Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция № 7 и 8. Словообразовательная система русского языка



2016-01-26 3740 Обсуждений (0)
Лекция № 7 и 8. Словообразовательная система русского языка 0.00 из 5.00 0 оценок




План:

1. Предмет и задачи словообразования.

2. Производящая основа и словообразовательный формант.

3. Морфонологические явления на морфемной шве: чередование звуков (гласных и согласных), смещение ударения, сокращение производящей основы, наложение морфем, интерфиксация.

4. Единицы словообразования: словообразовательный тип, словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо.

5. Словообразовательные словари русского языка.

 

1.Термин словообразование имеет два значения. 1. Образование слов при помощи имеющихся в языке способов, а также правил. Так, прилагательное общеевропейский образовано от сочетания слов общий и европейский путем сложения с использованием соединитель-юй гласной -е, существительное обновление — от глагола обновить с помощью суффикса -ени-е при чередовании конечного согласного ос­новы — в—вл. 2. Раздел грамматики, в котором изучается процесс образования слов (наряду с морфологией, синтаксисом, изучающими языковые явления).

2.Основным объектом рассмотрения в словообразовании яв­ляется производное слово (дериват). Производные слова — это слова, значение и звучание которых обуслов­лены семантикой и звуковой формой других, однокоренных с ними слов: безвольный —> воля, доброта —> добрый, берез­няк —> береза. По образному определению польского линг­виста В. Дорошевского, производные слова — это «галерея окон, через которые мы можем смотреть на все то, что есть вне нашего «я» и что в форме воспоминаний сохраняется в нашей памяти и благодаря словам может оживать в ней». Производное слово семантически и формально вы­водится из другого родственного слова, которое мотивиру­ет его. Это прекрасно отражено, например, в следующем диалоге:

— Этот (гриб), — говорит мама, — называется подберёзовик. Види­те, он под березой растет. Потому он так и называется — подберёзовик. А вот это — маслята. Посмотрите, какие у них шапочки блестящие.

— Ага, — говорят девочки, — как будто маслом намазаны (Л.Пан­телеев).

Мотивирующее и мотивированное слова (дериват) свя­заны отношениями словообразовательной мотивации. Это отношения между двумя однокоренными словами, при ко­торых значение одного из них либо: а) определяется через значение другого: переводить —> переводчик ('тот, кто переводит'), слон —> слоненок ('детеныш слона'); б) либо тождественно другому во всех семантических компонен­тах, кроме частеречного значения, ср.: нежный —> нежно,

тихий —> тихо; в) либо полностью тождественно другому по семантике при различии в стилистической окраске: Афга­нистан —» Афган.

Мотивирующее и мотивированное слова (дериват) состав­ляют словообразовательную пару. Моти­вированным в этой паре признается слово, которое формально и семантически сложнее однокоренного: олень-0 – олен-ин-а; трактор-0 – трактор-ист-0; пекарь-0>пекар-н-я. В том случае, если оба слова совпадают по количеству формальных компонен­тов, мотивированным признается слово, семантически более сложное. Ср.: истор-ий-(я) —истор-ик0 ('специалист по ис­тории'), меланхол-ий(я) —> мелапхол-ик0 ('лицо, испытыва­ющее меланхолию').

Для того чтобы верно определить направление мотива­ции и выделить мотивирующее слово, целесообразно ис­пользовать прием развернутого толкования производного слова: пахарь 'тот, кто пашет'(мотивирующее слово — пахать), сахарница 'вместилище для сахара'(мотивиру­ющее слово — сахар), парусить 'надуваться, подобно па­русу'(мотивирующее слово — парус), неизбежный 'такой, которого нельзя избежать' (мотивирующее слово — избе­жать).

При толковании производных слов используются ти­повые определения, или «словообразовательные перифра­зы», которые состоят из двух частей: обоб­щенной (родовой), представленной обычно местоименным блоком (тот, кто...; то, что; такой, который...), и видовой, выделяющей отличительный признак: преподаватель 'тот, кто преподает'.«Правильно составленная перифраза по­зволяет установить саму производность толкуемого сло­ва, производящее слово и направленность производности». Возможны и другие типы толкований, выделяющих мо­тивирующее слово: запеть 'начать петь',морской 'отно­сящийся к морю',безбилетный 'не имеющий билета',бод­рость 'свойство по знач. прилагательного бодрый'.

Итак, если в морфемике противопоставляются друг дру­гу членимые и нечленимые слова, то в словообразовании разграничиваются слова производные и непроизводные.

Производное слово характеризуется рядом признаков: 1. Дериват обладает свободной или достаточной членимостью. Слова, характеризующиеся недостаточной членимостью, в современном языке являются непроизводными: буженина, смородина

2. Важнейший признак производного слова — словообразовательная мотивированность. Его семантика и форма базируются на другом слове. Как заметил Г.О. Винокур, «значение слов с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующей первичной основы...».

3. Производное слово имеет бинарную структур у. Рассмотрим, например, слово рассказывание. С точки зрения морфемного состава в нем выделяются 5 морфов. Со словообразовательной же точки зрения в структуре это­го слова различаются два составляющих его компонента: основа слова, от которой образован данный дериват (рассказыва\-тъ\, и средство, при помощи которого он образован (суффикс -ний). Структура производного, таким образом, все­гда бинарна (двухкомпонентна). В ней выделяется произ­водящая база и словообразовательный формант, или дериватор.

Производящая база — это основа мотивирующего слова или все мотивирующее слово в целом, ср.:

\свя\тъ —> сеятелъ\ , \сеять\> засеять;

\терпе\тъ —» терпение; \радоватъ —> радоваться.

Производящая база может быть представлена и основа­ми нескольких слов: белоснежный —» бел-ый как \снег\; ле­соруб —» рубить \лес\; гололед —» \голый \лед\.

Словообразовательный формант (аффиксы) — наимень­шее в формальном и семантическом отношении средство, которым производное слово отличается от производящего. Это важнейший элемент структуры производного слова. Словообразовательный формант — конкретное средство образования деривата на основе той или иной производящей базы, ср.: учить —> учитель; нос —> переносица; автор —> соавтор; колос —> колос-и-ть-ся.

Мы видим, что во всех рассмотренных примерах форман­тами являются аффиксы и их сочетания. Однако круг фор­мантов в языке значительно шире.

В качестве формантов в современном русском языке выступают: 1) аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы_и их комбинации — пере-считать; чита-тель; учить-ся); раз-бежать-ся!; 2) сокращение (усечение) производящей основы — специа­лист —> спец; магнитофон —> маг; 3) устойчивый порядок компонентов при сложении или сра­щении и единое главное ударение: быстрорастворимый, вагон-ресторан; 4) изменение (обычно сужение) и пере­оформление морфологической парадигмы (т.е. системы грамматических форм) слова, связанное с переходом из одной части речи в другую, — мороженое, ученый, кругом (сущ. —» наречие —> предлог).

Все форманты соответственно делятся на два больших класса: аффиксальные и безаффиксные. К аффиксальным формантам относятся словообразовательные аффиксы и их сочетания, к без-аффиксным — 1) сокращение (усечение) производящей основы (маг, зав); 2) устойчивый порядок компонентов и возможность единого ударения (нижеподписавшиеся, ва­гон-ресторан); 3) переоформление морфологической пара­дигмы (учительская, будущее}. Возможно и сочетание фор­мантов разных типов в одном деривате; см., например, слова /видик, мулътик (при их образовании усечение сочетается с суффиксацией).

Окказионализмы – (лат. – случайность) это авторские неологизмы, созданные в художественной речи с нарушением словообразовательных закономерностей, законов словопроизводства, действующих в языке, и поэтому они противопоставлены реальным и потенциальным словам. Это делает их ярким стилистическим средством. Основным признаками их являются: нарушение словообразовательных норм, контекстуальная обусловленность и экспрессивность, см., например: пушкиноты (Хлебников), выходимец (А. Белый), окошкодохлилась (Чехов); Сигаретность моей папиросности – образованы от относительных прилагательных (И. Северянин)

 

3. Морфонология (В.И. Максимов)

М о р ф о н о л о г и я — это часть морфемики, в которой описываются фонемы как элементы построения морфем и словоформ.

(Диброва Е.И., с 491) При образовании конкретного производного слова наблю­даются различные морфонологические явления:

1) чередование фонем на морфемном шве и внутри корня: снег —> снежинка (г//ж), пух —» пушистый (х//ш), (течь —> сток (е//о);

2) усечение производящих основ (усекаемые отрезки мо­гут быть как морфами, так и субморфами), ср.: побелить —» побелка; бочк,а —> бочонок; избежать —> неизбежный;

3) интерфиксация (появление асемантических прокла­док на стыке производящей базы и аффикса): кофе —> ко-фс(й)ник, Вязьма —» вязьм(ин)ский;

4) наложение морфов, устраняющее повторы фонем и фонемных сочетаний на морфемном шве: Братск —> брат-ск-ий, сосн-а —> сос-няк;

5) перемещение ударения и, следовательно, изменение акцентологической характеристики слова, ср.: гитара —> гитарист, красный —> краснота.

Таблица Чередование фонем

Чередующиеся звуки   Примеры чередования  
г — ж з   подруга- дружить — друзья  
к— ч— ц воскликнуть кличвосклицать  
д — ж — жд   ходить — хожу хождение  
т — ч — щ   светлый — свеча — освещать  
ск ст — щ   Блеск — блестит — блещет  
X — Ш   воздух воздушный  
3 — Ж   мазать смажу  
с — ш   носить ношу  
Б - бл   любить — люблю  
п — пл   топить — топлю  
в — вл   ловить — ловлю  
ф-фл   разграфить разграфлю  
о — а   оспорить — оспаривать  
е — а   залезать — слазить  
о— 0 (нуль)   сон — сна  
е — 0 (нуль)   отец отца  

 

4. Русское словообразование носит системный характер: это множество взаимодействующих друг с другом различных объединений производных слов. Словообразовательная си­стема носит открытый и иерархический характер: она по­стоянно пополняется новообразованиями, при этом произ­водное слово входит в состав более крупных комплексных единиц.

Словообразовательная система состоит из ряда микросис­тем: словообразовательной пары, словообразовательного типа, словообразовательной категории, словообразовательной пара­дигмы, словообразовательной цепи и словообразовательного гнезда. Как уже отмечалось, словообразователь­ная пара — это сочетание мотивирующего и мотивиро­ванного слов: лес —> лесник, атом —> атомный, расти —> прорасти.

Словообразовательный тип — это совокуп­ность производных слов, которая характеризуется общно­стью:

1) части речи мотивирующего слова;

2) словообразовательного форманта и, следовательно, спо­соба словообразования;

3) словообразовательного значения.

Так, например, слова рябинник, малинник, осинник от­носятся к одному словообразовательному типу: все они мо­тивированы существительными, характеризуются общим формантом — суффиксом -ник, суффиксальный способ вы­ражает общее для них деривационное значение собиратель­ности. К другому словообразовательному типу относятся су­ществительные сапожник, пирожник, колбасник: они также мотивируются существительными, характеризуются аффик­сальным формантом -ник, однако имеют уже совершенно другое словообразовательное значение — значение лица.

Словообразовательный тип — это «минимальная единица словообразовательной системы, в рамках которой элементы плана выражения соответствуют определенным элементам плана содержания». С учетом словообразовательного типа выделяется понятие словообразовательной модели.

Словообразовательная модель — это схе­ма построения производных слов, относящихся к одному словообразовательному типу. Она включает такие обязатель­ные элементы, как производящая база (с указа­нием части речи мотивирующего слова), формант и деривационное значение. При характеристике модели также отмечаются морфонологические явления, характерные для образования производных. Например, суще­ствительные гимназист, курсист, семинарист, относящиеся к одному словообразовательному типу, построены по модели основа сущ. + суффикс-ист- (значение лица по месту обу- чения). Для этой модели характерны следующие морфонологические явления: 1) усечение финалей: гимназия — гимназист, 2) ударность форманта; 3) возможность чередовании: курсы — курсист

Различаются продуктивные и непродуктивные слово­образовательные модели: продуктивные модели дают ново­образования в современный период языкового развития, по непродуктивным моделям новые слова не образуются. Так, например, малопродуктивна в современном языке модель «основа сущ. + суффикс -ир-» (значение лица по роду дея­тельности), представленная дериватами бригадир, дебошир, кассир, конвоир. Новых образований по этой модели не от­мечается. Напротив, модель «основа сущ. + -ант-» (значе­ние лица) характеризуется продуктивностью, см., например, производные магистрант, диссертант, конкурсант, разг. подписант.

Таким образом, словообразовательная модель может рас­сматриваться как формально-семантический образец порож­дения новообразований в языке. По существующим в язы­ке моделям создаются новые слова, заполняющие лакуны в словообразовательной системе, см., например, стихотворение В. Лифшица, посвященное форманту со-:

Вот собрат, а вот соперник,

Сочинитель и создатель,

Со-Бетховен, Со-Коперник,

Со-по-улице-шагатель,

Соискатель, сомолчатель...

Синонимичные словообразовательные типы объединя­ются в словообразовательную категорию. Это совокупность производных слов, объединенная общно­стью словообразовательного значения. Форманты же при этом могут быть различными. Так, в словообразователь­ную категорию интенсивности качества объединяются при­лагательные — дериваты, характеризующиеся разными фор­мантами: болъш-ущ-ий, пре-глупый, толст-енн-ый, ра-звеселый; в словообразовательную категорию локативности (дериваты со значением места) входят производные с формантами разных типов, ср.: спальня, зимовье, лесопильня, пожарище, пельменная и др.

Словообразовательная парадигма — это объединение параллельно производных слов — слов, имею­щих одну и ту же производящую базу и находящихся на одной и той же ступени деривации. Члены одной парадиг­мы, таким образом, объединены общим семантическим компонентом, но различаются формантами и соответствен­но словообразовательными значениями. Примером слово­образовательной парадигмы может служить набор произ­водных, непосредственно образованных от слова черный:

Черный - черн-от-а

- Чернь-0-0

- Черн-ух-а

- Черн-еньк-ий

- Черн-е-ть

- Черн-и-ть

Словообразовательная цепь (в отличие от словообразовательной парадигмы) — ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности. Иначе говоря, это такой ряд слов, в котором каждое предше­ствующее слово является производящим для последующего, см., например: петь —> запеть —> запевать —> запевала; си­ний —> синеть —> посинеть —> посинение.

Словообразовательные цепи делятся на полные и неполные. Полные цепи характеризуются наличием всех необходимых элементов: каждое производное в них соотносится со своим непосредственным производящим, а каждая ступень словопроизводства «маркирована своим аффиксом: каприз — капризный — капризник — каприз­ничать». Неполные цепи характеризуются чересступенчатым словообразованием: одно из звеньев цепи пропущено, в результате в производном используется осо­бый протяженный формант, восполняющий «недостающее» производящее слово. Например: комбайн — (комбайнировать) — комбайн-ирование.

Наиболее широкое объединение производных — слово­образовательное гнездо. Словообразовательное гнездо включает в свой состав и словообразовательные цепи, и словообразовательные парадигмы. Словообразовательное гнездо — это упорядоченная отношениями производности совокупность однокоренных слов, ср., например, фрагмент словообразовательного гнезда с вершиной бинт:

Бинт - бинт-ик

- бинт-овый

- бинт-ова-ть – бинтовать-ся

- бинтова-ний-е

- за-бинтовать – забинтов-ыва-ть

- пере-бинтовать-перебинтов-ыва-ть

Как мы видим, во фрагменте этого гнезда представлены и словообразовательные цепи (бинт — > бинтовать — > пере­бинтовать — > перебинтовывать) и словообразовательные парадигмы (бинт > бинтик- бинтовать).

В основе каждого словообразовательного гнезда находится исходное слово — вершина. Вершина гнезда представ­лена непроизводной единицей, которая служит базой для образования других слов. В словообразовательном гнезде, та­ким образом, особенно ярко проявляется ступенчатый ха­рактер русского словообразования, его иерархическая организация. «Любое гнездо имеет строго определенную структуру, и каждый его элемент (слово) занимает в нем предусмотренное системой языка и закрепленное нормой место» (Тихонов А.Н.)

Словообразовательные гнезда различаются по объему: нулевое (одно слово), слаборазвернутое, сильноразвернутое (с вершиной делать объединяет 342 слова).

5.(Лекант) Весьма активно развивающимся разделом русской лексикографии является составление словообразовательных словарей, в которых показана словообразовательная структура дериватов, демонстрируются их связи с производящей основой и однокоренными дериватами.

Весомый вклад в развитие словообразовательной лексикографии внес А.Н. Тихонов, автор двухтомного «Словообразовательного словаря русского языка» (М., 1985). Данный словарь относится к числу словарей гнездового типа, он отражает строение более чем 12 500 словообразовательных гнезд; в общей сложности в словаре рассмотрены деривационные свя­зи 145 000 русских слов. По гнездовому принципу построен также «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1978; 3-е изд., 1996), в котором наглядно представлены словообразовательные связи наибо­лее употребительных русских дериватов.

Для практического словообразовательного разбора полезен и «Словарь-справочник по русскому языку» под ред. А. Н. Ти­хонова (М., 1995). В этом словаре, помимо орфографических, орфоэпических, грамматических и морфемных данных, сведе­ний о частотности того или иного слова, отмечается также, производно или нет данное слово, а для производного указы­вается словообразовательная пара, например:

страница... непроизв.

страничка... произв.: страниц(а) -> странич + к + а.

Изданный в 1996 г. «Толковый словарь словообразователь­ных единиц русского языка» Т. Ф. Ефремовой — первый в отечественной лексикографии словарь-справочник аффик­сальных дериваторов: префиксов, суффиксов и их сочетаний, называемых в словаре циркумфиксами. В словарной статье приводятся сведения о регулярности и продуктивности того или иного аффикса или сочетания аффиксов; о том, от какой части речи образуются дериваты с помощью данного дерива-тора и какой части речи они принадлежат; каково словообра­зовательное значение и какие имеются синонимические сред­ства выражения того же словообразовательного значения; па­дает ли ударение на дериватор. Ср. словарную статью, посвященную одному из приставочно-суффиксальных дерива­торов (циркумфиксов):

За-... -о. Достаточно регулярная, но малопродуктивная словообразо­вательная единица, образующая наречия со значением обстоятельствен­ного признака, который назван мотивирующим именем прилагатель­ным, например: заживо,замертво, запросто, засветло, затемно, а так­же заодно.

При образовании используются преимущественно непроизводные ос­новы мотивирующих слов, как: новый — заново.

Словообразовательная единица преимущественно ударна: ударение, как правило, падает на ее префиксальную часть, однако заодно, а также задолго. Литература:

1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. Елены Иннокентьевны. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Современный русский язык/ Под ред. Павла Александровича Леканта. – М.: «Дрофа», 2001.

3. Современный русский литературный язык: Учебник / Под ред. акад. РАО В.Г. Костомарова и проф. В.И. Максимова – М.: Гардарики, 2003. – 780 с.

4. Русский язык: Учеб для студ. высш. Пед. учеб. заведений / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 768 с.

5. Современный русский литературный язык./Под ред. Н.М. Шанского. В 3-х частях. - М., 1987

 



2016-01-26 3740 Обсуждений (0)
Лекция № 7 и 8. Словообразовательная система русского языка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция № 7 и 8. Словообразовательная система русского языка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3740)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)