Различают две основных формы оппортунистического поведения
Первая носит название морального риска. «Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно». Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода - отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору. Вторая форма оппортунистического поведения - вымогательство. Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда «вымогательство» остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями (Самая радикальная форма защиты от вымогательства - превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий).
Теория трансакционных издержек позволила по-новому взглянуть на логику функционирования предприятия (фирмы). Фирма стала рассматриваться как сеть контрактов между собственниками ресурсов (факторов производства). А смысл ее существования объясняется тем, что образование фирмы дает экономию на общих издержках путем трансформации трансакционных издержек независимых агентов на открытом рынке в организационные (управленческие) внутри фирмы.
В условиях рыночной экономики, где субъекты обособлены друг от друга, предпосылкой обмена выступает принадлежность благ агентам экономических отношений. Именно собственник, вступая в рыночные отношения, определяет, как и на каких условиях экономическое благо будет передано другому лицу, то есть, что является объектом передачи: права пользования, владения, распоряжения, управления и т.д. Сбор необходимых данных о правомочиях продавца входит в издержки поиска информации и ведения переговоров. Полное право собственника обычно включает целый набор прав:владения, пользования, распоряжения, управления, право на доход, на капитальную стоимость блага, на безопасность, на переход блага по наследству, запрещение вредного использования, ответственность в виде взыскания и др. Наибольшее распространение получила двухуровневая структура трансакционных издержек. Трансакционные издержки подразделяют на следующие виды: - затраты, связанные со сменой стоимости; - затраты, связанные с обменом прав собственности; - затраты по организации фирмы. В свою очередь составными элементами каждого вида затрат считают: 1. Издержки поиска информации. Они складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для сбора сведений о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, качественных характеристиках товаров и услуг. Сюда же относятся потери, связанные с неполной информацией. 2. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. 3. Издержки измерения результатов. 4. Издержки, связанные с осуществлением контроля соблюдения условий договоров. Сюда же относятся издержки оппортунистического поведения (потери, обусловленные несоблюдением условий договоров). 5. Издержки спецификации и защиты прав собственности. К ним относятся судебные расходы, необходимые для восстановления нарушенных прав, а также потери, возникшие вследствие ненадежной защиты. 6. Маркетинговые и рекламные затраты. Удельный вес трансакционных издержек особенно велик в обществе, где права собственности слабо определены. Такие условия характерны для постсоциалистических стран, переходящих к развитой рыночной экономике. Недостаточно развитая правовая сторона рыночных отношений создает благоприятные условия для жульничества, обмана, искажения информации о потребительских свойствах товаров и их реальной ценности. Однако и в развитом обществе проблема минимизации трансакционных издержек актуальна. Снижать трансакционные издержки можно, как полагают институционалисты, путем создания и совершенствования необходимых институтов. Именно они позволяют обеспечивать бесперебойную работу механизма рынка, совершенствовать и развивать формы взаимодействия субъектов экономики. Речь идет о дальнейшем совершенствовании юридических норм, укреплении этического фундамента, честности и ответственности. Все это способствует совершенствованию инфраструктуры рынка и экономичному способу защиты интересов всех и каждого. Постоянные и переменные трансакционные издержки: o Постоянные трансакционные издержки - специфические инвестиции в создание данного институционального устройства. o Переменные трансакционные издержки- издержки, величина которых зависит от количества сделок или их объема. o Экономия от масштаба: по мере того, как объем выпуска в трансакционном секторе увеличивается, удельные издержки на одну сделку падают.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |