Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Документальное оформление, учет и аудит операция по счетам в банке



2016-01-26 1046 Обсуждений (0)
Документальное оформление, учет и аудит операция по счетам в банке 0.00 из 5.00 0 оценок




Инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И

"Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов"

(Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2014 N 32813)

Расчетный счет – это счет, открытый в банке и предназначенный для хранения рублевых средств организации и проведения безналичных расчетов с другими юридическими и физическими лицами.

Расчетный счет является основным счетом организации, через который без ограничения осуществляются все денежные расчеты.

На расчетный счет могут поступать платежи от покупателей и заказчиков в счет оплаты поставленных им товаров, продукции (выполненных работ, оказанных услуг), суммы в погашение дебиторской задолженности, кредиты банков и займы от других организаций, вноситься наличные денежные средства из кассы организации и др.

Со своего расчетного счета организация может осуществлять платежи за объекты основных средств, сырье и материалы, платежи за аренду помещений и коммунальные услуги, платежи по различным налогам и сборам, получать наличные денежные средства по чеку на выплату заработной платы работникам организации, на командировочные расходы, операционные и хозяйственные расходы и др.

Для ведения безналичных расчетов в рублях организация должна открыть хотя бы один расчетный счет в кредитной организации (банке), имеющей право на открытие и ведение банковских счетов юридических лиц.

Порядок открытия и ведения банками расчетных счетов организаций регламентируются Инструкцией ЦБ России.

Основанием открытия счета является заключение договора счета соответствующего вида и представление до открытия счета всех документов и информации.

Для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, в банк представляются:

а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

б) учредительные документы юридического лица.

в) выданные юридическому лицу лицензии (разрешения),

г) карточка

д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;

е) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

ж) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе либо документ, выдаваемый налоговым органом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в целях открытия счета.

Для открытия счета в банк представляются оригиналы документов или их копии, заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Банк обязан располагать копиями документов, удостоверяющих личность клиента, а также лиц, личности которых необходимо установить при открытии счета, либо сведениями об их реквизитах: серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется) (далее - реквизиты документа, удостоверяющего личность).

Из перечисленных документов непосредственно для банка оформляются заявление на открытие счета и карточка с образцами подписей и оттиска печати.

Все остальные документы формируются организацией при ее государственной регистрации.

В заявлении на открытие счета указываются наименование учреждения банка и полное и точное наименование организации, указанное в учредительных документах.

Бланк заявления на открытие счета выдается банком.

Заявление на открытие счета подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Если в штате нет должности главного бухгалтера, заявление подписывается только руководителем организации.

Карточку с образцами подписей и оттиска печати представляют все организации, которым открываются расчетные счета в банках.

Карточка представляется клиентом в банк в случаях, предусмотренных Инструкцией, вместе с другими документами, необходимыми для открытия счета.

Карточка может быть оформлена по форме N 0401026 по ОКУД (Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93), приведенной в приложении 1 к настоящей Инструкции, либо по форме, установленной банковскими правилами и содержащей информацию, подлежащую включению в карточку в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции.

Карточка заполняется с применением пишущей машинки или электронно-вычислительной машины шрифтом черного цвета либо ручкой с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета. Применение факсимильной подписи для заполнения полей карточки не допускается.

Право первой подписи принадлежит руководителю организации, которой открывается счет, а также иным лицам, обладающим организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, уполномоченным на основании письменного распоряжения (приказа) руководителя организации.

Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и/или лицам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета письменным распоряжением (приказом) руководителя организации.

Правом первой или второй подписи могут обладать одновременно несколько сотрудников юридического лица. Сотрудник организации не может быть наделен одновременно правом первой и второй подписи. Правом первой или второй подписи могут обладать иные лица на основании соответствующей доверенности.

Лица, имеющие право первой и второй подписи, указываются в карточке с образцами подписей и оттиска печати при ее составлении. Образец подписи руководителя включается в карточку обязательно. Право первой подписи не может быть предоставлено главному бухгалтеру и другим лицам, имеющим право второй подписи.

В карточку с образцами подписей и оттиска печати обязательно включается образец оттиска печати организации.

В карточках с образцами подписей и оттиска печати банком указывается номер открываемого расчетного счета.

Карточки с образцами подписей и оттиска печати остаются в банке и используются для сверки подписей и оттиска печати, проставленных на представляемых организацией расчетных и платежных документах. Например, такая сверка производится при выдаче организации наличных денег по чеку.

Проставляемые на расчетных и платежных документах подписи руководителя и главного бухгалтера организации должны точно соответствовать представленным в банк образцам подписей. При несовпадении проставленных на документах подписей с их образцами, находящимися в банке, банк вправе отказать в приеме этих документов и не осуществить платежи и расчеты по ним.

При открытии расчетного счета с организацией заключается договор банковского счета, в котором отражаются перечень банковских услуг по расчетному и кассовому обслуживанию организации, условия размещения средств на счете организации, права и обязанности сторон и др.

По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый организации-клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

До подписания договора организация должна ознакомиться с тарифом комиссионных вознаграждений за оказываемые банком услуги.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) Статья 855. Очередность списания денежных средств со счета

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Движение денежных средств на расчетном счете оформляются расчетными документам, форма которых утверждается банком.

Банки осуществляют операции по движению денежных средств на расчетном счете на основании следующих расчетных документов:

· при безналичных расчетах оформляются платежное поручение, платежное требование, инкассовое поручение, аккредитив чек расчетный;

· при наличных расчетах оформляются объявление на взнос наличными, чек денежный.

Платежное поручение – это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему банку перевести указанную сумму на счет получателя средств в этом или другом банке.

Платежные поручения выписываются на специальном бланке и представляются в банк в течение 10 дней со дня выписки, не считая день выписки.

Платежное требование – расчетный документ, который содержит требование (кредитора, получателя средств) к плательщику (должнику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования представляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк получателя (взыскателя). Банк-эмитент, принявший платежные требования принимает на себя обязательство доставить их по назначению (согласно договору банковского счета). При отсутствии или недостаточности средств на счете плательщика расчетные документы помещаются в картотеку и оплачиваются по мере поступления денежных средств на счет плательщика.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

· в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

· для взыскания по исполнительным документам;

· в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

При взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении должна быть сделана ссылка на соответствующий закон (с указанием его номера, даты принятия).

При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению.

Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата.

Аккредитив – от лат. ассгеditivus – доверительный; англ. Letter of credit – дословно «кредитное письмо». Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи.

Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.

Чек расчетный – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Организации получают расчетные чеки в виде лимитированной чековой книжки. Для получения чековой книжки в банк представляются заявление и платежное поручение о депонировании определенной суммы.

Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

Чеки из лимитированных книжек подписываются руководителем организации и главным бухгалтером.

Чек из лимитированной книжки выдается поставщику одновременно с отпуском товаров или предоставлением услуг. В чеке обязательно указывается, какой организации и в уплату по какому счету или другому заменяющему его документу должна быть перечислена сумма по чеку.

Чек, не содержащий указания места его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя. Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека.

Чек может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством.

Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

Объявление на взнос наличными используются при внесении наличных денег на расчетный счет организации.

Организации могут вносить наличные деньги только на свой расчетный (текущий) счет.

Объявление на взнос наличными представляет собой комплект документов, состоящий из ордера и квитанции.

В объявлении на взнос наличными должна быть указана дата их фактического представления в банк. Они должны быть обязательно заполнены одновременно вручную или на ЭВМ с сохранением всех реквизитов бланка. Наименование владельца счета, номер счета и наименование кредитной организации в объявлениях могут обозначаться штампами.

При приеме наличных денежных средств от юридических лиц операционный работник банка проверяет правильность заполнения объявления на взнос наличными, оформляет его и передает объявление на взнос наличными в кассу. Кассовый работник, получив объявление на взнос наличными, проверяет наличие и тождественность подписи операционного работника имеющемуся образцу, сличает соответствие суммы цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него банкноты полистно, монету — по кружкам. После приема денег кассовый работник сверяет сумму, указанную в объявлении на взнос наличными, с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассовый работник подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставит печать на квитанции и выдает ее вносителю денег. Квитанция затем прикладывается к расходному ордеру и является оправдательным денежным документом.

В тех случаях, когда кассовым работником установлено расхождение между суммой сдаваемых клиентом денег и суммой, указанной в объявлении на взнос наличными, объявление на взнос наличными переоформляется клиентом на фактически вносимую сумму денег.

Кроме того, прием в кассу кредитной организации и зачисление денежной наличности на счет клиента – юридического лица может производиться также по препроводительной ведомости к сумке с рублевой денежной наличностью.

От организаций может приниматься денежная наличность, упакованная в инкассаторские сумки, специальные мешки, кейсы, другие средства для упаковки денег, обеспечивающие их сохранность при доставке и не позволяющие осуществить их вскрытие без видимых следов нарушения целости.

В кредитной организации ведется список организаций, сдающих денежную наличность в сумках, с указанием в нем наименования организаций, количества и номеров закрепленных за каждой организацией сумок. При этом организации, сдающие денежную наличность в сумках, представляют в кассовое подразделение кредитной организации образцы оттисков пломбиров, которыми будут опломбировываться сумки. Оттиск пломбы должен содержать номер и сокращенное наименование организации или ее фирменный знак.

При этом первый экземпляр препроводительной ведомости вкладывается в сумку; второй и третий экземпляры – соответственно накладная к сумке и копия препроводительной ведомости – представляются в кредитную организацию вместе с сумкой.

Представление в уполномоченный банк иных документов при осуществлении операции по зачислению наличной рублевой выручки нормативными актами Банка России не предусмотрено.

Чек денежный является распоряжением предприятия банку о выдаче с расчетного счета предприятия указанной в нем суммы наличных денег. Чек денежный используется для получения в банке наличных денег на выплату заработной платы, депонированной заработной платы, подотчетных сумм. Организация получает чеки в обслуживающем банке в виде чековой книжки. Эту книжку организации получают в банке на основании заявления. Чек может выписываться на сумму, не превышающую остатка денежных средств на расчетном счете.

Чеки заполняются от руки чернилами или шариковыми ручками в соответствии с правилами, изложенными на обложках чековых книжек. Все реквизиты чека должны быть заполнены. Никакие поправки и помарки в чеках не допускаются. Испорченные чеки из чековой книжки не удаляются. Наименование владельца счета, номер счета и наименование кредитной организации в чеках могут обозначаться штампами. Одновременно с заполнением чека его реквизиты переносятся в корешок, остающийся у предприятия в чековой книжке и являющийся оправдательным документом.

Чеки выписываются на имя конкретных получателей средств.

Сумма чека цифрами и прописью, а также дата выдачи (месяц прописью) заполняется чернилами от руки или шариковой ручкой. В реквизите «Сумма цифрами» свободные места впереди и после суммы рублей должны быть обязательно прочеркнуты двумя линиями. После слова «заплатите» вписывается чернилами или шариковой ручкой на именном чеке – фамилия, имя и отчество лица, на имя которого выдается чек.

Сумма прописью должна начинаться обязательно в самом начале строки. Сумма «рублей» должна указываться вслед за суммой прописью без оставления свободного места.

Чек подписывается чекодателем обязательно чернилами или шариковой ручкой.

Подписание чека до заполнения всех его реквизитов категорически запрещается.

Никакие поправки в тексте чека не допускаются, так как делают чек недействительным.

На обороте денежных чеков указывается назначение сумм платежа. Сведения о назначении платежа на обороте денежных чеков заверяются подписями чекодателя.

Чеки принимаются банком в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки, без исправления даты, обозначенной на документе.

При наличии в представленной банку владельцем чека карточке с образцами подписей отметки о том, что организации печать не присвоена, чеки принимаются банком без скрепления их оттиском печати. Расписка в получении денег отбирается банком только на именном чеке, на оборотной стороне чека.

Одновременно с составлением чека должны быть заполнены все реквизиты корешка чека.

Расписка в получении чека отбирается владельцем счета на корешке чека.

Корешки оплаченных и испорченных чеков, а также испорченные чеки чекодатель обязан хранить не менее трех лет.

Владелец счета обязан при закрытии счета возвратить учреждению банка чековые книжки с оставшимися неиспользованными корешками и чеками при заявлении, с указанием номеров чеков.

На денежных чеках, на основании которых выдаются деньги и другие ценности, должны делаться отметки о предъявлении паспорта или заменяющего его документа получателя.

На каждую полученную в банке сумму бухгалтер выписывает приходный кассовый ордер на имя получателя с указанием номера чека, при этом квитанция прикладывается к выписке банка.

Для формирования информации о наличии и движении де нежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 51 «Расчетные счета». Сальдо счета показывает наличие денежных средств на расчетных счетах организации на начало и конец месяца. По дебету счета отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации.

При наличии у организации нескольких расчетных счетов аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.

Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

Выписка представляет собой копию записей по расчетному счету за соответствующий период.

Выписка банка из расчетного счета заменяет регистр аналитического учета. Проверенные и обработанные выписки являются основанием для записей на счетах бухгалтерского учета.

Выписки из банка должны храниться с платежными документами о поступлении и расходовании денежных средств.

Зачисление (поступление) денежных средств на расчетный счет организации отражается на счете 51 «Расчетные счета» следующими записями:

Дебет сч. 51 «Расчетные счета»

Кредит сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

– на сумму, полученную от покупателей в погашение задолженности за проданную продукцию (работы, услуги);

Дебет сч. 51 «Расчетные счета»

Кредит сч. 50 «Касса»

– на сумму наличных денежных средств, поступивших из кассы организации;

Дебет сч. 51 «Расчетные счета»

Кредит сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

– на суммы полученных краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов;

Дебет сч. 51 «Расчетные счета»

Кредит сч. 75-1 «Расчеты с учредителями по вкладам в уставный капитал»

– на сумму средств, полученных от учредителей в качестве вклада в уставный капитал организации и др.

Списание (перечисление) денежных средств с расчетного счета организации отражается на счете 51 «Расчетные счета» следующими записями:

Дебет сч. 50 «Касса»

Кредит сч. 51 «Расчетные счета»

– на сумму наличных денежных средств, полученных в кассу организации;

Дебет сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

Кредит сч. 51 «Расчетные счета»

– на суммы, перечисленные банку в погашение задолженности по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам;

Дебет сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит сч. 51 «Расчетные счета»

– на суммы, перечисленные поставщикам в погашение задолженности за полученные материальные ценности (работы, услуги);

Дебет сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит сч. 51 «Расчетные счета»

– на суммы перечисленных в бюджет налогов и др.

Суммы, ошибочно зачисленные на расчетный счет организации или списанные с него и обнаруженные при проверке выписок банка, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям».

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ

(ред. от 28.11.2015)

"О валютном регулировании и валютном контроле"

(с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2015)

Под режимом ведения счета понимается порядок осуществления операций по счету, т.е. источники поступления средств на счет и направления расходования этих средств.

Все расчеты юридических лиц в валюте происходят через банковские счета. Банки имеют возможность реально контролировать валютные потоки, проходящие через границы государства и внутри государства. В современном Плане счетов бухгалтерского учета в банках не предусмотрено выделение отдельного раздела для учета операций в валюте. Практически любой счет самого банка и его клиентов может быть открыт в валюте - в номере балансового счета будет указан шифр валюты. Остатки на валютных счетах ежедневно переоцениваются по текущему курсу Банка России и показываются в рублевом эквиваленте.

Уполномоченные банки открывают резидентам следующие виды специальных банковских счетов в иностранной валюте:

- счет «Ф»;

- счет «Р1»;

- счет «Р2»;

Счет «Ф» открывается физическому лицу-резиденту для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте и получении от нерезидента кредита и займа в иностранной валюте; для приобретения у нерезидента и отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами).

Счет «Р1» открывается резиденту (физическому лицу - индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) для расчетов и переводов при получении кредита и займа в иностранной валюте от нерезидента; для привлечения от нерезидента иностранной валюты, полученной от первичного размещения (выпуска) акций и облигаций, являющихся внешними ценными бумагами, эмитентом которых является резидент, владелец счета «Р1», от выдачи резидентом, владельцем счета «Р1», нерезиденту векселей, являющихся внешними ценными бумагами; для привлечения иностранной валюты от отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, которые не были учтены на специальном разделе счета ДЕПО.

Счет «Р2» открывается резиденту (физическому лицу - индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте; для приобретения у нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами); для отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг.

Уполномоченные банки открывают физическим лицам-нерезидентам, юридическим лицам нерезидентам, в том числе банкам нерезидентам, и находящимся в РФ дипломатическим и иным официальным представительствам, международным организациям, их филиалам и представительствам (далее - нерезиденты) следующие виды специальных банковских счетов в валюте РФ: счет «С»; счет «А»; счет «О»; счет «В1»; счет «В2».

Для организации бухгалтерского учета операций с иностранной валютой Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, предусмотрен счет 52 «Валютные счета», к которому могут быть открыты субсчета:

52-1 «Валютные счета внутри страны»;

52-2 «Валютные счета за рубежом».

Учетной политикой организации могут быть предусмотрены счета третьего порядка, соответствующие открытым уполномоченным банком валютным счетам:

52-11 «Текущий валютный счет»;

52-12 «Транзитный валютный счет»;

52-13 «Специальный валютный счет».

Аналитический учет по счету 52 «Валютные счета» ведется по видам валют. При наличии у организации нескольких валютных счетов аналитический учет по счету 52 «Валютные счета» ведется по каждому счету, открытому для хранения денежных средств в иностранной валюте.

В бухгалтерском учете хозяйственные операции по поступлению или списанию средств в иностранной валюте отражаются аналогично операциям по расчетному счету. Отличие состоит в том, что записи на счете 52 «Валютные счета» делают одновременно в рублях и в иностранной валюте.

Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка по валютному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов, подтверждающих осуществление операций по валютному счету.

Выписка банка по валютному счету представляет собой регистр аналитического учета и служит основанием для записей на счетах бухгалтерского учета.

При поступлении выписки банка главный бухгалтер (бухгалтер) проверяет правильность записей по валютному счету на основании приложенных к ней документов и проставляет против каждой записи код корреспондирующего счета.

Если к выписке банка оправдательные документы не приложены, то указанные в ней суммы принимать к учету запрещается.

Поступления денежных средств на валютные счета отражается в учете записью:

Дебет сч. 52 «Валютные счета»

Кредит сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др.

Списание денежных средств с валютных счетов отражается в учете записью:

Дебет сч. 60 «Расчеты с поставщиками» и др.

Кредит сч. 52 «Валютные счета».

Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет валютных счетов организации и об наруженные при проверке выписок банка, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям»).

Бухгалтерский учет операций по валютным счетам организации осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденным приказом Минфина России от 27.11.2006 г. № 154н.

Согласно ПБУ 3/06 учет операций на валютном счете ведется в иностранной валюте и в рублях на основании пересчета иностранной валюты в рубли.

Исходя из требований ПБУ 3/2006 средства на валютных счетах организации относятся к активам, выраженным в иностранной валюте, по которым в бухгалтерском учете пересчет в рубли осуществляется на дату принятия их к учету и на момент составления отчетности.

Пересчет валютных средств осуществляют по курсу валют, установленному Центральным банком РФ на соответствующую дату.

Курсовые разницы, возникшие при пересчете остатка валютных средств на валютных счетах, в бухгалтерском учете включаются в состав прочих доходов и расходов.

Положительная курсовая разница отражается проводкой:

Дебет сч. 52 «Валютные счета»

Кредит сч. 91-1 «Прочие доходы».

Отрицательная курсовая разница отражается записью:

Дебет сч. 91-2 «Прочие расходы»

Кредит сч. 52 «Валютные счета».

Кроме того, в соответствии с п. 7 ПБУ 3/2006 пересчет стоимости средств на счетах в кредитных организациях, выраженных в иностранной валюте, может производиться по мере изменения курсов иностранных валют, котируемых Центральным банком РФ.

Расходы по оплате услуг банка по операциям купли-продажи иностранной валюты (комиссионное вознаграждение банку), на основании п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 г. включаются в состав прочих расходов № 33н записью:

Дебет сч. 91-2 «Прочие расходы»

Кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Федеральным законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что при поступлении экспортной валютной выручки на валютный счет организация обязана продать на внутреннем валютном рынке часть полученной валютной выручки.

Закон предоставляет Центральному банку РФ право устанавливать размер обязательной продажи части валютной выручки, но не свыше 30 % ее суммы.

В отдельные периоды времени действовали разные нормативы обязательной продажи части валютной выручки – 50 %, 25 %, 10 %. В настоящее время он установлен в размере 0 %. В связи с этим сегодня продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке носит добровольный характер.

Для осуществления продажи валюты организация должна дать банку распоряжение об этом.

Форма распоряжения устанавливается уполномоченным банком.

Распоряжение юридического лица – резидента подписывается двумя лицами, имеющими право подписывать расчетные документы, или одним лицом (при отсутствии в штате второго лица, которому может быть предоставлено право подписи), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением печати юридического лица – резидента.

Денежные средства в рублях, полученные организацией от продажи банком средств в иностранной валюте, подлежат обязательному зачислению в полном объеме на расчетный счет этой организации, указанный в его распоряжении, и в дальнейшем используются на любые цели в соответствии с действующим законодательством.

Уполномоченные банки по поручению организации могут продавать средства в иностранной валюте, находящиеся на его текущем валютном счете, другим организациям через валютные биржи, непосредственно уполномоченному банку или ЦБ России.

В бухгалтерском учете продажа валютных средств отражается записями:

Дебет сч. 57 «Переводы в пути»

Кредит 52 «Валютные счета»

– отражена передача валюты банку для продажи по курсу Центрального банка РФ на дату списания с транзитного счета;

Дебет сч. 51 «Расчетные счета»

Кредит сч. 91-1 «Прочие доходы»

– на расчетный счет зачислена сумма в рублях, полученная от продажи валюты по биржевому курсу на дату продажи;

Дебет сч. 91-2 «Прочие расходы»

Кредит сч. 57 «Переводы в пути»

–проданная валюта списана по курсу Центрального банка РФ на дату продажи;

Дебет сч. 91-2 «Прочие расходы»

Кредит сч. 57 «Переводы в пути»

– отражена отрицательная курсовая разница, образовавшаяся в связи с изменением курса Центрального банка РФ с момента списания валюты с валютного счета до момента продажи;

Дебет сч. 57 «Переводы в пути»

Кредит сч. 91-1 «Прочие доходы»

– отражена положительная курсовая разница.

Результат от продажи иностранной валюты определяется как разница оборотов по операциям продажи валюты на счетах 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы». Выявленный путем сопоставления результат ежемесячно списывают записями:

Дебет сч 99 «Прибыли и убытки»

Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и рас ходов»

или

Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и рас ходов

Кредит сч. 99 «Прибыли и убытки».

Операции по покупке иностранной валюты регулируются ст. 11 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которой купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.

Покупка иностранной валюты за рубли на валютном рынке осуществляется резидентом на основании специального поручения на покупку.

В бухгалтерском учете организации на сумму денежных средств, переданных банку для покупки иностранной валюты, составляется запись:

Дебет сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 51 «Расчетные счета».

Поступление приобретенной иностранной валюты на валютный счет отражается в учете по курсу ЦБ Рос сии на дату ее поступления записью:

Дебет сч. 52 «Валютные счета»

Кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и



2016-01-26 1046 Обсуждений (0)
Документальное оформление, учет и аудит операция по счетам в банке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Документальное оформление, учет и аудит операция по счетам в банке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1046)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.055 сек.)