Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Субъекты инфраструктуры инновационной деятельности



2016-01-26 1385 Обсуждений (0)
Субъекты инфраструктуры инновационной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 6.

ИнфрАструктура инновационной деятельности

 

1. Субъекты инфраструктуры инновационной деятельности

2. Задачи функционирования инновационной инфраструктуры

Субъекты инфраструктуры инновационной деятельности

 

Инновационный процесс объединяет науку, технику, предпринимательство, т.е. охватывает все сферы деятельности, свя­занные с производством, обменом и потреблением.

Главными субъектами инновационной деятельности яв­ляются: новатор, инноватор, инвестор, реализующие основные функции по ее осуществлению.

Новатор – участник инновационного процесса, осуществ­ляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе.

В качестве разработчиков могут выступать:

• научно-исследовательские организации;

• малые инновационные предприятия;

• инжиниринговые компании;

• отделы НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конст­рукторских работ) на крупных предприятиях;

• индивидуальные изобретатели.

Инноватор – участник инновационного процесса, осуществ­ляющий внедрение и продвижение (коммерциализацию) новше­ства на рынке.

Инноваторами являются:

1) внедренческие риско-фирмы;

2) концерны;

3) финансово-промышленные группы

Инвестор – участник инновационного процесса, осуществ­ляющий финансирование разработки и внедрения новшеств.

Инвесторами инновационного процесса являются:

¾ государственные и коммерческие банки;

¾ инвестиционные компании;

¾ страховые компании;

¾ пенсионные фонды;

¾ специализированные компании;

¾ частные лица.

Компания может осуществлять разработку и продвижение инновации, используя собственные ресурсы и возможности. В этом случае фирма совмещает все основные функции (фи­нансирование, разработку, коммерциализацию) при реализации инновационной деятельности.

Однако инновационная деятельность в рамках крупного пред­приятия сопряжена с некоторыми проблемами, связанными с не­обходимостью сочетания высокорисковых проектов с текущей деятельностью компании. Поэтому для снижения влияния фак­торов риска начальные этапы инновационного процесса осуще­ствляют малые инновационные или инжиниринговые компании, а крупная компания коммерциализирует разработанное новше­ство.

Результативность процесса нововведений зависит не толь­ко от эффективного использования научно-технического и интел­лектуального потенциала компании, реализующей процесс но­вовведений, но и от деятельности фирм, определяющих инно­вационную инфраструктуру.

Основной функцией данных компаний является поддержка инновационной активности промышленных предприятий, орга­низационное сопровождение процессов создания и внедрения новшеств.

Инновационная инфраструктура – организации, способствующие осуще­ствлению инновационной деятельности (инновационно-технологи ческие центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры, патентные бюро, юридические фирмы и другие специализированные организации).

Инновационную инфраструктуру составляют фирмы и орга­низации, сопровождающие весь цикл от генерирования новых идей до продвижения научно-технической продукции и предо­ставляющие юридические, информационные, патентно-лицензи­онные, консалтинговые услуги на различных этапах процесса но­вовведений.

Развитию инновационной инфраструктуры во всех странах уделяется особое внимание, поскольку она обеспечивает уско­рение трансфера знаний и технологий, позволяет снизить структурную безработицу и способствует повышению занято­сти населения.

Для России формирование инновационной инфраструктуры имеет особое значение, поскольку наука сконцентрирована лишь в нескольких регионах, (особенно академическая, которая явля­ется генератором базисных инноваций), а также ввиду того, что в рамках плановой экономики этой составляющей инновационной системы практически не было и все приходится начинать с нуля.

В федеральном законе «О науке и государственной научной политике» создание инфраструктуры инновационной деятельно­сти отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральный уровень берет на себя решение зна­чительной части проблем. Субъекты Федерации так­же держат эту проблему в фокусе своего внимания. В регионах формируются бизнес-центры, инкубаторы, специальные про­граммы по поддержке малого бизнеса и инновационной актив­ности промышленных организаций, в которых формирование инновационной инфраструктуры рассматривается как одна из важнейших задач.

Информационная инфраструктура. В настоящее время в России происходит как трансформация государственной информационной системы, так и появление альтернативных систем в инновационной сфере.

Централизованная часть информационной системы, сущест­вующей за счет госбюджета, сведена в настоящее время к мини­муму. В нее входит действующее с 1992 г. при Правительстве Российской Федерации Российское объединение информацион­ных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс), включающее 65 межотраслевых и территориальных центров науч­но-технической информации, расположенных в областных и рес­публиканских центрах. Важной составной частью государствен­ной информационной системы остаются институты и библиоте­ки, объединенные патентным ведомством России – Роспатентом. Патентная библиотека насчитывает более 100 млн. документов.

Недостаток бюджетного финансирования привел к расшире­нию круга платных информационных услуг государственной территориаль­ных центров, в том числе Академии наук и центральных органов бывшей ГСНТИ коммерческих негосударственных информаци­онных центров.

Создаются коммерческие информационно-консультативные центры и совместные организации, ориентированные на экс­порт технологий. Ведущие научные институты, концерны и ас­социации, технопарки формируют собственные банки данных о технологиях и предлагают информационные услуги иностран­ным потребителям. Создание государственной Информационно-аналитической системы международных научно-технических связей было начато в 1993 г. Данная система будет иметь выход на российские и зарубежные базы данных, а также в аппараты атташе по науке и технике посольств России за рубежом.

Недостаточно развитая информационная система инноваци­онной деятельности отрицательно сказывается на разработчиках и потребителях технологических инноваций. Результаты обсле­дования промышленных организаций, проведенных Аналитиче­ским центром по научной и промышленной политике РАН, по­казали, что каждое седьмое предприятие столкнулось с пробле­мой недостатка информации о НИОКР, российских и зарубеж­ных технологиях.

Обследование промышленных организаций показало, что основными каналами передачи информации об иностранных технологиях являются выставки: 73,9% респондентов получа­ют необходимую информацию на выставках. Важную роль здесь играют личные контакты руководителей промышленных организаций с западными партнерами (65,2% респондентов). По-прежнему существенную роль в организации связей между российскими организациями и западными партнерами играют министерства (25% респондентов). Достаточно весомая часть ор­ганизаций обращается к посредническим фирмам (19,6% рес­пондентов). Патентная информация практически не играет ощутимой роли.

Система подготовки кадров играет ключевую роль, в особен­ности в условиях переходного периода, когда создается реальная угроза роста структурной безработицы. Результаты обследования промышленных организаций показали, что около 14% организа­ций столкнулись с проблемой недостатка кадров необходимой квалификации. В основном это организации, внедрявшие ба­зисные технологические инновации. Можно ожидать, что на этапе оживления экономической конъюнктуры эта проблема еще более обострится. Для сокращения остроты этой проблемы необходимо разработать комплекс скоординированных мер Ми­нистерством науки и технологии, Министерством экономиче­ского развития и торговли, Министерством образования и Ми­нистерством труда и социального обеспечения.

Кроме того, для России достаточно остро стоит проблема подготовки кадров для инновационной сферы, поскольку это новая область для системы высшего образования, и здесь необ­ходимо разрабатывать новые курсы и программы подготовки.

В этой области проводится значительная работа, как на фе­деральном, так и на региональном уровнях. Международный технологический инкубатор при Академии народного хозяйства в сотрудничестве с университетом Техаса проводит подготовку специалистов в области технологического менеджмента. Инсти­тут бизнеса и инвестиций при Академии управления и рынка предлагает программы в области подготовки инновационных программ для малого бизнеса. В регионах университеты органи­зовывают специальные факультеты и курсы.

 



2016-01-26 1385 Обсуждений (0)
Субъекты инфраструктуры инновационной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Субъекты инфраструктуры инновационной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1385)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)