Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема происхождения способностей



2016-01-26 574 Обсуждений (0)
Проблема происхождения способностей 0.00 из 5.00 0 оценок




Один из самых сложных и волнующих вопросов – вопрос о происхождении способностей: врожденны способности, или они формируются прижизненно? Термины «врожденный», «прирожденный» (т.е. имеющийся к моменту рождения) обычно употребляют в смысле «полученный по наследству». Он с научной точки зрения это нестрого: до рождения индивид проходит длитиельный путь внутриутробного развития, в течение которого он подвергается «средовым воздействиям». Поэтому термин «наследственный» более точен для выражения предполагаемого смысла. Ответы, которые даются на поставленный вопрос, очень противоречивы и часто диаметрально противоположны. На одном полюсе можно найти высказывания типа: «музыкантом (математиком, поэтом) нужно родиться», на другом – известный афоризм: «талант – это 1% способностей и 99% пота». В пользу каждой альтернативы приводятся факты, соображения, доводы. Рассмотрим некоторые из них: 1. Обычно считается, что доказательством врожденности (наследственности) способностей служит их разное проявление у ребенка. Известно, например, что у Моцарта обнаружились музыкальные способности в 3 года, у Гайдна – в 4 года; Рафаэль проявил себя как художник в 8 лет, Гаусс как чрезвычайно способный к математике в 4 года и т.д. 2. О врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Часто в связи с этим проводятся примеры одаренных семей и целых династий: Бахов, Дарвинов, Джемсов и др. К этой же категории относят данные специальных исследований. Пример: определялась музыкальность детей, у которых либо оба родителя музыкальны, либо оба родителя немузыкальны. Результаты оказались следующими: дети Ярко выраженная музыкальность Совсем немузыкальны родители Оба музыкальны 85% 7% Оба немузыкальны 25% 58% Эти факты не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностях родителей с большей вероятностью создаются условия для развития тех же способностей у детей. Итак, количественные данные только что приведенного типа любопытны. Но они скорее отражают результаты совместного действия обоих факторов (генотипического и средового), чем говорят в пользу одного из них. 3. Более строгие факты поставляют исследования с применением близнецового метода (хотя и он имеет свои ограничения). В ряде исследований сравнивались между собой показатели умственных способностей однояйцевых (монозиготных) близнецов и просто братьев и сестер (так называемых сибсов). Корреляция показателей внутри монозиготных пар оказалась очень высокой (0,8 – 0,7), тогда как те же сравнения в парах сибсов дали коэффициенты порядка 0,4 – 0,5. 4. Впечатляющие результаты были получены также в экспериментальных исследованиях на животных с применением метода искусственной селекции В одном исследовании крысы обучались находить путь в лабиринте. Из всех животных отбирались те, которые успешно справлялись с задачей, и те, которые, наоборот, были наименее успешны. Внутри каждой группы успешных («умных») или неуспешных («глупых») производились скрещивания. В следующие поколения процедура повторялась: снова отбирались «умные» и «глупые» животные, снова они скрещивались между собой внутри каждой группы. Так повторялось в течение шести поколений. Результатом этих экспериментов стало свидетельство накопления генетической предрасположенности к успешному обучению Таким образом, все-таки существуют доказательства в пользу генотипических предпосылок способностей. Но как велика их роль? Насколько успех в развитии способностей зависит от наследственных задатков? Для обсуждения этого вопроса нужно рассмотреть противоположные факты. – те, которые показывают действие внешних условий, а также воспитания и обучения на формирование способностей. Среди них есть также более и менее точные. 1. К менее точным относятся результаты деятельности выдающихся педагогов. Известно много случаев, когда в различных областях деятельности (науки, искусства и т.п.) вокруг одного учителя возникала целая плеяда, большая группа талантливых учеников, по своей численности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов статистики. 2. Более точные доказательства представляют факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур. Пример такого развития был обнаружен в исследовании звуковысотного слуха, которое проводилось О.В.Овчинниковой, Ю.Б.Гиппенрейтер под руководством А.Н.Леонтьева. Звуковысотный слух, или восприятие высоты звука, составляет основу музыкального слуха. Исследуя эту перцептивную способность с помощью специального метода было обнаружена сильная недоразвитость ее примерно у одной трети взрослых русских испытуемых. Как и следовало ожидать, эти же лица оказались крайне немузыкальны. Применение того же метода к испытуемым-вьетнамцам дало резко отличительные результаты: все они по показателю звуковысотного слуха оказались в группе лучших; по другим тестам эти испытуемые обнаружили также 100% музыкальность. Эти удивительные различия находят объяснение в особенностях русского и вьетнамского языков: первый относится к «тембровым», а второй – к «тональным» языкам. Во вьетнамском языке высота звука (тональность) несет в себе функцию смыслоразличения, а в русском языке такой функции увысоты речевых звуков нет. В русском языке, как и во всех европейских языках, фонемы различаются по своему тембру. В результате все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают свой музыкальный слух, чего не происходит с русскими или европейским детьми. Пример очень поучителен, т.к. показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнения в формирование такой «классической» способности, какой всегда считался музыкальный слух. 3. Убедительные доказательства участия фактора среды были получены в экспериментальных исследованиях на животных, где применялся уже известный вам метод искусственной селекции На это раз предварительно отобранное поколение «умных» крыс выращивалось в условиях обедненной среды, где они были лишены и разнообразных впечатлений, и возможности активно действовать. В результате оказалось, что такие крысы при обучении в лабиринте действовали на уровне «глупых» животных, воспитанных в естественных условиях. Противоположный результат дали опыты с выращиванием «глупых» крыс в обогащенной среде: их показатели оказались приблизительно такими же, что и у «умных» крыс, выросших в нормальных условиях. Эти исследования не просто показывают значение условий воспитания для формирования способностей. Общий вывод, который можно сделать ни их основании, более значителен: факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего. Перед психологией очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Тонкие механизмы такого процесса еще неизвестны. Однако некоторые сведения могут быть привлечены к обсуждению этого вопроса. Это прежде всего данные о сензитивных периодах формирования функций. Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Н-р, у ребенка 2-3 лет интенсивно развивается устная речь, в 5-7 лет он наиболее готов к овладению чтением, в среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию роли. Эти периоды готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-то функция не получила своего развития, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Н-р, в подростковом возрасте очень трудно научиться прямохождению и речи. После всего сказанного, становится ясно, что ни один из полярных ответов на вопрос о происхождении способностей (их врожденности или приобретенности) неверен. 3. Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую: 1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей); 2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интел- лектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно- лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Этиспособности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру; б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно- логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к ; конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям; в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом; г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и Оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д. Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения. Итак, различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знаний и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области. Достаточно высокий уровень развития общих способностей – особенности мышления, речи, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и пр. – позволяет достигать значительных результатов в самых различных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе. Почти не бывает людей, у которых равномерно выражены все перечисленные выше способности. Специальные способности – это способности к определенной Д., которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности, и количественной характеристике способностей, сколько в их качестве – к чему именно он способен, какие это способности. Общие и специальные способности неразрывно связаны др. с др. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека. Специальные способности сложились в ходе развития человеческой культуры и человеческого общества. «Все специальный способности человека – это, в конце концов, различные проявления, стороны общей егоспособности к освоению достижений человеческой культуры, ее дальнейшему продвижению, - отмечал С.Л.Рубинштейн. – Способности человека – это проявления, стороны его способности к обучению и труду». Развитие специальных способностей каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути его развития. Специальные способности классифицируются в соответствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктивно-технические, музыкальные, художественные, лингвистические, сценические, спортивные, педагогические, способности к теоретической и практической деятельности, духовные способности и др. Все они являются порождением сложившегося в истории человечества разделения труда, возникновения новых областей культуры и выделения новых видов деятельности как самостоятельных знаний. Все виды специальных способностей являются результатом развития материальной и духовной культуры человека и развития самого человека как существа мыслящего, деятельного. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, т.к. именно в это время формируется музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней одаренности могут служить В.А.Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.И.Гайдн – в 4 года, Я.Л.Ф.Мендельсон – в 5 лет, С.С.Прокофьев – в 8 лет. Несколько позже проявляются способности к живописи, скульптуре: у Рафаэля – в 8 лет, у Б.Микельанджело – в 13 лет, у А.Дюрера – в 15 лет. Технические способности выявляются, как правило, позднее, чем способности в области искусств. Это объясняется тем, что техническая деятельность, техническое изобретательство требуют весьма высокого развития высших психических функций, прежде всего мышления, которое формируется в более позднем возрасте – в подростковом. В области научного творчества способности выявляются существенно позднее, чем в других сферах деятельности, как правило, после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности. Необходимо помнить, что любые творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того, чтобы получить результат необходимы знания и опыт, труд и терпение, воля и желание, нужна мощная мотивационная основа творчества. 4. Способности не могут быть поняты и не могут рассматриваться вне личности. Развитие способностей и развитие личности – взоимообусловленные процессы. Именно на это обращают внимание психологи, подчеркивая, что «развитие способности дает не только практический эффект, повышая качество деятельности, но и личностныйэффект удовлетворения от ее процесса, который выступая подкреплением, оказывается, в свою очередь, условием способности» (К.А.Абульханова- Славская)



2016-01-26 574 Обсуждений (0)
Проблема происхождения способностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема происхождения способностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (574)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)