Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Девиантное поведение детей и подростков. Его классификация. Причины и пути коррекционной работы учителя с девиантными подростками



2016-01-26 637 Обсуждений (0)
Девиантное поведение детей и подростков. Его классификация. Причины и пути коррекционной работы учителя с девиантными подростками 0.00 из 5.00 0 оценок




ü Термин «патологическое развитие личности» был предложен в 1910 г. Карлом Ясперсом для отграничения патологических состояний, связанных с особенностями личности и нестандартными социальными ситуациями, в которых эта личность оказывается (развитие личности) от изменений личности, вызванных болезненным процессом (собственно заболеванием).

ü Патохарактерологическое развитие личности- отличие от психопатий, является результатом неправильного воспитания в семье, длительного воздействия неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов, причем психогенный фактор является основным.

ü Патохарактерологическим формированием личности у де­тей и подростков мы называем психогенное патологическое формирова­ние личности, связанное с хронической психотравмирующей ситуацией в микросреде и неправильным воспитанием.

ü Развитие личности патохарактерологическое– вариант патологического развития личности, ведущего к формированию «краевой» (то есть приобретённой психопатии, в первую очередь шизоидной).

***Например, в условиях постоянного подавления, унижения и частых наказаний формируются такие черты характера как застенчивость, нерешительность, робость, неуверенность в себе. Иногда в ответ на постоянную грубость, черствость, побои (в семьях алкоголиков) также появляется возбудимость, взрывчатость с агрессивностью, выражающие психологически защитную реакцию протеста. Если ребенок растет в обстановке чрезмерного обожания, когда исполняются все его желания и прихоти, то формируются такие черты истерической личности, как эгоизм, демонстративность, самовлюбленность, эмоциональная неустойчивость при отсутствии инициативы и целевых установок в жизни.

Имеются два основных психогенных механизма патохарактерологического развития:

· закрепление личностных реакций (протеста, отказа, гиперкомпенсации, имитации и других ха­рактерологических и патохарактерологических реакций), возникших в ответ на психотравмирующие воздействия;

· прямое стимулирование неправильным воспитанием тех или иных нежелательных черт характера (например, возбудимости, слабости выдержки, робости и т. п.).

В зависимости от особенностей названных психогенных факторов, а также индивидуальных психических свойств (темперамента, психомоторики, элементов формирующегося характера и т. д.) происходит закрепление отклонений харак­тера, постепенно складывающихся в определенное сочетание, которое условно может быть названо «патохарактерологическим синдромом». Особенности последнего определяют вари­ант патохарактерологического формирования личности.

Выделяют 4 основные варианта: аффективно возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый. Каждый из этих вариантов связан с определенными особенностями неблагоприятной среды.

Аффективно возбудимый вариант патохарактерологического формирования личности обусловлен воздействиями неблагоприятной среды: длительные конфликтные ситуации, алкоголизм родителей, ссоры, агрессивность членов семьи по отношению друг к другу. В таких семьях у ребенка развиваются черты аффективной взрывчатости, склонность к разрядке раздражения, гнева, повышенная готовность к конфликтам. Эти черты формируются или как имитация аналогичного поведения взрослых, или как закрепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности.

Тормозимыйвариант патологического развития личности (F60.7) чаще формируется в условиях такого типа гиперопеки, при котором авторитарность, деспотичность воспитания подавляют в ребенке самостоятельность, инициативность, делая его робким, застенчивым, обидчивым, а в дальнейшем — пассивным и неуверенным в себе. К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-психологической структуре близко так называемое невротическое формирование личности, возникающее в тех случаях, когда длительная психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и к формированию таких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к беспокойству и тревоге.

Истероидный вариант патологического развития личности чаще наблюдается у девочек и возникает в семьях, где ребенок воспитывается в изнеженной обстановке в условиях гиперопеки, неправомерно завышенной оценки его внешности и способностей (воспитание по типу «кумира семьи»). Проявляется демонстративностью, стремлением привлекать к себе внимание, эгоистиче­ской установкой. В препубертатном и пубертатном возрасте появляется склонность к истерическим реакциям в ответ на различные психотравмирующие ситуации, неудачи. Дополнительную роль в формировании истероидных черт поведения может играть также имитация таких форм поведения родителей, как стремление к показ­ному, демонстративность, театральность.

При патохарактерологическом формировании личности с преобладанием неустойчивости на передний план с возрастом все более выступают такие черты, как отсутствие волевых задержек, зависимость поведения от минутных желаний и влечений, повышенная подчиняемость постороннему влия­нию, неумение и нежелание преодолевать малейшие трудно­сти, отсутствие навыка и интереса к труду. Эти черты и осо­бенности поведения, свойственные в норме детям младшего возраста, в случае выраженности их у детей среднего школь­ного возраста и подростков свидетельствуют о задержке со­зревания личности, о личностной незрелости. Сохранение черт эмоционально-волевой неустойчивости у детей более старше­го возраста и подростков связано в этих случаях с непра­вильным воспитанием по типу «оранжерейного воспитания». Ребенка с раннего детства огражда­ют от самостоятельного преодоления трудностей, не привива­ют ему таких волевых качеств, как усидчивость, настойчи­вость в достижении цели, умение подавлять минутные же­лания, выполняют за ребенка все его обязанности (например, уборку постели, уход за личными вещами, приготовле­ние уроков), не привлекают его к участию в домашних рабо­тах и других видах трудовой деятельности, а в некоторых случаях кормят и одевают вплоть до 10—12-летнего возраста.

Патохарактерологическое развитие личности может привести к формированию «краевой» (то есть приобретённой) психопатии.

Психогенные поведенческие реакциизанимают краевое положение между болезнью и психическим здоровьем. Они могут быть как вариантами нормального гюведения, так и патологическими, в частности скрывающими более тяжелые аффективные расстройства. Характерными особенностями психогенных поведенческих реакций являются обусловленность определенными обстоятельствами и ситуациями, отчетливая возрастная специфика, кратковременность. Наиболее часто выделяют реакции эмансипации, группирования со сверстниками, имитации, оппозиции или протеста, отказа, компенсации, гиперкомпенсации и др.

Реакция эмансипациипроявляется в стремлении к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых, стремлении делать все наперекор родителям.

Реакция группирования со сверстниками отражает этап в развитии ребенка, приходящийся на возраст 8-12 лет, для которого характерно групповое существование - «нахождение в системе». Группирование обычно происходит по интересам (спорт, компьютерные игры, музыка, туризм и др.), но объединяющими в некоторых группах могут быть маргинальные культовые идеи, например сатанизм, или асоциальные формы поведения.

Реакции имитации проявляются в подражании в поведении определенному лицу, литературному или кинематографическому герою, лидерам подростковых компаний, кумирам молодежной моды. Отрицательная реакция имитации может проявляться в том, что все поведение подростка строится как противоположное определенному, значимому для него лицу. В некоторых случаях подобные реакции могут иметь позитивное влияние на формирующуюся личность. Например, в противопоставление грубому отцу, пьющему и устраивающему постоянные скандалы, подросток вырабатывает сдержанность, доброжелательность, заботится о близких и т.д.

Реакции оппозиции (протеста) возникают при предъявлении ребенку или подростку чрезмерных требований (например, хорошо учиться, если ребенок при этом испытывает серьезные затруднения) или в результате утраты им привычного внимания и заботы со стороны близких, особенно матери. Проявления этих реакций различны. Активные формы протеста выражаются непослушанием, дерзостью, агрессивным поведением, включающим акты вандализма. Пассивные реакции протеста могут проявляться отказом от еды, мутизмом, уходами из дома, прогулами школьных занятий.

Реакции отказа наблюдаются у детей при внезапном отрыве от матери, семьи, помещении в детское учреждение. Проявляются такие реакции подавленностью, отказом от контактов, игр, иногда от пищи. У подростков такие реакции наблюдаются редко и свидетельствуют о выраженном инфантилизме.

Реакции компенсациии гиперкомпенсации заключаются в том, что неудачи в одной области подростки стремятся компенсировать в другой. Например, физически слабый мальчик компенсирует свою неполноценность успехами в учебе и, наоборот, затруднения в учебе компенсируются определенными формами поведения, смелыми поступками, озорством и т.д.

 

Коррекция:

Разрушние отрицательного типа хар-ра: взрыв и реконструкция хар-ра.

Перестройка мотивационной сферы и самосознания.

Метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения.

 

 

Девиантное поведение детей и подростков. Его классификация.

 

В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм (В. В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.

Среди причин психологического и социального характера традиционно выделяют:

1) дефекты правового и нравственного сознания;

2) содержание потребностей личности;

3) особенности характера;

4) особенности эмоционально-волевой сферы.

Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ученые называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит.

 

Существует множество критериев классификации девиантного поведения:

1) тип нарушаемых норм (аморальное и противоправное поведение);

2) уровень и масштабность поведения (индивидуальные и массовые отклонения);

3) ориентированность на внешнюю среду и на себя;

4) целевая направленность.
По типу нарушаемых норм предлагается следующая классификация:

1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья.

2.Антисоциальное поведение.

3. Делинквентное поведение.

4. Криминальное поведение.


Классификация по целевой направленности:
1. Отклонения агрессивной направленности: действия, направленные против личности, насилие как средство достижения какой-либо цели; выгода, самоутверждение, ревность, насилие как самоцель.
2. Отклонения корыстной направленности (например, проституция, основной целью которой является получение материальной выгоды).
3. Отклонения социально-пассивного типа: выражаются в уклонениях от активной общественной жизни, своих обязанностей, в нежелании решать как личные, так и социальные проблемы.

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественныхместах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических,токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.

 

Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

— антидисциплинарное поведение; — асоциальное; — противоправное;

— аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая: — патологические; — непатологические девиации.

3) личностно-динамическая:— «реакции»; — «развития»; — «состояния»

? Антисоциальное ( делинквентное ) поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей (любые действия или бездействия, запрещенные законодательством).

Асоциальное поведение — поведение , уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм , непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений В подростковом возрасте - уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет ( беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование , татуировки). У детей - побеги их дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение.

Аутодеструктивное ( саморазрушительное поведение) — это поведение , отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности : суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами ), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение ( поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др .).

Причины и пути коррекционной работы учителя с девиантными подростками.

Наибольшую трудность в работе учителя и родители испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства. Серьезные затруднения связаны с такими проблемами, как воровство, наркомания, грубость в общении, особенно с употреблением ненормативной лексики, неадекватное сексуальное поведение, драки, участие в асоциальных группировках, ненависть к своим родителям, а также работа с родителями из так называемых неблагополучных семей.

Формы работы

При работе необходимо включение трудных детей в работу спортивных секций, музыкальных, танцевальных кружков и объединений по интересам, должны быть разработаны специальные меры по включению их в общественную жизнь, где они смогли бы проявить себя и свою инициативу. Однако те конкретные виды работ, которые под этим подразумеваются, вряд ли могут быть так охарактеризованы. Это участие в уборке класса, сельхозработах, ремонте мебели и школы, походы, работа в тренажерных залах. Эти формы деятельности стали уже традиционными много лет назад, и реорганизация их с тем, чтобы они стали привлекательными, особенно для девиантных детей, требует немалой изобретательности.

Во многих учебных заведениях проводятся диагностическое отслеживание состояния детей и подростков, выявление детей «группы риска», психологические консультации для детей и родителей, групповые занятия в форме тренингов, игр.

Менее распространенной формой является использование вариативных форм обучения -- классов коррекции, классов выравнивания, обучения по индивидуальным планам. Практически, к сожалению, не используется обучение «трудных детей» в разновозрастных группах, хотя, как показывают исследования, это весьма эффективный способ организации обучения именно для такой категории детей.

И, наконец, скорее исключением, нежели правилом, является создание групп взаимопомощи из самих подростков, широко используемых в зарубежных школах и имеющих большой эффект.

Если взять за основание средства, то можно выделить следующие педагогические формы воспитательно-профилактической работы: словесную, практическую, словесно-практическую.

 



2016-01-26 637 Обсуждений (0)
Девиантное поведение детей и подростков. Его классификация. Причины и пути коррекционной работы учителя с девиантными подростками 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Девиантное поведение детей и подростков. Его классификация. Причины и пути коррекционной работы учителя с девиантными подростками

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (637)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)