Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


фискальная политика-цели и инструменты



2016-01-26 324 Обсуждений (0)
фискальная политика-цели и инструменты 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и получение антиинфляционного валового национального продукта. Является стержневой частью финансовой политики и составной частью экономической политики государства. Фис­кальная политика является наиболее распространенным инструментом макроэкономического регулирования, которая используется на национальном уровне и на уровне отдельных регионов.

Государственная фискальная политика состоит в воздействии на уровень выпуска продукции и доходов через изменение налогов и государственных расходов. Ее использование на национальном и региональном уровнях исходит из двух основных посылок:

ü рост государственных расходов (государственные закупки, социальные выплаты) увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции и уровня занятости;

ü увеличение суммы налогов сокращает располагаемый доход и, следовательно, ведет к сокращению расходов, снижению спроса и через него - к снижению объема выпуска продукции и занято­сти.

Инструменты фискальной политики используются на регио­нальном уровне, также как и на национальном, в двух формах: как автоматические стабилизаторы и как активные регулирующие меры.

Автоматические стабилизаторы - это такие механизмы в эконо­мике, действие которых уменьшает реакцию производства на изме­нения совокупного спроса. Главными автоматическими стабилизаторами являются пособия по безработице и подоходный налог.

Однако автоматические стабилизаторы не в состоянии решить множество задач, которые стоят перед экономической политикой, поэтому все правительства пользуются мерами активной фискаль­ной политики, которые состоят в регулировании налоговых ставок и величины государственных расходов.

Дифференциация фискальной политики осуществляется по сле­дующим направлениям:

• региональная дифференциация налоговых ставок,

• региональная дифференциация государственных расходов, касающаяся как государственных закупок, так и социальных транс­фертов.

Влияние мер фискальной политики на регион ограничивается множеством факторов.

За счет действия межрегиональных эффек­тов распространения влияние проводимых мер фискальной полити­ки может оказаться существенно меньшим или просто не дать ре­зультатов, если, например, дополнительный спрос будет стимули­ровать только импорт товаров в регионе и не скажется на местном производстве и занятости.

В придачу к проблемам межрегионального перераспределения эффектов фискальной политики дифференциация налоговых ставок вызывает, как правило, сильную политическую оппозицию со стороны регионов, которые оказываются объектами налоговой дискриминации. В этом отношении государственные рас­ходы являются более гибким инструментом.

В экономической системе налоги выполняют три функции: фискальную, перераспределительную и стимулирующую. Исторически наиболее ранней и одновременно основной функцией налогов является фискальная. Ее содержание состоит в том, что за счет налогов формируются финансовые ресурсы государства, которые необходимы для дальнейшего осуществления расходов (оборонных программ, социальных выплат и т.п.). Налоги являются основой доходов государства, поскольку именно они обеспечивают наибольшую часть поступлений в бюджет.

В нормативной экономической теории используется понятие “оптимальное налогообложение”. Выработать единый подход к построению оптимальной налоговой системы очень сложно, поскольку социально-экономические условия различных стран существенно отличаются и требования, предъявляемые к налогообложению, зачастую носят противоречивый характер. Известный экономист Джозеф Стиглиц выделяет пять основных характеристик, которым должна соответствовать налоговая система государства: экономическая эффективность; справедливость; административная простота; гибкость в изменяющихся экономических условиях; политическая ответственность.

Экономическая эффективность налогообложения подразумевает его соответствие условиям эффективного распределения ресурсов в экономике.

При определении понятия “справедливость налоговой системы” принято рассматривать два его аспекта:

1. горизонтальное равенство налоговой системы обеспечивается в том случае, если одинаковые во всех отношениях индивиды несут равную налоговую нагрузку. Данное правило соблюдается в том случае, если налоговая система не содержит элементов, дискриминирующих одного налогоплательщика по отношению к другому (например, по признаку расы или вероисповедания).

2. принцип вертикального равенства предусматривает, что определенные категории налогоплательщиков должны иметь больший или, наоборот, меньший уровень налоговых обязательств. Можно выделить три различных критерия, позволяющие определить, кто должен платить больше налогов и насколько:

а) возможность уплачивать налоги. Уровень платежеспособности людей определяется получаемым ими доходом. Чем выше уровень дохода, тем при прочих равных условиях ниже предельная полезность каждой дополнительной его единицы. Если государство стремится обеспечить одинаковое снижение полезности в результате уплаты налогов для бедных и богатых членов общества, налогообложение доходов последних должно осуществляться по более высоким ставкам;

б) уровень экономического благосостояния. Оценить данную величину можно с помощью показателей дохода и потребления.

в) экономический потенциал налогоплательщика. Этот критерий связан не с фактическим, а с потенциальным уровнем доходов человека с учетом его способностей, навыков, уровня образования и трудового стажа. Обладая высоким человеческим потенциалом, налогоплательщик может использовать его не полностью. Он будет платить низкие налоги за счет того, что уровень его доходов будет ниже. Аналогично, предприятие может не использовать полностью свои производственные мощности, снижая тем самым уровень налогов.

в) выгоды, получаемые от государственных расходов. Налоги формируют бюджет государства, который в свою очередь расходуется на финансирование различных общественных программ. Однако, не все налогоплательщики получают от этих программ одинаковые выгоды. Если государство финансирует строительство железной дороги, то люди, ежедневно пользующиеся ею, получают большие выгоды, чем те, кто предпочитает ездить на автомобиле. Соответственно, их участие в покрытии данных государственных расходов должно быть более высоко.

 

 



2016-01-26 324 Обсуждений (0)
фискальная политика-цели и инструменты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: фискальная политика-цели и инструменты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)