Субъекты инфраструктуры инновационной деятельности
ТЕМА 6. ИнфрАструктура инновационной деятельности
1. Субъекты инфраструктуры инновационной деятельности 2. Задачи функционирования инновационной инфраструктуры Субъекты инфраструктуры инновационной деятельности
Инновационный процесс объединяет науку, технику, предпринимательство, т.е. охватывает все сферы деятельности, связанные с производством, обменом и потреблением. Главными субъектами инновационной деятельности являются: новатор, инноватор, инвестор, реализующие основные функции по ее осуществлению. Новатор – участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе. В качестве разработчиков могут выступать: • научно-исследовательские организации; • малые инновационные предприятия; • инжиниринговые компании; • отделы НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) на крупных предприятиях; • индивидуальные изобретатели. Инноватор – участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение (коммерциализацию) новшества на рынке. Инноваторами являются: 1) внедренческие риско-фирмы; 2) концерны; 3) финансово-промышленные группы Инвестор – участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшеств. Инвесторами инновационного процесса являются: ¾ государственные и коммерческие банки; ¾ инвестиционные компании; ¾ страховые компании; ¾ пенсионные фонды; ¾ специализированные компании; ¾ частные лица. Компания может осуществлять разработку и продвижение инновации, используя собственные ресурсы и возможности. В этом случае фирма совмещает все основные функции (финансирование, разработку, коммерциализацию) при реализации инновационной деятельности. Однако инновационная деятельность в рамках крупного предприятия сопряжена с некоторыми проблемами, связанными с необходимостью сочетания высокорисковых проектов с текущей деятельностью компании. Поэтому для снижения влияния факторов риска начальные этапы инновационного процесса осуществляют малые инновационные или инжиниринговые компании, а крупная компания коммерциализирует разработанное новшество. Результативность процесса нововведений зависит не только от эффективного использования научно-технического и интеллектуального потенциала компании, реализующей процесс нововведений, но и от деятельности фирм, определяющих инновационную инфраструктуру. Основной функцией данных компаний является поддержка инновационной активности промышленных предприятий, организационное сопровождение процессов создания и внедрения новшеств. Инновационная инфраструктура – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологи ческие центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры, патентные бюро, юридические фирмы и другие специализированные организации). Инновационную инфраструктуру составляют фирмы и организации, сопровождающие весь цикл от генерирования новых идей до продвижения научно-технической продукции и предоставляющие юридические, информационные, патентно-лицензионные, консалтинговые услуги на различных этапах процесса нововведений. Развитию инновационной инфраструктуры во всех странах уделяется особое внимание, поскольку она обеспечивает ускорение трансфера знаний и технологий, позволяет снизить структурную безработицу и способствует повышению занятости населения. Для России формирование инновационной инфраструктуры имеет особое значение, поскольку наука сконцентрирована лишь в нескольких регионах, (особенно академическая, которая является генератором базисных инноваций), а также ввиду того, что в рамках плановой экономики этой составляющей инновационной системы практически не было и все приходится начинать с нуля. В федеральном законе «О науке и государственной научной политике» создание инфраструктуры инновационной деятельности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральный уровень берет на себя решение значительной части проблем. Субъекты Федерации также держат эту проблему в фокусе своего внимания. В регионах формируются бизнес-центры, инкубаторы, специальные программы по поддержке малого бизнеса и инновационной активности промышленных организаций, в которых формирование инновационной инфраструктуры рассматривается как одна из важнейших задач. Информационная инфраструктура. В настоящее время в России происходит как трансформация государственной информационной системы, так и появление альтернативных систем в инновационной сфере. Централизованная часть информационной системы, существующей за счет госбюджета, сведена в настоящее время к минимуму. В нее входит действующее с 1992 г. при Правительстве Российской Федерации Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс), включающее 65 межотраслевых и территориальных центров научно-технической информации, расположенных в областных и республиканских центрах. Важной составной частью государственной информационной системы остаются институты и библиотеки, объединенные патентным ведомством России – Роспатентом. Патентная библиотека насчитывает более 100 млн. документов. Недостаток бюджетного финансирования привел к расширению круга платных информационных услуг государственной территориальных центров, в том числе Академии наук и центральных органов бывшей ГСНТИ коммерческих негосударственных информационных центров. Создаются коммерческие информационно-консультативные центры и совместные организации, ориентированные на экспорт технологий. Ведущие научные институты, концерны и ассоциации, технопарки формируют собственные банки данных о технологиях и предлагают информационные услуги иностранным потребителям. Создание государственной Информационно-аналитической системы международных научно-технических связей было начато в 1993 г. Данная система будет иметь выход на российские и зарубежные базы данных, а также в аппараты атташе по науке и технике посольств России за рубежом. Недостаточно развитая информационная система инновационной деятельности отрицательно сказывается на разработчиках и потребителях технологических инноваций. Результаты обследования промышленных организаций, проведенных Аналитическим центром по научной и промышленной политике РАН, показали, что каждое седьмое предприятие столкнулось с проблемой недостатка информации о НИОКР, российских и зарубежных технологиях. Обследование промышленных организаций показало, что основными каналами передачи информации об иностранных технологиях являются выставки: 73,9% респондентов получают необходимую информацию на выставках. Важную роль здесь играют личные контакты руководителей промышленных организаций с западными партнерами (65,2% респондентов). По-прежнему существенную роль в организации связей между российскими организациями и западными партнерами играют министерства (25% респондентов). Достаточно весомая часть организаций обращается к посредническим фирмам (19,6% респондентов). Патентная информация практически не играет ощутимой роли. Система подготовки кадров играет ключевую роль, в особенности в условиях переходного периода, когда создается реальная угроза роста структурной безработицы. Результаты обследования промышленных организаций показали, что около 14% организаций столкнулись с проблемой недостатка кадров необходимой квалификации. В основном это организации, внедрявшие базисные технологические инновации. Можно ожидать, что на этапе оживления экономической конъюнктуры эта проблема еще более обострится. Для сокращения остроты этой проблемы необходимо разработать комплекс скоординированных мер Министерством науки и технологии, Министерством экономического развития и торговли, Министерством образования и Министерством труда и социального обеспечения. Кроме того, для России достаточно остро стоит проблема подготовки кадров для инновационной сферы, поскольку это новая область для системы высшего образования, и здесь необходимо разрабатывать новые курсы и программы подготовки. В этой области проводится значительная работа, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Международный технологический инкубатор при Академии народного хозяйства в сотрудничестве с университетом Техаса проводит подготовку специалистов в области технологического менеджмента. Институт бизнеса и инвестиций при Академии управления и рынка предлагает программы в области подготовки инновационных программ для малого бизнеса. В регионах университеты организовывают специальные факультеты и курсы.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1385)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |