Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Под речью мы понимаем не только говорение, но и аудирование, чтение, письмо



2016-01-26 376 Обсуждений (0)
Под речью мы понимаем не только говорение, но и аудирование, чтение, письмо 0.00 из 5.00 0 оценок




АУДИРОВАНИЕ– сложный ВРД, который связан и с физиологическими и психофизиологическими характеристиками. Это процесс получения информации по слуховому каналу. Это сложная перцептивная (процесс восприятия какого-либо текста любого характера в тех или иных условиях) мыслительно-мнемическая деятельность, рецептивный вид деятельности.

А – восприятие и понимание речи на слух в момент ёе порождения.

Главная цель – понимание содержания сообщения + соотнесение со значением.

В процессе аудирования человек удерживает в памяти какие-то слова, фразы → хорошо должна быть развита память (краткосрочная и долгосрочная).

Виды памяти тоже разные и у всех разные виды. Дети лучше работают на слуховой памяти, потом на зрительной. В младших классах – заучивание!!!! → развивает память!

Аудирование связано с мышлением. Это интеллектуальная деятельность, мы пытаемся воспринять, понять информацию. Восприятие происходит на различных уровнях. Сначала овладеваем на уровне отдельных слов → на уровне отдельных сочетаний → на уровне предложений → на уровне содержания → на уровне смысла. ВЫСШИЙ уровень – понимание содержания! Пример: сарказм, ироническое высказывание, с точки зрения содержания «+», а с точки зрения смысла «-».

Есть свойство мышления – механизм опережающего отражения. По сути – это механизм в соответствие с которым мы можем все время прогнозировать какие-то события (в том числе и языковые события)

При обучении рецептивным ВДР мы можем говорить о вероятностном прогнозировании. (когда информация по бегущей строке идет медленно, то мы воспринимаем с полуслова = о слога до фразы). От скорости подачи информации зависит восприятие.

Условия/факторы, влияющие на аудирование\ ТРУДНОСТИ ПРИ А.:

Экстралингвистические (условия аудирования):

-темп речи (130-150 слов/мин)

- дикция (отчетливость, без дефектов)

- голос (предпочитаем более низкие голоса)

- обращенность речи (лицом к аудитории)

- наличие посторонних помех

Лингвистические (качественная сторона самого аудиотекста) - присутствуют на фонетическом,лингвистическом и грамматическом уровне.

Фонетический: - отсутствие четких границ между буквами, словами (I scream – ice-cream);

- наличие фонем, которых нет в РЯ или похожих;

- различие в написании и произношении (bought);

- трудность различения на слух (men-man);

- знакомые слова меняют звучание при ассимиляции;

- другая интонация.

Лексический: - наличие паронимов (quite-quiet);

- наличие омофонов;

- слова, выражающие парные понятия (she-he);

- цифры, даты;

- имена собственные, географические названия;

- идиомы.

Грамматический: - удаленность друг от друга связанных по смыслу элементов (глаголов),

- наличие морфологично-омонимичных форм (разные части речи совпадают по

форме: прил. и нар.)

- омонимичные суффиксы и флексии

- омографы (present - presEnt)

- служебные слова

- новые грамматические конструкции

Также влияют развитость слуха, памяти, развитость лексико-грамматических навыков.

Скорость речи = скорости восприятия!

Текст, отягощенный терминологией, редко употребляемой лексикой, сложно-употребимыми конструкциями – ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО воспринимаются на слух!

Легче воспринимается фабульный текст с простым и ясным содержанием, с легко прослеживаемыми лексико-грамматическими связями. Труднее – описательный.

С самого начала целесообразно включать монологическую и диалогическую речь, так как они включают различную специфику.

Учитывая возможности оперативной памяти, перегрузка реалиями, цифровыми данными, названиями – отягощают восприятие!

Размер текста зависит от этапа обучения. Начинать с небольших, постепенно увеличивать . продолжительность звучания: несколько секунд→ минута →…

Нач. этап: 3-6 предложений в теч. 1 мин.

Средний – 10-15 пр. в 2-3 мин.

Старший – 20-25 пр. в 2-5 мин.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО КАЧЕСТВЕННО-АДЕКВАТНОГО АУДИРОВАНИЯ.

1. Сформированность лексических, грамматических, фонетических навыков, то есть высокий уровень автоматизированности и узнаваемости всех видов языковых явлений в их совокупности и связи со слуха.

2. Наличие страноведческих знаний в самом широком смысле, знание реалии ИЯ

3. Сформированность навыков/умений переработки содержательной стороны сообщения. Как быстро человек может обработать, проанализировать, обобщить, сгруппировать и т.п.

В обучения ИЯ эти 2 условия тесно связаны между собой, так как они могут мешать/препятствовать обработке. У взрослого человека обработка сообщения затруднена, если средства неизвестны (средства языка неизвестны) → неправильная интерпретация поступившей информации.

Главная причина затруднения обработки у взрослых – средства и актуальность задачи.

В детской/подростковой аудитории также остро стоит вопрос затруднения переработки информации, так как они не обладают развитыми умениями переработки. Пересказывают всё подряд, не систематично!

К основным умениям переработки информации можно отнести:

- выделение основной информации сообщения (Цезарь: пришел, увидел, победил.)

- определение основной/главной мысли сообщения (победил)

- разграничение основных смысловых кусков (кто пришел? Как пришел? С кем пришел? Как победил?)

- обобщение основной и второстепенной информации

- установление хронологии

- качественная оценка информации в целом и отдельным ее частям, событиям, фактам…

- вывод

Задачи в обучении аудированию;

1) всестороннее развитие индивидуальных возможностей, способностей обучаемых во всем, что касается психологических и психофизических аспектов (фонематический слух, память, прогностические возможности, быстрота реакции на речевой стимул, способность к обобщению, анализу, абстрагированию)

2) формирование лексических, грамматических, фонетических навыков → формирование автоматизма оперирования языковыми единицами.

3) Развитие умения обработки смысловой информации

Развитие фонематического слуха – обильное слушание, различение величины и оформления знаков, их дифференциация и идентификация на слух. При выполнении таких упражнений возможно невербельная реакция (поднимите руку, когда услышите..), возможна и вербальная (повтори! – способствуе прочтению текста)

Развитие памяти – заучивание наизусть; упражнения, направленные на удержание в памяти постепенно увелич. кол-ва слов, предметов и фактов (snowball).

Развитие реакции – вербальная (отметьте, что было названо и воспроизведите)

- невербальная (отберите, что было названо)

Развитие вероятностного прогнозирования – упражнения, которые дополняют, продолжают начатые слова, предложения, фразы…

Процедура работы с аудиотекстом. Проверка понимания.

Преподаватель сам должен четко знать все лексико-грамматические средства этого текста, которые он предлагает и понимать какие из них будут непонятными для аудитории. (вынеси на доску даты, названия…)

Результатом предварительной работы должно быть определение того, какие лингвистические трудности надо снять до предъявления текста, обработать их в предворяющих упражнениях, дать комментарии или объяснения.

Процедура работы с аудиотекстом распадается на 3 этапа:

1. предтекстовая работа (снятие лингвистические и лексико-грамматичсеские трудности, дать все необходимые дотекстовые комментарии – даем установку на аудирование)

2. прослушивание текста (осуществляется 1 раз, как правило, потом следует проверка. Если был предварительный вопрос, его и надо задать первым. Если текст большой, то можно прослушать 2-3 раза.)

3. проверка понимания услышанного + работа с содержательной стороной текста. (проверяем не говорение, а понимание!)

Необходимы аудитивные навыки: речевые действия в основе кот. лежат слух и семантические связи языковых явлений.

В рамках обучения А –

1) цель обучения (допускает многократное прослушивание одного и того же явления )

2) средство обуч. (умение понимать речь на слух по одноразовому ее применению)

Слушание и понимание обеспечиваются механизмами кратковременной (помогает удерживать информацию в пределах действия) и долговременной памятью (хранит стереотипы), механизмами осмысления (превращение словесной информации в образную) и вероятностного прогнозирования (позволяют предугадать мысль собеседника и его поведение).

Особенности А:

- Быстрая реакция

- Тренировка слуха на восприятие

- Умение апеллировать стереотипным отношением

Требования к текстам для А:

- Соотв. возрасту обучающих

- Должны содержать определенную проблематику или сюжет

- Логичное построение

- Написание от 1 лица

- Отсутствие изобилия цифр

- Динамичный

- Не должно быть длинных фраз

- На 3 мин. звуч. текста должно быть 3-4 незнакомых слова

Большую роль играют опоры: заголовки, схемы, рисунки, цифры, даты, имена собственные, географич. названия.

Контроль навыков аудирования:

Проверка общего понимания:

- Тесты

- Вопросы

- Пересказ

- True\false

Проверка общего понимания:

- Заполнение пропусков

- Ответы на вопросы

- Составление диалогов

- Пересказ

Упражнения:

Подготовительные (направлены на преодоление отдельных трудностей, на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, СС, интонационного отрезка, грамматич.форм)-прослушайте и поднимите руку, если услышали звук, услышали вопрос, прослушайте и выберите и т.д.

Речевые (управляемая речевая деятельность , выполняются на уровне законченного развёрнутого текста) – прослушать и понять, озаглавить прослушанное, разбить текст на смысловые куски, выделить ключевые слова, передать содержание на родном языке.

Прослушайте начало слова, СС и т.д. и продолжите /закончите.

Работа с текстом:

1. предварительный-инструктаж и задания: прослушать и озаглавить, прослушать и быть готовым ответить на вопросы, прослушать и понять общее содержание

2. Процесс восприятия текста

3. контроль понимания. Упр. : подтвердить или опровергнуть, подобрать иллюстрацию, упорядочить пункты плана, тест множественного выбора, тест- восстановление (заполнить пропуски), заголовок

 



2016-01-26 376 Обсуждений (0)
Под речью мы понимаем не только говорение, но и аудирование, чтение, письмо 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Под речью мы понимаем не только говорение, но и аудирование, чтение, письмо

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)