства об эко­номической несостоятельности. Правовое регулирование экономической несостоятель­ности (банкротства) в Беларуси не ограничи­вается только Законом о банкротстве, а обеспечивается системой правовых норм. В основе этой системы находятся нормы Гражданского кодекса Беларуси:

- об экономической несостоятельности индивидуаль­ного предпринимателя;

- о субсидиарной ответственности лиц, которые вправе давать обязательные для должника (юридического лица) указания либо иным образом его действия;

- о возможности ликвидации отдельных юридических лиц, кроме учреждений и казенных предприятий, вслед­ствие признания их экономически несостоятельными (банкротами);

- об очередности удовлетворения требований кредито­ров в случае ликвидации юридического лица;

- об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица и другие [26, c.119].

В Указе Президента Республики Беларусь от 5 февраля 2013 г. № 63 «О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.02.2013, 1/14062) сделан акцент на досудебных мерах по оздоров­лению предприятий. Отличие Указа от Закона о банкротс­тве в том, что теперь четко прописаны положения, регули­рующие обязанности руководителя, собственника, а именно – что конкретно и в каком порядке они должны делать, чтобы спасти предприятие, не доводя дело до суда.

Основным нормативным документом, используемым в настоящее время для диагностирования потенциального банкротства субъектов хозяйствования в отечественной социально-экономической практике является Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27 декабря 2011 г. № 140/206 с изм. от 7 июня 2013 года №40/41 [30]. Коэффициенты, используемые в качестве показателей для оценки платежеспособности, и их нормативные значения, дифференцированные по видам экономической деятельности, установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» [21].

По результатам анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования проводится подготовка экспертных заключений о финансовом состоянии и платежеспособности субъектов хозяйствования. Выводы, полученные на основе анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования и экспертного заключения, используются в соответствии с законодательством в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) субъектов хозяйствования. Причем анализ финансового состояния и платежеспособности в соответствии с Инструкцией № 140/206 производится только в целях установления оснований для открытия банкротства и определения возможности (невозможности) восстановления платежеспособности субъекта хозяйствования — должника. Здесь следует отметить, что умышленное создание (увеличение) неплатежеспособности влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 240 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Так, легальными признаками банкротства являются:

- неплатежеспособность;

- имущественная недостаточность [23, c.19].

Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятия (Приложение А).

При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица в Беларуси применяются следующие процедуры банкротства:

- защитный период;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение;

- иные процедуры банкротства, предусмотренные за­конодательством [23, c.19].

При рассмотрении дела о банкротстве должника – ин­дивидуального предпринимателя или обычного гражданина (должника) в Беларуси применяются следую­щие процедуры банкротства:

· конкурсное производство;

· мировое соглашение;

· иные процедуры банкротства, предусмотренные за­конодательством.

Конкурсное производство включает в Беларуси следующие проце­дуры:

· санацию;

· ликвидационное производство [23, c.22].

Процедуры, применяемые к предприятиям-должни­кам, можно разделить на реорганизационные и ликвида­ционные.

Хозяйственный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях:

· восстановления платежеспособности должника в процессе санации;

· заключения мирового соглашения;

· удовлетворения всех предъявленных требований кредиторов до принятия хозяйственным судом решения по делу о банкротстве;

· установления ложного банкротства;

· отсутствия оснований, предусмотренных законода­тельством [5, c.173].



2016-01-26 576 Обсуждений (0)
Институт банкротства и его роль в антикризисном управлении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Институт банкротства и его роль в антикризисном управлении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (576)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)