Виды обратной связи в общении
Билет №5.
Понятие «обратная связь», предложенное основоположником кибернетики Н. Винером для технических систем и определяемое как воздействие «выхода» системы на ее «вход», как «цепочка передачи и возврата информации», было ассимилировано науками о человеке.
В социальной психологии понятие «обратная связь» наполняется новым содержанием, поскольку этот феномен изучается как реализация субъект-субъектных отношений.
Если подойти к восприятию человека человеком в аспекте динамики, а не как к одноактному процессу, то механизм обратной связи, то есть механизм получения субъектом восприятия от партнера по общению сведений относительно того, как и каким он воспринят, оказывается важным звеном всей этой системы. Причём обратной связью выступает всякая информация, прямая или косвенная, отсроченная или немедленная, которую человек получает от реципиента (или реципиентов) своего поведения, своего облика, сведений о самом себе.
В простейшем случае процесс обратной связи осуществляется между двумя субъектами, один из которых передает другому информацию, сведения о своем восприятии различных проявлений партнера, т. е. дает партнеру обратную связь, которую принято обозначать как межличностную. Субъектом, продуцирующим и принимающим обратную связь, может быть не только личность, но и группа людей. Соответственно, выделяют межгрупповую обратную связь, а также обратную связь в системе «личность-группа». Субъекта, передающего другому информацию о нем, называют коммуникатором или источником обратной связи, субъекта, которому предназначаются передаваемые сведения, называют реципиентом, или адресатом обратной связи.
Межличностная обратная связь понимается и как процесс подачи человеку информации о нем самом, и как результат этого процесса, его продукт, т. е. сама подаваемая информация, само сообщение. В исследованиях термин «межличностная обратная связь» употребляется во втором его значении: как получаемые человеком от окружающих информация, сведения о себе и своем поведении, о том, каким он воспринят в деятельности. Чаще всего изучается вербальная намеренная обратная связь.
Содержательные и формальные характеристики обратной связи в межличностном восприятии весьма многообразны. С точки зрения содержания, можно предварительно выделить следующие три основные ее вида:
1) коммуникатор обратной связи прямо передает, описывает свое восприятие реципиента обратной связи, например: «Я вижу, вы сегодня с румянцем на щеках»;
2) коммуникатор обратной связи демонстрирует свое отношение к воспринимаемому поведению, например: «Мне нравится, что вы делаете»;
3) коммуникатор обратной связи дает интерпретацию воспринимаемому, приписывая, в частности, определенный мотив наблюдаемому поведению, например: «Я полагаю, вы пытаетесь поссорить здесь всех нас».
Формы обратной связи в процессе восприятия человека человеком также весьма разнообразны:
1) вербальная и невербальная, т. е. может выражаться в слове или в жесте, взгляде, мимическом движении;
2) исходящая от конкретного источника («Я считаю, что ты...») и не определяющая источника («По мнению некоторых…»);
3) общая или специфическая применительно к поведению человека («Ну и глупец же ты!»— как вывод из поведения вообще; «Ты чавкаешь за едой» —относится к конкретному поведению);
4) эмоционально окрашенная (например: «Отстань от меня!») и не несущая эмоциональной окраски со стороны коммуникатора (например, надпись на заявлении: «В просьбе отказать») и т. д.
5) оценочная (Оценки могут быть положительными и отрицательными. Позитивная оценочная обратная связь выполняет важную для общения функцию поддержки позиций партнёра и сложившихся отношений. Негативная оценочная обратная связь выполняет корректирующую функцию, направленную на устранение нежелательного поведения и на изменение позиций, точек зрения, отношений.) и безоценочная (Мы используем ее, когда хотим больше узнать о чувствах человека или помочь ему сформулировать мысли по конкретному поводу, при этом прямо не вмешиваясь в действия собеседника.).
Обе последние формы обратной связи находят своё выражение как в нерефлексивном, так и в активном (рефлексивном) слушании. Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. По форме нерефлексивное слушание представляет собой использование кратких реплик типа «да?», «это интересно», «понимаю», «приятно это слышать», «можно поподробнее?» и т.п. или невербальных жестов поддержки, например утвердительный кивок головы. Рефлексивное (или активное) слушание — это объективная обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля точности восприятия услышанного. В данном случае обратная связь даётся слушающим в речевой форме через следующие приёмы: выяснение (просьба привести дополнительную информацию), перефразирование (высказывание мысли собеседника другими словами, чтобы тот смог оценить, правильно ли его поняли), отражение чувств(эмоциональный отклик на речь говорящего), резюмирование (подытоживание основных идей и чувств говорящего).
Выделяют 3 функции обратной связи: 1) регуляция поведения человека; 2) регуляция межличностных отношений; 3) источник самопознания.
Внимание к проблематике межличностной обратной связи привлекла практика социально-психологического тренинга. Обратная связь является механизмом в группе тренинга, посредством которого каждый участник группы получает возможность верифицировать свои представления о том, как его поведение, мотивы, установки воспринимаются окружающими людьми.
Выделяют две основные разновидности обратной связи: объективно-нормативную и субъективно-аффективную. Первая несет информацию о том, насколько поведение индивида отвечает существующим в обществе или группе нормам, и характеризует главным образом реципиента обратной связи; вторая, характеризуя и реципиента обратной связи и ее коммуникатора, несет информацию о восприятиях и чувствах дающего обратную связь по отношению к различным проявлениям ее адресата.
Основными условиями принятия информации, содержащейся в обратной связи, выступают, с одной стороны, характеристики формы, в которую облечена поступающая информация, с другой - установление климата доверия и взаимной поддержки в группе.
Изучение межличностной обратной связи в западной социальной психологии ведется как в русле тренингового направления, так и в русле экспериментального направления. В рамках экспериментального направления межличностная обратная связь изучается в аспекте ее принятия, понимаемого как ее оценка реципиентами по следующим параметрам: достоверность, правдоподобие или точность, желательность и воздействие. В отечественной социальной психологии родоначальником традиции изучения межличностной обратной связи является Л. А. Петровская, которую интересовал прежде всего фокус подачи обратной связи коммуникатором - соответствие ее содержания реальному образу адресата, сложившемуся у коммуникатора, а также сходства-различия формальной структуры обратной связи, или «знания о др. человеке для него самого» (сообщения о др. человеке, адресованного ему самому) и формальной структуры «знания о другом человеке для третьего лица» (сообщения о др. человеке, адресованные третьему лицу, напр. исследователю).
Литература:
Арутюнян М. Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981; Петровская Л. А. Обратная связь как феномен социально-перцептивных процессов в группе // Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 1981
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4630)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |