Направления деятельности ПМПК
I. Комплектование специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии. II. Консультирование родителей и педагогов. III. Коррекционная работа с детьми. 13. Особенности психофизического развития детей с врожденной умственной отсталостью. Степени выраженности дефекта при олигофрении. Коррекционно-педагогическая работа с умственно отсталыми детьми.
Умственная отсталость в отечественной детской психиатрии и клинической психологии рассматривается как группа состояний общего психического недоразвития, различных по этиологии (причинам возникновения) и клиническим проявлениям. - стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения ЦНС (в первую очередь коры головного мозга) в пренатальном, интранатальном или раннем постнатальном периоде. Наряду с недоразвитием различных сторон мышления, лица даже с легкой умственной отсталостью обнаруживают дефицит других психических функций, слабость познавательной активности и волевой регуляции поведения. Так, Корсаков С.С. (1957 г.) подчеркивал, что недостаточность «направляющей силы ума» этих лиц отражается на особенностях их эмоционально-волевой сферы, прежде всего на ограниченности высших эмоций — эстетических, нравственных, интеллектуальных, сочетающихся с отсутствием устойчивой мотивации поведения, с её большой зависимостью от внешних, случайных влияний среды и неспособностью самостоятельно подавлять инстинктивно возникающие низшие потребности и влечения. Признаки недоразвития проявляются и в психомоторике: недостаточной координированности движений и их угловатости, особенно в недоразвитии мимики и тонких движений кисти. Общее недоразвитие психики этих детей нередко сочетается с различными видами микроочаговой симптоматики в виде лёгкой асимметрии иннервации и нарушений мышечного тонуса, с признаками церебрально-эндокринной недостаточности, лёгкими аномалиями развития со стороны строения черепа, ушных раковин, челюстей, зубов, расположения глаз, внутренних органов и т.п. Олигофрения делится на три группы: дебильность, имбецильность и идиотию. Дебильность – наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы не позволяют детям с такой степенью умственной отсталости овладеть программой общеобразовательной школы. Умственная отсталость в степени дебильности часто сочетается с нарушением фонематического слуха, что влечет за собой общее недоразвитие речи. Отсутствие умения устанавливать адекватные причинно-следственные отношения приводит к серьезным затруднениям в решении даже простых арифметических задач. Соматические нарушения, общая физическая ослабленность, нарушения тонкой моторики, свойственные большинству детей с умственной отсталостью в степени дебильности, а также особенности эмоционально-волевой сферы, системы побудительных мотивов, характера и поведения, в значительной степени ограничивают круг их последующей профессионально-трудовой деятельности.
Имбецильность является более тяжелой по сравнению с дебильностью степенью умственной отсталости. Дети этой категории обладают определенными возможностями овладения речью, усвоения отдельных несложных трудовых навыков. Однако их словарный запас крайне беден. Наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы делает часть этих детей практически не обучаемыми даже во вспомогательной школе. В правовом отношении эти дети, так же как и дети с идиотией, являются недееспособными, и над ними устанавливается опека родителей или лиц, их заменяющих. Идиотия –самая тяжелая степень умственной отсталости. У детей с идиотией практически отсутствует речь, они не узнают окружающих, выражение лица бессмысленное, внимание почти ничем не привлекается. Отмечается резкое снижение всех видов чувствительности. Если начинают ходить, то очень поздно, движения при этом плохо координированы. На чужую мимику и жестикуляцию не реагируют. Они неопрятны в естественных отправлениях и неспособны к самообслуживанию. Иногда наблюдаются стереотипные движения. Дети с диагнозом идиотия не подлежат обучению и являются недееспособными. Коррекционно-развивающая деятельность в учебном процессе строится и с учетом понятий темп психического развития и темп усвоения. Речь идет о скорости и интенсивности развития и усвоения, степени быстроты выполнения заданий. Наблюдения показывают, что школьники компенсирующих классов обнаруживают невысокий или даже низкий темп умственного развития и усвоения материала. Одной из специфических закономерностей аномального развития психики являются особые взаимоотношения ребенка с окружающей средой, и прежде всего с людьми. Причем при интеллектуальной недостаточности эти взаимоотношения редко бывают благоприятными, что существенно затрудняет коррекционную работу и в конечном итоге адаптацию детей данной категории в обществе. Среди причин неблагоприятного взаимоотношения умственно отсталых учащихся с окружающими называют и недостаточно глубокое понимание обществом проблемы интеллектуальной недостаточности, и наличие у школьников целого ряда дефектов психики, многие из которых необратимы. Кроме того, при подготовке учащихся коррек-ционно-образовательных учреждений к самостоятельной жизни слабо используются компенсаторные возможности их психики, которые, по мнению Л.С.Выготского, тесно связаны с эмоциональным началом. Когда ребенок с интеллектуальной недостаточностью осознает трудность и имеет ярко выраженное желание ее преодолеть, он становится более восприимчивым к кор-рекционной помощи.
Дети с приобретенным слабоумием. Характерные признаки деменции. Нервно-психические нарушения при органическом поражении ЦНС. Лечебно-педагогическая помощь детям с поврежденным психическим развитием.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |