Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций



2016-01-26 1903 Обсуждений (0)
Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества.

2. Социокультурные проблемы внедрения инноваций и передачи технологии.

 

1. Динамичность научно-технического прогресса в решающей степени зависит от научного потенциала и определяющей его состояние и развитие, политики государства. Под научно-техническим потенциалом понимают ресурсы и возможности, которыми страна располагает для развития научно-технической сферы, и достигнутый здесь уровень. То есть, это реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных исследований и использования их результатов в социальной политике.

Масштабы и уровень научного потенциала характеризуется такими параметрами, как величина затрат на науку и их доля в ВВП, численность занятых в научной сфере и оснащенность их труда основными фондами. Так же - структура затрат и научных кадров по отраслям науки, стадиям научно-исследовательского цикла и видам научных учреждений, информационное обеспечение научной деятельности, количество открытий и изобретений, их значимость и эффективность. Основными параметрами, характеризующими технический потенциал, являются объемы производства и применения прогрессивной техники, уровень механизации, автоматизации, электрификации, химизации в народном хозяйстве, сроки внедрения научно-технических достижений и др. То есть критериями оценки научного потенциала являются количественные и качественные показатели и достижения. Исследование научного потенциала общества с философских позиций необходимо для более полного познания науки и выработки более совершенных форм управления научно-техническим прогрессом. Наука – один из важных социальных ресурсов общества, научное знание – его информационный ресурс.

В структуре научно-технического потенциала выделяются несколько подсистем:

кадровая - носителями научного потенциала являются люди – научные кадры вместе с системой их подготовки;

материально-техническая - материально-вещественные элементы науки, образующие ее материальный фундамент: здания, оборудование, вспомогательные службы, приборы, компьютерная и вычислительная техника;

информационная – информационное обеспечение научной деятельности;

организационная - четкое планирование, определение актуального направления в развитии науки, организационные факторы, размер финансирования.

Сегодня регулирование научно-технической сферы осуществляется на основе принципа сочетания самоорганизации с государственным управлением. Свободные производители за собственный счет имеют возможность организовать исследования и внедрить их результаты, отвечая за последствия. Научная и научно-техническая деятельность осуществляется в конкурентной среде и подчиняется действию закона спроса и предложения. Однако ключевые области контролирует государство. Главными задачами такого вмешательства в научно-технической сфере являются концентрация ресурсов на общественно значимых направлениях, обеспечение единства действий, социальная ориентация НТП, интеграция страны в мировые процессы. Цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации их достижений определяются научно-технической политикой, которая является важнейшей составной частью социально-экономической политики. В РФ принят Федеральный Закон "О науке и государственной научно-технической политике

В законе поставлена задача сформировать национальную инновационную систему и повысить эффективность использования результатов научной и научно – технической деятельности. Главное содержание научно-технической политики составляют перечень приоритетных направлений НТП и система мероприятий по их поддержке государством. В настоящее время приоритетными направлениями в РФ являются социально ориентированные исследования и разработки, прорывные технологии, экологические и оборонные НИОКР. Важнейшими формами государственной поддержки научной, технической и экспериментальной деятельности выступают бюджетное финансирование и система экономических льгот

Основным средством реализации научно-технической политики государства является макропланирование. Его базой являются прогнозы. В процессе их разработки дается оценка вероятности появления новых научных идей, теорий, открытий и изобретений. Прогнозируются масштабы нововведений, технологические перевороты, формирование и распространение новых научно-технических направлений и технологических принципов, перевороты в лидирующих отраслях техники, смена поколений техники и технологии в рамках одного направления, темпы и масштабы распространения новой техники в сферах ее производства и применения. На основе прогнозов разрабатываются целевые программы решения научно-технических проблем, которые в современных условиях являются основной формой реализации научно-технической стратегии государства.

Научно-технической политикой государства определяется подход к финансированию НТП. Главной отличительной чертой его являются множественность источников и программно-целевая ориентация.

Фундаментальные исследования в основном финансируются из бюджета. Государственные средства выделяются при широком участии экспертов и используются строго по прямому назначению в соответствии со сметой. Наряду с бюджетными средствами для финансирования фундаментальных исследований используются представляемые на конкурсной основе гранты (субсидии) научным коллективам и отдельным ученым.

В финансировании прикладных исследований применяются госзаказы и долевое государственное финансирование. Госзаказ может иметь форму целевого контракта с исключительным правом государства на использование полученных результатов или форму конкурсного контракта с распределением права собственности на результаты между ним и исполнителем. Долевое государственное финансирование может применяться при создании консорциумов или привлечении на конкурсной основе исполнителей, обязанных профинансировать не менее половины вложений в проект.

Финансирование внедренческих работ может осуществляться в форме государственных заказов и льготных кредитов.

 

2. Сопротивление нововведениям научно-технические достижения одних исторических эпох является базой формирования новых, существует преемственность в развитии науки и техники. В этом плане НТП выступает как единство нового и старого. Появление нового утверждает себя в обществе через систему инноваций, которые являются результатом НТП и играют важную роль в ускорении его темпов.

Инновации – это новые способы, приемы, методы реализации любых внутриорганизационных процессов, которые носят научный, технический, технологический, экономический, организационный и социальный характер, а также обеспечивают формирование конкурентного преимущества предприятия.

Инновации появляются в результате инновационной деятельности — комплекса взаимосвязанных мероприятий, предусматривающих последовательный ход этапов генерации идей, проведения научных исследований и реализации мероприятий по улучшению уже имеющегося или внедрение принципиально нового продукта, которым могут выступать как продукция предприятия, так и производственно-управленческие процессы. Как самостоятельное направление государственной политики - целенаправленное стимулирование нововведений, то есть инновационная политика – это совокупность научно-технических, производственных, управленческих, финансово-бытовых и других мероприятий, связанных с продвижением новой или улучшенной продукции на рынок сбыта. Это более широкое понятие, чем научно-техническая, которая традиционно сводится к выбору приоритетов в науке и технике. Инновационная политика, в широком понимании, объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Она затрагивает всю социально- экономическую среду, включая производство, банки, научно-технические кадры, уровень научно-технической грамотности населения страны. Инновационная политика государства направлена на хозяйственное использование научно-технического потенциала, на укрепление внутренних связей в научно-техническом комплексе.

Но инновации всегда встречают сопротивление со стороны части общества. Под сопротивлением нововведениям понимается любое поведение члена организации, направленное на срыв и дискредитацию осуществляемых преобразований. Данный феномен является прямым следствием фактора неопределённости, заключающегося в новшестве и воспринимаемого определённой частью индивидов как угрозу их стабильному положению в рамках существующей социальной системы. В качестве источника сопротивления часто выступают иллюзии индивида относительно собственной важности, а сопротивление нововведениям обратно пропорционально желанию индивида приобрести новый опыт и получить вознаграждение. Кроме того, проблемы внедрения инноваций заключаются в недостаточном контроле на государственном уровне. Это административные барьеры, коррупция, незначительное внимания практическому применению результатов НИОКР, которые финансируются из федерального бюджета.

 

Передача технологий всегда является составной частью инновационного процесса. Самый типичный случай – это передача технологий из одних стран в другие, при которой социально-экономическая и особенно социально-экологическая оценка передаваемых технологий экспертными группами незаинтересованных специалистов, становится определяющей для принятия правильного решения. Оценка технических проектов также связана с социокультурными проблемами передачи технологии, включая проблему трансформации социальных структур при внедрении новых технологий. Часто за передачей устаревшей или даже самой современной технологии скрываются интересы сбыть, например, экологически вредную продукцию в другие страны, поскольку в собственной стране эти продукты запрещены к распространению более строгим экологическим законодательством. В этом случае при принятии решения необходимо опираться именно на оценку незаинтересованных экспертов, которые не получают выгоды от такого рода трансферта. Оценка технологии должна при этом учитывать не только технические, естественнонаучные и экономические аспекты, но включать в себя социальные, политические, этические и социально-экологические компоненты. Однако зачастую передаваемая и весьма продвинутая технология не учитывает традиций, социокультурных особенностей, хозяйственных и природных возможностей тех регионов, куда она передается. Передача технологии охватывает самые различные этапы процесса создания и внедрения новой техники, начиная от научных исследований, могущих иметь результатом технические инновации, и кончая передачей готовых технологий. На каждом из этих этапов требуется комплексная оценка возможных последствий разрабатываемой или внедряемой технологии для общества в целом или хотя бы для отдельного региона, либо государства (добыча сланцевой нефти).



2016-01-26 1903 Обсуждений (0)
Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1903)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)