Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и функции инноваций



2016-01-26 659 Обсуждений (0)
Сущность и функции инноваций 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 2.

Сущность, функции и классификация инноваций

 

1. Понятие инновации. Ее основные свойства.

2. Функции и классификация инноваций.

 

Сущность и функции инноваций

В современной экономической литературе отсутствует однозначное толкование инновации: существуют широкий и узкий подходы к ее определению.

В общем понимании (широкий подход) под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках данного подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение, которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее дей­ствовавшего, но устаревшего.

В узком смысле инновация – новое техническое решение, осуществленное на практике.

Официальные российские документы трактуют инновацию как конечный результат инновационной деятельности, реализо­ванной в виде нового или усовершенствованного технологиче­ского процесса, используемого в практической деятельности.

Следует отметить, что представление инновации в виде но­вой техники является, по мнению многих специалистов, некор­ректным, так как термин «новая техника» характеризует произ­водственную сферу, в то время как инновации охватывают все сферы деятельности общества: производственную, экономиче­скую, организационную, правовую, социальную.

Для системного описания инноваций в рыночных условиях в рамках организации экономического сотрудничества и разви­тия было разработано «Руководство Фраскати» («Предлагаемая стандартная практика для исследований и экспериментальных разработок»), последняя редакция которого принята в 1993 г. Документ содержит информацию по основным понятиям, отно­сящимся к научным разработкам, методику по измерению чис­ленности научного персонала и пр.

В 1992 г. в Осло приняты рекомендации по анализу техно­логических инноваций («Руководство Осло»), в соответствии с международными рекомендациями, иннова­цией является конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, либо в виде нового или усовершенствованного техноло­гического процесса, используемого в практической деятельности.

Итак, нововведением мы будем считать практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг.

Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды или, иначе говоря, получение коммерческой выгоды от практического ис­пользования.

Нововведения создаются для улучшения финансового состо­яния предприятия и получения выгоды: прямой («живые день­ги») и/или косвенной (долгосрочные конкурентные преимущества). В этом случае инициатор инновационного процесса при выборе направления разработки ориентируется на будущие высокие при­были от коммерческого использования инновации.

Новшество, разработанное, но не внедренное в практиче­ской деятельности, называется новацией.

В условиях рынка признаком инновации считается ее потре­бительская новизна. При этом продукция (услуга, метод и пр.) должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), а не обладать глобальной новизной (быть новой для всех).

Причина возникновения инноваций заключается в посто­янном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реаль­ным и желаемым состояниями.

В современных условиях к одному из побудительных моти­вов создания новшеств относится конкуренция на рынке, т.е. ин­новации связаны с рынком. Конкуренция стимулирует пред­приятия разрабатывать и внедрять новинки либо для удержа­ния своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмен­та и получения дополнительных конкурентных преимуществ (в зависимости от инновационной стратегии фирмы).

Практика. Снижение спроса на большегрузные автомобили яви­лось серьезной проблемой для ряда предприятий машиностроения. Однако данная тенденция была своевременно выявлена высшим менеджментом АО «ГАЗ»: здесь была разработана новая модель микрогрузовика («Газель»). Это позволило предприятию сохранить свою платежеспособность за счет освоения нового сегмента рынка.

Американский специалист в области управления Питер Дру-кер утверждал, что «нововведение — особый инструмент предпри­нимателей, средство, с помощью которого они используют изме­нения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг». Успех предпринимательства зависит от постоянного поиска идей для осуществления изменений внутреннего и внешнего характера.

Связь инновации с рынком является взаимообусловлен­ной, неудовлетворенный рыночный спрос стимулирует создание и внедрение новшества; в свою очередь, появление инновации на рынке изменяет соотношение спроса и предложения, фор­мирует новые рыночные сегменты, порождая новые рыночные потребности (рис. 1).

 

 
 

 


Рис.1 Взаимосвязь инновации с рынком

 

Инновация – продукт научно-технического прогресса.

Существенные новшества создаются на базе крупных научных открытий. Интеграция науки, техники и производства определя­ет предпосылки для возникновения и внедрения нововведений.

Подобное объединение стало возможным в XIX в. Ранее в те­чение почти 2000 лет наука не оказывала значительного влия­ния на производство. Со становлением капитализма процессы научно-технического развития активизировались, влияние науки на производство усилилось. В настоящий момент существует тесная связь между научной и производственной сферами. Это обусловлено тем, что в современных условиях устойчивый эко­номический рост достигается за счет ускорения процессов вне­дрения в хозяйственный механизм новых решений и обеспече­ния непрерывности инновационной деятельности.

Процесс создания и внедрения инноваций ориентирован на получение положительного эффекта, который выражается в виде конкурентных преимуществ, приобретаемых фирмой. При угрозе развития кризиса на предприятии своевременно предпри­нятые инновации могут позволить устранить возникшую опас­ность и предотвратить кризис.

Однако положительный эффект в инновационной деятель­ности не всегда достижим, поскольку нововведения являются специфическим продуктом. Эта специфика заключается в неопределенности, возникающей при практическом использовании новшества, особенно при выводе на рынок продуктовых ново­введений. Так, около 90% инноваций не воспринимаются рын­ком, поскольку существует масса факторов, влияющих на эф­фективность продвижения нововведения и затрудняющих про­гнозирование масштабов его распространения.

Практика. В 1950 г. фирма Sony выпустила ленточный маг­нитофон — техническое устройство с превосходными эксплуатаци­онными характеристиками. По прогнозам специалистов, покупате­ли должны были завалить фирму заказами. «Мы глубоко заблуж­дались, – говорил впоследствии Акио Морита, основатель и пре­зидент фирмы Sony. – Это было совсем не то, о чем думали люди, как о самом необходимом. Мы не могли его продать».

Таким образом, инновационная деятельность является обла­стью высоких рисков. По этой причине внедрению новой науко­емкой продукции на рынок должна предшествовать правильно организованная рекламная кампания, в процессе которой потре­битель информируется о характеристиках новинки. Информаци­онное обеспечение инновационных процессов считается основным элементом внедрения и масштабного распространения новшеств.

Нововведения — это результат планируемой и скоорди­нированной деятельности субъектов инновационного процес­са: разработчиков (научно-исследовательские институты, инжи­ниринговые компании), инвесторов (финансовые организации или крупные компании, венчурные фонды), внедренческих фирм. Ка­чественное управление процессами нововведений позволяет значительно снизить инновационные риски и увеличить эффект от коммерциализации. Изменения, происходящие на предприятии спонтанно, инновациями не являются.

Таким образом, нововведение характеризуют следующие аспекты:

1. Нововведение является результатом планируемой творче­ской деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы.

2. Нововведением считается новшество, реализованное на практике.

3. Объектами изменений, осуществленных в результате вне­дрения инновации, могут быть техническая, технологическая, орга­низационно-управленческая, финансовая, социальная, экологи­ческая, правовая и прочие сферы.

4. Нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность.

5. Нововведения связаны с рисками.



2016-01-26 659 Обсуждений (0)
Сущность и функции инноваций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и функции инноваций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (659)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)