Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Новые направления развития Стабилизационного фонда



2016-01-26 357 Обсуждений (0)
Новые направления развития Стабилизационного фонда 0.00 из 5.00 0 оценок





Барьер в 500 млрд. рублей пройден в начале 2005г. По состоянию на 1.03.05 сумма составила уже 707,5 млрд. руб. Правительство начало расходовать средства СФ. Прецедент – досрочное погашение долга МВФ, на которое из СФ ушло 93 млрд. руб. По поводу того, на какие цели, и в каком объеме тратить средства фонда в дальнейшем, единого мнения нет.

Одним из вариантов использования СФ является досрочное погашение внешних долгов( досрочное погашение Парижскому клубу внешнего долга (30 млрд. евро или 84% всего долга клубу) можно считать своевременными и успешными. Но в контексте рассматриваемой темы, использования средств СФ, остается открытым вопрос о соотношении экономии на процентных выплатах при досрочном погашении внешнего долга (Минфин оценивает в 0,5-2 млрд. долл.) и потерь от недоинвестирования средств (потраченных на досрочное погашение долга) в отечественную экономику.)

Погашение государственного долга опережающими темпами не является для России острой необходимостью. Более насущной в ближайшие годы может стать задача финансирования выплат текущих пенсий. Начиная с 2005-2006 гг. из-за обострения демографической ситуации, отвлечение средств в накопительную часть пенсий и снижения ЕСН может образоваться дефицит в распределительной части пенсионной системы, который согласно действующему законодательству, должен покрываться за счет средств бюджета. Но такое решение следует считать вынужденной мерой. СФ должен решать другие задачи, а не служить источником покрытия текущих социальных расходов (финансирование дефицита Пенсионного фонда, повышение заработных плат и социальных выплат и т.д.)

Вот два потенциальных направления использования СФ, но опыт многих стран, теоретические соображения и элементарный здравый смысл подсказывают: не воспользоваться такими благоприятными обстоятельствами, которые сегодня сложились на нефтяном рынке, было бы неразумно. Едва ли стоит тратить все деньги, которые концентрируются сегодня в СФ, лишь на страхование бюджета. Следует заботиться не только и не столько об имидже страны, сколько о перспективах устойчивого роста ее экономики. Отсюда следует еще одно направление использования средств СФ.

Безусловно, инвестировать средства СФ в иностранную валюту, долговые обязательства промышленно-развитых стран и досрочное погашение внешнего долга намного легче, чем создавать прозрачные институты развития с участием государства, способные к решению стратегических задач развития страны.Но отступать перед сложностью работы нельзя. Возможное снижение мировых цен на традиционную номенклатуру российского экспорта лучше встретить не с деньгами, которые через 2-3 года закончатся, а с новой конкурентоспособной экономикой, независимой от колебаний конъюнктуры сырьевых рынков.

Сделаны первые шаги. С 2006 г. предполагалось использование средств фонда на инвестиционные проекты. Инвестиционные проекты должны:

1. полностью соответствовать денежной программе РФ, гарантировать отсутствие инфляционных последствий.

2.Далее, нужно доказать, что соответствующие вложения окажутся более эффективными, нежели погашение внешнего долга, т. е. будут иметь рентабельность выше 7% годовых (именно столько мы платим по долгам странам-членам Парижского клуба)

3. Третье условиежесткая фиксация расходов, т. е. наличие бизнес-планов, исключающих последующее дополнительное выделение денег на рассматриваемые проекты.

4. Четвертое условие – их современное институциональное сопровождение на всех фазах, начиная с отбора самих проектов и заканчивая возвратом средств в установленные сроки. Для их снижения необходимы не разнообразные меры по стерилизации денежной массы, а эффективные структурные реформы, осуществляемые, в том числе и за счет использования средств СФ.

Оптимизм вызывает решение о ежегодном вложении суммы 2 млрд. долл. в инфраструктурные проекты, начиная с 2006 г. К таким проектам в первую очередь относятся проекты, связанные с развитием производственной инфраструктуры, поддержкой высокотехнологичного экспорта и импортозамещения, обеспечивающих значительное усиление позиций России на мировых рынках наукоемкой продукции.

Несмотря на наличие сильной оппозиции подобному сценарию, все объективные предпосылки для его реализации имеются. Тот факт, что уникальный проект транспортировки нефти по маршруту «Тайшет – Находка», обеспечивающий стране усиление экономических и геополитических позиций на растущих рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, до сих пор не осуществляется и находится лишь в стадии обсуждения, является наглядным, но далеко не единственным свидетельством необходимости скорейшего пересмотра концепции формирования и использования средств Стабилизационного фонда. Это утверждение становится тем более очевидным на фоне уже начатого Казахстаном строительства экспортного нефтепровода в Китай.

Речь идет не только о трубопроводах (нефте и газопроводах), но и об обычных шоссейных дорогах – важнейшем потенциальном объекте прогресса общероссийского рынка (с одной стороны показатель протяженности автодорог на 1 тыс. кв. км. в РФ в 20 раз ниже, нежели в США и в 55раз, чем во Франции, с другой, - мировой опыт свидетельствует о связанной с этой сферой возможности эффективного сотрудничества государства и частного бизнеса). Важно иметь в виду и то, что расходование средств на подобные инвестиционные проекты при нынешней благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре может происходить параллельно с досрочным погашением внешней задолженности.

Нефтяные сверхдоходы – это уникальный ресурс, который потенциально позволяет России не только подстраховывать себя от возможных рисков, но и при благоприятных обстоятельствах аккумулировать средства для осуществления долгосрочных проектов и структурных реформ, способных реально повысить конкурентоспособность экономики.

И в заключении хотелось бы отметить, что СФдля правительства – это не священный и неприкасаемый идол, а инструмент для достижения стратегических целей вывода страны на траекторию устойчивого роста. СФ нужен стране лишь в той мере, в какой он помогает решать эту задачу. В противном случае, несмотря на все конъюнктурные преимущества, он был и останется чистой упущенной выгодой.

 

 



2016-01-26 357 Обсуждений (0)
Новые направления развития Стабилизационного фонда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Новые направления развития Стабилизационного фонда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (357)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)