Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наука и экономика. Проблема государственного регулирования науки



2016-01-26 2834 Обсуждений (0)
Наука и экономика. Проблема государственного регулирования науки 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Взаимоотношения науки и экономики

2. Государственное регулирование науки

 

1. Отношения науки и экономики всегда представляли проблему. Наука не только энергоемкое, но в огромной степени и финансово затратное предприятие. Она требует огромных капиталовложений и не всегда является прибыльной. Взаимоотношения науки и экономики определяются влиянием, которые они оказывают друг на друга.

Влияние науки на экономику:

- наука, это важнейший инструмент интенсификации производства (новые материалы, оборудование, технологии и т. д.);

- внедрение наукоемких технологий способствует формированию нового мирового экономического порядка;

- на основе научного знания происходит научно-техническая революция с середины 20 века (новейшие технологии, ресурсосбережение, новые предметы труда)

Влияние экономики на науку:

- экономикой определяются приоритетные направления прикладных научных исследований;

- экономической целесообразностью определяются объемы финансирования науки.

Во взаимоотношениях науки и экономики прослеживается ряд проблем.

- слабый интерес бизнеса к фундаментальным исследованиям;

- ожидание быстрого экономического эффекта от научных разработок;

- производительность научной деятельности не всегда можно выразить в категориях стоимости;

- конфликты между интересами бизнеса и общечеловеческими ценностями (нацеленность бизнеса на быстрое извлечение прибыли в ущерб здоровью или жизни человека);

- невозможность четкого определения экономического эффекта от полученных научных достижений.

Также в реальном производственном процессе, существуют тормозящие механизмы, зависящие от человеческого фактора, либо от финансового обеспечения предприятия. Они направлены на сохранение и модификацию уже существующей технологии и препятствуют ее резкой смене и внедрению новейших научных разработок. Однако, прикладные науки, обслуживая производство, могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов. А фундаментальные науки напрямую связаны с объемом государственного бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ, которые утверждены государственными структурами. Практический выход фундаментальных исследований непредсказуем и не может быть гарантирован, непосредственно связан с его успешным технологическим применением.

Для спектра проблем, связанных с соотношением экономики и науки, важно подчеркнуть, что негативные последствия технократического развития (угроза ядерной и экологической катастроф, генная инженерия, клонирование и др.) подразделяются на природогенные и техногенные. К первым причисляют те, которые возникают в природных процессах, но являются отрица­тельными результатами технократического давления, нарушаю­щего природное равновесие, например, землетрясения, наводнения, снегопады, сход лавин и пр. Ко вторым относят явления, генерируемые человеко-машинными, техническими системами и имеющие тесную связь с ошибками в расчетах, планировании, проектировании. Это нарушение норм сейсмостойкости, строи­тельство на затопляемой территории, сброс вод в водохранилище и последующее за этим наводнение. Об отрицательном техногенном влиянии человека на среду обитания свидетельствует и разрушение почвенного покрова, и сокращение площади лесов, и уничтожение видов животных и растений. Подобная необдуманная, направленная на сиюминутную экономическую выгоду, эксплуатация природы грозит гибелью самому человеку. Реализация текущего экономического интереса делает инновационные проекты весьма конфликтными, основанными на противоестественных, сопротивляющихся природе решениях. Именно обоснованная экономическая стратегия в отношении технических наук нуждается в выверенных и точных ориентирах, учитывающих всю масштабность и остроту проблемы взаимодействия мира естественного и мира искусственного, экономики и наукоемких технологий, экспертизы и гуманитарного контроля.

2. Развитая наука, это всегда показатель силы государства. Современное состояние науки вызывает необходимость государственного регулирования темпов и последствий научно-технического развития, прикладных инженерных и технологических приложений и их гуманитарного контроля. Взаимоотношения науки и государства, так же определяется тем влиянием, которое они оказывают друг на друга.

Влияние государства на науку:

- политический аспект (финансирование фундаментальной науки для обеспечения последующего технологического прорыва государства; обеспечение науки военными заказами; создание положительного имиджа ученых государства; организация международных аспектов научной деятельности);

- управленческий аспект (планирование научной деятельности - статьи бюджета на науку; реформирование научных структур; обеспечение интеграции науки, производства и высшей школы; контроль за научной деятельностью).

- финансово-хозяйственный аспект (материально-техническое обеспечение научной деятельности - наукограды, технопарки; бюджетное финансирование и организация грантов).

Влияние науки на государство:

- наличие научных достижений обуславливают экономический и международный статус государства;

- поиск компромисса между деятельностью ученых согласно заказу, который определяет государство, осуществляющее финансирование и свободой научной деятельности, которую должен иметь ученый;

- привлечение научных работников к консультативной деятельности в процессе управления государством, когда в результате обсуждения составляются рекомендации, которые направляется в государственные структуры и на их основе принимаются или корректируются принятые решения.

На практике власть либо курирует науку, либо диктует ей свои властные приоритеты. С точки зрения государства наука должна служить делу просвещения, делать открытия и предоставлять перспективы для экономического роста и благосостояния народа. Вместе с тем наука имеет специфические цели и задачи, ученые придерживаются объективных позиций, для научного сообщества неприемлемо вмешательство в процесс познания. Следует учитывать различие фундаментальных и прикладных наук. Прикладные науки решают задачи, поставленные производственным процессом, способствуют изменению объектов в нужном для него направлении, и их автономия и независимость находятся в рамках целей производства. Фундаментальные науки направлены на изучение объективной реальности, отыскание истины и открытие законов. Они требуют огромных вложений, а отдача может наступить через десятилетия. Это нерентабельная отрасль, сопряженная с высокой степенью риска. Отсюда возникает проблема определения наиболее приоритетных сфер государственного финансирования.

Только дальновидность и нацеленность в будущее властных структур государства, позволяет преодолеть сиюминутную экономическую выгоду и обеспечить достаточное финансирование фундаментальных наук. Ученые приходят к выводу о том, что если научная деятельность по производству фундаментальных знаний и их приложению будет приостановлена хотя бы на 50 лет, она никогда не сможет возродиться вновь. Подлинной целью государственной власти и государственного регулирования науки должно быть обеспечение роста научного потенциала страны, повышения культурного уровня граждан, технологического обеспечения обороноспособности и суверенитета государства.



2016-01-26 2834 Обсуждений (0)
Наука и экономика. Проблема государственного регулирования науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наука и экономика. Проблема государственного регулирования науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2834)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)