Вопрос 2. Методика анализа безубыточного объёма продаж и зоны безопасности предприятия
Точка безубыточности показывает такой объём производства и реализации продукции, при котором предприятие не получает ни прибылей, ни убытков, т.е. чистая прибыль предприятия равна нулю. Это минимальный объём производства и реализации продукции, при котором предприятие не будет получать убытков. Предприятие начнёт получать прибыль, когда объём производства и реализации продукции будет выше минимального. Анализ безубыточности – это анализ взаимосвязи: «Затраты – объём – прибыль». Существуют два основных подхода к анализу безубыточности: количественный подход и качественный подход. 1. Согласно количественному подходу, объём продаж выражается в количестве проданных единиц. Для иллюстрации количественного подхода придадим отчету о прибылях и убытках аналитическую форму, используя при этом следующие обозначения: Р - цена за единицу продукции; Х - количество проданных единиц продукции; V - совокупные переменные затраты; v - средние переменные затраты на единицу продукции; F - совокупные постоянные затраты; I - прибыль до налогообложения. Введя данные обозначения, можно выразить выручку как РХ (цена, умноженная на количество), а совокупные переменные затраты как vX (средние переменные затраты на единицу продукции, умноженные на количество единиц продукции). Тогда отчет о прибылях и убытках принимает следующий вид: I = PX - vX - F = (P - v) X - F. (1); X = (F + I) / (P-v). (2);
Разница между ценой и средними переменными затратами на единицу продукции (P-v) и есть маржинальный доход на единицу продукции. Одним из направлений анализа соотношения «затраты - объем – прибыль» является определение точки безубыточности, которая показывает не только, при каком объеме продаж не появится ни прибыли, ни убытка, но и возможности, связанные с изменениями затрат или объема продаж. Количественный подход к исчислению точки безубыточности выражается в следующих формулах: Количество единиц продукции = Постоянные затраты : Маржинальный доход на единицу продукции (3); Маржинальный доход на единицу продукции = Продажная цена единицы продукции (без налогов) – переменные затраты на единицу продукции (4); 2. Согласно стоимостному подходу, объём продаж выражается в сумме полученной выручки. Вместо объема продаж в единицах продукции используется выручка от продаж в денежных единицах R. Значение прибыли может быть получено по формуле: I = R - VR - F. (5); Параметр V называют отношением переменных затрат к выручке. Это доля каждой денежной единицы, вырученной от продаж, необходимой для покрытия переменных затрат, или как переменные затраты в денежной единице выручки. Отношение переменных затрат к выручке может быть исчислено либо путем деления совокупных переменных затрат, приходящихся на выручку, либо в случае продажи единственного изделия делением средних переменных затрат, приходящихся на единицу продукции, на цену. Чтобы определить доход от продаж, необходимый для получения целевой прибыли (I), из уравнения I = (1 - V) R – F (6);
определим значение выручки: R = (F +I) / (1 - V). (7); Так как V = v/P, то 1 - V равняется 1 - v/Р, или (Р - v)/Р. (Р - v) представляет собой маржинальный доход на единицу продукции, поэтому (Р - v)/Р называют коэффициентом маржинального дохода (G), который показывает долю каждой денежной единицы, необходимой для покрытия постоянных затрат и обеспечения прибыли. Коэффициент маржинального дохода может быть исчислен двумя способами. Во-первых, по формуле G = 1 - V. (8); Согласно второму способу предполагается разделить маржинальный доход на выручку от продаж (для всех проданных единиц или в расчете на единицу). Следует отметить некоторые различия между стоимостным и количественным подходами к анализу соотношения «затраты - объем – прибыль». Во-первых, при стоимостном подходе продажи характеризуются не количеством реализованных единиц продукции, а таким показателем, как выручка. Во-вторых, переменные затраты представляют собой не часть себестоимости единицы продукции, а часть выручки. Можно предположить, что если совокупные переменные затраты меняются с изменением количества проданных единиц, то они должны также меняться и при изменении выручки от продаж. Еще один аналитический показатель, предназначенный для оценки риска, - «зона безопасности», т.е. разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении): Зона безопасности = Фактический объём выпуска и реализации продукции минус критический объём выпуска и реализации продукции (9); Удельный вес, % = (Зона безопасности : Фактический объём)×100% (10). Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы избежать убытка. Задача. Используя данные таблицы, рассчитайте влияние на уровень прибыли на единицу материальных затрат следующих факторов: - рентабельности продаж; - доли выручки в объёме производства; - материалоотдачи.
Решение. Для расчётов приведём следующие формулы: 1) Рентабельность продаж = (1); 2) Доля выручки в объёме производства = (2); 3) Материалоотдача = (3); 4) Уровень прибыли на единицу материальных затрат: = (4); Из приведённых формул видно, что формула (4) получается произведением формул (1), (2) и (3). В результате получаем мультипликативную модель для факторного анализа уровня прибыли на единицу материальных затрат: × × = . (5); Произведём расчёты: 1. При t=0 (базисный): 1) рентабельность продаж: (15477 / 83414) × 100% = 18,55%; 2) доля выручки в объёме производства: (83414 / 80000) × 100% = 104,27%; 3) материалоотдача: 80000 / 35000 = 2,28 руб. 4) Уровень прибыли на рубль материальных затрат: 15477 / 35000 = 0,44 руб. 5) Расчёт по мультипликативной модели: 1,0427 × 0,1855 × 2,28 = 0,44 руб. 2. При t=1 (фактический): 1) рентабельность продаж: (18957 / 97120) × 100% = 19,52%; 2) доля выручки в объёме производства: (97120 / 100320) × 100% = 96,81%; 3) материалоотдача: 100320 / 45600 = 2,2 руб. 4) Уровень прибыли на рубль материальных затрат: 18957 / 45600 = 0,41 руб. 5) Расчёт по мультипликативной модели: 0,9681 × 0,1952 × 2,2 = 0,41 руб. Расчёты представим в таблице:
Из приведённых данных таблицы видно, что уровень прибыли на единицу материальных затрат снизился на 0,03 руб., материалоотдача снизилась на 0,08 руб., доля выручки в объёме производства снизилась на 7,46%, а рентабельность продаж увеличилась на 0,97%. В то же время, прибыль от продаж увеличилась на 3480 тыс. руб., выручка от реализации увеличилась на 13706 тыс. руб., объём выпуска продукции увеличился на 20320 тыс. руб., а материальные затраты – на 10600 тыс. руб. Применим способ цепных подстановок для расчёта влияния факторов:
y0 = a0 × b0 × c0 ; ya = a1 × b0 × c0 ; yb = a1 × b1 × c0 ; y1 = a1 × b1 × c1 ; (6); Δy = Σ Δy (a, b, c) = Δya + Δyb + Δyc ; (7); Δya = ya - y0; Δyb = yb - ya; Δyc = y1 - yb . (8). Где a0 , b0 , c0 – базисные значения факторов, оказывающие влияние на обобщающий показатель y; a1, b1, c1 – фактические значения факторов, оказывающие влияние на обобщающий показатель y; ya, yb – промежуточные значения обобщающего показателя, связанные с изменением факторов a и b соответственно; Δy – общее изменение обобщающего показателя y; Δya, Δyb, Δyc – изменение обобщающего показателя y, связанное с изменением факторов a,b и с соответственно. Результирующий показатель – уровень прибыли на рубль материальных затрат (у). Факторы – это рентабельность продаж (а), доля выручки в объёме производства (b) и материалоотдача (с). Произведём расчёты: 1) y0 = a0 × b0 × c0 , то есть 0,1855 × 1,0427 × 2,28 = 0,44 руб.; 2) ya = a1 × b0 × c0 , то есть 0,1952 × 1,0427 × 2,28 = 0,46 руб.; 3) yb = a1 × b1 × c0 , то есть 0,1952 × 0,9681 × 2,28 = 0,43 руб.; 4) y1 = a1 × b1 × c1 , то есть 0,1952 × 0,9681 × 2,2 = 0,41 руб. 5) Δya = ya - y0 , то есть 0,46 руб. – 0,44 руб. = 0,02 руб; 6) Δyb = yb - ya , то есть 0,43 руб. – 0,46 руб. = - 0,03 руб; 7) Δyc = y1 - yb , то есть 0,41 руб. – 0,43 руб. = - 0,02 руб; 8) Δy = 0,41 руб. – 0,44 руб. = - 0,03 руб.; или Δy = 0,02 руб. - 0,02 руб. - 0,03 руб. = - 0,03 руб.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1) за счёт изменения (увеличения) рентабельности продаж уровень прибыли на рубль материальных затрат увеличился на 0,02 руб.; 2) за счёт изменения (уменьшения) доли выручки в объёме производства уровень прибыли на рубль материальных затрат снизился на 0,03 руб.; 3) за счёт изменения (уменьшения) материалоотдачи уровень прибыли на рубль материальных затрат снизился на 0,02 руб.; 4) общее изменение уровня прибыли на рубль материальных затрат составило - 0,03 руб. (уменьшение).
Список использованной литературы: 1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2013. 2. Комплексный экономический анализ: Учебное пособие / М.В. Мельник, А.И. Кривцов, О.В. Горлова. М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 3. Савицкая Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. 4. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – 2-е изд., пераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. 5. Экономический анализ : учеб. пос. для бакалавров / Под ред. Н.В. Парушиной. - М.: Кнорус, 2013. 6. Экономический анализ: учебник для бакалавров / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. 7. Лытнева, Н.А. Бухгалтерский учет и анализ : учеб. пос. для бакалавров / Н.А. Лытнева, Н.В., Парушина, Е.А. Кыштымова. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 604с. 8. Герасименко, Г.П.; Маркарьян, С.Э.; Маркарьян, Э.А. и др. Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ. Практикум; Ростов-на-Дону: МарТ; Издание 3-е, перераб. и доп. - Москва, 2011. - 160 c. 9. Казакова, Н. А. Управленческий анализ. Комплексный анализ и диагностика предпринимательской деятельности; Инфра-М - , 2013. - 272 c. 10. Киселева, О. В., Макеева, Ф. С. Инвестиционный анализ; КноРус - Москва, 2010. - 208 c. 11. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности; М.: Финансы и статистика; Издание 2-е, перераб. и доп. - Москва, 2012. - 512 c. 12. Колмыкова, Т. С. Инвестиционный анализ; Инфра-М - , 2011. - 208 c. 13. Корчагин, Ю. А., Маличенко И. П. Инвестиции и инвестиционный анализ; Феникс - Москва, 2010. - 608 c. 14. Кравченко, Н. А. Инвестиционный анализ; Дело - Москва, 2013. - 264 c.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (505)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |