Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диагностическая батарея исследования



2016-01-26 567 Обсуждений (0)
Диагностическая батарея исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Критерий Индикатор Методика Элемент методики
Когнитивный   Мера реалистичности Методика Дембо-Рубинштейн (Модификация П. В. Яньшина) Анализ результатов теста производится по 11 параметрам с опорой на проставленные метки. «…3. Степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении); нереалистичность самооценки – устойчивое повышение актуальной самооценки доходит до верхнего интервала. …»
Методика С.А. Будасси Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений.  
  Разнообразие и широта самооценочных суждений Методика «Какой я?» Р.С. Немова Подростку дается вопрос, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности: умный, красивый, добрый, честный и др.
Методика «Какой ты?» О.А. Белобрыкиной.   Подростку предъявляется 7 слов, из которых он должен выбрать одно, наиболее подходящее ему. Выбранное им слово соотносится с одним из показателей эмоциональной направленности общей самооценки.    
Форма выражения суждений о себе Анкета «Самооценка» Е.Н. Матулис 32 утверждения, отражающие оценку испытуемым самого себя. Например: 14. Я слишком скромен (скромна). 15. Моя жизнь бесполезна. 16. Многие неправильного мнения обо мне.
Тест Куна «Кто я?» Испытуемый должен в течение 12 минут дать двадцать различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?» Ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают. Затем он должен оценить каждое качество как позитивное (+), негативное (-), неоднозначное (±), или поставить знак того, что он затрудняется в оценке (?).
Эмоциональный     Самоотношение   Методика исследования самоотношения (тест - опросник МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев Три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1)глобальное самоотношение; 2)самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3)уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
    Шкала «Я- концепции» Теннесси. Восемь диагностических показателей получают при сочетании трех переменных, представленных по строкам 1. Самокритичность. 2.Самоудовлетворенность. 3. Поведение, и пяти показателей, представленных по столбцам 1. «Физическое Я». 2. «Моральное Я». 3. «Личностное Я». 4. «Семейное Я». 5. «Социальное Я».
    Шкала детской «Я-концепции» Пирса-Харриса 80 утверждений, касающихся отношения к своему «Я», а также тех или иных обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения. Примеры утверждений: 11. Мои товарищи смеются надо мной. 10. Я волнуюсь, когда у меня контрольная в школе.
  Самоуважение     Методика шкала М.Розенберга 10 суждений, на каждое из которых предлагается четыре градации ответов, кодируемых в баллах по предложенной схеме. Например: 3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств. 4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство. 5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
Поведенческий     Саморегуляция   Опросник «Стиль саморегуляции поведения» Методика состоит из 46 утверждений и работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции» (ОУ), которая характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека.
    Самоконтроль   Опросник ВСК, А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман Первая субшкала характеризует доступный сознательной мобилизации энергетический потенциал завершения действия, вторая отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. В терминах традиционных волевых черт личности субшкалы получили следующие названия: первая – «настойчивость», вторая – «самообладание».

 

Вывод по Главе 2

В данной главе был рассмотрен диагностический аспект самооценки подростков и сделаны следующие выводы:

Для диагностики самооценки у подростков были подобраны следующие методы психодиагностики:

· Выборочное наблюдение;

· Естественный (полевой) эксперимент;

· Анализ научной литературы;

· Метод анализа документации;

· Биографический метод;

· Психологическое тестирование;

· Метод опроса в форме интервью;

· Метод опроса в форме анкетирования;

· Метод опроса в форме стандартизированного опросника;

· Проективные методы.

Кроме того, нами были подобраны и проанализированы следующие методики: «Личностный Дифференциал», Тест Куна «Кто я?», методика исследования «Я – концепции» С.А. Будасси, Методика Дембо-Рубинштейн, «Самооценка личности» О.И. Моткова, Тест на самоуважение, Методика шкала М.Розенберга, Опросник Стефансона, Опросник «Солидность», Методика исследования самоотношения (тест - опросник МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Анкета «Самооценка» Е.Н. Матулис, «Дом, дерево, человек», «Дерево», Опросник ВСК, А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман, Опросник «Стиль саморегуляции поведения», Шкала детской «Я-концепции» Пирса-Харриса, Шкала «Я- концепции» Теннесси, Методика «Какой ты?» О.А. Белобрыкиной, Методика «Какой я?» Р.С. Немова.

Для большей объективности изучения самооценки подростков следует использовать нами подобранные методы в совокупности.

Критериями изучения самооценки подростков выступили три компонента самооценки: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, разнообразие и широта самооценочных суждений, а также форма выражения суждений о себе. Эмоциональный компонент определятся такими характеристиками как: самоотношение и самоуважение. В основе поведенческого критерия лежат саморегуляция и самоконтроль.

Был разработан экспериментальный план диагностики самооценки подростков. В него входят следующие методы: выборочное наблюдение, естественный (полевой) эксперимент, анализ научной литературы, метод анализа документации, биографический метод; психологическое тестирование, метод опроса в форме интервью, метод опроса в форме анкетирования, метод опроса в форме стандартизированного опросника.

Также в экспериментальный план входят методики: Тест Куна «Кто я?», методика исследования «Я – концепции» С.А. Будасси, Методика Дембо-Рубинштейн, Методика шкала М.Розенберга, Методика исследования самоотношения (тест - опросник МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Анкета «Самооценка» Е.Н. Матулис, Опросник ВСК, А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман, Опросник «Стиль саморегуляции поведения», Шкала детской «Я-концепции» Пирса-Харриса, Шкала «Я- концепции» Теннесси, Методика «Какой ты?» О.А. Белобрыкиной, Методика «Какой я?» Р.С. Немова.

Диагностическая работа по данному плану дает возможность диагностировать каждый компонент самооценки в отдельности, а также ее уровень и общую направленность.

 

 

Заключение

В нашей курсовой работе мы рассматривали взаимосвязь самооценки и успеваемости подростка, а также осветили диагностический аспект изучения самооценки.

Большинство отечественных психологов определяют самооценку как компонент самосознания, который выражает оценку окружающих, участвующих в развитии, росте и становлении личности и определяющий направленность и активность индивида.

По К. Роджерсу, самооценка возникает в результате взаимодействия индивида с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие, прежде всего, согласуются с его самооценкой.

Карл Роджерс рассматривал самооценку через понятия «самости» или «Я- концепции». Основную роль в формировании «Я-концепции» он отводит оценке индивидуума другими в младенческом и подростковом периоде, т.е., по его мнению, «Я-концепция» формируется в процессе социализации через взаимодействие со значимыми другими (родители, друзья и т.д.).

Структура самооценки представлена тремя компонентами: когнитивным, эмоциональным и поведенческим. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй – отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя». Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно «обрастают» эмоциями. Однако качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем развитие каждого из них имеет свою специфику. Поведенческий компонент – действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.

Как уже было сказано выше, предполагается, что самооценка подростка может влиять на его успешность в учебной деятельности.

Проведенные исследования А. И. Липкиной доказали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы.

Таким образом, на основе проведенных исследований можно говорить о том, что существует взаимосвязь между самооценкой и успешностью обучения.

Критериями изучения самооценки подростков выступили три компонента самооценки: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, разнообразие и широта самооценочных суждений, а также форма выражения суждений о себе. Эмоциональный компонент определятся такими характеристиками как: самоотношение и самоуважение. В основе поведенческого критерия лежат саморегуляция и самоконтроль.

Результатом работы является разработка диагностического плана изучения самооценки подростков, в который входят подобранные нами методы и методики, позволяющие диагностировать каждый компонент структуры самооценки, а также общие характеристики самооценки (уровень, направленность, реалистичность и т.д).

 

Список литературы

1. Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. – СПб.: Питер, 2005. – 303с.

2. Беллак Л., Абт Л.Э., Оллпорт Г.У. и др. Проективная психология. – М., 2000. – 528 с

3. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О.А. Белобрыкина. – М.: Медицина, 2010. – 125 с.

4. Белогурова Е. Словарь психологических терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belogurova.ru/glossary?letter=17&word=479 (Дата обращения: 15.11.15)

5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Высшая школа психологии, 2011. – 163 с.

6. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Эксмо, 2006. – 689 с.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М: Просвещение, 1968 – 464 с.

8. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 351 с.

9. Выготский Л.С. Детская психология. – М: Педагогика, 1984 – 432 с.

10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.

11. Губина Н. Глоссарий психологических терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/7/word/samocenka (Дата обращения: 15.11.15)

12. Дуткевич Т.В. Детская психология - М., 2012. – 222 с.

13. Емельянова О.Ю. Психология самооценки / О.Ю. Емельянова. – М.: Аорта, 2008. – 42 с.

14. Еникеев М.И., Общая и социальная психология – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М, 1999. – 624 с.

15. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovorus.ru/index.php - (Дата обращения: 15.11.15).

16. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. – 51с.

17. Козлов Н.И. Анкетирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/anketirovanie - (Дата обращения: 16.11.15).

18. Кравченко А.И. Родителям о подростках (и подростком о родителях)/ А.И.Кравченко. М., 2002, – 231 с.

19. Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

20. Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975, – 304 с.

21. Липкина А.И. «Самооценка школьника». М., 1976.

22. Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной деятельности». М., 1968. – 232 с.

23. Методика «Личностный Дифференциал» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylab.info/Методика_«Личностный_Дифференциал» - (Дата обращения: 16.11.15).

24. Методика Будасси исследования Я-концепции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psycabi.net/testy/527-test - (Дата обращения: 23.11.15).

25. Методика исследования самоотношения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylab.info/Методика_исследования_самоотношения - (Дата обращения: 16.11.15).

26. Методика Куна «Кто я?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylab.info/Тест_Куна_-_Макпартленда - (Дата обращения: 16.11.15).

27. Мечинская М. «Психологические проблемы неуспеваемости школьников» - М .: Педагогика , 1971. – 272

28. Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. – 134 с.

29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) – СПб.: Питер, 2002. – 166 с.

30. Сапогова Е.Е Психология развития человека - Учебное пособие, 2005. – 123 с.

31. Столяренко, А.М. Социальная психология / А.М. Столяренко. - М.: «ЮНИТИ», 2001. – 543 с.

32. Студопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.ru/view_statistic.php?id=17 (Дата обращения: 15.11.15)

33. Студопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.ru/2_59574_metodi-issledovaniya.html (Дата обращения: 15.11.15)

34. Султанова З.В. Проективный подход в биографическом исследовании личности. – СПб., 2007. – 203 с.

35. Фёдорова Н.А. Взаимосвязь самооценки и успешности обучения в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.b17.ru/article/27084/- (Дата обращения: 27.11.15).

36. Шибутани Т.. Я концепция и чувство собственного достоинства / Самосознание и защитные механизмы личности. Самара , Изд. Дом “Бахрах”, 2003. – 134 с.

37. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1



2016-01-26 567 Обсуждений (0)
Диагностическая батарея исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диагностическая батарея исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (567)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)