Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фонологическая система как система оппозиций



2016-01-26 1547 Обсуждений (0)
Фонологическая система как система оппозиций 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет науки о языке и его становление. Основные проблемы общего языкознания. Место языкознания в системе наук.

Основным объектом лингвистики является язык. Язык как любая коммуникационная система и язык какого-то народа, а так же речь каждого из нас. Язык человеческий вообще.

Все языки мира имеют между собой общность 1) функциональную (любой язык возникает и существует для общения), 2) структурную (все языки – звуковые, состоят из единиц); 3) общность развития (каждый язык изменяется и развивается); 4) каждый язык со временем формирует систему стилей).

Специфика общего языкознания: 1) общее языкознание имеет дело с многообразием частных лингвистик; 2) оно рассматривает вопросы, кот. выходят за рамки яз. системы (язык и общество, язык и культура, язык и мышление); 3) существуют разные подходы к объекту, поэтому выделяют традиционную лингвистику, функциональную, математическую, прикладную и т.д.

Становление объекта общего яз.

1660 – монахи Клод Лансло и Антуан Арно – «Грамматика Пор-Рояля» - всеобщая универсальная, рациональная грамматика. Люди мыслят одинаково => языки устроены одинаково по грамматике.

Вильгельм фон Гумбольдт. 20-30е гг. 19 в. Создал антропоцентрическую философию языка. Поставил вопросы развития языка, подчеркивал связь языка и мышления, говорил о системности языка, о языке и культуре, подчеркивал, что язык – это деятельность. Подошел к проблеме язык и речь, но не развернул ее.

Ф. де Соссюр – посмотрел на язык как на знаковую систему, разграничил в нем синхронию и диахронию. Использовал дихотомию язык – речь. Язык состоит из единиц, а единицы языка – это знаки. Знак – двусторонняя психическая сущность. Знак состоит из означающего и означаемого содержания. И то, и другое у Соссюра идеально, или психично. Язык идеален. Соссюр считал, что объектом языкознания является язык, а не речь, т.к. язык социален, навязан обществом, а речь индивидуальна.

Л.В. Щерба «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании». Выделяет 3 аспекта языковых явлений: 1) он говорит, что есть языковая система (то, что мы называем языком); 2) языковой материал – совокупность всего написанного, сказанного (речь); 3) речевая деятельность, речевой механизм (процессы говорения и понимания). Языковая система обнаруживает себя в языковом материале. У Соссюра речь индивидуальна. Щерба же не утверждал, что именно – речевая деятельность, языковой материал или языковую систему нужно изучать, что является объектом. Он изучал все.

Основные проблемы общего языкознания: 1) Проблема сущности языка: что есть язык, какова его природа; 2) Как устроен механизм языка; 3) Язык как исторически развивающееся явление; 4) Проблема функционирования языка; 5) Проблема «Язык и общество»; 6) язык и мышление; 7) язык и речь; 8) Методы лингвистических исследований; 9) Структура самой лингвистики; 10) Связь с другими науками.

Место в системе наук. Яз-ние тесно с философией, изучающей наиболее общие законы природы, общества и мышления. Т.к. язык — явление общественно-историческое, яз-ние входит в круг наук о чел-ком обществе и чел-кой к-ре, таких, как социология, история, этнография, археология.

Т.к. яз. связан с чел-ким сознанием, мышлением и психической жизнью, яз-ние имеет тесные связи с логикой и психологией, физиологией высш. нерв. деят-ти. Изучение проблем происхождения и раннего развития языка осуществляется яз-ем в контакте с антропологией. Яз-ние соприкас-ся с лит-ведением, поэтикой и фол-стикой, объединяясь с ними филологию. Важные области языкове­дения связаны с акустикой — разделом физики, изучающим звук, а также с анатомией и физиологией органов речевого звукообразования. Яз-ние взаим-ет с пед. и методикой, с мед., математ. логикой, статистикой, теорией информации и кибернетикой.

В последние десятилетия в результате взаимодействия языковеде­ния с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания — социолингвистика, психолингви­стика, математическая лингвистика и некоторые другие.

 

Язык как знаковая система. Языкознание и семиотика. Типы знаков и языковые единицы. Структура языкового знака. Асимметрия означающего и означаемого, ее следствия. Основные свойства языкового знака.

Язык – это определенная система общения, универсальная, т.к представляет собой определенную систему языковых знаков или единиц. Система – это совокупность элементов и связь между ними, отношения между ними. Структура – это только отношения.

Знак – это любой носитель социальной информации (материальный носитель), который обозначает, заменяет определенные предметы или явления. У любого знака выделяются всегда две стороны – материальная и идеальная. Семиотика – наука, изучающая знаковые системы. 2 основные тенденции анализа знака: 1) знак – это единица в совокупности ПС и ПВ. Никакое материальное образование не м.б. признано знаком без приписания ему значения. 2) Знак – это только материальный образ. Но наличие плана содержания является обязательным.

В семиотике выделяют три типа знаков:

1) иконические знаки – это наиболее точные образы, обозначения предмета и явления (рисунки, картины, пиктограммы). В языке это звукоподражательные слова и образованные от них глаголы).

2) индексальные знаки – это знаки, которые выполняют роль указателей (знаки дорожные, азбука Морзе и т.д.). В языке к таким знакам относятся указательные местоимения.

3) символические знаки изображают только часть предмета, по которой в сознании человека дорисовывается предмет и явление (кольца на свадебной машине, голубь – символ мира). В языке в большинстве своем знаки являются символическими, хотя есть особенности языковых знаков.

Языковой знак – это некая языковая сущность – единица языка или комбинация единиц, которая указывает на внеязыковую сущность, а именно предмет, свойство, отношения, события. Это происходит в том случае, когда та или иная языковая сущность становится предметом речи или мыслительной деятельности.

Языковые знаки – двусторонние единицы, у которых есть форма и содержание.

знак план выражения (форма, означающее, экспонент)

план содержания (значение, означаемое).

В отличие от индексов, сигналов и др. знаков у языковых знаков связь между ПВ и ПС исторически и объективно обусловлена и закреплена самой яз. системой.

Наиболее типичным знаком языка является слово. Морфема – минимальная значимая часть слова, кот. не м.б. дальше расчленена без потери значения. Фонема – особая мин. единица языка. ПВ предопределен набором звуков, как такового ПС у фонемы нет, но она обладает сигнификативной функцией. Есть и другие знаки – слоги, словосочетания, предложения, словоформы, грам. формы, суперсегментные ед. и т.д.

Ассиметрия означаемого и означающего проявляется в том, что знак и значение не покрывают друг друга полностью, их границы не совпадают во всех точках: один и тот же знак имеет несколько функций, одно и то же значение выражается несколькими знаками. Обозначающее и обозначаемое постоянно скользят по наклонной плоскости реальности. Каждая из этих двух сторон стремится выйти из этих рамок. Обозначающее стремится обладать другими функциями, а обозначаемое стремится выразить себя иными средствами, нежели собственный знак. Они ассиметричны. Именно благодаря этому ассиметрическому дуализму структуры знака языковая система способна эволюционизировать.

Основные свойства языкового знака:

1. материальность (материальный носитель социальной информации): зрительные, слуховые, тактильные (ощупь).

2. Коммуникативность (передает информацию).

3. Линейность. Форма линейна, т.е. элементы формальной стороны располагаются последовательно, друг за другом (в речи – звуки, на письме – буквы). Содержание – сложная организация, в которой элементы не располагаются линейно, т.о. она нелинейна. => Знак имеет свойство относительной линейности.

4. Обощенность. Любое слово обобщает, называет класс каких-либо предметов. Большая степень обобщенности в грамматике. В контексте происходит конкретизация.

5. Социальность. Социальность обусловливает конвенциональность (договоренность). Система значений, о которой в обществе договорились.

6. Неситуативность. Система языка применяема в разных ситуациях (прошлое, будущее, фантазия и т.д.).

7. Воспроизводимость. Единицы языка воспроизводятся, а не создаются заново.

8. Системность. Яз. знаки реализуют систему отношений по вертикали (форма – значение – предмет) и по горизонтали (отношения по горизонтали придают значимость знаку: слова вне синонимического ряда имеют значение, а в синонимическом ряду и при сравнении на фоне других значений выявляется значимость значения: хороший– прекрасный)

9. Относительная мотивированность (объяснимость).

 

Материально-идеальная природа языкового знака. Типы знаков в зависимости от физической природы означающего. Проблема мотивированности языкового знака. Виды мотивированности. Знаковые и незнаковые свойства языка. Своеобразие языка как семиотической системы в сравнении с биологическими и искусственными. Знаки-иконы, знаки-индексы, знаки-символы в языке.

Знак – это любой носитель социальной информации (материальный носитель), который обозначает, заменяет определенные предметы или явления. У любого знака выделяются всегда две стороны – материальная и идеальная. Языковые знаки – двусторонние единицы, у которых есть форма и содержание.

Знак языка м.б. охарактеризован по разной степени мотивированности.

1. Знаки – иконы. В знаках-иконах существует подобие означаемого и означающего (звукоподражательные слова: ку-ка-ре-ку), пиктографическое письмо, т.е. знаки, которые построены на редупликации (повторе): еле-еле, тихо-тихо; на уровне морфологии: степени сравнения выше- высочайший, большая степень мотивированности.

2. Знаки – индексы. Инедекс – условное обозначение. Означаемое и означающее связаны причинно-следственной связью.

3. Знаки-символы- наименьшая степень мотивированности/ не мотивированные совсем. («Жизнь» - почему имеет такое содержание?).

Классификация типов мотивированности:

1) генетическая (нельзя объяснить сейчас, но в этимологии объяснение есть: стол).

2) структурная (мотивированность одного знака другими знаками этой системы): суффикс –тель- имеет неск. знач.: значение лица, значение предмета.

3) социальная мотивированность, зависит от отго, какую оценку в обществе получает эта деятельность или явление. Например, существует ряд суффиксов, которые позволяют обозначить род деятельности: слесарничать – адвокатничать (оценочность, престижно/ непрестижно).

4) окказиональная мотивированность. Распространена в номинательной сфере, ономастике.

Яз. знаки :

1 слово- типичн. язык. знак наз. разл. предметы., действия, признаки. Звук. сторона слова- план выраж., а смысл. – план сод.

2 морфема – знач. часть слова, мельч. яз. ед., облад. своим знач. и наход. выраж. как часть слова.

3 фразема – соед. неск. слов, кот. воспроизв-ся, а не созд-ся заново в речи в силу устойч. или идеоматичности. Т.е. невыводимости знач. целого из знач. составл-их его частей.

4 граммема – элем. грам. ед. плана содерж., наход-яя выражение либо в рамках слова либо в его сочет. с др. словами.

Яз. животныхЯз. искусств. Яз.естеств.

1. передается по создается по наследству получаем

наследству человеком яз. способ-ть+ яз. в проц.

обучения.

2. по х-ру инф-ии логич. инф-ю логич. и эмоц. инф-ю

передает эмоц. инф-ю

3. по мотивированности не мотив-на относит. мотив-ть.

форма яз. мотивир-на знаки- символы

ситуацией.

4. по х-ру строения сист. одно-много-уровн. многоуровневая

- одноуровневая с-ма.

5. по способ-ти меняться меняется в колич. изменчив. динамичен,

статичен отношении внеш. и внутр. причины

4. Аспекты плана содержания языкового знака. Типология знаков языка (по значимости, структуре, функциям).

Содержательная система знака включает разную информацию, которая имеет различную направленность => выделяют такие аспекты:

1. Прагматический аспект – соотносит знак и пользователя. Прагматика организует весь лексикон языка. 1-делит лексику на активн. и пассивн., 2- в жизни нужны определенные свойства предмета. То, что нужно человеку, названо большим кол-вом слов. Прагматика позволяет создать определенную картину мира. Через призму лексического значения назвать языком различные ситуации. Прагматика проявляется и на уровне ЧР – личные местоимения. На уровне текста одна фраза одной синтаксической структуры м. наполняться разным содержанием 3:1 – для одних победа, для других – поражение. Прагматика меняет содержание сообщения. Пресуппозиция – готовность к пониманию текста.

2. Сигматический аспект – отношение знаков к окружающей действительности. Соотношение знака и и предмета (явления) На сигматике основана номинативная функция слова и коммуникативная функция предложения. 1 знак – несколько отражений (топить). Яз. знак обозначает не предмет (табурет), а его отражение в нашем сознании.

3. Семантика. Зависит от места в системе, занимаемого знаком. Учитывает отношения между единицами языка. Основывается на значимости, которая выясняется при отношениях единиц. Отношения м.б. тождества и различия. Господин, пан, мистер, товарищ, сударь – одинаковая предметная отнесенность. Но различия: господин м.б. нейтральное, м.б. нет. Оттенок употребления, который является следствием места в системе.

Соотносит единицу с другими единицами в системе языка.

4. Синтактика. Отношения знаков к другим знакам в тексте. Значение предложения, высказывания не всегда есть сумма значений компонентов. Слова, которые стоят рядом в тексте, имеют общие компоненты, которые помогают им соединяться. Синтактика – правила, характериз. сочетаемость знаков между собой при производстве текстов.

Типы знаков языка:

1) По структуре:

- неполные - не существуют как самост. (морфема);

- полные - воспроизв. самост. (слова);

- комплексные (сл/соч., предложение).

2) По значимости:

- формальные (ПВ преобладает над ПС, фонема);

- формально-семантические.

3) По функциям:

- монофункциональные (фонема – смыслоразлич. функ.);

- полифункциональные (слово – номинативная, экспрессивная и др. функ.)

Знаки м. выполнять функции по отношению друг к другу:

1. различительная (фонема)

2. конструктивная (иерархия фонема – морфема – слово). Низшая ед-ца конструирует высшую.

3. классифицирующая (знак классифицирует другой знак – конечная морфема соотносит слово с каким-л. классом слов).

Функции по отношению к объектам действительности:

1) номинативная (называть объекты – слова, с/с).

2) дейктивная (указательная – местоимения, указат. частицы).

3) сигнификативная (выражение понятий – абстрактные слова).

4) моделирующая (способность выступать в качестве модели мысли предложение).

5) прагматическая (текст).

Неполные знаки выполняют конструктивную и классифиц. функцию, полные – сигнификативную и моделирующую.

 

 

Язык как сложнодинамическая система (многоуровневость, иерархичность, открытость, саморегуляция). Парадигматика и синтагматика языка. Из истории изучения парадигматических и синтагматических отношений между языковыми единицами. Современные трактовки парадигматики и синтагматики.

Системы различаются по свойствам входящих в нее элементов и по характеру отношений между ними. Системы, состоящие из неоднородных элементов, которые связаны между собой разнообразными отношениями, называются сложными (многомерными). Язык является сложной системой, состоящей из качественно разных элементов (фонемы, морфемы, слова, предложения и т.д.), отнош-я между которыми сложны и многогранны. Сложные системы обладают иерархической структурой.

Существуют системы динамические (подвижные) и статические (неподвижные). В динамических системах элементы меняют свое положение по отношению друг к другу, находятся в непрерывном движении. Язык является динамической системой, в отличие от таких систем знаков, как уличные вывески, условные обозначения на географ. карте и т.п. Динамические системы изменяются во времени.

Сложнодинамические системы, совмещающие характеристики сложных и динамических систем, отличаются многоуровневостью, иерархической структурой, способностью к адаптации, склонностью к саморегуляции, открытым характером.

В сложных знаковых системах, состоящих из качественно разных элементов, выделяются ярусы, основу которых составляют однородные элементы данной знаковой системы. Ярусы находятся в иерархических отношениях. Единицы более высокого яруса включают в себя единицы следующего за ним низкого яруса в качестве элементов, из которого образуются единицы этого более высокого яруса. В языковой системе следует различать ярусы, присущие ей как и др. знаковым системам, и ярусы, отсутствующие у других систем и называемые уровнями.

Центральной единицей знаковой системы является слово. Оно включает в себя в виде своих составных элементов незначимые единицы – фонемы, которые образуют нижний ярус языка, и в свою очередь слово входит в качестве составного элемента в предложение, которое является высшим ярусом системы языка, так как оно составляет законченный ком. акт. Слова образуют знаковый ярус языка, фонемный ярус м. определить как субзнаковый, а предложение, представляющее знаковое образование, относится к суперзнаковому ярусу.

В языке выделяются уровни – автономные механизмы, кот. имеют свою единицу . Уровни: фонем

морфем

лексем,

сл/соч

предложений

Элементами языка могут быть единицы и категории (с/о тип, морфологическая категория).

Адаптивный характер языковой системы обусловливает постоянные приспособительные ее изменения – изменения ее структурной организации или изменение способа функционирования. В частности, с адаптивной природой языковой системы связан ее незамкнутый, открытый характер, что является предпосылкой для процессов формирования новых языковых сущностей – единиц, отношений, подсистем. С др.ст., в языке возникают сохранительные тенденции ,которые удерживают изменения в границах, определенных психофизиологическими возможностями произнесения и слышания звучащей речи, возможностями оперативной и долговременной памяти ч-ка.

Способность языковой системы к саморегуляции проявляется в том, что определенные изменения в одной подсистеме обусловливает изменения в др. подсистеме. Так, было замечено, что: 1) чем больше в языке фонем, тем короче средняя морфема, 2) в языке, где есть однофонемный корень, д.б. более 40 фонем, 3) если в к/л. языке порядок слов допускает постановку субъекта действия после глагола и объекта перед глаголом, то в таком языке есть падеж. И т.д.

Элементы каждого уровня языка вступают между собой в определенные отношения. Это увидел еще Соссюр, который говорил о системности языка. Соссюр писал, что существует 2 вида отношений м/у ед. яз.: 1) ассоциативные отношения – они по Соссюру возникают в сознании человека, хранятся в его памяти и присущи языку как системе. Они очень широки и по сути являются составляющими всего языка человека. 2) Второй тип отношений принадлежит речи, возникает в ней. Это линейные отношения – отношения между единицами, которые стоят рядом. Соссюр назвал их – синтагматическими (обязательные отношения рядом стоящих единиц.

Современные лингвисты используют 2 термина – парадигматические и синтагматические отношения.

Парадигматические отношения – это отношения взаимной противопоставленности в системе языка между единицами одного уровня, так или иначе связанными по смыслу. Парадигма – это совокупность вариантов, объединенных одним общим инвариантом. В отличие от Соссюра, парадигматические отношения понимаются уже, но они присущи единицам всех уровней. Речь – реалия языка, поэтому парадигма есть и в языке, и в речи. (Ландыш – ландыша – ландышу; <т> и <т’> парадигма фонемы [т], суффиксы -ник, -тель, -щик, -ист имеют одинаковое содержание (лицо по профессии) и др. парадигмы).

Синтагматические отношения – это отн-я, в кот. вступают единицы одного уровня, соединяясь с друг другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня. Имеется в виду, во-1х, самый факт сочетаемости (ворон кричит). Во-2х, имеются в виду смысловые отношения между единицами, совместно присутствующими в речевой цепи (старый ворон).

Реформатский: синтагма – сочетание двух единиц языка ,связанных отношениями неравноправности: одно главное, другое зависимое – подчинительные отношения. Щерба: синтагма обозначает отношения, которые возникают в высказывании как единице речи в результате взаимодействия его синтаксической структуры и реального содержания.

Синтагматика опирается на такое качество яз. ед-ц, как валентность – внутренняя возможность, потенциальная возм-ть сочетаться или не сочетаться с другими знаками.

 

Фонологическая система как система оппозиций.

Впервые фонетический уровень был рассмотрен с т.зр теории оппозиции в 30-х гг. ХХ века.

Оппозиция (противопоставление) – это разложимость противопоставленных единиц на общее и различное.

Оппозиция – это лингвистически существенное различие м/у единицами в плане выражения, которому соответствует различие в плане содержания.

Н.С. Трубецкой выделил несколько типов оппозиций.

I. – по отношению данной оппозиции ко всей системе языка.

1) многомерные оппозиции (пропорциональные) – глухость / звонкость.

2) одномерные оппозиции (непропорц.) j – х.

II. – с точки зрения отношений между частями оппозиции

1) привативные (в них один член этой оппозиции имеет этот признак, а другой – нет) – тв/мяг.

2) градуальные оппозиции (ступенчатые) и-о-а.

3) эквиполентные оппозиции – члены оппозиции логически равны. (б/д : п/т).

III. С т.зр. объема различительной силы

1) постоянные – если действие различительного признака не ограничено и 2 единицы отличаются во всех положениях.

2) нейтрализуемые – если некоторых позициях данный признак лишается фонологической значимости.

Н-р, в конце слова оппозиция звонкость/глухость согласных нейтрализуется, снимается.

 



2016-01-26 1547 Обсуждений (0)
Фонологическая система как система оппозиций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фонологическая система как система оппозиций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1547)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)