Под речью мы понимаем не только говорение, но и аудирование, чтение, письмо
АУДИРОВАНИЕ– сложный ВРД, который связан и с физиологическими и психофизиологическими характеристиками. Это процесс получения информации по слуховому каналу. Это сложная перцептивная (процесс восприятия какого-либо текста любого характера в тех или иных условиях) мыслительно-мнемическая деятельность, рецептивный вид деятельности. А – восприятие и понимание речи на слух в момент ёе порождения. Главная цель – понимание содержания сообщения + соотнесение со значением. В процессе аудирования человек удерживает в памяти какие-то слова, фразы → хорошо должна быть развита память (краткосрочная и долгосрочная). Виды памяти тоже разные и у всех разные виды. Дети лучше работают на слуховой памяти, потом на зрительной. В младших классах – заучивание!!!! → развивает память! Аудирование связано с мышлением. Это интеллектуальная деятельность, мы пытаемся воспринять, понять информацию. Восприятие происходит на различных уровнях. Сначала овладеваем на уровне отдельных слов → на уровне отдельных сочетаний → на уровне предложений → на уровне содержания → на уровне смысла. ВЫСШИЙ уровень – понимание содержания! Пример: сарказм, ироническое высказывание, с точки зрения содержания «+», а с точки зрения смысла «-». Есть свойство мышления – механизм опережающего отражения. По сути – это механизм в соответствие с которым мы можем все время прогнозировать какие-то события (в том числе и языковые события) При обучении рецептивным ВДР мы можем говорить о вероятностном прогнозировании. (когда информация по бегущей строке идет медленно, то мы воспринимаем с полуслова = о слога до фразы). От скорости подачи информации зависит восприятие. Условия/факторы, влияющие на аудирование\ ТРУДНОСТИ ПРИ А.: Экстралингвистические (условия аудирования): -темп речи (130-150 слов/мин) - дикция (отчетливость, без дефектов) - голос (предпочитаем более низкие голоса) - обращенность речи (лицом к аудитории) - наличие посторонних помех Лингвистические (качественная сторона самого аудиотекста) - присутствуют на фонетическом,лингвистическом и грамматическом уровне. Фонетический: - отсутствие четких границ между буквами, словами (I scream – ice-cream); - наличие фонем, которых нет в РЯ или похожих; - различие в написании и произношении (bought); - трудность различения на слух (men-man); - знакомые слова меняют звучание при ассимиляции; - другая интонация. Лексический: - наличие паронимов (quite-quiet); - наличие омофонов; - слова, выражающие парные понятия (she-he); - цифры, даты; - имена собственные, географические названия; - идиомы. Грамматический: - удаленность друг от друга связанных по смыслу элементов (глаголов), - наличие морфологично-омонимичных форм (разные части речи совпадают по форме: прил. и нар.) - омонимичные суффиксы и флексии - омографы (present - presEnt) - служебные слова - новые грамматические конструкции Также влияют развитость слуха, памяти, развитость лексико-грамматических навыков. Скорость речи = скорости восприятия! Текст, отягощенный терминологией, редко употребляемой лексикой, сложно-употребимыми конструкциями – ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО воспринимаются на слух! Легче воспринимается фабульный текст с простым и ясным содержанием, с легко прослеживаемыми лексико-грамматическими связями. Труднее – описательный. С самого начала целесообразно включать монологическую и диалогическую речь, так как они включают различную специфику. Учитывая возможности оперативной памяти, перегрузка реалиями, цифровыми данными, названиями – отягощают восприятие! Размер текста зависит от этапа обучения. Начинать с небольших, постепенно увеличивать . продолжительность звучания: несколько секунд→ минута →… Нач. этап: 3-6 предложений в теч. 1 мин. Средний – 10-15 пр. в 2-3 мин. Старший – 20-25 пр. в 2-5 мин. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО КАЧЕСТВЕННО-АДЕКВАТНОГО АУДИРОВАНИЯ. 1. Сформированность лексических, грамматических, фонетических навыков, то есть высокий уровень автоматизированности и узнаваемости всех видов языковых явлений в их совокупности и связи со слуха. 2. Наличие страноведческих знаний в самом широком смысле, знание реалии ИЯ 3. Сформированность навыков/умений переработки содержательной стороны сообщения. Как быстро человек может обработать, проанализировать, обобщить, сгруппировать и т.п. В обучения ИЯ эти 2 условия тесно связаны между собой, так как они могут мешать/препятствовать обработке. У взрослого человека обработка сообщения затруднена, если средства неизвестны (средства языка неизвестны) → неправильная интерпретация поступившей информации. Главная причина затруднения обработки у взрослых – средства и актуальность задачи. В детской/подростковой аудитории также остро стоит вопрос затруднения переработки информации, так как они не обладают развитыми умениями переработки. Пересказывают всё подряд, не систематично! К основным умениям переработки информации можно отнести: - выделение основной информации сообщения (Цезарь: пришел, увидел, победил.) - определение основной/главной мысли сообщения (победил) - разграничение основных смысловых кусков (кто пришел? Как пришел? С кем пришел? Как победил?) - обобщение основной и второстепенной информации - установление хронологии - качественная оценка информации в целом и отдельным ее частям, событиям, фактам… - вывод Задачи в обучении аудированию; 1) всестороннее развитие индивидуальных возможностей, способностей обучаемых во всем, что касается психологических и психофизических аспектов (фонематический слух, память, прогностические возможности, быстрота реакции на речевой стимул, способность к обобщению, анализу, абстрагированию) 2) формирование лексических, грамматических, фонетических навыков → формирование автоматизма оперирования языковыми единицами. 3) Развитие умения обработки смысловой информации Развитие фонематического слуха – обильное слушание, различение величины и оформления знаков, их дифференциация и идентификация на слух. При выполнении таких упражнений возможно невербельная реакция (поднимите руку, когда услышите..), возможна и вербальная (повтори! – способствуе прочтению текста) Развитие памяти – заучивание наизусть; упражнения, направленные на удержание в памяти постепенно увелич. кол-ва слов, предметов и фактов (snowball). Развитие реакции – вербальная (отметьте, что было названо и воспроизведите) - невербальная (отберите, что было названо) Развитие вероятностного прогнозирования – упражнения, которые дополняют, продолжают начатые слова, предложения, фразы… Процедура работы с аудиотекстом. Проверка понимания. Преподаватель сам должен четко знать все лексико-грамматические средства этого текста, которые он предлагает и понимать какие из них будут непонятными для аудитории. (вынеси на доску даты, названия…) Результатом предварительной работы должно быть определение того, какие лингвистические трудности надо снять до предъявления текста, обработать их в предворяющих упражнениях, дать комментарии или объяснения. Процедура работы с аудиотекстом распадается на 3 этапа: 1. предтекстовая работа (снятие лингвистические и лексико-грамматичсеские трудности, дать все необходимые дотекстовые комментарии – даем установку на аудирование) 2. прослушивание текста (осуществляется 1 раз, как правило, потом следует проверка. Если был предварительный вопрос, его и надо задать первым. Если текст большой, то можно прослушать 2-3 раза.) 3. проверка понимания услышанного + работа с содержательной стороной текста. (проверяем не говорение, а понимание!) Необходимы аудитивные навыки: речевые действия в основе кот. лежат слух и семантические связи языковых явлений. В рамках обучения А – 1) цель обучения (допускает многократное прослушивание одного и того же явления ) 2) средство обуч. (умение понимать речь на слух по одноразовому ее применению) Слушание и понимание обеспечиваются механизмами кратковременной (помогает удерживать информацию в пределах действия) и долговременной памятью (хранит стереотипы), механизмами осмысления (превращение словесной информации в образную) и вероятностного прогнозирования (позволяют предугадать мысль собеседника и его поведение). Особенности А: - Быстрая реакция - Тренировка слуха на восприятие - Умение апеллировать стереотипным отношением Требования к текстам для А: - Соотв. возрасту обучающих - Должны содержать определенную проблематику или сюжет - Логичное построение - Написание от 1 лица - Отсутствие изобилия цифр - Динамичный - Не должно быть длинных фраз - На 3 мин. звуч. текста должно быть 3-4 незнакомых слова Большую роль играют опоры: заголовки, схемы, рисунки, цифры, даты, имена собственные, географич. названия. Контроль навыков аудирования: Проверка общего понимания: - Тесты - Вопросы - Пересказ - True\false Проверка общего понимания: - Заполнение пропусков - Ответы на вопросы - Составление диалогов - Пересказ Упражнения: Подготовительные (направлены на преодоление отдельных трудностей, на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, СС, интонационного отрезка, грамматич.форм)-прослушайте и поднимите руку, если услышали звук, услышали вопрос, прослушайте и выберите и т.д. Речевые (управляемая речевая деятельность , выполняются на уровне законченного развёрнутого текста) – прослушать и понять, озаглавить прослушанное, разбить текст на смысловые куски, выделить ключевые слова, передать содержание на родном языке. Прослушайте начало слова, СС и т.д. и продолжите /закончите. Работа с текстом: 1. предварительный-инструктаж и задания: прослушать и озаглавить, прослушать и быть готовым ответить на вопросы, прослушать и понять общее содержание 2. Процесс восприятия текста 3. контроль понимания. Упр. : подтвердить или опровергнуть, подобрать иллюстрацию, упорядочить пункты плана, тест множественного выбора, тест- восстановление (заполнить пропуски), заголовок
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |