Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о персональной и социальной идентичности личности



2016-01-26 854 Обсуждений (0)
Понятие о персональной и социальной идентичности личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие о затрудненном общении. Психологические барьеры общения.

Андреева Раздел 2 Глава 7 стр.116-131

Затрудненное общение есть нарушение одного или нескольких механизмов и эффектов межличностной перцепции, описанных ниже, а также непосредственных перцептивных способностей субъекта восприятия.

Общение базируется на социальной перцепции=восприятии соц.объектов, а именно людей, соц.групп, соц.общностей. Факторы перцепции: 1)переменные — субъект восприятия описывает сам себя, 2) знакомство с объектом восприятия, 3) предыдущие отношения с с объектом восприятия(если вообще был фактор 2), 4)ситуационный — непосредственное общение.

 

МЕХАНИЗМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Идентификация: рациональное уподобление себя другим, наиболее простой механизм. Взаимосвязана с эмпатией=аффективное понимание — эмоциональное восприятие другого человека. Для обоих механизмов общее — умение ставить себя на место другого, однако во втором случае это лишь рассмотрение позиции другого(сочувствие), в первом — действительно встать на позицию другого, понять, почему эта позиция именно такая. Механизмы помогают понять другого и не помогают понять, как воспринимают меня другие.

Рефлексия как раз и справляется с этим недостатком. Концепция Дж.Холмса: при взаимодействии 2 человек следует рассматривать 6 сторон: 1)человек как он есть, 2) человек как он видит сам себя, 3) человек каким его видит партнер и то же для второго участника, то есть по три позиции у каждого. Успех общения зависит от того, насколько минимален разрыв между 1, 2 и 3 в одном человеке.

Каузальная атрибуция = процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует (пример — бабули у подъезда-наркоман что ли идет). Причина этого механизма — в желании интерпретировать поступки другого и восполнить информационную картину мира. Может основываться на хорошем знании моделей поведения человека, но в обыденности же на использовании моделей других людей(и даже себя), основанных на опыте. Мера и степень приписывания зависят от уникальности/типичности поступка и от социальной «желательности». Первое строится на ролевых моделях или же девиантном поведении, второе — на соответствии культурным и социальным нормам. Кроме того, важно, является ли субъект восприятия участником события или лишь наблюдателем, на этой основе Г.Келли выделил три типа атрибуции: личностная(причина приписывается совершающему поступок, субъекту), стимульная(причина приписывается объекту, на дкем совершают поступок), обстоятельственная(виноваты обстоятельства). Из последнего вытекает приписывание ответственности тому или иному фактору.

 

ЭФФЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Эффект установки — для незнакомцев. Эксперимент с фотографией убийцы - те, кому заранее сказали, что это убийца, находили черты убийцы, те, кому сказали, что это профессор, находили черты профессора.

Эффект ореола — тенденция переносить полученную благоприятную или не очень информацию о человеке на реальное его восприятие. Проще говоря, «плохой человек обладает исключительно плохими качествами и могут делать исключительно плохие поступки». Эксперимент с фотографиями девушек — при описании красоток они оказались искренними, любезными, уравновешенными, даже заботливые и прочие милости, при описании же явно некрасивых такие черты встречались гораздо реже. Эксперимент с детьми — две группы, «любимчики» и «середнячки». «Любимчки» намеренно делали ошибки в исполнении заданий, но учителя их все равно хвалили, «середнячки» же при честном исполнении заданий и меньшем количестве ошибок все равно карались больше(и жестче-ошибок ведь меньше).

Эффект первичности — ранее предъявленная информация преобладает над поздней. Эксперимент с интровертами — 4 группы, первой сказали, что на фотографии интроверт, второй сказали, что это экстраверт, третьей сначала-что интроверт и потом-что экстраверт и четвертой наоборот. При описании человека у первых двух групп проблем не было(эффект установки), у последних двух групп преобладали черты того, что было названо раньше — в третьей группе это интроверт и в четвертой это экстраверт. Эффект новизны — то же самое, но все наоборот. Первый эффект действует при взаимодействии с незнакомцем, второй — с уже знакомым человеком.

Стереотипизация — смотри вопрос 36.

 

 

Понятие о персональной и социальной идентичности личности.

Андреева Раздел 4 Глава 18 стр. 303-308

Социальная идентичность = 1)«каким образом человек вписывается в группу и осознает собственную принадлежность к ней», 2) оценка значимости своего бытия с точки зрения общества вместе с осознанием себя как элемента общества. Основатель вопроса — Уильям Джемс, он выделял два аспекта проблемы самотождественности: 1) личностная идентичность=все черты индивида, 2) социальная идентичность=все черты личности внутри соц.группы.

С.и. есть эмпирический факт и он подтверждается такими экспериментами, как тест Куна (20 ответов на вопрос кто я), такие ответы, как русский\иной, мужчина\женщина, студент\школьник встречаются часто а потому называются группой принадлежности. Эриксон установил, что с.и. формируется всю жизнь.

 

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Концепция Тэшфела: С.и. есть та часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе вместе с ценностями и эмоциональным значением, придаваемым этому членству.

Концепция Тернера(продолжение Тэшфела): индивид формирует для себя психологически группу посредством категоризации себя с другими.

Структура с.и.: когнитивный уровень(знание о принадлежности к группе), ценностный(позитивная или негативная оценка группы), и эмоциональный(принятие либо отвержение "своей" группы).

Множественная идентичность — членство в нескольких группах. Пока человек в группе, у него позитивное отношение к ней, иначе он уходит или переходит в другую. Переход обусловлен типом общества: в тоталитарном слишком сильна привязанность к группе, в демократическом же больше возможностей для перехода. Временная идентичность — сравнение предшествующих групп с нынешней и возможность планирования будущего в нынешней(Маркус и Нуриус).

 

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ

1. Можно ли оценивать взаимоотношения личности и группы, забывая, что в группа по факту состоит из личностей? Решение — просто приравнивать каждую личность к ценностям группы(иначе бы они в ней не состояли) и рассматривать вопрос как взаимоотношения личностЕЙ и группы.

2. Можно ли оценивать взаимоотношения личности и группы, забывая, что личность по факут состоит в множестве групп? Решение — рассмотрение систем групп, что и изучает дисциплина «Психология межгрупповых отношений», а это другой билет))).

Т.о. в будущем изучения с.и. будет основано на комбинировании социологии и дифференциальной психологии.


Майерс, Глава 2, пункт «Развитие социального Я», Глава 9, пункт «Социальная идентификация»

 

Я-концепция задает персональную(личные качества, как отличник или художник) и социальную принадлежность и позволяют определять, кто есть «мы», а кто «они». «Мы»-это и есть социальная идентичность. С ростом группы социальная идентичность, или самоотождествление себя с группой, снижается(канадец среди европейцев живет спокойнее, чем негростудент среди однокурсников).

Концепция Тернера(подробнее)
Этапы:

1. Категоризация — выделение групп по какой-то особенности(индус, водитель автобуса),

2. Идентификация — ассоциация себя с выделенными группами с целью получения выгоды в виде самооценки(формирование «мы»),

3. Сравнение — противопоставление другим группам(формирование «другие»).

 

 

Идентификация обозначает наиболее вероятную позитивную оценку своей группы, что не всегда объективно. Это — один из первоисточников конформизма, при этом в случае успеха группы самоотождествление себя с ней сильнее, чем в случае неудачи (победа сборной РФ по футболу=МЫ победили, поражение же=ОНИ проиграли) — фаворитизм. Он проявляется в виде 1)поддержки своих, 2) неподдержке других, 3) обоих чувств. Это порождает предрассудки, в т.ч. И на национальной почве-национализм. Кроме того, при учете нескольких групп человек может попытаться учесть сразу обе, даже трудносочетаемые (афроамериканец).



2016-01-26 854 Обсуждений (0)
Понятие о персональной и социальной идентичности личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о персональной и социальной идентичности личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (854)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)